Царская невеста царское исполнение!
Опера Римского-Корсакова, Новая цена Мариинского театра, 20 сентября 2018 года
Некоторые оперы можно слушать множество раз. "Царская невеста" как раз из этой категории. Интересная музыка, интригующий сюжет, красивая, почти классическая, хотя и осовремененная стилизованная постановка. А если в ней поют любимые артисты, то тут без вариантов! Надо идти! А позавчера был именно такой случай: Владислав Сулимский пел Григория Грязного, Юлия Маточкина - Любашу. И весь состав исполнителей был очень привлекательным, многих я уже слышала в этой опере на премьерных спектаклях.
Но для меня важнее всего было, что в этот вечер Владислав Сулимский открывал свой театральный сезон в Мариинке. Григорий Грязной в его исполнении очень хорош! Таким он был и в этот раз! Люблю эмоциональный накал в опере, когда герой выражает свои прорывающиеся чувства вопреки своему желанию! Это и спеть, и сыграть непросто. Ведь грань, которая отделяет душевный надрыв от обычного переигрывания, очень тонка. Тут должно сойтись многое: свободное владение голосом, открывающее необ'ятные возможности драматического воплощения роли, вкус и чувство меры, удерживающие от примитивных актерских решений, талант, одушевляющий все эти профессиональные усилия. И всего этого Владиславу Сулимскому не занимать! Некоторые его роли последнего времени, в том числе и Григория Грязного, отличаются вокально-драматическим совершенством, они становятся особым явлением даже в тех операх, где, казалось бы, уже не скажешь ничего нового, все на слуху, все видено-перевидено. Но Владиславу Сулимскому это удается. Одна моя знакомая недавно очень просто это об'яснила: "Он певец космического дарования, у него все приобретает особый смысл и звучание". И это напрямую относилось к образу Григория Грязного, такому цельному и убедительному. Прекрасный, наполненный чувствами вокал и мастерское владение голосом позволяют певцу до мелочей прорабатывать и воплощать на сцене визуальный рисунок роли, иногда очень непростой, а, порой, просто виртуозный, как например, Томский в зальцбургской "Пиковой даме". И даже, уходя на второй план, артист всегда остаётся в образе.
Не знаю, почему в опере меня волнуют влюбленные злодеи (в реальной жизни мне это не нравится), но Григорий Грязной Владислава Сулимского никогда не оставляет меня равнодушной. Начиная с арии, где он поет, что не узнает Григория Грязного, я начинаю ему сочувствовать. Мощный голос словно рвущий сердце, даёт почувствовать, какие страсти там бушуют, не предвещая ничего хорошего. Правда, слегка удивляет в сюжете Мея, что боярин и опричник Грязной, который, как Кудеяр-разбойник, не колеблясь, мог выкрасть девицу-красу и держать ее при себе почти на правах наложницы, отправляется за приворотным зельем к немецкому знахарю. Это было скорее уделом женщин, а не всевластным мужчин, не отличающихся особой разборчивостью в достижении желаемых отношений с приглянувшимися им красавицами. Но и на добра молодца бывает проруха. Захотелось, чтобы сама полюбила! Для того времени - почти невероятное желание! И очень волнующее сегодня! И как же интересно дальше развивается тайная страсть и оперный образ! Лёгкая бравада перед более удачливым Иваном Лыковым: мол, сам сватался, получил отказ, смирился, в конце концов, девок много, не одна, так другая, велика ли разница? А сам Грязной, когда его не видят, мрачнее тучи - страсть гложет изнутри, словно приворожила его купеческая дочь Марфа. И никакая другая не может утолить этот душевный голод, даже ревнивая в своей испепеляющей любви Любаша. И суровый опричник с детской надеждой на чудо, даже весело, подносит Марфе бокал с любовным напитком, не ведая, что в нем яд, и требует выпить его до дна. Это очень выразительно сыграно и спето Владиславом Сулимским. Тут подлости никакой, не то, что с Иваном Лыковым, которого он оклеветал и безжалостно убил! За любимую девушку ему и умереть не жаль! Хоть и не полюбила она его, а просто сошла с ума от горя, узнав о смерти жениха от его руки. Что мешало Грязному промолчать, не выдавать себя, оставить все, как есть? Похоже, любовь и совесть! Удивительное сочетание с кровожадной жестокостью того времени! И это покаяние Григория Грязного в исполнении Владислава Сулимского вместе с сумасшествием Марфы (Виолетта Лукьяненко) - кульминационная сцена завершающего действия! Контраст нежнейших мелодий и ангельского пения Марфы и неистового, почти рычащего временами от досады, раскаяния и разочарования мощного вокала опричника и царского посланника Грязного (не сработало зелье, надул немчина!) создаёт непередаваемое ощущение ужаса происходящего! Понятно, что никогда им бы не быть вместе ни при каком раскладе. Если на нее положил глаз царь, то с этим ничего не поделать! И любит Марфа одного своего Ванюшу Лыкова, друга детства и властителя снов. И тут ничем не помочь! Насильно мил не будешь, это даже опричники понимают! Но любовь, если это любовь, требует признаний! И они звучат в покаянных ариях Грязного, в его скорбных словах прощания с Марфой и мольбе о прощении! Такая проникновенная сцена, такая одновременно мрачная и светлая, горестная и обнадеживающяя. Оказывается, даже злодеи любить умеют! Но ненавидеть и мстить тоже! Заколол-таки он Любашу, погубившую ни о чем не подозревавшая соперницу! Без вины перед ней виноватую. И хоть очень выразительна была ревнивая возлюбленная Грязного в исполнении Юлии Маточкиной, чей голос мне очень нравится, сочувствия она у меня не вызвала. Ей любовь Грязного была менее важна физического устранения об'екта его страсти. Но и она призналась сама в содеянном, чтобы месть стала особенно сладостной, а смерть желанной!
Кажется, и эта опера Римского-Корсакова, наконец, покоряет и мое сердце. Я уже давно заметила, что это происходит со мной только благодаря любимым певцам. И спасибо им за это!
Свидетельство о публикации №218092200690