Записки ПК. Часть 28

Кержаки и прочие

 Староверы, староверы. Даже Грибоедов в «Горе от ума» написал про них несколько строчек:

«Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем....».


Мама Алекса была из староверов и он помнил, что иногда папа называл ее кержачкой. Какой смысл он в это вкладывал, не ясно. Она уж давно не была  староверкой, но по духу своему, по воспитанию, несомненно, была женщиной из старого протестного времени. Все время в работе. Это про нее кто-то сочинил строчки: «Ни минуты покоя...Что же это такое..». 

Ни себе, ни кому она покоя не давала и заставляла трудиться. Да, деньги экономила, на пустяки не тратила, но дом и семью содержала наравне с хозяином, а может и больше. Многому она научила своих детей и Алекс постоянно помнил об этом.
По словарю Даля, "кержак" - скупой человек, "жидомор", вроде кличка, как, скажем, "хохол", "кацап", "жид" или сибирские прозвища: "чалдон", "гуран", "сельдюк"...

Выселенцы и беглые старообрядцы с реки Керженец Нижегородской губернии, откуда пошла кличка "кержак", действительно, были самые фанатичные в вере и скрытные в жизни, что утверждали литераторы, но — свидетельствую, отмечал один из них: «В глухих деревушках на Ангаре, Бирюсе, Кети, Чулыме или по Енисею никто из них не отказал мне в ночлеге, не было так, чтобы не пригласили к столу; разве порой упреждали, дескать, не обессудьте, у нас только хлеб, редька да квас. Значит, ты угодил в пятницу или в среду, на постный день. В другие же дни, кроме постов, они угощают всем, что есть, мясным и молочным, только не брезгуй. А ведь по сей день бытует в народе, мол, кержаки пить не дадут, умри - не накормят».

Где только не обитали староверы. Которые ранее сбежали из России в Польшу, были после её раздела насильно вывезены в Забайкалье генералом Масловым. Расположились они в Бурятии, в селе Бичура, Верхнеудинского района. Вели их в Забайкалье партиями по 250 человек. Сначала до Калуги, потом по берегам реки Оки и Волги в Казань и уже оттуда на Верхотурье. Шли они долго. Годами.  Где дадут им землю, они хлеб сеют, снимут урожай, и с хлебом идут дальше. Вот и до Синьцзяна добрались.

Староверы, старообрядцы. Кто такие? Надо бы разобраться, решил Алекс. Как никак предки Голдыревы по линии мамы родились и жили с этой верой. Как ни крути, часть ее  ему по наследству досталось. Не ощущаешь, не думаешь, а она есть и свое дело делает сама по себе.
Что же он узнал? Старообрядчество изначально  делилось на два направления - поповское и беспоповское.  Поповцы признавали таинство священства и церковную иерархию. Богослужение у них отправляли перекрещенные священники, переходившие к старообрядцам из официальной церкви. Так вот, эти самые поповцы, находящиеся в расколе, и принимающие основные церковные обряды, начали искать себе архипастырей, чтобы создать свою иерархию, свою церковную ветвь.

Одна такая ветвь, которую приняли родственники Алекса, впоследствии стала  именоваться белокриницкой (австрийской). Основали  ее иноки староверы Павел и Алимпий. Они нашли для своих пасомых   архипастыря в Константинополе. Им согласился стать священник из боснийского Сараево, грек,  отстраненный к этому времени от управления епархией. Безработный грек согласился возглавить староверческую  иерархию. Звали его Амвросий (Паппа-Георгополи).
-Вот ведь как интересно! - открыл Алекс. -И здесь в семейной истории обозначился греческий след.

Были краткие сведения о выходе Голдыревых из пермских краев. Действительно,  Среднее Прикамье издавна считалось средоточием расколоверия. В Осинском уезде особенно "заражённым расколом" имелся 1-й благочиннический округ (15081 старообрядцев), который включал в себя 21 православный приход. Откуда они там появились? На этот счет есть такие пояснения: «После репрессий 1722 года, причиной которых стал «Тарский бунт», началось массовое бегство старообрядцев с Керженца на Урал и далее в Сибирь. С тех времен уральские раскольники получили прозвище «кержаки». На речке Кын до сих пор стоит крохотная деревушка Кержаковка".

