Кладоискатель1

КЛАДОИСКАТЕЛЬ*
1
Это был один из дней последний моей недели перед отъездом домой из Адлера. Время , когда зелёные ежи азалий вдоль дорог и набережных, неожиданно выбрасывают мясистый стебель, увенчанный изящными , похожими на стократно увеличенные ландыши, колокольчики. Конец первой декады октября, когда пустеют пляжи, и кафе, а на отмелях Мзымты место робинзонствующих парочек занимают ловцы кефали, выхватывающие серебристых рыбин из первого наката прибрежной волны. Вечером ещё выделывает «Бессамо мучо» пытающийся продлить бархатный сезон стритарь-гитарист, но того наплыва людей уже нет –и монетки падают на чехол всё реже и реже. Зато у рыбаков начинается клёв. И они одну за одной выдёргивают рыбин из их родной стихии.
Наблюдая за одним таким рыбаком, я сидел за столиком ещё работающего кафе и, считая звездочки на этикетке, цедил из бокала армянский коньяк. Я пытался представить себе –кто это там фехтует удилищём? В стороне стоял велосипед рыбака, подпёртый большой синей сумкой. На мужчине были резиновые ботфорты и делая мушкетёрский выпад своей трехметровой рапирой, он словно бы вёл дуэль, с какими –то невидимыми гвардейцами кардинала. Он пришёл сюда явно не ради спортивного интереса, и пойманную рыбу не выпускал, а складывал в пластиковое ведро. Значит, он не обитатель отелей, нагромождённых вокруг диковинных построек олимпийского комплекса. И не хозяин частной гостиницы , зазывающей состоятельных отдыхающих пальмами под окнами, вензелями на оградах и вьющимся по ним виноградными лозами. Живёт где-нибудь в лачуге на горе, вряд ли имеет стабильный заработок…И вот эти рыбины для него и его жены, все равно, что бриллиантовые подвески для мушкетёров и Королевы…У каждого Дартаньяна есть своя мадам Бонасье, ради которой он проколет шпагою её обидчика. Констанция была хорошенькой женой галантерейщика, чей дом превратился в постоялый двор для забияк. А сколько тут таких! Юг. Гостиничный бизнес. Желание красиво жить, воплощаемое в сервис.
Юные выходят замуж за состоятельных – и чем выше громоздятся отели-тем больше разрыв возраста между мужьями и женами, дамами сердца и бойфрендами. Вот и среди отдыхающих – старец с юной подружкой, годящейся ему в дочери и все больше солидные примадонны с юношами . Любви все возрасты покорны. И похожий на патриция времён упадка Римской империи мэн, разгуливающий в обнимку с юной гетерой, вывернув из кармана пятисотенную, заказывает стритарю-гитаристу «молодую».
От ветвящихся ассоциациями мыслей о рыбаке и его рыбалке, меня отвлёк человек , идущий по берегу с металлоискателем. Он ступал босыми ногами по колено в воде. Штаны его были закатаны. День выдался пасмурный, но не холодный. Под вечер жара не спала, наоборот стало душно. Вода же после свежего ветерка казалась просто кипячёной. Экзотический персонаж напоминал газонокосильщика с триммером. Только разросшейся травой в этом случае были волны, они нахлестывали вкривь и вкось, сыпля брызгами даже на столик кафе, будто скакавший на взмыленном скакуне из Лондона в Париж мушкетёр обронил подвески Анны австрийской -и шмякнувшись об мол, они разлетались вдребезги.
Зайдя со стороны Мзымты от отмели , на которой обосновался рыбак с его велосипедом, «газонокосильщик» прочесал уже два прямоугольника между волнорезами. Иногда он нагибался и что-то складывал в сумку. И снова шарил металлоискателем там, где пенясь конскими мордами, отступали гривастые волны.
2.
Поравнявшись с кафе, где сидел я, он остановился и двинулся в мою сторону.
-Огоньку не найдётся?-присел он на свободный плетеный стул кафе, оформленного в «тропическом стиле». Крыша из камыша, открытая веранда. Я достал зажигалку и попробовал зажечь вынутую им из пачки сигарету.
- Промокла!- досадуя , швынул он рассыпающееся в руках табачное изделие.
Я вынул свою пачку сигарет. Огонёк затеплился и, с жадностью затянувшись, мужчина произнёс:
-Сегодня улов не очень.
