Двойные жизни - эссе

Моя мать осуждала людей, которые живут двойной жизнью – как Джеймс Бонд, который перед всеми притворяется международным послом, а на самом деле оказывается секретным агентом.
«Как они могут так жить!..», – возмущенно говорила она про кого-нибудь.
Однако моя мать вела такую двойную жизнь сама. Нет, она не была учительницей начальных классов днём и стриптизёршей по вечерам. Моя мать всю жизнь убегала от своих проблем, боясь признаться в них даже себе и тем более попросить о помощи кого-то другого. Поэтому она изо всех сил пыталась притвориться благополучной, хотя на самом деле ей не была. Она любила ходить в гости и избегала приглашать гостей к себе в дом, чтобы те не задавали ей слишком много самых обыкновенных, но откровенных и потому опасных вопросов. Мать не умела врать и боялась рассказывать правду о своей настоящей жизни: что её долгожданный муж не любит и унижает её, используя в качестве «женщины для секса»  и домработницы. Что её дочка-отличница на самом деле вовсе не «золотой ребенок», а замкнутый нервный подросток с кучей недетских и никому не важных проблем. Что все они поочерёдно ссорятся друг с другом по вечерам вместо того, что наслаждаться временем, проведённым вместе с семьёй.
Вместе с двойной жизнью у моей матери были двойные стандарты.
В 8 классе я всю зиму проходила в одном и том же сине-голубом свитере, потому что второго у меня попросту не было. Иногда он не успевал высохнуть за ночь, и я одевала в школу полусырой. К концу зимы одноклассники заметили это и стали смеяться с меня, говоря, что раз мне нечего переодеть – то мне, наверное, негде жить, и я ночую в подъездах.
Я попросила у матери новую вещь, чтобы не терпеть унижений.
«У нас нет денег в семье, а ты просишь второй свитер, когда у тебя уже есть один. Ходи в нём и донашивай», – отвечала мать на неделе, а в выходной шла в ювелирный и покупала себе очередную золотую цепочку «потолще» – потому что её начальница носит только такие, и по словам матери тоненьких украшений ни на ком в коллективе не признаёт. Мать была замом отдела, и боялась потерять свой мнимый авторитет. На мой авторитет в классе ей было наплевать.
По утрам я видела, как моя мать одевает под расшитый блёстками новым костюм майку, застиранную до состояния тряпки и изношенную до дыр. «Почему ты не купишь себе новую майку вместо цепочки?» – спросила я. «Потому что её все равно никто не увидит на мне», – ответила мать.
Такая «двойная жизнь» ради сплошной «показухи» не нужны никому.
Моя мать не понимала: дыры нужно заштопывать, и проблемы нужно решать, а не скрывать всеми силами от других. Лучше потратить свои силы на их решение. Если тебе не хватает ресурсов, чтобы справиться со всем навалившимся грузом – то вовсе не стыдно обратиться к кому-то за помощью. К человеку, который тебя понимает. К ближнему или дальнему родственнику, к другу, к сокурснику, к коллеге по работе, к психологу или другому подходящему специалисту. Мы же почему-то идём к врачу, когда у нас болит зуб. Вызываем сантехника, когда у нас течёт кран. Звоним подруге, уже пережившей смерть близкого человека или болезненное расставание с парнем, чтобы поделиться с ней своим происшествием, попросить у неё совета, опереться на её прожитый и реальный жизненный опыт. Мы знаем не всё, но у других людей могут быть знания и навыки, необходимые нам, чтобы решить свои проблемы и выжить сейчас.
Рассекретить какую-то часть своей «двойной жизни» перед другими часто кажется нам опасным. Но ещё опаснее стать заложником своей проблемы, годами оставаясь с ней один на один.
Обратиться за помощью – это совсем не страшно!

30.03.2018


Рецензии