Чертячье обозрение

                Этимология

     Этимология термина чёрт восходит к слову чёрный, с которым народ связывал злые силы. Также слово чёрт может быть связано с чертой, границей между Белым и Чёрным миром. Ведь черти, действительно появляются именно на границе.
     Черти в отличие от бесов не могут вселяться в человека. Чертей мы не увидим в Библии. Черти намного позже появляются в фольклоре, в разговорной речи, где им придаются физиологические особенности, отличающие их от других материальных особей. Главные такие особенности – рожки, копытца, ноготки, рыльце, похожее на свинячье.
     Ещё черти могут шутить, а бесы отличаются абсолютной злобностью и серьёзностью намерений. Черти представляются в народных поверьях этакими мелкими проказниками, которые пакостят по простодушию своему, иной раз даже не понимая, что они делают плохо.
     В Небесной иерархии среди служителей Зла и Ада черти состоят на самой нижней ступени, они рядовые. Их очень много в отличие от бесов, непосредственных прислужников Дьявола, которые там Генералы.
     Возможно термин этот пришёл в русский язык из Чехии через Польшу в 16-м веке.
     У этого слова несколько родословных. В современной письменности впервые оно зафиксировано в русско-английском словаре Джеймса (1618).
     В русском фольклоре мы не увидим бесов в Аду при Сатане. Там за грешниками ухаживают черти.
     Черти в народе считаются нечистыми, они прокляты Богом и не имеют Божьей защиты.
     В зависимости от страны и места обитания у чёрта стало множество именований:

     Анчутка. Бес водяной. Бес. Бесица. Водыльник. Водяная чертовка. Водяник. Водяной. Ворог. Демон. Дух нечистый. Дух. Духи мелкие. Дьявол водяной. Дьявол. Ежибабель. Злой дух. Зюзя. Кадук. Князь тьмы. Колодий. Конь водяной. Кощей. Куполка. Курдуши. Лембой. Лихой. Лукавый. Лукавый. Мороз. Морока. Мужичок с ноготок. Нежить. Нелёгкий. Нечистый. Нечисть. Русалочья чертовка. Садомица царица. Сатана. Сатаны сёстры. Сатурн. Тржи. Триглав. Троян. Хладолет. Царь ада. Чёрная сила. Чернец. Чернобог. Чёрный бог. Чёрный. Чёрт водяной. Чёрт Долгохвостый. Чёрт Овинник. Чёрт Чернобог. Чертенёнок. Чертеница. Чертёнок. Чертеня. Чертенята. Чертиха. Чертица. Чёртов конь. Чёртов палец. Чертовка. Чертовки. Чёртышко. Чертята. Шайтан. Шиш чёртов. Шут.
+++++++++++++++++++++++++