Алекс пытался вспомнить, где  ему встречались слова: «Сергий Радонежский жил по берегу реки Киржачи". Похоже, что  слово «киржач», родилось от «крыж" — крест.
Урал был привлекательным для раскольников. Священник Шайтанских заводов А. Топорков в книге  «О Васильево-Шайтанском заводе» писал: «Распространению раскола сильно способствовали заводские приказчики – приверженцы древнего благочестия. Они, по словам старожилов, помогали своим единомышленникам деньгами, скотом, вещами, угнетая в то же время православных». Сибирский историк П.А.Словцев отмечает, что в середине XVIII века треть населения Урала составляли раскольники, на Чусовой главным раскольничьим «регионом» были Веселые горки.  В 1826 году в Пермской губернии насчитывалось 112 354 старовера обоего пола, а в империи – 827 391 душа. В 1827 году эта цифра увеличилась до 124 864 в губернии, а в государстве, наоборот, снизилась до 795 345 человек. То есть в Пермской губернии проживало 13–18% всех старообрядцев.

Мамин-Сибиряк, как установил Алекс,  высоко ценил «раскольничий  компонент» в истории Урала. По его мнению, колонизация Урала почти исключительно обязана раскольникам и почти все уральские частные заводы выстроены их руками. На казенных преобладало православное население., но все частные заводчики: Демидовы, Баташевы, Мосоловы и другие сочувствовали расколу, как основной рабочей силе. Все управляющие Демидовских заводов, все приказчики и многие из мастеров были староверами. В XIX веке управляющие – староверы руководили заводами: Саранинским, Артинским, Сылвенским, Рождественским, Верхнейвинским, Каслинским, Кыштымским, Камбарским.

Камбарка! Вот место, которое обозначено в записях родственников Зайцевых. Они там жили и работали.  Алекс решил, что скорее всего Зайцевы, Голдыревы и, наверняка Бахтины по  бабушке Степаниде Андревне, стали староверами не в Сибири, где родилась мама. Они туда пришли, возможно с Волги, но точно известно, что Зайцевы определенное время работали и проживали на упомянутом Демидовском заводе в Камбарке Пермской (Вятской) губернии.
Там же, в Пермской губернии Алекс обнаружил село Голдыри, которое под названием «Голдыревское сельское поселение» находится до сих пор  недалеко от Кунгура.
-Почему бы Голдыревым и Зайцевым там не встретиться и не начать совместный путь в Сибирь? - призадумался тогда он. Начал искать материалы по Камбаровскому заводу Осинского уезда Пермской области, о котором упоминал Татьяна Галендарова в своих записях о Зайцевых. Именно в Камбарках, в населенном пункте Балаки, как значится в записях Татьяны Галендаровой,  проживали предки Зайцевых.
 
Заглянул Алекс, что же творилось в волость Усть-Кишерть, по которой проходили Голдыревы. В 1622 году выходцы из Соликамска братья Елисеевы приобрели у местного населения на Сылве огромные площади земель. В 1668 году значительная часть этих земель была продана Строгановым, которые строят в устье речки Кишертки острожек, названный Кишертским. XVIII век ознаменовался для кишертского края металлургическим бумом. В 1704 году рудопромышленник Федор Молодой находит в д. Мазуевке железную и медную руды и строит металлургический и медеплавильный заводы. Заводы просуществовали недолго. Заводы закрывались, а люди все шла далее в Сибирь.Голдыревы и Зайцевы дошли до Минусинского края и обосновались в селах  Кныши и Тагашет.

По имеющимся сведениям, в 1886 году ряд населенных пунктов Ачинского и Минусинского округов Енисейской губернии были или полностью, или частично старообрядческими. В деревне Павловской Назаровской волости Ачинского округа из 681 жителя последователей Русской православной церкви было 16 человек. В деревне Мало-Кнышенской Идринской волости из 118 человек 117 были старообрядцами. В селе Верхнеусинском Усинского пограничного округа, которым одно время руководил дед, последователей Русской православной церкви было 62, а раскольников 497. В деревнях Куряты Сагайской волости и Быстрой Тесинской волости Минусинского округа проживали только старообрядцы.

После того, как в 1906 г. был подписан указ о порядке образования и действия старообрядческих общин, на территории Минусинского уезда были официально созданы три общины австрийцев – Минусинская старообрядческая община Покрова Пресвятой Богородицы (г. Минусинск, деревни Малая Минуса и Городок), Казанско-Богородская община (деревни Казанско-Богородская, Кныши, Малые Кныши, Паначева, Брагина, село Салбинское) и Николаевская община в Усинском пограничном округе (село Верхнеусинское, деревня Нижнеусинская, поселки Знаменский, Атамановский, Уюкский, Туранский). Предки Голдыревы, похоже, относились к Казанско-Богородской общине, когда мамина родина Тагашет , а тогда Казанско-Богородское, входила в Брагинскую волость.

