Бугры. 50-й отдельный... Глава 4

               
                Глава 4. Командир роты.

   Летом командир роты капитан Стапашкин ушёл в отпуск, после чего сдал вступительные экзамены в Военную академию связи имени С.М.Будённого. С момента его ухода в отпуск я принял на себя командование первой ротой, а после его зачисления в слушатели академии меня официально назначили на эту должность. В это время я уже был кадровым офицером, так как написал рапорт о зачислении меня в кадры Вооружённых Сил СССР, и мне было присвоено воинское звание "старший лейтенант".

   Конечно, сказать, что мне стало труднее "жить на белом свете", значит - вообще ничего не сказать. И причина тому - не только резкое возрастание служебных обязанностей, а ещё и пополнение в семье. В феврале в Воронеже у меня родилась дочь Наталья, а когда ей исполнилось три месяца, жена (Ольга Николаевна) прилетела с дочуркой ко мне в Ленинград.

   К этому моменту я въехал в бронированную квартиру (хозяйка находилась в Заполярье) в Буграх по улице Шоссейная, дом 26. Это был двухэтажный дом на два подъезда с "хрущёвской" планировкой квартир. Надо отметить, что дом был газифицирован, но не центральным, а баллонами, которые находились на улице. Баллоны в металлических  были обнесены армированным забором, на котором жильцы приспособились хлопать свои ковры.

   Горячей воды в доме не было, поэтому приходилось либо греть воду в большой кастрюле, чтобы искупать ребёнка, либо топить титан в ванной. Благо через дорогу располагалась совхозная лесопилка, где всегда можно было набрать сосновых обрезков. Там же, на лесопилке, я заказал за пару "пузырей" и закуску детский манеж. Это сильно облегчило жизнь моей жене. Теперь она могла посадить ребёнка в манеж, дать ей игрушек, а самой заняться .

   Холодильник "Полюс-2", пришедший с багажом из Воронежа, через пару месяцев сломался. Да так, что необходимо было менять целиком весь агрегат. Гарантийная мастерская находилась в Токсово, туда и отвезли холодильник. Правда, надо отдать должное мастерской, где установили японский агрегат, прекрасно работавший все десять лет, пока не решили сменить холодильник на более современный и большего объёма.

   Дочь Наталья была довольно болезненным ребёнком и с ней часто приходилось ездить к педиатру в Мурино, куда ходил автобус Парголово - Юкки - Бугры - Мурино. Случалось так, что вдруг заболеет жена. Обычная простуда. Распарится, стирая бельё, а потом выскочит во двор развесить его. Там на сквозняке и продует. И вот жена лежит в постели с температурой, дочь никак уснуть не может, а ты ходишь по комнате - качаешь ребёнка и думаешь, что тебе ещё ночью караул от твоей роты проверять надо.

   Хорошо ещё, что в роту прибыло пополнение молодых лейтенантов после окончания Череповецкого училища связи, стремящихся зарекомендовать себя "службистами" в хорошем смысле этого слова. На моё место, командира взвода, был назначен лейтенант Сназин, а вместо Володи Максимова - лейтенант Крапивин. Володя Максимов получил "старшего лейтенанта" и перешёл на должность штатного ОД КП брп. Впоследствии он продолжил военную службу в Петроградском РВК.

   Сильно выручало то, что старшиной роты ко мне назначили старшего прапорщика Николая Павловича Корешкова, прибывшего в часть из Группы войск в Германии. В дальнейшем с этим человеком судьба связала меня на долгие годы: жили в Буграх на Шоссейной в одном доме, вместе получали квартиры в Ленинграде на проспекте Луначарского 62, а спустя несколько лет - в Воронеже в соседних домах на площади Ленина. Это был исключительно добросовестный человек, на него можно было положиться, как на самого себя.

   При капитане Степашкине старшиной роты был срочник. Поэтому с ним у меня сразу же возникли проблемы. Пользуясь тем, что я - бывший "пиджак", он по многим вопросам пытался "провести меня вокруг пальца". Понимало это и командование части, поэтому и назначили ко мне в помощь старшего прапорщика Корешкова. С его появлением в казарме был такой "анекдотический" случай.

   Для прапорщиков только что ввели погоны со звёздочками: "прапорщику" - две звёздочки, "старшему прапорщику" - три звёздочки. В один прекрасный день дневальный из окна второго этажа увидел, как по дорожке к казарме идёт старший прапорщик Корешков, назначенный на должность старшины первой роты. На плечах у него красовались погоны нового образца, которых ещё никто не видел. Сразу же по роте прокатился слушок, что к нам идёт "генерал-полковник", о чём мне тут же доложил дежурный по роте. Не успел я осмыслить эту информацию, как в канцелярию роты вошёл Н.П.Корешков. Конечно, мы потом посмеялись от души.

