qqq - 11

КУДА  УХОДИТ  ВРЕМЯ?...

Я давно приглашаю своего одноклассника приехать ко мне. Вот да, до сих пор дружим. Ну а чО, на одной планете живем, соседи же! Мы с ним общаемся, встречаемся, но он сидит в своей родной деревеньке и никуда не высовывается. Хотя расспрашивает меня о жизни на краю света. Я ему каждый раз: приезжай да сам посмотри, что мои рассказы! При последней встрече летом я его озадачил, обратив внимание: год за годом откладываешь поездку; хочется, да все что-то мешает. Ты сейчас бодр и резов, а что будет через год или пять? Вдруг что случится... и захочешь, и деньги найдешь, а уже не сможешь. Решайся и не жмись. Был в конце года в М, позвонил и его соблазнил: он приезжает в М, далее вместе летим ко мне. Нашел рейс буквально даром, скидка такая, что ему поездом до М в два раза дороже.

Маршрутом его занимался я, по тырнету искал, совмещал и покупал. Ему нужно было только прибыть на свою станцию и сесть в поезд, сейчас и билет бумажный не нужен. Так что сел он в теплое купе, вытянулся на чистой простыне и заснул до позднего утра. А там ему принесли горячий обед (я забыл убрать галочку при покупке билета) по-самолетному: контейнеры из толстой фольги. Минута в минуту я его встретил на вокзале в М, далее уже вместе.

Поселил его в пустующей квартире бывшей, она не возражала. Витя почти каждый день ходил на лыжах. Выдал их ему, свою старую куртку – и он по полуденной заре, пока что-то видно, ходил на 2-3 часа в лес. Ну как лес... так, деревья выше человека. Восхищался тишиной и красотой занесенного снегом леса. "Как на новогодних открытках!" – удивлялся он. Да, на каждой ветке намело и повесило целый сугроб, подкрашенный алым отсветом полуденной зари. Тишина первозданная. И чистота нетронутого снега (который еще и через день обновляется, подсыпает по 5-10 см). Лед даже в метровой толще как стёклышко! Витю здешний снег и мороз радовали. Чистый, пушистый, скрипуче-поющий. И никакой тебе слякоти. Холмы из окна нетронуто-белые, в полдень нежно-розовые от зари. Оченно ему заполярная зима понравилась. И такого счастья тут семь полных месяцев, а с переходными процессами так аж девять. В феврале-марте начнется зима как на картинах среднерусских художников: искрящийся снег под лучами низкого солнца, голубые бесконечные тени, стылого фиолетового цвета воздух...

Новый год встретили с ним. Вернее, он с моей семьей.

По четным вечерам ужинали у нас. Чады обсиживали дядю Ви. Точно, как меня. Ползали по нему. Жена ничем не изощрялась (я отговорил: никаких изысков, все как в рядовой день), были наши обычные ужины. Буженина a la Я, настоящий (без желатина) холодец из свиных ножек с Центровселенским хреном [Холодец сам просился в рот; наелся, ну ничего уже не хочется, а взглянешь на прозрачное, холодное, упругое и ароматное съедобное стекло – и не удержишься!], бефстроганов a la Я с перловкой, приготовленной способом a la Я, французский луковый суп a la Я, китайский овощной суп a la Я, на свиных шкварках жаренная картошка a la Я, армянское блюдо жареная красная фасоль в настоящем томате a la Я, донской борщ a la Я. Витя оказался любителем острого, хотя моя и китайская норма ему великовата (десяток привезенных из Китая огненных перчиков на одну тарелку, тогда от супового пара глаза слезятся и даже через два часа еще полон прекрасного ощущения, что в желудке плещется ласковый огонь).