Советская администрация в 1920-е г. г. ещё позволяла «австрийцам» некоторые «вольности». Вплоть до 1927 г. Во второй половине 1930-х гг. репрессии против староверов белокриницкого согласия достигли своего пика. К 1939 г. в стране находилось лишь не более 5 архиереев. Повсеместно, в том числе и на Урале, шли аресты и судебные процессы над старообрядческими священниками. Было уничтожено большое число храмов, монастырей и скитов. Следствием этого стало значительное сокращение числа последователей «австрийцев». Ситуация весьма напоминала положение Белокриницкой Церкви в 1850-е г. г., только в гораздо более трагическом варианте.

Нынче в Минусинске существует, единственная в Красноярском крае,  старообрядческая белокриницкого согласия церковь  Покрова Пресвятой Богородицы.  Адрес: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Невского, 137. Церковь была разрушена в сер. ХХ в. Ныне существующий храм располагается в приспособленном здании,  устроен в 1976 году. В настоящее время, из числа поповцев, в регионе известны приходы старообрядцев белокриницкой иерархии в городах Красноярск и Минусинск. Вот и все, что тогда Алексу удалось узнать об «австрийцах».
  В 1924 г. в Кашгаре, имелась шведская миссия. Миссионерами являлись господин Германсон и доктор Нистрем, который проживал в Яркенде. Наверняка, за шведами, как, впрочем, и сейчас, скрывалась деятельность англичан.

Восток дело тонкое. Многие годы Николай Рерих пытался понять его. В 2002 г., проживая в Санкт-Петербурге, мне попалась книжка о жизни художника, философа и путешественника. Коренной петербуржец, его отец был нотариусом. Род Рерихов происходил из Швеции. Может по этой причине в своей книге «По тропам срединной Азии» Рерих  вспомнил и про шведов. Тема варягов ему была тоже близка. Художник, философ и немного юрист в большей мере жил искусством. Рисованию его, кстати, обучал грек из Мариуполя Куинджи. Уже с молодости он был «странником», любимыми его героями были Леонардо да Винчи и Дон Кихот, любимым выражением «Вперед без оглядки». Идея самоотречения ради добра, открытие ко всему живому. Это содержалось в учениях Рама Кришны, Конфуция и Лао-Цзы (Ли Эр), что переводится как сливовое ухо. Именно он написал труд «Дао дэцзинь» («Учение о пути добродетели») в пять тысяч знаков.

 Петербург, Сердоболь (Сортавалы), Финляндия, Лондон, Америка, Тибет, Монголия, Индия – вот  путь Николая Рериха на Восток после революции в России в 1917 г. В 1928 г. он основательно поселился в долине Кулу. Рерих создал там Институт научных исследований «Урусвати» - «Свет утренней звезды». Там он жил, там он и умер в 1947 г.  Он переписывался с матерью, с братом Борисом в Ленинграде, художником Грабарем в Москве и некто Беликовым в Эстонии. В 1926 г. посетил Москву и Новосибирск. Брат Николая Юрий, феноменально одаренный художник, вернулся в Москву, где умер в 1960 г. Брат Святослав тоже был художником, в 1984 г. награжден Орденом «Дружбы народов». Сестра Елена Владимировна (Шапошникова) Рерих умерла в Индии в 1955 году. Интересная жизнь интересных людей.
 
Читал Алекс «Листы дневника» Николая Рериха. Сделал некоторые выписки: «Русский народ ищет правду». «В грозе и молнии несет русский народ славную судьбу свою».
Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию Земли Русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и углубляла свое неисчерпаемое творчество. Сам народ сказал: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло». Несчастье с развалом СССР, помогло нашей «перестройке». А с началом "перестройки" в СССР, местные подпольные движения в СУАР получили новый импульс. Наиболее мощное восстание произошло в 1990 году, недалеко от Кашгара в поселке Барин. Волнения произошли по причине закрытия властями доступа верующим в мечеть. 6 человек было расстреляно и около 6 тысяч арестовано.

27 сентября 1992 года группа вооруженной уйгурской молодежи разобрала в районе Кумула железную дорогу, соединяющую СУАР с Пекином. 22 апреля 1993 года на военной базе около города Турфан произошел взрыв. С 15 по 20 мая 1993 года группа уйгуров предприняла нападение на сооружения, принадлежащие ядерному полигону Лобнор. 17 июня 1993 года напротив гостиницы в Кашгаре взорвалась бомба, было убито 3 человека.
Эти события накладывали определенный отпечаток на характер обстановки на границе. Волнения и акции в СУАР откликались в Казахстане и Средней Азии, особенно в местах проживания колоний уйгуров. По данным официальной статистики в среднеазиатских республиках проживало около 250 тысяч уйгуров.

