Парадоксы Постороннего

       Повесть Альбера Камю «Посторонний» полна парадоксов, которые под определенным углом зрения могут показаться правдой. Если кто не знает ничего про экзистенциализм и прочтет стостраничный текст как обыкновенный читатель, то у него сложится впечатление, что автор выступает за отмену смертной казни. Но это, скорее всего, не так, поскольку «Посторонний» опубликован впервые в оккупированном Париже в 1942 году.

       Повесть построена по схеме романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Схема такова: накануне преступления, само преступление, суд и последующее наказание. У Достоевского есть мотивы преступления, у Камю они полностью отсутствуют, у Достоевского есть подготовка к убийству, у Камю ее нет. Герои Федора Михайловича погружены в лихорадочные философические думы, главный персонаж «Постороннего» размышляет мало или же голова его занята мыслями о мелких и убогих удовольствиях. То, что 30-летний господин Мерсо убивает не сделавшего ему никакого зла араба пятью пулями из револьвера, преподносится как цепь роковых случайностей. Преступление состоялось, но угрызений совести, раздумий по этому поводу у убийцы не нашлось. Бездушность суда – чисто кафкианская, но об этом позже.

       Герой Камю полностью лишен чувства собственной важности, он никому не завидует, ни о чем не мечтает, не замечает нищеты вокруг. Действие книги происходит в Алжире (в его одноименной столице) 1938-39 годах, когда данная территория считалась полноправной частью Франции. Мерсо недоучился в университете, но работает в приличной фирме. Шеф предлагает ему перебраться во французскую столицу, откуда он родом, в интересах расширения бизнеса. Но Мерсо отказывается от заманчивого предложения, уверяя, что здесь и там – одно и то же, только «в Париже – все белые». (Сегодня и этого отличия не обнаружишь).

       Не таковы Раскольников, Иван Карамазов и Смердяков: у них непомерно завышенная самооценка и чудовищные амбиции. У Мерсо отсутствует самооценка вообще и амбиций не имеется никаких. Бывает ли так в жизни? Бывает, если верить жизнеописаниям святых. Но Мерсо – отнюдь не святой. Вот в чем еще один парадокс. Раскольникова, Карамазова и Смердякова нельзя упрекнуть в том, что они не понимают разницы между злом и добром, хотя и считают первое намного сильнее второго. Для Мерсо этой разницы вообще не существует.

       Повесть начинается с того, что главный герой едет в богадельню на похороны матери. Он не помнит, сколько ей лет, но, скорее всего, не больше шестидесяти. Почему же она в доме престарелых? Есть два объяснения. Одно: не было денег нанять сиделку. Второе: они настолько стали чужими, что и поговорить им было не о чем.

       Многочасовой маршрут Мерсо преодолевает в душном автобусе через пустыню (это ведь Африка, хотя и   французская территория). Он очень утомлен. И, кроме тихого раздражения, траурные мероприятия у него не вызывают никаких эмоций. Находясь в крохотном городке, он думает лишь о том, как бы поскорее оттуда удрать. Он не проливает ни единой слезы, не просит открыть крышку гроба, чтобы взглянуть на усопшую, засыпает на ночном бдении. Иными словами, не соблюдает тех формальностей, которые приняты в обществе.

       По возвращении в столицу Мерсо встречается с Мари – девушкой, которая раньше работала в их фирме. Они идут на пляж, купаются в море, потом отправляются домой к главному персонажу и занимаются любовью. Это воскресенье (похороны были в субботу) завершается походом в кино на комедию с участием Фернанделя.

       Затем наступают будни с напряженной работой, кратким досугом, скромной едой, постоянной выпивкой, с бесконечными сигаретами. Автор дает точные и подробные описания серости тамошнего бытия.

       Интрига завязывается тогда, когда на сцену выходит некий Раймон – сосед по коммуналке, 50-летний сутенер. Он неожиданно приглашает Мерсо на ужин к себе в комнатушку без окон. Они едят жареную кровяную колбасу, запивая двумя литрами красного вина. Приглашение связано с просьбой подтвердить полиции, что Раймон не избивал одну из работавших на него проституток. По происхождению – арабку. (Сейчас эту книгу вряд ли удалось бы издать, я даже не уверен, что ее можно купить в современной Франции).

