Слово продолжение звука любви

Творчество это таинство. Разгадать творческий процесс невозможно, хотя, наверное, и не нужно.
Это всегда будет загадкой.
Но почему человек берётся за перо и начинает творить?
Что побуждает его к этому?
Причины могут быть самые разнообразные: желание пленить сердце своей возлюбленной, описание природы, возможность зафиксировать своё душевное состояние.
Но почему начинает писать музыкант-исполнитель? Ведь музыка не требует слов.
Принято считать, что все свои мысли и чувства исполнитель выражает лишь звуками, музыкальной интонацией.
Но существует некое продолжение музыкального пространства, которое можно выразить лишь словом. На первый взгляд это кажется странным, непонятным.
Музыкант высказался до конца во время исполнения, но полного удовлетворения он не испытывает, даже если концерт прошёл очень удачно и был большой успех у публики.
Исполнительское искусство таково, что оно существует во времени и пространстве только в момент исполнения. Лишь этот отрезок времени исполнительское творчество живо.
Потом остаётся память о концерте, запись концертного исполнения. Но как бы ни была совершенна звукозаписывающая техника, она никогда не сможет передать того трепета, восторженного волнения, экстатических взлётов, которые были во время концерта, когда исполнитель, охваченный Божественным вдохновением, творил.
Но как наиболее точно зафиксировать атмосферу концерта, состояние музыканта во время исполнения? Я думаю, что это возможно только словом.
Ведь слово это звук. Произнося слова, мы прислушиваемся, как они звучат. Мы слушаем их музыку. Одно и то же слово может звучать нежно, восторженно, гневно, с иронией. Так же, как и в музыке, одна и та же мелодия может звучать совершенно по-разному. Музыкальный звук, который светится восторженной любовью, который осенён светом добра и теплоты, находит продолжение в слове, словосочетании, предложении. Мы не всегда можем объяснить те ассоциации, которые вызывает у нас музыка. Порой, несовместимые на первый взгляд музыкальные и словесные образы, естественно и органично сочетаются друг с другом. Музыкальный образ даёт импульс литературному. Сначала это удивляет, но потом мы находим точки соприкосновения этих образов. Слово продолжает звук.
Если о музыке пишет исполнитель, художник, артист, то это не может быть сравнимо, даже с самым «глубоким» музыковедческим исследованием.
Исполнитель не только знает до тонкостей произведение, о котором он пишет.
Он влюблён в эту музыку до безумия, до умопомрачения. И поэтому он просто не может скучно анализировать произведение, которое исполнял.
Великий английский пианист-ансамблист Джеральд Мур обладал не только гениальным музыкальным дарованием. Он был выдающимся музыкальным писателем.
Все его книги читаются на одном дыхании. От них просто невозможно оторваться. Их возвышенный романтизм, яркая образность и тонкий английский юмор не могут оставить читателя равнодушным.
Когда я читал его книгу «Вокальные циклы Шуберта», то воспринимал её как роман.
Эта книга о трёх вокальных циклах Шуберта: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня».
Джеральд Мур исполнял эту музыку всю жизнь. Он играл эти вокальные циклы с разными певцами, в разных странах. Мур был влюблён в вокальную музыку Шуберта, в героев его вокальных циклов. И он оживил их на страницах своей книги. Ему удалось словом создать музыкальную атмосферу, он описывает музыкальные интонации так, что они начинают звучать. Так писать о музыке может только художник, артист, творец.
Джеральд Мур не анализирует музыкальное произведение, а рассказывает людям о своей любви к этой музыке. И делает он это настолько захватывающе, с такой страстью и с таким восторгом, что читатель тоже влюбляется в эту музыку, в волшебный мир музыки Шуберта.
В предисловии к этой книге Мур писал: «Книга эта написана по зову сердца, по велению любви – любви к Францу Петеру Шуберту».
И каждое слово, написанное Джеральдом Муром - продолжение звуков любви!
 


Рецензии
Интересное наблюдение слово и музыка. Взаимодополнение двух понятий приводит к творчеству,созданию произведений.Но как трудно найти точки соприкосновения для воплощения шедевров.

Светлана Бульдяева   18.09.2019 12:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.