                Народы о чертях

     У белорусов было представление о чертячьей иерархии. Чин чёрта зависел от глубины, на которой он обитал, от грязновища его жития. А Главный чёрт жил в оржавне и назывался Оржавником. Это в болте с элементами железной руды.
     У белорусов в Полесье полагали, что до Спаса яблочного, когда освящают яблоки, чёрт посиживает на яблонях, развлекаясь там с русалкой.
     У белорусов есть поверье, что увидеть чёрта в вихоре можно, сказав: «Черт, черт, покажи хвост», и ещё плюнуть три раза через правое плечо, чтобы ангел моргнул.
     У белорусов красть иглы считалось большим грехом. На том свете такую девицу черти будут заставлять пролезать через ушко игольное. Вот пока Душа девицы не стончается до нити, до тех пор она и будет мучиться в Аду.
     У белорусов с Крещения до Вербного воскресенья чёрт сидит на вербе. До этого он сидит в воде, в лозе, после Вербного воскресенья переселяется на клён или усаживается в жите.
     У белорусов считается, что оводы, мучающие коров на полях, происходят от чертей.
     У белорусов черти весной отогреваются на Вербе, после её освящения в Вербное воскресенье, черти падают в воду колодезную, что под вербой стоит. Поэтому её не нужно пить до Пасхи.
     У белорусов черти предпочитают сухую, дуплистую Вербу.
     У боснийцев происхождение Ежа связывается с чёртом: черт бросил вычесанные волосы под колоду для рубки дров — волосы тут же превратились в Ежа.
     У германцев со скандинавами есть персонаж по имени Сурт (чёрный, смуглый). Он представляется здесь как огненный великан, владыка Муспельхейма.
     У поляков в сказке мачеха приказала не родной дочке прясть в кромешную ночь. Пока она пряла мачеха призвала чёрта, сказав, чтобы он забрал падчерицу. Но девушка попросила его принести ей золотой воды. Тот где достал её у своего Хозяина, Сатаны, но когда, запыхавшись принёс её, запели петухи. Бросив золотую воду, чёрт прихватил колдунью-мачеху и свился в трубу печную.
     У поляков чёрта представляют с заячьим хвостом.
     У поляков, если мимо заночевавшего в лесу человека, с диким свистом и криками проносятся охотники на конях, и сами в богатых одёждах, то это души тех самых охотников, которые охотились в неположенные дни, по воскресеньям, которых после их смерти черти гоняют по лесам для искупления грехов.
     У русских в Орловской губернии верили, что если удастся вскочить в вихорь и там воткнуть нож в землю, то тут и зарежешь чёрта. Как вихорь сойдёт, так увидишь чёрные капли крови. По ним можно дойти до его логова и, пока он ранен, вернуть награбленное у людей, а то и рабов его на землю доставить.
     У русских верят, что горы возникли тогда, когда Бог с Чёртом ещё не враждовали. Земля в то время была ещё жидкой и во они стали её сжимать с обеих сторон, чтобы сделать её твёрдой.
     У русских и украинцев козла держали в лошадином хлеву. Черти любят козлов и не вредит лошадям.
     У русских Кузнецу помогает чёрт. Иначе как объяснить умение кузнеца делать непостижимые вещи, которые делаться могут только людьми, связанными со сверхъестественным знанием, с помощью колдовства, которые даются только чертями.
     У русских одно из любимых обиталищ чёрта издревле был репейник.
     У русских с юга людей, на 1 сентября, в тёмные воробьиные ночи, это на Симеона Столпника, чёрт меряет воробьёв под своё гребло четвериками, убивая тех, кто войдут в четверик, остальных отпуская. Чёрт тут исполняет повеление Господне за то, что воробьи подносили гвозди в клювах, когда распинали Спасителя на Голгофе.
     У русских чёрт сам нанимается в помощники к гончару или к кузнецу, предварительно заключив с ними договор, по которому они за сверхъестественные знания по своему ремеслу, закладывают чёрту свои души.
     У русских чёрт чаще всего связан с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми. Чёрт является из могилы мужем вдовы, чтобы обратить её в мертвеца и забрать её с собой. Часто в сказках с чертями связывали чудных существ из инных мифологий: гномов, эльфов.
Тем не менее, к домовым и лешим чертячий термин особо не прилепился. Домовой не вредил хозяину, да и оборотничество ему приписывали редко.
     У русских черти нападали на прохожего солдата и стали от него требовать, чтобы он дал им невыполнимую работу, иначе заберут его сторожить покои Сатаны в Преисподней. Он дам им свою солдатскую дырявую треуголку и сказал, чтобы до утра наносили воды в ней в Городские бани. Бегали они бегали, уж было по капли почти набрали, да тут петухи запели. Бросили они треуголку и врассыпную кинули сквозь щели земные к себе в Преисподнюю, оставив солдату его шапку, которая стала вся из золота.
     У сербов и косоваров черти бескостные.
     У славян восточных во время предсмертной агонии человека ангел и черт смертным боем бьются за душу умирающего. Если победит ангел, то заберёт душу покойного на небо, а если уж чёрт одолеет, то в Преисподнюю отнесёт душу и отдаст Сатане, который будет с ней играть в своих похотливые игры.
