Какие они - немцы?

Прочитала сегодня статью о том, что с помощью социальной инженерии можно изменить характер нации; а также  о том, что после окончания второй мировой войны американцам удалось изменить характер немцев.

То, что американцы над этим работали и что они достигли определённых результатов, несомненно. Но они не создавали сегодняшний немецкий менталитет на пустом месте, они опирались на качества немцев, которые изменить или нивелировать невозможно.

Какие они – немцы? Что за качества делают немцев таковыми?

В Германии я живу уже двадцать лет, и мой интерес к немцам никогда не ослабевал. Обстоятельства сложились таким образом, что в Германию я приехала уже с языком и языковых проблем у меня не было вообще, что мне позволило сразу же погрузиться в языковую, социальную и ментальную среду.

Интересно, что я лично знаю много моих бывших соотечественников, которые при похожих и даже лучших исходных условиях не испытывают интереса ни к немцам, ни к Германии, ни  к её культуре. Этому, несомненно, есть объяснения, и это даже какой-то плюс, когда человек сохраняет свою идентичность на сто процентов, потому что не впускает в себя чужую.  Но есть и другой путь: можно сохранить свою идентичность и даже сделать её богаче, переняв лучшие качества нации в стране пребывания.

Сами немцы себе не очень нравятся –  относятся к себе критически. Например, они считают что они слабо эмоциональны. Скажу сразу: кто-то слабо, а кто-то и вполне себе ничего. То, что они сдержанны, это бросается в глаза сразу же. Я сказала себе: если человек не показывает свои эмоции, это не значит, что он их не испытывает. Я была убеждена изначально, что все люди на планете Земля скроены по одному лекалу. И не может такого быть, что кто-то испытывает какие-то эмоции, а другие к этому неспособны.

Немцы не показывают не только отрицательных переживаний, но и проявлений большой, бурной радости. Объяснение я нашла в их почти гипертрофированном уважительном отношении с ближнему. Они просто стараются не нагружать другого человека своими собственными эмоциями – бережно относятся к чужому личному пространству.

И если на первый взгляд кажется, что это ой как здорово, то по прошествии времени начинаешь ценить противоположное качество русского менталитета – эмоциональную жизнь на публику. Русские артистичны, чего немцы лишены полностью. И начинаешь при встрече с русскими, а также носителями русского менталитета ценить охи  и ахи, изливаемые на случайных прохожих. Потому что это очень человечно – страдать или радоваться. Именно страдания и радости делают нас людьми, и показать себя человеком – в этом нет не только ничего постыдного, это даже акт мужества – выставить себя  на людской суд, заранее не зная реакции.

А как у немцев с мужеством?

Вспоминаю первые месяцы жизни в Германии, когда я начала передвигаться по Ганноверу на велосипеде. Иногда сворачиваешь за угол, а навстречу тебе почти в лоб вылетает другой велосипед. То, что нам в итоге удавалось разминуться – не моя заслуга. Я не могла в такой ситуации сохранить хладнокровие, а у немцев этого хладнокровия – хоть отбавляй. Ни малейшей гримаски на лице визави, только точный поворот руля, и вот его уже и след простыл. Визави, замечу, любого возраста и любого пола. Вот такие старики на велосипедах учили меня жизни, одним своим невозмутимым видом учили. В Ганновере иногда приходится ездить на велосипеде по проезжей части. И если я сначала мысленно падала в обморок, то глядя на этих стариков, говорила себе: если они могут, значит, и я смогу.

Немцы хладнокровны и не испытывают страхов, которые мы, русские, испытываем в изобилии. При этом мы не боязливы – мы артистичны и обладаем бурной фантазией.

Не в этом ли хладнокровии кроется секрет бесстрашия немецкой армии на протяжении разных эпох? Я думаю, в этом.

Ещё немец очень разумен. Он никогда (разумный немец) не полезет на рожон. Мысленно взвесит шансы и спокойно отступит. Даже если его унизили, он отступит и забудет об этом происшествии.

Не таков русский. Он может временно отступить, но никогда не забудет и обязательно ответит. Русского победить невозможно – он не даст противнику такого шанса, пока жив.  И если кто-то скажет, что дело в злопамятности, то это не так. Дело в обострённом чувстве справедливости.

А разве немцам чувство справедливости незнакомо?

Как нет людей, не умеющих испытывать эмоции, так и нет людей, не знающих, что такое чувство справедливости. Но русский за справедливость закроет грудью пулемёт или направит свой самолёт на таран. А немец перепоручит дело справедливости высшей инстанции – Богу. Русский в своём сознании может временно занять место Бога (меня всё касается!), немец – никогда.

Именно во врождённой религиозности истоки  всех удач и всех катастроф этой нации.

Эта нация настолько своеобразна, что даже церковь создала для себя и под себя.   Католицизм вполне комфортно прижился и в Испании,  и в Австрии, и в Польше, и во Франции. Мартин Лютер «подреформировал» католицизм. В итоге получилась протестанская церковь, из храмов которой исчезли декоративные элементы, исчезла внешняя красивость – немцы сдержанны и скромны. Исчезла из церкви и ложь пап и католических священников – осталось только Евангелие как главная Истина – немцы правдивы.  Появилась Библия на немецком языке, чтобы все читали и приобщались к Истине – немцы любознательны и тянутся к знаниям. Главные немецкие добродетели – трудолюбие и скромность. И безусловное    доверие к Богу и Божьему промыслу.

Безусловное доверие к верховной власти – источник всех катастроф этой нации. Если бы Гитлер захватил власть, у него ничего не получилось бы. Но Гитлер пришёл к власти законным путём – его партия выиграла парламентские выборы. Результаты всем  известны.

Фрау Меркель пришла к власти законным путём – её партия выиграла парламентские выборы. Результаты мы наблюдаем сейчас.

Тот психолог, который догадался, как можно добиться от немецкой нации практически всего, если это происходит на законных основаниях – этот психолог был гением.

Лучше иногда «включать» в себе Бога, чем доверить себя без остатка  людям на вершине власти. Ведь только Бог способен всегда любить то, чем владеет. У людей это получается гораздо реже.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.