Прощание с летом

    В конце августа на смену летнему теплу приходят прохладные дни, когда серое влажное небо нависает над ещё зелёными лесами, лугами, дворами и парками. За городом в это время тихо, холодный воздух пропитан запахами дождя и дыма: топятся печи в домах, а у кого-то баньки. После череды холодных и дождливых дней приходит бабье лето, и тогда в небесах, на изумительном  ярко-голубом фоне, горят, как огоньки, осенние листья на верхушках деревьев. В эту пору лес вдали ещё зелёный, и лишь отдельные деревья, словно вспышки пламени, стоят в осеннем красно-золотом цвете. А внизу, в тон сентябрьскому лесу, в зелени травы желтеют цветы топинамбура и золотые шары, краснеют физалисы, называемые в народе китайскими фонариками. Блестят на солнце тоненькие паутинки, внезапно преграждающие путь. Ночи уже холодные, но днём, как только выглядывает солнышко, становится почти как летом, только солнце уже не печёт так нещадно, а светит мягко и приглушенно. В солнечных лучах толкутся мошки — к теплу.
    Дачники собирают спелые яблоки, груши и сливы, вдыхая их винный опьяняющий запах. Такого аромата не бывает у фруктов, купленных в магазине или на рынке. Так пахнуть могут только плоды, созревшие в тенистом и шелестящем саду, ухоженном или запущенном, где летом играют дети и сидят в кружок взрослые, а может быть, никто не играет и не сидит, и только несколько раз за весь сезон сюда приезжают без ночёвки далёкие и занятые хозяева участка. Наливные яблоки с шуршащим звуком срываются с веток, и с глухим стуком падают в траву. Яблоки в траве, яблоки на столах, яблоки на скамейках, а вместе с ними – переспелые сливы, которые лопнут, если на них неосторожно надавить, и из них потечет сладкий сок. Такой же сахарный, как у  полосатого арбуза, купленного по дороге на дачу. Черноплодная рябина, после сбора которой пальцы становятся фиолетово-бордовыми словно в чернилах, пойдёт на домашнее вино.
     Ещё тепло, но уже падают листья, засыпая крыльцо, скамейку и стоящую у ворот машину. День стал короче, и вечером уже совсем темно. Воздух в саду пропитан терпким запахом осенней листвы и плодов, а в доме пахнет яблочным пирогом с корицей.
      Вдалеке слышен лай собаки и глухой стук — кто-то колет дрова.   Наверное, для того, чтобы натопить баньку. Целебный банный жар выпарит всё лишнее, ненужное, отягощающее, и каждый будет отхлёстан берёзовым веником, а потом все выйдут на свет из жаркого, душистого деревянного полумрака обновлёнными, очистившимися, и словно заново родившимися.
      Суета, шум, жара, духота, пробки по выходным,  немилосердно пекущее солнце и поиски спасения от него в тени, надоедливые комары, слепни и осы — всё это постепенно отступает. Приходит время умиротворения, покоя и отдыха, замедления и сбавления оборотов. И скоро придёт золотая осень — время художников и поэтов,  время любования и вдохновения, время обретения себя.
       


Рецензии