     У славян восточных и западных Черт представлялся Змеем, Огняным Змеем, ходячим покойником, в виде мужа вдовы. Он совращал вдов и, таким образом губил бедных женщин, увлекая их в Преисподнюю.
     У славян восточных и западных, также у украинцев, считалось, что освящённый на пасху Нож, воткнутый в вихрь, может ранить чёрта. После того как вихорь улетучится, на земле останется нож, покрытый кровью чёрной.
     У славян восточных и у полякам чёрт морочит заблудившегося охотника, являясь ему виде зайца и заводит охотника в самую чащу, а потом с громким хохотом убегает. А то охотник стреляет чуть не в упор, а зайца пуля не берёт, тут как раз заяц обратится в чёрта и, погрозив охотнику копытцем, убежит. Потом охотник долгое время плутает по чащобам, пока обессиленный не выберется на дорогу. После такие охотники в лес уж не ходят, другому ремеслу служат.
     У славян восточных считается, что во время еды обязательно присутствуют ангелы и черти. Если поведение праведное во время еды, то черти отстоят в стороне. Если соблюдаются языческие правила, то это отторгает ангелов от стола, черти вопрядают, радуются и тоже участвуют в трапезе, делая её нечистой тем, что являются ночью и вылизывают тарелки, которые уже не отмыть никогда. Поэтому на Витебщине и Харьковщине после ужина все тарелки обязательно убирали.
     У славян восточных считали осину чертовским» деревом, там, в осине и черти вьются прямо. Луше там не ходить, черти могли заблудить человека, что он дорогу домой забудет, так и останется у чертей. Они на нём воду возить будут, предварительно в вола обратив. А домой отпустят только когда он в старость впадёт.
     Здесь, в осиннике, черти принимают облик родственника, или знакомого заблудшего, вынимают у него память, устраивают ему видимость торжества, чаще свадьбы, а утром его находили спящим в беспамятстве под осиной в его дворе. Но и пробудившись он долго не мог понять кто он и что с ним случилось. А в это время черти игрались у себя в омуте под корягой в его память, через неё входя в сны его близких и пугая их.
     У славян западных в книжной апокрифической традиции присутствуют представления об Адовых вратах, кои охраняют черти.
     У славян западных в социокультурном ареале бузина является неким локусом, воплощением вместилища чёртова.
     У славян западных есть быличка о человеке, которого нечистая сила заводит в непроходимые места. Их поверья о чёрте всегда связаны с болотами, болотистым лесом
     У славян чёрта можно встретить как раз на распутьях дорог.
     У славян южных дубы, вязы, буки большой вышины назывались чертячьими, где собиралось всякое чертовское отродье: самодивы, вилы, джины даже и черти. Дубы нельзя было портить. Чтобы не разозлить чёрта. Также под ними запрещалось спать, потому что черти могли сверху насыпать на лицо спящего какой-нибудь чертячьей пакости, на которую они всегда мастера. Нанюхавшись чертячьего порошка люди теряли рассудок, который немедля подхватывал чёрт и относил к своему Хозяину в преисподнюю, где он играл разумом безумного человека, заставляя того выполнять всякие глупости и безумства.
     У славян южных негативность поверий о бузине несколько ослаблен.
     У украинцев верят, что бузину садил сам чёрт, чтобы жить в ней. Старые люди не велят выкапывать бузину с корнем, а то можно чёрта разозлить, пойдёт воевать с домовыми при доме, много убытков будет в этих раздорах.
     У украинцев верят, что чёрт себе на забаву создал зайца, который служит ему. Частенько черт, приняв заячий образ, перебегает дорогу, заманивает охотника в чащу, Заставляет уставшего охотника целовать себя в зад, за что обещал вывести его из лесных трущоб. Такого зайца никакие пули не берут, кроме медяных.
     У украинцев западных считается, что душа человека, имеющего Духа-Обогатителя, после смерти поступает в распоряжение Духа-Обогатителя, который относит ее главному черту.
     У украинцев из Могилёвской губернии мачеха заставляет свою падчерицу мыться в бане с чёртом, полагая, что тот её погубит. Но девушка обманула чёрта, послав его за водой с решетом носить. Пока он по капле таскал воду, тут и петухи пропели, после чего чёрт, прихватив со злости и мачеху, сгинул в Преисподнюю.
     У украинцев на карпатской горе Чорногоре самоубийцы под присмотром чертей куют град.
     У украинцев на Киевщине воробьиной называли ночь на 1 сентября, когда чёрт меряет воробьёв.
     У украинцев на Ровенщине считают, что если человек умирает, то нужно закрыть трубу и отворить двери. Тогда душа останется в доме и до времени не вылетит, доставшись чёрту, который уже сидит на конце трубы.
     У украинцев про гончара доброго сказывают, что он колдовское что-то знает, видать на него чёрт работает.
+++++++++++++++++++++++++

