К 9 Мая - Быль

В тот год огородина уродила справно: лук, картошка,.. красные помидоры манили к себе своим видом.
Их крошечная хата оказалась как раз на линии огня, на линии фронта. С одной стороны немцы, с другой - наши, давали ответный отпор. Уже который день они сидели в пустом погребе вчетвером: баба Катя - тогда еще молодая, статная женщина, моя свекровь - пятнадцатилетняя девчонка и двое ее братиков - погодков.
Есть хотелось невыносимо, животы свело от голода и постоянно урчало. Взрослым тяжело, а как объяснить мальцам? Но, казалось, и они понимали, зря не канючили, а лишь в минуты затишья спрашивали:
- Мамо, може красных нарвэмо, дуже исты хочеться.
Мать, глядя уставшими от переживаний и бессонницы глазами, отвечала:
- Нидзя, дитятки, пульнёт немчура и жисть скинчыться.
А у самой от жалости и боли слезы на глазах.
В воздухе опять стрелянина, аж земля колышится и ухает. Всем тяжело, не только людям, земля и та стонала. Держат оборону наши, не пускают лютого врага дальше.
И снова тишина. И опять в животе сосет и есть просит. ВЫсунешься, так и снесет башку!
Дождались очередной ночи. Тишина. Видимо, устали обе стороны.
- Мамо, а мамо, може мы швыденько нарвемо красных? Так исты хочеться. Мы маленьки, мы навколюшкы проповзэмо. И назад.
- Идить, та швыденько, повзком, авось не тронуть и нэ помитять.
Не суждено было вернуться братьям, так и остались лежать два маленьких тельца возле мясистых, спелых, красных помидоров. Сразил вражина деток у матери на глазах. Не пощадил.
Охнула мать и осела... И всему свидетелем была моя свекровь, их сестра, чернявая девушка, с длинной толстой, в обхват руки, косой. А когда наши оттеснили немцев, похоронили они братьев, двух невинных ангелов. Так и стали жить дальше с этим грузом на сердце.
Закончилась война,стали отстраиваться после войны люди, и долго еще находили остатки войны на своих огородах. И не всегда безопасные.


Рецензии