Царская ложа

    Прежде чем написать рассказ о «Царской ложе» - основной сущности это рассказа, я немного отвлекусь, уйдя в далёкое и недалёкое прошлое культуры нашей страны.
Я постараюсь не занять для этого много времени.
               
                ***

Я родился в Ленинграде за полгода до начала войны.

В 8 лет моя мама привела меня в Эрмитаж.  Она ничего мне не объясняла, а просто неспешно вела меня сквозь анфилады залов, больших и малых комнат. Мелькали перед глазами картины, гобелены, канделябры, столы и стулья «ампир», обтянутые голубым шёлком. Двери залов были бесконечны, украшенные золотом и резной вязью, ручки были необыкновенной формы.
Потом были залы с огромными картинами, залы с гобеленами, а внизу зал с саркофагами египетских мумий. Множество посуды из лучшего тогда фарфора и фаянса стояли за стёклами шкафов. Это нельзя было охватить и понять. Коллекция Фаберже, коллекции подарков царям разных времён их правлений, коллекция оружия.
Конечно, это укладывалось в моей голове не за один день. Начиная с учёбы в школе и далее уже в студенческие годы, я стал частым посетителем не только Эрмитажа, Русского музея, государственной консерватории, Театров, и, в особенности –Мариинского театра оперы и балета.
 
               
                ***

Детское воображение впитало неописуемость всего этого богатства. Остановившись у одного из окон, я увидел Неву – сегодняшнюю, одетую в гранит при царях. Строгость и красота линий, убегающих вдоль Невы по обе стороны её берегов поражали искусством перспективы.
Я впитал в себя Эрмитаж, и он навсегда стал для меня символом искусства зодчих, построивших всё лучшее в этом моём городе.
                ***
Начиная от Петра1, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла1, Александра1, Александр II, АлександраIII, Николая1, Николая II, трудно вообразить, что сделали эти Правители для России и Петербурга. Они подняли Россию из полной темноты и вывели её на первое место среди европейских держав. Построены школы, гимназии, университеты, институты благородных девиц и множество зданий, которые до сих пор являются символами этого великого города.
Построены театры Александринский и Мариинский, Михайловский замок, Казанский собор. Шпиль Адмиралтейской иглы просматривается вдоль всей невской перспективы- так искусно была задумана планировка города. Десятки выдающихся памятников, сотни больших и малых мостов перекинулись через Фонтанку, канал Грибоедова. Большую, Среднюю и Малую Неву. На острове Кронверк была построена одной из первых Петропавловская крепость со своим блестящим шпилем, ставшим эмблемой города.

Я уверен, что цари, накапливая эти богатства, думали о продолжении своих династий. Но случилось то, что случилось.

И тогда в бурях и вихрях революций, гражданских войн у кого-то хватило ума сберечь эти богатства, не подвергнуть их разграблению, и сохранить их уже для нас, но не продолжателей династии, а простых людей, родившихся и выросших в этом городе, выживших в страшную блокаду.
Город не покорился врагам и был сохранён и воссоздан, и засверкал вновь своим великолепием, радуя теперь многочисленных туристов, наших и иностранных.
               
                ***

Петербург был и остаётся сокровищницей искусств. И это не только сокровища Эрмитажа и Русского музея, хранящих полотна и скульптуры великих художников и скульпторов, как русской живописи, так и разных стран мира.
Но Петербург хранит даты создания в России Русского балета и русской оперы. И опера, и балет родились давно.

               
                ***

4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо;вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучение 12
русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения.
Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.
Известны имена лучших учеников первого набора школы: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Афанасия Топоркова.


Опера в России появилась в XVIII столетии. А именно началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти» (музыка — Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык — В. К. Тредиаковский). Позднее при дворе появилась и французская труппа. В это же время появился большой спрос на оперу, стали открываться частные оперы.

 И уже в наше время и опера, и балет прославились на весь мир!

Здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге - историческое здание в стиле классицизма, построенное по проекту А. К. Кавоса в 1859-1860 годах на месте старого театра-цирка. В 1894-1896 годах здание было значительно реконструировано по проекту В. А. Шретера. Здесь размещается один из известнейших в России и мире театров оперы и балета — Государственный академический Мариинский театр.