                Черти в общении с людьми

     Бывали случаи, что люди заключали сделку с чёртом, по которой чёрт получал Душу человека после его смерти, а человек получал в своё распоряжение Духа Обоготителя. Ка умрёт этот человек, так чёрт его Душу поймает и тащит к Главному чёрту.
     Восточные славяне в христианские времена чертям относили даже домовых. У славян черти вмешиваются в жизнь людей, при этом по своей глупости создают всякие мелочные неприятности. Стремятся также человека ввести во грех.
     Если кто скрежещет зубами во сне, значит, что спящий борется с чертями.
     Если чёрт вознамеривается вступить в контакт с человеком, то чаще всего превращался в ребёнка, или красивого молодца, купца или богача, странника, горожанина, солдата, священника, родственника, соседа.
     Если чёрту встретится сметливый рукодельный человек, чёрт предлагает заключить договор о покупке его души. Договор этот подписывается кровью человека продавца.
     Жизнь чертей часто представляется в комическом аспекте: черти дерутся, женятся, играют в азартные игры, спорят с мужиком и солдатом. Черти состязаются с человеком в силе, оказывают человеку услуги, предъявляют свои права на человека, утаскивают к себе людей, их вещи.
     Колдуны и ведьмы после подписания договора с чёртом, всячески вдохновляемы становятся чертями на злые дела против крещённых людей, для чего черти приобщает колдунов и ведьм к тайному искусству чёрной магии.
Черти, вместе с мелкими бесами состоят в помощниках у колдуна. Когда колдун продаёт свою душу дьяволу за волшебные способности и нечеловеческие знания, то ему непременно придаются и чертячьи помощники, которые знают толк во всяких нечистых делах.
Также они, по указанию колдуна снимают заразные вещи с больных и относят их намеченным здоровым, чтобы испортить их своим относом. Да ещё заклятый порошок бросают по ветру на намеченного. Потом снимают щепотку следа, и волосы с головы жертвы, которые несут колдуну!
Ежели колдун хочет спокойно помереть, то он должен сдать своих помощников-чертей другому. Если колдун забудет это сделать, то черти-злыдни будут его долго мучить за то, что колдун оставил их без работы.
     Соблазнять вдов, одна любимейших забав чёрта. Муж на заработки ушёл, во солдатчину или умер, прости Господи, вот она заскучала, стала мечтать про него. Чёрт тут как тут, готов к утехам. Черти очень ловки на волокитства, пользуясь тем, что могут кем угодно перекинуться, хоть и мужем женщины. Тут у чертей частый успех, если, конечно женщине кто не надоумит припрятать лошадиный недоуздок. Выпростает руку за спину ему и не нащупает хребет, значит чёрт. Вот она ему недоуздок-то и накинет на морду его.
Или чертополох насыплет у порога и под окнами, ненавистная чертям эта трава.
Сообразительные вдовы также приглашают в дом священника, чтоб молебен отслужить.
А ещё мечтающие жёны рисуют по углам дома кресты меловые и дегтярные.
Коли уж чёрту удалось соблазнить падкую на грёзы женщину, то рождаются дети чёрные, глуповатые, и живут они недолго, так что и до утра не доживают, куда-то деваются
     Суть взаимоотношений чертей с людьми заключается в том, что черти ввергают людей во всякие искушения. При этом черти неистощимы на выдумки, ради победы на человеческой стойкостью они могут и свой облик поменять. Чаще всего они олекаются похожими на человека в виде его родственника, мужа, недавно умершего.
     Чёрт существует для искушения человека, для того, чтобы подталкивать его на дурные поступки, на лень, на жадность и злобу.
     Чертей лучше не поминать чертями, а как-нибудь по другому, иначе они и впрямь явятся. Вместо слова чёрт говорили эвфемизмами: нежить, враг, лукавый, нечистый, немытик, игрец, окаянный.
     Черти многое переняли от людей, их привычки, слабости. Так известно, что они ходят в гости друг к другу, частенько пируют. На росстанях и перекрёстках черти, вместе с местными ведьмами, устраивают шумные свадьбы. При этом поднимается жуткая пыль и вихорь, встречник, поветруля, витрэница, ветреник.
     Считается, что в этот момент чёрт закружил голову какой-нибудь зазевавшейся девице. Чтобы расстроить такую свадьбу, нужно в этот вихорь закинуть нож или топор. Если при этом столб пыли спадал сразу, то значит орудие попало в устроителя свадьбы. Если присмотреться, то на это месте обязательно находили пятна крови. Если пойти по ним, то выйдешь к жилищу местной ведьмы, которая потом долгу будет ходить с завязанной головой или рукой.
     Черти часто входили с людьми в разнообразные сношения.
     Черти, не имея возможности сорвать цветок папоротника, который цветёт раз в году, заманивают простака в гущу леса, где расцветает папоротник, чтобы он сорвал его и отдал чертям. А если он не соглашается, желая донести этот чудодейственный цветок домой, они его на обратном пути всячески стращают, чтобы он испугался, повернулся и сбился с пути, уморился и, в конце концов выпустил цветок из рук своих.
     Чтобы избавиться от чёрта надо быть неисчислимым на выдумки, либо избавиться от этих назойливых существ. Самый верный дедовский способ — посадить их в палку или посох, бросив где попало. Если не удаётся спровадить чертей прочь или навечно занять их работой, то они могут и замучить своего хозяина до смерти.
     Чтобы отогнать привязавшегося чёрта, нужно набраться смелости отгонять его от себя веткой липы. Ударяя его наотмашь.
     Чтобы принудить человека к своему подчинению, чёрт попытается отнимая у него голос человечий. Если же это ему удастся, чёрт завладевал и его душой также, почему принуждал человека безголосого совершать чертячьи поступки.
+++++++++++++++++++