   Сразу же после моего назначения на должность командира роты начальник штаба полка подполковник Малинов сказал:
   - Аганин! Ты не имеешь права сдавать позиции. Рота должна сохранить звание "отличной"...
   И сохранила: по итогам 1972 года и в зимний период 1972/1973 учебного года.

   Теперь я ходил в суточный наряд дежурным по полку, в основном - со своей ротой. Однажды в наряде со мной произошла удивительная история.

   По Ленинградскому гарнизону циркуляром прошло сообщение, что участились нападения на часовых с целью завладения оружием, причём - это происходит в нестроевых частях. Да это и понятно - в строевой части личный состав наиболее хорошо подготовлен к несению караульной службы, да и вся армейская жизнь там нацелена на боевую подготовку. А в тех частях, где на часовых совершались нападения, в карал заступали, как правило, подразделения боевого обеспечения. Ночь отсидев на боевом посту и поспав четыре часа перед заступлением в караул, "слухач" начинал готовиться к наряду. Конечно, о бдительности такого часового можно говорить с большой натяжкой. Однако, не всегда. Расскажу о реальном происшествии во время моего дежурства по полку.

  Сидел я в дежурке и перелистывал кипу свежих газет. Вдруг слышу на дальнем посту по охране складов длительного хранения: выстрел, а за ним следом ещё и автоматная очередь. Поднимаю караул "в ружьё" и, оставив за себя начальника караула, прибываю на пост. Часовой спокоен "как мамонт", докладывает чётко - "без страха и упрёка". Указывает на сараи за ограждением, куда побежал нарушитель. Открываем ворота и я с разводящим и ещё двумя бойцами идём туда. Оружие на изготовку. Только мы подошли к первому ряду сараев, как из одного недостроенного метнулась тень к дороге.

  - Стой! Стрелять буду! - закричал я, хотя это было больше для острастки, ведь стрелять за пределами поста нельзя. И тут я заметил, как на дороге зажглись фары легкового автомобиля. Это точно была "Волга - ГАЗ-24". Светлая, возможно даже - белая. Ведь, было очень темно, а дорога - не освещена. Наш беглец вскочил в машину и она укатила в сторону, противоположную от города.

  После того, как один из караульных взял пост под наблюдение, я с часовым прошёл по периметру поста за ограждением. Он показал мне за ПТО (пункт технического обслуживания) место, где нарушитель пытался первоначально проникнуть на пост, но был часовым остановлен и обратился в бегство. Затем мы прошли к сараям, где нарушитель уже пытался перелезть через забор, но был предупреждён окриком: "Стой! Кто идёт?" Ввиду того, что нарушитель не отреагировал на окрик: "Стой! Стрелять буду!", был произведён выстрел вверх.
После этого нарушитель побежал вдоль сараев, но автоматная очередь заставила его укрыться в одном из них, который по причине незавершённости постройки был открыт.

  Идя по следу нарушителя, я обратил внимание на протектор его ботинок, который чётко отпечатался на мокром песке. Снег только недавно стаял. В те годы (начало 70-х) такой протектор был только на одних единственных ботинках - польских, спортивного типа, которые носили, как правило, студенты.

  О случившемся я доложил командиру полка, которого после его прибытия провёл по уже детально изученному маршруту. Полковник Русенко пометил для себя, где надо усилить забор, а где и поставить колючее заграждение. Я обратил внимание командира на странные следы, которые оставил нарушитель, но он не придал этому никакого значения.

  Уже совсем расцвело, когда позвонили из военной прокуратуры и спросили нет ли каких-нибудь особых примет. Я назвал две приметы: польские ботинки с характерным протектором, которые носят студенты, и белая "Волга - ГАЗ-24".

  Примерно через десять дней меня вызвал командир полка и передал благодарность от имени военной прокуратуры. Оказалось, что на железнодорожном переезде в Мурино двумя днями ранее была задержана белая "Волга", в которой обнаружены два АК (автомата Калашникова) и один ПМ (пистолет Макарова). Все задержанные оказались студентами университета, а главарь банды - сын районного прокурора. Они ехали грабить отделение сбербанка в Кузьмолово.

          (Далее:http://www.proza.ru/2016/10/10/1229)


Рецензии