Нефритовый принц
Но как добиться нетленности монарха? Всякие мумии и тэпэ не прельщали: вдруг правитель проснется? Тут одного хрен прокормишь, а если еще его мертвые родичи подтянутся? И вот вспомнили, что нефрит (жадеит по нашему, по рабоче-крестьянски) материал уж такой волшебный, Небом данный и ваашпе сакральный, что защищает от демонов, болячек, инфляции и прочих напастей. Наверное, и от хе-хе, посмертных трупных изменений защитит? Ну и понеслась…
На протяжении веков доблестные китайцы сооружали своим сиятельным покойничкам погребальную одежку из нефрита. А он ведь, собака, дорогой. И скреплять детальки надо надежным материалом – золотом или, на крайняк, серебром. Так что выходило, что такого рода скафандр мог себе позволить только оченно знатный гражданин – сам ван, и его ближайшая родня, а не какие-нибудь там гуны, хоу, бо, цзы а тем более нань. А кроме того, нефрит, сука, твердый. Пока из него костюмчик сваяешь – сам сдохнешь: по 10 лет на изготовление отдай и не греши. Так что товарищи ваны, в очередь и записывайтесь заранее. Фараоны могли бы позавидовать.
Первые упоминания о нефритовой одежке сохранилось под 320 г. до н.э. Одеяние в среднем состояло из пары (а иногда и больше) тысяч нефритовых плиток, скрепленных проволокой и покрывало тушку полностью – от пальцев до ушей. Лицо закрыто, пузико закрыто, даже, наверное, затычка сзади предусмотрена была. Помрет, бывалоча, знатный особь, оденут его в нефрит и закопают. Вот и радость народу. Ага.
Только одна проблема: несознательные товарищи за такими могилками охотятся ой как активно. Золото ж. Нефрит опять-таки. Да и не одно одеяние там, прочий ширпотреб в могиле.
Стали двери опечатывать. Не помогло. Заваливать каменюками. Вырос спрос на лопаты и кирки. Короче, все могилы с нефритовыми одеяниями разграблялись влет. Наконец, властям это надоело, и в 223 году до н.э. ван Вэнь-ди запретил это непотребство. Окружающие сказали: «Ага! Канэчно, дорогой!». И продолжали втихаря, на окраинах государства, да в расплодившихся мелких княжествах тратить бюджет на дорогущие замогильные нефритовые костюмчики.
Вот, например, в 113 году до н.э. дал дуба правитель Чжуншаня (это на северо-востоке Китая государство такое было) Лю Шэн (или Шань – хрен их разберешь, ;; короче), старший брат вана By Ту из династии Хань. И тут как-то сразу раз – и его жена, Toy Ван преставилась. Вот их и упаковали в нефритовую одежку. Общим числом 4654 пластинок нефрита. Только на костюм Лю Шэна ушло 1,5 кг золота (на скафандр для Тоу Ван пошла серебряная проволока). А двери склепа расплавленным железом залили. Ну, а поскольку автогенов тогда еще не изобрели, лежали граждане себе спокойненько 2 тыщи лет, пока саперы из рядов китайской военщины в ходе учений 1968 года не наткнулись на это уютное местечко. Все это было так неожиданно, что бедный гун с супругой ажно рассыпался в прах при виде неожиданных гостей. Прям в доспехах своих. Так неудобно получилось.
Или вот еще у нас в деревне случай был: в 125 году до н.э. приказал долго жить правитель Намвьета (это на юге Китая, кто не знает – частью Китай, а частью вроде как и Вьетнам) Ван-выонг из династии то ли Чьеу, то ли Чиеу (Tri;u V;n V;;ng, или ;;;, кому как нравится), он же Хо (;), он же ;;, он же Чжао Мо, он же Чьеу Мат или Чиу Мит. Короче, умер, видимо, от напряга, пытаясь запомнить, как его зовут. Так что б вы себе думали? Таки да, его тоже одели в нефритовый пинджак и закопали в землю в районе Гуанчьжоу. И все для того, чтобы какой-то босяк откопал его и выставил в музее.
Но… дорого, блин. Да еще экономический кризис. И рост раздробленности. И прочие излишества нехорошие. Неподъемным стал такой загробный пафос для простых китайских правителей. Тут традиции и пиндык наступил. Так что до наших дней сохранилось около 20 таких скафандров. Их еще, слышь-ко, у нас нефритовыми принцами называют.
Такие, скажу я вам, чудовищные загогулины происходят у нас на пути в загробный мир.
Свидетельство о публикации №218092301719