                История вопроса о чертях

     Во времена Ренессанса рогатые и козлоногие в виде росписей и фресок появились даже на стенах церквей, где они становились участниками Страшного суда.
     Исследователи отмечают дохристианское происхождение термина чёрт. Он является одним из персонажей Чёрной Библии.
     Обычаи и приёмы, с помощью которых черти появились на Руси, пришли с христианством. А вот его тёмная, шаловливая и злобная характеристика восходит к языческим временнам.
     Так или иначе, но чертячий термин связан с язычеством. Христианство же, пришедшее на Русь, попыталось уподобить бесам все русские мелкие божества. Но фольклор своеобразным образом разделил бесовскую сущность, принесенную христианами. В фольклоре появилось бесовское отродье, мало напоминающее чертячье. А Черти, немного приняв характерности от бесов, так и остались шалыми персонажами, немного разозлившись.
     Чертовские персонажи под разными наименованиями, но с общими свойствами прослеживаются в глубокую древность и в языческие верования. Фигура и идея чёрта пронизывает практически все первобытные религии, войдя вмести с ними в современные верования.
     А вот один солдат николаевских ещё времён, таскал в своей тавлинке чертёнка целый год и ещё день.
++++++++++++++++++++++

                Места обитания чертей

     Гнездом чёрта иногда считают омелу.
     Известна связь чёрта с водой, с болотом, с навьими, то есть с пороками, со смерть-сущими местами.
     Местом прибежища чертей считается старая верба, куда они собирают всякие болезни, и откуда черти потом эти болезни распыляют по окрестностям.
     Осину восточные славяне считали чёртовым деревом, у гуцул осина называлась осинавец. Вокруг осины и черти возились всегда. Под осиной ни в коем случае нельзя прятаться от грозы, так как осину чертячью Гром ищет по приказанию Господа и поражает её молнией. В осиннике черти замыкали круг вокруг заблудшего, вводили его в беспамятство, отнимали его память и потом игрались ею, гуляя по снам его родственников. А бедолага в это время думал, что находится на свадьбе.
     Охотнее всего черти селятся в недоступных для человека дремучих местах с непролазными лесами и болотами с мочагами, топями, ходунами с трясинами, крепями из зарослей. Тут для чертей истинное благоприятствование и роскошь для удобного жительства.
Если уж охотник сюда забрался в погоне за ланью, то выбраться ему черти не дадут. Ухватят корнями водоросляными за ноги и утянут к себе в болотную пучину, где заставят служить своему повелителю Деду, Сатане или царю подземельному.
     У славян груша и верба считалась местом обитания чёрта. Их старались не трогать, иначе чёрт мог нанести урон хозяйству, так что и домовой не поможет.
     Чёрт всегда находится с левого плеча, в которое постоянно шепчет человеку всякие вздорные искушения, про которые человек и вздумать бы не вздумал без чёрта в левом ухе. К вечеру чёрт сорвётся со своего поста и мчится к Главному чёрту, чтобы сдать ему свою дневную выручку, грехи обладателя этого уха. Когда он возвращается назад, и встаёт на стражу, то в ухе звон стоит, это он копытцами своим цокнул об мембрану.
     Черти в русском фольклоре разгуливают по всей поднебесной, но у них есть излюбленные места, где они пребывают наиболее часто, а то и постоянно.
     Черти где только не живут, но постоянное место обитания их пекло в аду при Сатане, где они всем своим чертячьим братством всячески мучают грешные души. Однако черт может появиться в любом некрещенном месте. Лучше же всего им сидится во всякой воде, особливо в пруду, на мельнице, в озере при Деде своём, в болоте, в берлоге, под землёй, в лесах, в заброшенных домах, даже в церквах. Некоторые черти, которые бестелесные словно бесы, могут вселяться в человека, либо являются к ним, чтобы тревожить, мучить.
     Черти частенько по ночам залезают на колокольни, где сидят до утра. Оттуда они смотрят в сторону церковных кладбищ, выискивая себе на поживление могилы с неправильно захороненными.
+++++++++++++++++++++++

