Взорвался газ - эссе

27 марта в жилой многоэтажке моего города взорвался газ. Взрыв перебудил всех жильцов дома. Не проснулись двое: один человек погиб, а другой продолжал спать, не услышав взрыва. Его не разбудила даже начавшаяся эвакуация.
«Меня не волнует случившееся, я просто хочу выспаться» – объяснил спасателям он.
Удивительное безразличие! Как любим мы говорить: «Мне всё равно». А если завтра рухнет стена твоего дома – тебя и это не начнёт волновать?! Что вообще может тебя разбудить, заставить очнуться и оглядеться по сторонам, пока ты ещё живой, пока ещё не окончательно поздно?!
До чего же нам это свойственно – открещиваться от проблемы, делая вид, что её нет. Пускать всё на самотёк до тех пор, пока не прогремит взрыв!..
«Я ухожу от тебя», «Вы уволены», «У вас рак» – все эти фразы звучат, как взрывы. Апокалипсис твоей личной реальности.
Но бывает и так, что стены нашего маленького мирка рушатся не мгновенно. Процесс растягивается на месяцы, годы, десятилетия… Мы жертвуем пять лет нашей единственной жизни ненавистному ВУЗу – потому что так сказали родители. Годами торчим на противной работе – потому что это высокооплачиваемо или престижно! Целуемся с теми, кого не любим – потому что надо же с кем-нибудь целоваться!.. Нас тошнит от самих себя – но мы ничего не меняем. Цемент наших стен превращается в крошку и сыпется: мы обрастаем «хвостами» и не-зачетами во время сессии, ежедневно ругаемся с начальником из-за опозданий на рабочее место и с тревогой замечаем, что из остывающих отношений куда-то пропали искренность и тепло.
Но даже когда кирпичи начинают падать нам на голову – начальник лишает премии, а твой парень приобретает дурную привычку затевать ссоры из-за мелочей – мы всё равно стойко держим оборону от нашей реальности, и, потирая ушибленное место, говорим себе и другим: ерунда, это всё мелочи, это пройдёт! Тем самым – лишь соглашаясь ждать на свою голову новый кирпич.
 Нас настигает замедленная взрывная волна. А мы делаем вид, что не замечаем её, что так и нужно, или – что мы не в силах справиться с этим. И с потаённым ужасом дожидаемся, когда же всё рухнет само – чтобы не чувствовать себя виноватыми в катастрофе.
Почему мы всё время закрываем глаза, мечтая проспать нашу собственную жизнь? Почему мы боимся отпустить свое прошлое, и хватаемся за него так, будто это спасательный круг?
Одним из моих хобби является собирание фотографий. Для меня они подтверждают: да, ты был где-то, с тобой рядом был ещё кто-то, и ты сам делал что-то – нужное, важное, интересное. Ты был живым. Ты существуешь. Ты был. Почему для меня так важно это? Может быть, потому, что я не знаю наверняка, будет ли среди всех вариантов развития событий завтрашнего дня, который неизбежно наступит, моё Завтра?.. А вдруг я уже не проснусь?
Я смотрю в своё прошлое – и вижу череду фотографий. Я смотрю в своё будущее – и вижу непостижимую пустоту. Может быть, поэтому за неё так тяжело ухватиться?
Я пытаюсь изменить своё будущее к лучшему, каждый день всматриваясь в реальность и проверяя, прочны ли ещё поставленные мной некогда стены. Я строю новые – чтобы сделать свою жизнь как можно уютней, надёжней и лучше. Не всегда хватает сил, времени, кирпичей и цемента. Я боюсь не успеть. Я собираю песочные часы – в надежде, что мне хватит времени. Чтобы успеть всё до финального взрыва.

07.02.2018


Рецензии