       Мерсо соглашается и проходит свидетелем по этому сомнительному делу. А затем обоих начинают тайно сопровождать по городу небольшие группы арабов, среди которых и брат избитой девушки. Хотят ли они напугать или у них другие намерения, остается не выясненным.

       Раймон предлагает Мерсо и Мари посетить в выходной день бунгало у моря, где проводит лето его знакомый из Парижа. После пикника они идут на дальний пляж и встречают брата потерпевшей и еще одного араба. Вспыльчивый сутенер передает Мерсо револьвер на хранение и избивает до крови родственника своей жертвы, отделавшись ножевым порезом губы. Арабы убегают. Раймона отправляют в больницу для наложения шва. Мерсо спустя какое-то время с револьвером возвращается на место потасовки и вновь застает там злополучного брата. Тот показывает нож для самозащиты и получает в ответ пять выстрелов…

       Повесть «Посторонний» разделена на две части. Вторая целиком посвящена процессу над Мерсо и приговору. Суд вызвал большой интерес, и на нем присутствовали журналисты из Парижа. Обвинение пыталось не без успеха навязать присяжным мысль о том, что подсудимый уже проявил преступные наклонности по отношению к собственной матери. Чиновникам это было выгодно и по той причине, что следующее судебное разбирательство касалось отцеубийцы. И получалась такая как бы последовательная и взаимосвязанная история. Мерсо, сам того не осознавая, подыгрывал судопроизводству откровенными признаниями в нелюбви к усопшей.

       Подсудимый и адвокату, и следователю, и прокурору, и позднее тюремному священнику упрямо твердил, что не верит в Бога. Подобные откровения в то время во Франции были еще не приняты. И правоохранители по долгу службы возмущались, говоря: «Как тебе не стыдно? Христос за всех нас пострадал на кресте». В этой до сих пор общепринятой фразе нет понимания христианства, она, как и многое иное, его подтачивает. Ведь если Он – Бог, то не мог пострадать, если пострадал, то – не Бог. Суть христианства в личном примере Спасителя. Всё Его земное поприще – яркое свидетельство служения ближним через многочисленные исцеления, через правду о том, что мир задыхается от лицемерия и воровства, которые делают каждого из насельников земли несчастными и бессмысленными людьми. Суть христианства в том, что Учитель из Назарета прочертил четкую границу между добром и злом. Никто ни до, ни после Него этого так ясно и доходчиво сделать не сумел.

       Данная граница постоянно размывается. И когда-нибудь от нее не останется и следа. Вот что ужасно…

       Господин Мерсо не способен внятно объяснить, зачем он убил араба. Из-за скуки? Из-за дурного настроения? Из-за чрезмерной жары в роковой день? Он и сам не знает – почему. И, скорее всего, полагает Альбер Камю, здесь речь может идти лишь о случайном переплетении обстоятельств. Но судейские, присяжные, журналисты не сомневаются в преднамеренности. Автор намекает на то, что они сделали бы то же самое. Но «они» – сейчас вне зоны риска, в полной безопасности и «им» приятно быть «привилегированной кастой».

       Приговор суда присяжных – высшая мера, гильотина.

       Для человека нет ничего страшнее смерти, как бы ни была скудна конкретная жизнь. Этому страху Камю посвящает несколько убедительно написанных страниц, когда в ожидании казни Мерсо начинает задумываться над происходящим, над тем, что до него жили миллиарды людей и все они были избранными. Но Кем?

       От себя добавлю, что страх смерти будет расти по мере усиления безбожия. Однако для уныния нет достаточных оснований. Кто внимательно читал Евангелие и уяснил, чем там дело закончилось, вспомнит слова Иисуса Христа о том, что Его уход обернется радостью возвращения.

22.09.2018      


Рецензии