                Пословицы о чертях

     Бал, так чёрт с печки упал!
     Болото без чёрта не обойдётся.
     Было бы болото, а черти будут.
     В тихом болоте черти водятся.
     В тихом омуте, и черти водятся
     Венчали вокруг ели, а черти пели. Это говорят так о женихе и невесте невенчанных
     Венчать вкруг ели, вкруг куста. Это говорят так о женихе и невесте невенчанных.
     Влюбился, как чёрт в сухую и старую вербу.
     Ворочает, как чёрт в болоте.
     Все черти одной шерсти.
     Гнилого болота и чёрт боится.
     Держи черта за рога: и то находка!
     Допился до чёртиков, до самой горячки.
     Есть и на черта гром с грозой.
     И вылез бы черт из болота, и пошёл бы в деревню к мужику на свадьбу, да попа боится.
     Кого чёрт рогами под бока не пырял!
     Не был только у чёрта на рогах.
     Не ходи при болоте: черт уши обколотит.
     Пошёл чёрт по бочкам (запили).
     Правит, как чёрт болотом.
     Работа не чёрт, в воду не уйдёт.
     С чёрта вырос, а кнутом не бит.
     Сидить, як чёрт на грошах в болоти.
     Смелым Бог владеет, пьяным черт качает.
     Чёрт попутал. Так говорят отошедшие от принятых правил и впавшие в нежданое прегрешения.
+++++++++++++++++++++

                Внешность чёрта

     Если у животного наличествуют лишние кости, то это считалось одним из свидетельств нечеловеческого, чертячьего его происхождения.  Также несоответствие голоса и внешнего вида выдавало чертячью природу животного. Часто человеку попадался в сказке баран на дороге лежащий. Он его подбирает, а том начинает смеяться, как человек, является чёртом и ускакивает в озеро.
     В вихоре, который несётся по дороге чёрным или огненным столбом, можно увидеть, если приглядеться, чертей с куриными лапами заместо ног.
     В народной демонологии длинные ногти у кого-то считаются характерным чертей.
     Внешне чёрт – существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостом и коровьими копытами, есть похожести на быка.
     Во всех образах своих чертячьих чёрта выдаёт его жуткий, грубый, устрашающий, сиплый и очень громкий голос, так что его голоса ажно дух со страху захватывает. Бывает, что чёрт каркает вороном чёрным, а бывает стрекочет сорокой треклятой.
     Есть разные литературные описания чёрта, где за основу взяты фольклорные его черты. Литераторы отмечают, что у мелкого шкодливого чёрта присутствует узенькая, вертлявая и всё время принюхивающаяся ко всему мордочка. Она оканчивается кругленьким свиным пятачком. Ноги у чёрта тонкие, причём, они настолько тонкие, что Воробьёв, наш братеевский голова, точно сломал бы их на первой же приступке своей машины. Ещё у чёрта висит острый и длинный хвост, как у мундиров, что носят певцы классического стиля. От нашего нынешнего чиновника его отличает только козлиная его бородка под поросячьей мордочкой, также по маленьким торчком стоящим рожкам на голове. Да ещё у него блестящие маленькие глазки, как у торговца из-под полы. А ещё он был не белее арапа, отчего только и можно было догадаться, что он не грефов немец или губернский нотариус, а обыкновенный чёрт.
     Железными зубами обладает в русских поверьях черт.
     Исследователи считают, что свой крючковатый нос, звериные острые ушки, а также крылья он унаследовал от Хару, демона этрусской мифологии, повелителя подземного мира. Рога и козлиные ноги с раздвоенными копытами чёрт получил в наследство от греческого Пана. По этой этимологии термина чёрт соединил в себе некоторые черты человека и чёрного козла.
     Козы когда-то имели на ногах когти, отчего могли лазать по деревьям. Но однажды Чёрт проиграл в шашки всех своих коз, Бог был милостив к чёрту и оставил ему когти овечек, которые тот пристроил к своим пальцам на руках. Потом Чёрт стал выгонять бедных овечек из своего стойла и со злости перебил им все коленки, отчего у них на шерсти под коленами остались кровяные пятна. Бог, увидев это, забрал овечек на небо и обратил их в облака.
     Кровь у чёрта всегда чёрная. Изредка красная. Она тягучая, вроде дёготя или смолы. Знахари умеют использовать чертячью кровь для ворожбы на коров, чтобы у тех бродячие домовые или местные колдуньи не могли украсть молоко, поскольку они очень боятся чертячьего гнева, полагая, что чёрт таким образом пометил себе корову, что, кстати, часто и происходило.
     Любы чертям также образы чёрной собаки, свиней, змей гадючьих, волков, сорок.
     Недоступны чертям и ослиные шкуры, они хорошо помнят, что Сам Христос Господь сидел на осле при своём восшествии в Святой город. Может и в этот момент усесться Иисус на чёрта в ослиной шкуре, чтобы в своё прославление отправиться в Божий Храм.
     По цвету превращений можно отличить чёрта от беса. У беса цвет серый или даже белый.
     При всяком превращении чертям удаётся искусно припрятать свои оконечности, хвост с рожками. Так что неискушённые люди не могут распознать обман и попадаются в ловушку.
     При том, что черти воплощаются в разные формы, которые доступны деревенской фантазии, но есть образы, которые чертям недоступны. Побаиваются черти обращаться коровами, потому что такому перевёртышу никакая деревенская хозяйка не поверит, да ещё и перекрестит, отчего у чёрта шкурка может слезть. Также петухами не дерзают черти прикидываться. Тот может с перепугу и прокукарекать, отчего у чертей глаза вываливаются из орбит. Ещё не имеют черти в голубей обращаться, потому что эту чистую птицу может в любой момент призвать к себе Перун или Господь, и тут уж чёрту точно не поздоровится.
     Считается, что черти востроголовы и хромы от того, что были сброшены с божественного пантеона за свои проказы и потом летели сорок дней и сорок ночей. Пока летели, черти были по повелению Господнему Ветром разнесены по всем сторонам земли. И вот, какой чёрт куда упал, тот там и остался на проживание. Чтобы не было между чертями никакой вражды, они очертили свои владения чёртовым кругом, за который чужой чёрт не мог заступить, иначе заблудится и сгинет, хоть он будет человек, хоть и сам чёрт.
     У сербов и косоваров черти бескостные.
     У чертей шуликунов на голове рожки, сама голова деформирована, вытянутая кверху с заострением на макушке. Бывает голова чертячья очень уж большая, бывает лысая, а бывает и лохматая.
     Черти любят перевёртываться в клубки чёрных ниток, изображают себя ворохами гнилого сена, камнями, выступающими из вод озера, на который как встанешь, так утянешься в омут.
     Черти могут принимать образ чёрной кошки. Из-за этого во время грозы хозяева выбрасывали своих бедных животных чёрной масти на улицу, считая, что если в коей-то из них присутствует злой дух, то Гром не преминет эту чёртову тварь поразить.
     Черти откуда только не появляются и в каком только виде не являются. Они могут появится из волшебной палочки, в облике верблюда, собакой, музыкантами, женщинами блудливыми. При этом черти станут исполнять все желания колдуна. Такие черти хоть малые, но злобливые.
     Черти, улетая или исчезая, обращаются в чёрный дым.
++++++++++++++++++++++++++++

