Лото

Диплом у меня «розовый», одного «отлично» мне не хватило до «красного». И стипендию на последнем курсе я получал полуторную, как отличник. А с первого курса меня чуть не отчислили, потому что летнюю сессию я завалил. И завалил по одному из любимых предметов - «Истории Древнего мира» с её спартиатами и Ганнибалами. Просто отказался отвечать экзамен, потому что ничего толком не знал из билетов. А мямлить, вспоминая обрывки ответа, было стыдно, это как будто унизительно выпрашивать оценку. А не мямлить бы не получилось, потому что к экзамену я не готовился. А не готовился, потому что весной расстался с любимой девушкой и на духовных весах православного неофита какое-то там мирское образование не шло ни в какое сравнение с загубленными по собственным эгоизму и дурости отношениям, которые, как мне было известно, не даются Богом просто так. Таким образом, основное содержание второго семестра для меня состояло из перепроживания событий, которые довели отношения до разрыва; поисков причин, следствий и вариантов того, что надо было бы изменить, чтобы всё получилось иначе, а на фоне этого самокопания я учился. С некоторыми предметами такое прокатывало, а с «Историей Древнего мира» не прошло.

Преподаватель предмета сильно удивился моему отказу бороться за оценку, но сообщил, что пересдача будет через две недели и вторая, последняя, осенью и что он ждёт меня на ближайшей пересдаче. Удивление его сильно выросло и превратилось в недоумение, когда я сказал, что на ближайшей пересдаче меня не будет, и я приду осенью, потому что мы с мамой уезжаем на отдых на её родину. Меня волновало только желание разобраться, что я делаю не так, что надо было делать так и как всё исправить, и отвлекаться на историю Древнего мира я не хотел. По мнению преподавателя, я сам лишал себя половины шансов и загонял себя в угол, ставя в безвыходное положение, ведь провал экзамена осенью будет означать отчисление, но вы помните, православный неофит… мирское и духовное… образование и любовь… для меня тут не было даже оснований для выбора.

Город Елец – райцентр Липецкой области – с его размеренным темпом и ленивым укладом хорошо подошёл для переосмысления прожитого. Я бродил по сонным солнечным улицам, по знакомым с детства местам и снова, и снова проживал прошлое, то делая себя виноватым за всё, что вызывало осложнения отношений, то подолгу мысленно беседуя с покинувшей меня девушкой, то, стоя перед иконами, в самом красивом соборе Ельца умолял Бога вернуть мне её и приносил взамен за это категоричные клятвы. Нет, учебник по Истории Рима я с собой взял и даже каждый день его читал, но толку было немного: заканчивая главу я уже совершенно не помнил с чего она начиналась. Экзамен приближался. Я был к нему совершенно не готов.

В последнюю ночь перед экзаменом меня охватила паника. Я не мог сдать этот экзамен. Я не мог решить эту проблему. В отчаянии я обратился к Богу дать мне знак, что мне учить, что мне делать. Я достал из ящика мешок с игрой Лото и попросил Бога дать мне тот бочонок, номер которого будет номером вопроса, что завтра попадётся мне на экзамене. Встряхнул мешок, запустил руку, просеял бочонки сквозь пальцы… схватил… вытащил. Бочонок номер 41, в билетах этому номеру соответствовал вопрос «Югуртинская война». Я быстро нашёл нужное место в учебнике – содержание ответа занимало 17 страниц. Я принялся за чтение. Читалась глава легко, 17 страниц текста прошли на одном дыхании, и всё прочитанное ложилось в память складно и понятно. Дочитав, я выключил свет и уснул глубоко и ровно.

Пересдающих в аудитории было немного, два или три человека. За окном стоял приятный осенний день, преподаватель предмета с помощницей разложили билеты. Я, без особого волнения подошёл к столу, взял билет… «Югуртинская война». Вторым вопросом было что-то водянистое вроде «Зачем нужна история и что это такое?» и я подумал, что что-то сказать на эту тему будет не особенно сложно.
Пока другие пересдающие выбирали билеты, я сидел за партой и смотрел в окно, размышляя, что такого хорошего сделал Богу и за что он так любит ничтожество вроде меня.

Почти пустой лист тезисов для ответа огорчил преподавателя, решившего, видимо, что я ничего не знаю по билету, а потом я заговорил. 17 листов текста лились быстро и гладко, я помнил даты, имена, города и детали событий, показывал причины и последовательность событий. Второй вопрос меня практически не стали спрашивать, и я получил в зачётку своё «отлично», закрывающее мне затянувшуюся летнюю сессию первого курса.

P.S. С девушкой мы через год поженились. Ещё через 5 развелись.

P.P.S. Я не помню, чтобы ещё раз просил Бога помочь мне духовным для мирского.


Рецензии