<Отглагольное прилагательное жареНый, но причастие-то жареННый! Точно по правилам для обозначения причастности совершенного вида нужно бы добавить какую-нить приставку – пожаренная, сжаренная. Однако, мне приставка в данном случаем мешает; тут и так полный причастный оборот " картошка, жаренная на свиных шкварках", только выполнена инверсия причастного оборота. Именно написанием "жаренная" я это и показываю.>

По нечетным мы сидели у него на квартире. Брали чё-нить легко-приготовимое. Свежайшую корюшку, которая настолько чиста, что ее жарят без разделывания и чистки чешуи. Пока на сковородке жарится очередная порция, предыдущая употребляется. Или семгу для ухи. Или малосольный сиг, сделанный за сутки до этого. Доставал либо пузырь моего заполярного вина (белого (этой осени), красного (2012-16 годов на выбор) или яблочного), либо литр классического мартини. Принимали не для опьянения, а как легкий десерт в долгой беседе: смакуя вкус и цвет, и запах, и весь амбъянс. Мартини лучше именно как десерт в беседе, а вот яблочное вино неплохо подходит к ухе из сёмги.

По большей части мы вспоминали и рассуждали.

Когда-то 1980 год мы встретили приватно втроем (я, он и еще один одноклассник Паша). Это был наш первый Новый год, когда мы сами. Шифровались от других, потому что никого больше не хотели в свою компанию. Сами обдумали стол, сами добывали торт (в 80-м в деревне их просто не продавали), ночь болтали и смотрели ТВ, разошлись на поздней зимней зорьке; спиртного не было вовсе. У Вити память лучше, он столько разных фактов о том празднике сообщил! Я начисто забыл подробности. Эмоционально яркие картинки помню, но общий фон забыл. И как он это все помнит!? Ну вот 2018 тоже вместе встретили. Не в Центре Вселенной, а немного севернее.

Вспоминали те прошедшие времена не столько из старческо-ностальгических позывов, а чтобы сравнить и осознать, как изменилась жизнь на протяжении нашей памяти. Как поразительно она перекосилась в таких направлениях, в каких никто не ожидал. Наша небурная жизнь оказалась полна таких кардинальных поворотов и перемен. Как личных, так и социальных. Стоило б это все записать просто чтобы не забыть. Он так и живет на прежнем месте. Забитая деревенщина ли он? Например, когда у меня была командировка в Пусан, и коллеги, и знакомые все до одного недоумевали: где это? в Турции? в Тунисе? Сказал Вите, что бы в Пусане – о, в Корее! где было Цусимское морское сражение.

Да... никто из нас вообразить не мог, как сложится жизнь. Я вообще не мечтал конкретно. Просто было ощущение перспектив и возможностей: буду жить, стремиться, будет хорошо. Это было удивительное и прекрасное ощущения открытости всего мира. И уже вот… В памяти есть, а в реальности где оно? Где хранится прошлое? Есть ли прошлое у немыслящего объекта или субъекта? Вообще, прошлое и будущее – это объективные вещи или только умственные?

Так что такое время? Форма существования тел, как учил М-Л? Пространственно-временной квантовый континуум? Психологическая конструкция, способ упорядочения субъектом своих ощущений? Современная техника может одиночный электрон выделить, подержать. Под М была мюонная фабрика! Антиводорода сколько там сделали. Телескопами заглядывают в самую младенческую пору Вселенной, строят космогонические модели. Термояд (хотя бы в форме взрывного выделения энергии) освоили. А вот со временем какая-то лажа. Ваще ничего не ясно.

Со всеми началами неясно. Что такое материя? А энергия? А пространство? Гравитация? Ничего с ними не ясно. Определения, если подумать хорошо, пустые. Однако, материя вовсю используется и без знания, что такое она сама. Так же и энергия. Не знаем, но используем, попутно выясняя законы, по которым она преобразуется. Никто не знает, что такое гравитация, равно как и прочие основные силы (взаимодействия) мира. Но пользуемся там и сям, имеем уравнения, по которым можно предвидеть результат (преобразования, использования). Пространство активно заселяем, не понимая, что это такое. И только со временем полный швах. Оно обособлено и никакому изучению не поддается. И даже понятию (определению). Не за что ухватиться мыслью, чтобы как-то осмыслить! Какая-то фикция... То ли оно есть, то ли его нет... но бежит оно неумолимо!


Рецензии