-А что ищите?- полюбопытствовал я, продолжая смаковать согревающее.
-Что море вынесет. Бывает и кое- что ценное. А так –кто цепочку золотую обронил. Кто серьгу. Реже кольца. А случается -старинные монеты. Вот такие…
Он положил на стол тускло мерцающий кругляшок. Это была греческая драхма- пятого –шестого века до нашей эры. Денежная единица несущая на себе память времён посещения Колхиды аргонавтами. В те времена греки украшали монеты, как и щиты изображениями кентавров, Диониса, Горгоны.
С миниатюрного медного щита Персея на меня глядела змееволосая Горгона.
- Ну что интересно?- лукаво прищурился кладоискатель.
- Мне, как историку, конечно интересно. К тому же я и нумизмат…
-Я знаю. Мне хозяин хостела, в котором ты поселился о тебе рассказал…Мол, молодой учёный из Омска- Саша.И о том, что ты покупаешь монеты поведал. Если понравилась, покупай. Это не фальшивка…Меня звать Анастас. Меня тут все знают по кличке Грек. У меня и бизнес есть- частная гостиница, бакалейная лавка, как у Жоры…Мы все тут сувенирами, тряпками торгуем, не сами , понятно, жёны наши, меня больше интересует древность, мои корни…
Я понял, что этот человек неспроста подошёл ко мне попросить закурить. Скорее всего он даже и на берег заявился , наведя справки –где я бываю…Хотя об этом знала только жена хозяина хостела, которая была в два с лишним раза моложе его. Он, семидесятилетний уроженец Тюмени, сколотивший ещё в советские времена первые свои капиталы на северах и строительных шабашках Зауралья, позже приумноживший их перепродажей всего и всея – бодрячок , совершающий пробежки трусцой по набережной возле олимпийского комплекса. Она – очаровательная краснодарская казачка с золотым руном волос на голове, торгующая галантерей и сувенирами в лавке на набережной.
Сюжет прихваченного мною в дорогу любимого с детства романа Дюма стал воплощаться в первые же дни, как только я прибыл в субтропический Рай из своей сибирской Гаскони на коне без хвоста. То бишь на поезде. Древние, как гниющие на дне моря триремы мужья, берущие в жены полюбивших их капиталы молоденьких афинянок, рискуют постоянно носить рога. И они их носят. Изображая на своих монетах Минотавров с бычьими и Фавнов с бараньими рогами , древние греки в чеканке закрепили эту истину на века. И уже в третий вечер Минотавр отыскал свою Ариадну в её сувенирно-галантерейной лавке. И вывесив на стеклянной двери табличку «закрыто» мы очутились в объятиях Элефсинской мистерии, выдавленной в черную сочинскую ночь, как виноград в чашу.
- Значит, вам поведал обо мне Георгий Степанович…
-Да. Жора. Его здесь все знают. И он кое –что рассказал о вас. И частности, что вы, молодой человек, увлекаетесь нумизматикой…
- Да. Как кладоискатель кладоискателю скажу- и не только ею, - отхлебнул я коньяку, поглядывая на дефилирующих по набережной курортных див. С минуты на минуты должна была подойти она. Но , скорее всего, увидев из далека Грека, свернула куда-нибудь вбок и сидя за столиком кафе, издалека наблюдает за нами.
- Слышали о золоте Колчака? По моей версии оно лежит на дне Байкала. Провалилось под лёд во время транспортировки. И каждый год мы выезжает туда с аквалангами. Вот и тут я поплавал, кое -что нашел…
- Золото Колчака- журавль в небе. А это синица в руки…Покупай..
-У меня с собой нет таких денег, – отодвинул я нумизматическую редкость потомку аргонавтов. – Хотя монета интересная…
- Так речь ведь не о том, чтобы сразу платить…Бери –потом расплатишься...
3.
Он исчез, как будто его сдуло, как пену с волны. Мы сидели с Тиной за столиком и делали вид, что не знаем друг друга. Она покинула свою лавку минут на двадцать. Встречаться нам было всё сложнее и хотя хостел опустел-и там никого не было, во все окна наблюдали соседи- и Тина могла приходить только в дни , когда муж уезжал к сыну в Геленджик и оставался там на двое –трое суток. Ветерок играл рыжими волосами Тины. Все оттенки золота и меди.Медиумическая медь. Колдовство.