                Поверья с чертями

     В сказке молодец помогает чёрту одолеть лесных духов, за что женит молодца на мудрой девице, а потом выносит молодца на Русь, где даёт героям кулёк золота на жизнь. С того кулька сколь ни возьми, всё он не легче.
     В русской сказке Чёрт, Царь Водяной, помогает охотнику убрать несметное воинство в сундучок.
     В одной славянской сказке черти по желанию одного обиженного колдуна чёрт летал к королевне, обретая вид Огняного Змея необычайной красоты, соблазнял её и она рожала невесть кого. А если королевна смогла устоять, черти похищали её.
     В одном заговоре у восточных славян черти вместе с Заклинателем делят рукавицы. В одной рукавице прятались горести и болезни. Заклинатель всегда оставался с чистой рукавицей, черти несли своему Деду горести и болезни.
     На самоубийцах Сатана разъезжает по Аду, запрягая одних заместо лошадей, а других на место кучера засаживает, Сам же Сатана сидит да понукает всех, да подхлёстывает.
     Фольклорный герой где только не прятал волшебный папоротник, который цветёт только раз в году: и в шапке, и за пазухой, и в лапоте, и в ранке под кожей мизинца на левой ноге. Черти вкупе с ведьмами на обратном пути героя всячески призывали его оглянуться или откликнуться за спину себе, они ему являлись купцами с откупом, царями с угрозами, девицами, мертвецами. Если герой откликается или соглашается, то вмиг теряет цветок, а вместо подарков остаётся с черепками.
     В деревенских избах в старину почти невозможно было найти таких сосудов для питьевой воды, которые не были бы покрыты если не дощатой крышкой или тряпицей, то, в крайнем случае, хоть двумя лучинками, положенными крест накрест, чтобы чёрт не влез".
     В квасе, в молоке и других напитках, по поверьям украинцев, купаются черти, которым уже нельзя купаться в освящённой Спасителем воде.
     В народах славянских есть древнее поверье, со времён ещё Христа, что при рождении Господь ко всем приставляет чёрта за левым плечом и ангела за правым. Вот тут они постоянно враждуют. Оба держат записи о делах своих подопечных. Ангел пишет про его добрые дела, а чёрт вписывает чёрные. Потом всё это остаётся Господу, который вершит свой суд.
     В одной покутской сказке «Чёрт и хлеб» одушевлённый Хлеб рассказывает чёрту о том, как человек его мучает, раскидывая по полям, как он его терзает железными боронами потом, режет серпами коваными, бьёт чигунными цепами, мелет каменными жерновами, давит его, потом жарит огнём печным, а потом ещё и пожирает. От всех этих рассказов ужасный местный чёрт решил не связываться с таким жестоким человеком и убежал к себе в омут под колоду жаловаться своему Дедушке.
     В Полесье верили, что ольха отвадит чёрта от дома, полагая, что на ольхе наложена красная кровь Сатаны. Черти предпочитают Сатане на глаза особо не показываться, а то он работой нагрузит.
     В сказке чёрт вдрызг проигрался в карты солдату и забрал все болезни соседних деревень. Солдат собрал их в беремя, перекрестил, взвалил на чёрта и отправил восвояси. А черти обязаны все болезни отдавать старшему черту, который их потом в лихие времена продаёт бесам, которые разносят их миру.
     Всякое ночное посещение бани, особенно с похвальбой, что чертей бояться не стоит, карается обдерихой.
     Если зазвенело в левом ухе, значит чёрт летал к сатане, чтобы сдать ему свою дневную выручку, грехи обладателя этого уха. В спешке прискакал назад и снова встал на страже, оттого и зазвенело, что копытцами своим цокнул об мембрану.
     Есть поверья о браке чертей с ведьмами, с утопленницами.
     Желающие увидеть чёрта, заходили в баню ночью, сняв на пороге крест и, положив его под пяту порожью.
     Из Крови чёрта происходят оводы.
     Когда-то была сплошная вода и земли не было ещё. Увидел Бог как-то пузырь на воде, он его распнул, тот лопнул и из него выскочил чёрт. Тогда Бог черту повелел спуститься на дно воды и достать оттуда земли. Чёрт исполнил приказание, но из любопытства своего чертячьего две горсти земли засунул себе за обе щеки. Бог же взял землю и стал рассыпать её по всем сторонам и там стала появляться суша. А на суше стали произрастать всякие растения. И у чёрта за щеками земля тоже проросла растениями. Чёрт тут стало щекотно, он прыгал да скакал, и, наконец, стал плеваться землюю с растениями, которые превращались в болота.
     Красть иглы друг у друга считалось большим грехом для швей. За это Господь отдаст швею такую для исправления чертям с указанием, чтобы заставляли её пролезать через игольные ушки украденных игл. Эта кара швеи по Божьему повелению будет так длится в аду, до тех пор, пока эта её душа не станет тонкой как нитка, чтобы, наконец, пролезть в игольное ушко.
     Люди верят, что чёрт проникает в дом через печную трубу в виде Огняного змея.
     Обменышей, похищенных детей, черти таскали с собой, научая их раздувать пожары. Если они неприспособлены были к этой паксти, то черти отдавали обменышей русалкам, проклятым девкам.
     По одному заговору восточных славян чёрт обретал вялое тело и его можно было выбросить за забор.
     Русский зевнувши перекрестит свой рот, чтобы заградить туда вход нечистому духу.
     Считается что нужно закрыть трубу и отворить двери, когда в доме умирающий уже на ладан еле дышит. Тогда, когда человек умрёт, его душа останется в доме и до времени не вылетит, доставшись чёрту, который уже сидит на конце трубы.
     Считается, что чёрт с волком никогда не сойдутся на одном пути, потому что черти ищут человека, а волки от человека бегут.
     Считаетя что на столбах разрушенной Мельницы сидят черти, а на крыше — вампир.
     Частицами крови чёртовой, то есть смолой, раньше подкуривали ребёнка от испуга нечистой силы, которые тоже не войдут в дом, если там дух чёртов.
     Чёрт весьма боится грозы, потому что в это время Господь, а раньше Перун, ищет чёрта по земле, чтобы поразить его. Так чёрт приладился прятаться за спинами людей, чтобы стрелы огняные не поразили мужика, он должен с каждым раскатом грома говорить свят-свят.
     Чёрт заманивает на мельницу крестьянина, бесплатно мелет ему муку, но смешивает ёе с песком.
     Чёрт может вверчиваться в разные ипостаси, способен к оборотничеству. Он и представлялся и козлом, и бараном, и овцой, другой раз свиньёй, бывал и конём, собакой, волком, зайцем и всегда чёрного цвета.
     Чёрт, когда его жена рожает, приносит в дом повитуху из деревни. За эту работу чёрт хорошо её вознаграждал. А бывали случаи, когда повитуха научала жену чёрта, если она была украдена из деревни, как сбежать от чёрта.
     Черти уводят к себе проклятых и утащенных детей по сухим елям. Потом эти дети занимаются счётом еловых хвоинок. Если колдун заключил договор с чёртом, то чёрт будет требовать от колдуна невыполнимой работы, ведь чёрт сам её не может придумать, вот колдун и заставить чёрта считать хвоинки.
     Чтобы узнать, нет ли на празднестве деревенском чёрта, все проходили перед перевёрнутым веретеном. Кто спотыкался, тот и был чёртом.
+++++++++++++++++++++++

                Характеристические особенности чертей

     На пирах, которые черти устраивают по поводу какой-нибудь важной удачной мороки против людей, также на собственных свадьбах, где в качестве невесты сидит деревенская девка, все черти, хоть старые, хоть малые распивают до пьяна вино, да ещё курят табак так, что чад аж до самого неба подымается.
     У беса цвет серый или даже белый. Этим он отличается от чертячьх образов, которые всегда чёрные.
     Чёрт всегда творит пакости из-под тишка, потому что он труслив и в прямом противоборстве с человеком человек всегда выходит победителем.
     Чёрт отображает социальные отношения славян. Чертовским при этом назывался сброд, чёртова сволочь, чёртова шихоботь, шваль чёртова, шушваль чертовская; чёртова голь перекатная, чёртов бедняк, чёртов шатун, лентяй чёртов.
     Чёрт является чрезвычайно опасным и почти равновеликим богу. Это представление опирается на библейские представления и притчи. В них отражаются христианские мифы о происхождении чёрта, и то, что чёрт это падший первоангел.
     Черти частенько занимались подменой детей.
++++++++++++++++++++++++

