Четыре часа

Еду по дороге и вижу  обелиски, которые стоят  вдоль трассы. Останавливаюсь и подхожу ближе. Это горькая память о войне:  жестокой и безжалостной, коварной и беспощадной. Отступая, фашисты сжигали деревни с жителями. Не в силах принять собственное поражение, они срывали злость  на самых беззащитных: на женщинах и детях.

Недалеко от моего поселка Вязьма-Брянская находится  место, где я бываю раз в год – это место скорби и человеческого горя.
Небольшая речка Песочня, больше похожая на ручей, а  рядом и деревушка была, которая имела такое же название Песочня. Как и речушка крохотная и спокойная, дворов 15-20. И вот сюда-то в ночь с 11 на 12 марта и  нагрянули каратели. Оцепили деревню, согнали жителей из их домов, и из соседних деревень  стариков, женщин, детей пригнали сюда.

На окраинах Вязьмы уже шли бои за освобождение города, а в Песочне под дулами автоматов сгоняли людей в два дома.  Забили окна и двери, обложили дома соломой и дровами и подожгли. Плач детей и крики женщин раздавались над лесом. Заживо горели мирные жители, проклиная войну и захватчиков. 136 человек погибли в огне.
Утром 12 марта советские танки вошли в деревню, но было уже поздно. Пустые дома, и обгоревшие тела. 

Они не дожили до освобождения всего четыре часа. Четыре часа.
9 мая 1966 года на месте этой деревни был установлен обелиск. Стела из железо-бетона высотой 4,5 метра, а на ней надпись: «Здесь захоронены советские граждане, заживо сожженные немецкими палачами».
Писатель Борис Васильев, когда его просили переписать концовку рассказа «А зори здесь тихие…», чтобы оставить девушек в живых, сказал, что «никто не хочет умирать на последних страницах, но жизнь очень сурова и жестока».
Жители этой деревни тоже могли бы жить, всего четыре часа, которые отделяли их от смерти.

12 марта я прихожу сюда.  Останавливаюсь перед обелиском, кладу пару гвоздик,  а хотелось бы сто тридцать шесть, долго молчу.

Тихо.  И вдруг какие-то странные звуки. Поднимаю голову вверх, это журавли возвращаются домой из теплых мест.  Может быть, это души погибших здесь людей возвращаются на родину?  А их крики – это напоминание нам о том, чего нельзя забывать. Четыре часа, отделившие жизнь от смерти.


Рецензии
Весьма печальная и очень трагическая история. Хотелось бы, чтобы этот рассказ прочитала Меркель при принятии решения об очередных антироссийских санкциях. Меня удивляет, сейчас даже Греция требует от Германии компенсации за военные преступления, но Россия почему-то молчит. Да веками они, современные немцы, должны расплачиваться за деяния своих предков в годы войны. В том числе, должны в полной мере ответить и за смерть тех 136 жителей села Песочня, заживо сгоревших в войне. Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   14.10.2018 08:38     Заявить о нарушении
спасибо вам за отзыв, трагедий было много, в Вязьме, где я живу в последние годы было 2 лагеря для пленных красноармейцев - ДУЛАГ, там и содержали раненых и расстреливали их, после войны несколько лет еще были кровавые лужи, а после дождей земля "плакала" кровью... об этом нельзя забывать, такие моменты следует передавать потомкам, чтобы они знали о человеческой жестокости и обдумывали свои слова и поступки

Лариса Черепанова 2   14.10.2018 11:04   Заявить о нарушении