-Муж что –то заподозрил, - сказала она.- будь острожен. Он ревнив и мстителен. И у него на побережье много друзей, больше связи.
Ещё немного посидев за столиком, она сорвалась с места-и зашагала по набережной, словно уносимая на крыльях разметавшихся от ветра волос. Я смотрел ей вслед – и воображение рисовало мне, как я делаю выпады шпагой, чтобы проткнуть этого толстого гвардейца кардинала –ее мужа, который, стоило его ткнуть – превращался в святошу Ришелье. Но главная его сущность состояла в то, что он – галантерейщик Бонасье.
4.
Последнее погружение. Дно хорошо освещённое высоким солнцем. На выдохе пузыри из акваланга немного снижают видимость, но в целом – обзор совсем неплох. Вот она бывшая площадь ушедшего под воду Гюэноса. На катере досюда –рукой подать. Этот абхазский Пантикапей ровесник Керчи. Обследую камни, отворачиваю один за одним, спугивая крабов и рыбин. Кувшин! Трогаю его- из него выкатываются кругляшки. В нетерпении тру. Металлический блеск. Очистив грязь и тину, вижу чеканный профиль. Это Тина! Просыпаюсь –в кулаке монета, за которую я ещё не расплатился. Монета разрастается. Это щит. На нём отчеканена голова Горгоны. Волосы шевелятся, ползут, подбираются к горлу…
Вынырнув из пучин сновидений, прислушиваюсь. Подозрительная, пугающая тишина. Спускаюсь по лестнице вниз. Компактный, вделанный в стену сейф, куда я складывал все находки и положил монету Грека – зияет . Дверка вскрыта-внутри –пусто, как на сердце после похмелья.
5.
- Так говорите монета с изображением Горгоны?- заглянув в сейф переспрашивает молоденький лейтенант полиции.- опять Грек чудит. Он эту монету кому только не продавал. А лохи-клюют. Опытный рыбак.
-Он и сам монеты ищет металлодетектором.
-Да понты это. Розыгрыш. Этот металлоискатель бутафория –и он не работает у него. Монета взята на прокат из музея. Там у него жена-молодуха работает.А где Жора? Он хозяин хостела и отвечает за безопасность отдыхающих. Грека мы вряд ли вычислим. Он сейчас где –нибудь в Турции. И там тоже нумизматов на курортах вычисляет. Чтобы взять в оборот. И всё по одной схеме.
-Жора у сына в Геленджике. –откликается Тина.
-А вы –кто будете. Дочь? Так я вроде его дочь знаю…
-Я –жена…
6.
Гвадейцы кардинала исчезли. Разбежались укорачивающимися в знойный полдень тенями по замысловатым улочкам Сочи. Вернувшийся из Геленджика, сдавший меня Греку Жора, оказался даже не галантерейщиком Бонасье, а заурядным пенсионером, давно переписавшим всё имущество и безнес на сына. Фехтовать не с кем.
Перрон. Чемодан. Паршивое настроение. В толпе провожающих появляется золотое руно волос Тины. Эти волосы! Они переливаются, они сверкают на солнце. Истинное сокровище, ради которого стоило гнать свой «Арго» на край света. Тина кидается на шею!
-Забери меня отсюда!
- Я напишу, как только приеду. А ты оформляй развод –и приезжай. Я буду ждать. Мама будет тебе рада…
-Возьми! –суёт Тина в руки мне деньги на дорогу и о, чудо, альбом с собранными монетами. Кроме монеты-Горгоны.-Жора велел передать. Это он так отомстил тебе за наш роман! Они тут все заодно. И разыгрывают целые спектакли.
Поезд трогается. Я вижу её в лёгком платьице. Подол шевелит ветерком, подобно странице забытого мною на пляжном лежаке романа. Я вижу Жору, Грека и молоденького лейтенанта у стены уплывающего вокзала. И понимаю, что главное сокровище –златовласую Тину –мне уже не вернуть.


Рецензии
Мастера умеют разводить... золото, монеты, клады хорошо только на страницах романов. В реальности весь рынок под контролем, в период СССР, был под контролем гос безопасности. Те кто находит, тут же сдают в дар государству.

Заметки Географа   11.06.2021 19:19     Заявить о нарушении
Это только метафора...😃

Юрий Николаевич Горбачев 2   11.06.2021 19:30   Заявить о нарушении
Вот что значит, техник- литератор и что такое техник-географ :)

Заметки Географа   12.06.2021 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.