               
                ***

Что я всем этим, написанным выше хотел сказать? Что всё, чем восхищается весь мир, чем восхищаемся мы сами, построили монархи- царствующая в России династия Романовых. Я бы даже сказал: честь им, и хвала! Лучшие архитекторы, лучшие зодчие и скульпторы работали на них. И они строили город не только для себя. Десятки иностранных кораблей со всего света стояли на якорях на Неве. И восхищению европейцев не было конца, как нет его и сейчас.
И совсем недаром, а с данью уважения, наша церковь освятила останки жестоко убитых самого царя Николая II и членов его семьи, возведя их в ранг Святых и при непосредственном участии нашего правительства. Они были захоронены рядом с их славными предками Петром I и Екатериной II в Петропавловской крепости. Они все создали из России могучую державу, которую мы воссоздаём через 100 лет и по сей день!

                ***

Закончив школу ( а школу я заканчивал в городе Алма-Ате), я уже прощался с родительским домом, и уезжал в Ленинград – свою родину, где мне предстояли новые встречи уже с Мариинским (тогда Кировским) театром оперы и балета, Государственной консерваторией и Хоровой капеллой имени Глинки. Кроме этого, предстояли встречи после раннего детства вновь с Эрмитажем, Русским музеем и, конечно, Петродворцом. Но главным на первом плане была музыка. И вскоре я уже был завсегдатаем Мариинского театра.
                ***

 В ту пору я ещё застал на первых рядах консерватории седых дам и их спутников с лорнетами в руках и моноклями в глазах. Это были последние остатки дворян, не уехавших из России в революционные годы и сохранившие страстную приверженность к классической музыке. Это были совсем другие люди. Они казались пришедшими из другого мира. Они хлопали артистам не спеша, благодарно. Руки дам были в чёрных перчатках, иногда до локтей. В кулуарах они неспешно разговаривали, кивая в такт рассказчику, и благосклонно наклоняя головы. В жаркие дни они непременно обмахивались веерами.
А когда я заставал их в опере, то замечал, что в антрактах они незаметно поворачивали головы в сторону Царской ложи или к закрытым ложам у сцены для высокопоставленных персон.
                ***


Однажды мне достался последний билет в оперу. Он случайно нашёлся в кассе. Спектакль уже начался и, служительница театра, взяв меня под руку, повела меня с собой на второй ярус. Мы подошли к дверям, где была табличка «Царская ложа». Она открыла ключом дверь и сказала: «Я тебя помню, смотри юноша. Когда закончится спектакль я приду и открою».  Я сел на первый ряд. Здесь я был совершенно один, хотя мест было достаточно. Шла увертюра к моему любимому балету «Щелкунчик», и я вдруг осознал невероятность своего положения – я сидел в Царской ложе совершенно один! Избыток чувств сдавил горло, и в глазах появились слёзы. Такого почёта я нечаянно удостоился один раз в жизни. Запах обивки кресел голубого бархата был особенный, и я вдыхал его, представляя сидевших некогда здесь царских особ и, может быть, я сидел на месте самого императора! В антракте мне выходить в зал было нельзя, и я оставался на своём месте. Люди с любопытством поглядывали в мою сторону. И я позже заметил, как те несколько престарелых дам с лорнетами в руках повернулись в мою сторону, что-то тихо обсуждая. Это был 1960 год. Постепенно этих дам в театре уже не было видно и их места заняла респектабельная публика, рождённая далеко после революции.
                ***

 Я уже никогда не попадал в Царскую ложу, а смотрел со второго или третьего яруса, как и окружающие меня молодые люди и девушки. В консерватории эта прослойка дам с лорнетами постепенно тоже исчезала. Это уходили последние остатки дворянства, люди из начала двадцатого века- носители той культуры, которую мы растеряли с их отъездом за границу или просто с их смертью. От них веяло чем-то нам совсем неизвестным, может быть тем самым скромным обаянием буржуазии, которое больше не вернулось в наше новое общество. Мы это просто потеряли.
                ***
Нет, это не ностальгия по ушедшей эпохе. Это - просто дань уважения к тем ценителям искусства, которые впитывали его от своих родителей, а последние уходили своими корнями, когда жили и творили великие зодчие, создававшие этот неповторимый город. И сегодня Мариинский театр несёт эстафету своих создателей, становясь в ряды лучших оперных и балетных театров мира.


22 сентября января 2018 год.

На снимке - Мариинский театр в С-Петербурге.
Здесь и есть Царская ложа. Фото из интернета.


Рецензии