                Виды и типы чертей

     Водяной чёрт.
Как правило, он обитает в омуте под камнем. Там есть обязательно в ход в потусторонний мир миром. Там же во время грозы, когда по небу во гневе скачет Перун в поисках проклятых чертей, все водяные отродья чертячьи в страхе прячутся в омуте под камнем. В другое время он хватает зазевавшегося за ноги и старается утопить его в воде. Если из людей в течение двадцати одного дня не хватится утопленного, то он поступает на службу главному Водяному чёрту, который на утопленнике разъезжает по своим водным угодьям.
     Долгохвостый чёрт.
В фольклоре это может лиса прозывает так волка. Да ещё воры в темноте зовут своего товарища так.
     Курдущи.
Это черти, отличающиеся злым нравом, которые помогают колдунам. Такие небольшие, черные и зобатые, вроде кошек. Пролезть могут в самомалейшую щель. Зоб у курдушей вместительный: они туда складывают ворованные вещи и деньги, которые сносят своим хозяевам, как правило, злым колдунам.
     Оржавник.
Главный чёрт у белорусов живёт в оржавне, болоте с элементами железной руды, и этот чёрт Оржавником.
     Сатана.
Он является главным источником мирового зла, ему подчиняются все черти, а их противником стал архангел Михаил, заступник верующих перед Сатаной. Черти вмести с другими, более злобными бесами были слуги Сатаны, помогая своему повелителю враждовать с ангелами. Черти служили в разных его войсках, они были его шпионами, а также сеятелями среди человечества всяких бедствий.
     Хмелевик.
Пьяниц, известное дело, проще всего наталкивать на всякий грех. Оттого черти сильно их любят.
     Хмелевик.
Черти умеют делать водку с особым червём белым и тонким, с волосок. Кто такую водку выпьет вместе с червём, то вмиг пьяницей горьким станет и попадает под власть Хмелевика.
     Хмелевик.
Это чёрт, который вселяется в пьяницу прямо в его левое ухо, где ему нашёптывает, чтобы он шёл то в лес, то в омут. Чтобы пьяницу спасти от Хмелевника нужно три раза прочитать над ним все Псалтыри. Отчитывание называется. Черти такого опыта над собой выдержать не могут и избегают кто куда.
     Чернец.
В заклинания и наговорах чёрт колдуну или магу является в виде чернеца.
     Чернобог.
Владыка зла. Черт, славянский мифологический персонаж. У древних славян это было существо с чёрной шерстью, с рогами, с хвостом, с коровьими копытами. Христианством он был отождествляем с Велесом в образе Змия-кочевника.
В некоторых вариантах мифов о сотворении Мира именно Чернобог достаёт землю Богу-Белобогу, затем Бог из первогорсти создаёт всю остальную Землю, а его напарник Чернобог от зависти это выдающееся творение постоянно изменяет, добавляя асимметрии.
     Чёртов конь.
Это Сом, на котором обычно ездит Чёрт Водяник. Поэтому в некоторых местностях такого Сома едят. Если уж поймал Сома, то не ругай и не брани его, а то его хозяин и наездник услышит и может отомстить.
     Чёртов палец.
Это скипевшийся песок. Его находят речках, а по виду он конусообразный, похожий и вправду на палец. .Его хранят на чердаке. Считается, что это то, что осталось от чёрта, после того, как его настигла Огняная стрела Перуна. Чёрт, поражённый Перуном, освобождается от грехов, хотя и не выживает. Но то, что от такого чёрта осталось, обладает чудодейственными свойствами, такого пальца боятся его чертячьи сродственники и оббегают его тридевятой стороной.
     Чертовка.
Русалочья чертовка, водяная чертовка, чертовка куполка.
Западнославянские былички сообщают, что в момент битья подменыша розгой внезапно появляется чертовка, виновница подмены, хватает плачущего подменыша и возвращает на его место настоящего ребёнка.
     Чертовки.
Жёны и девки водяных и лесных чертей. Их относят не только к расе Чёрта, и к бесам женского пола, поскольку по своему характеру совпадают с облачными.
     Чертопляс.
Означает хмельные напитки и чёрта, в вине.
     Чёрту баран.
Это тот, кто искушаем бывает чёртом, что он баран. Такой человек обаранится, встанет на карачки и станет блеять. А чёрт на него усядется и давай скакать, себя тешить, а то и воду из колодца к себе в озеро возить.
Это самоубийца, поджигатель, убивец. Это те, кто добровольно совершает эти поступки под нашёптывание чёрта в левое ухо. Такие люди считаются душевнобольными, их чёрт искушает себе на потеху.
     Чертята.
В заговоре одном едет святой, а за ним бегут чертята, которые из дома или из тела тащат или сгоняют глазную болезнь.
     Шиш чёртов.
Это чёрт у которого волосы стоят дыбом, шишом, как у взбесившегося Велеса. Жизнь этого персонажа начинается со Средневековья.
     Шуликун.
У этих чертей на голове есть симпатичные рожки, сама голова деформирована, вытянутая кверху с заострением на макушке. Бывает голова чертячья очень уж большая, бывает лысая, а бывает и лохматая.
+++++++++++++++++++++++

                Бытие чертячье

     Болотные черти имеют жён. Часто они их берут из тех, кто далеко отойдёт от деревни. Тут чёрт девицу заблудит криками подружек, она и уйдёт в самую топь. Но в основном это чертихи из их же чертячьего рода-племени.
У чертей родятся и дети. Они такие же, как и их родители бойкие, шустрые. Их называют чертенятами или хохликами.
     Главным монетчиком у Сатаны сидит Иуда. Этот Библейский христопродавец кош держит адов и из него чертям отсыпает монеты на разные расходы их чертячьи.
     Из забав чети больше всего любят карты и кости. В игре черти и передерживают, и подтасовывают, через плечо заглядывают, и вина противнику более себя подливают. Тут они могут и проиграть всё, вплоть до своей души чёртовской и выиграть также человеческую душу. Играть с ним простому прохожему не стоит. Только солдат может в хитрости сравниться с чёртом.
     Черти бывают молодые и старые. Молодые чаще всего бегают на разведку, вступают с людьми в глупые споры. Но когда дело доходит до договора, что на сцену выходит чёртов Дед.


Рецензии