Из них около 200 тысяч в Казахстане и приблизительно по 25 тысяч в Узбекистане и Кыргызстане.
 Наиболее крупное пересеселение уйгуров в Среднюю Азию произошло во время китайской "культурной революции". Число беженцев составило 150 тысяч человек. Уйгуры надеялись на помощь России, хотя и помнили 1944 год, когда созданная Восточно-Туркестанская республика была уничтожена с советской помощью.
Вспомнился случай, когда Алекс в Бишкек направил записку по "ВЧ" по гражданину Киргизии Габазову Ильшату (1945 года рождения, уйгур, уроженец СУАР, житель села Лебединовка Аламединского района Чуйской области).

Ранее он перегонял автомашины в КНР, а потом оказался в одной компании с находящимся под следствием контролером КПП прапорщиком Гатыжским, проходящим по делу о продаже оружия. Для этого Габазов в 1993 году вместе с сестрой Карабаевой Патигуль, организовал фирму "Алга". Дополнительный интерес к Габазову возник в связи и с тем, что он являлся сыном одного из руководителей восстания в Кульдже и Восточно-Туркестанской республики Карабаева.




Приезд А.М.Еремина



 Оперативно-войсковым отделом (ОВО) в Бишкеке руководил бывший заместитель начальника штаба округа в Алма-Ате полковник Александр Михайлович Еремин. 7 мая 1992 года в Нарыне с его участием прошло офицерское собрание. Обсуждали «нравственные начала службы», вопросы о долге и чести офицера. В числе отличившихся отмечали офицеров Нарынского отряда Зайцева, Галинка и Пряникова. Отрицательно отзывались о Самарине, Нестеренко, Пронине и Воропаеве. Еремин советовал офицерам читать недавно вышедшие труды царского генерала  Драгомирова.
После критики комендант участка и заядлый браконьер на сурков подполковник Самарин  уволится и уедет на родину в Саратов. Начальник заставы Нестеренко, при всех своих недостатках, дослужится до коменданта.

Воропаев продолжит службу, и Алекс с ним встретится в 1997 году в Москве в Академии ФПС, где он будет учиться на командном факультете. Какой можно сделать вывод Методы Сталина - устранение неугодных и неспособных, одна крайность.  Долговременное воспитание и обхаживание при «развитом социализме» откровенных лодырей, папиных сынков и приспособленцев – другая.  СССР погубила не гонка вооружения, хотя и в этом есть своя закавыка, а собственная рыхлость и мягкотелость, успокоенность, утрата ответственности за судьбу страны. Одним словом, зажирели и утратили моральную бдительность.
В Нарынском отряде появились первые дезертиры. В связи с этим и по другим поводам, полковник Еремин отзывался о состоянии службы откровенно отрицательно. Запомнились его слова:

"У нас нет такого отряда, чтобы так была провалена работа. Очевидная разобщенность, нет единого коллектива». Офицерам в это сложное время необходимо было найти силы и преодолеть трудности. По информации Еремина, 20 марта 1992 года состоялось совещание "Объединенного пограничного командования СНГ". Оказывается, служим мы теперь "Содружеству"! В нем от каждой республики присутствовало по два представителя. От Киргизии в Москву выезжали Еремин и первый заместитель ГКНБ Республики генерал Орузбаев. На совещании Главнокомандования КОГГ, которое состоялось 28 апреля, рассматривался вопрос "О не исполненном обеспечении финансами и материально-техническими средствами».
Позднее из Бишкека в отряд для организации службы прибыли полковник Авдонин, заместитель Еремина и с ним офицеры Чугунов и Рыбников.

Запомнилась похвала полковника в адрес Алекса за тщательную проверку караула! Грамотный офицер должен был сказать: "Вам что товарищ полковник заниматься больше не чем"? или "Вы что лучше разбираетесь в караульно-постовой службе специально подготовленных и опытных офицеров"? Получилось, к сожалению,  наоборот.
Не дело разведки контролировать посты и пробовать на качество суп в столовой. Но  на корабле паника, беготня, отсутствие порядка, руководство ударяется в перестраховку и в перепроверку. Заставляет одни и те же распоряжения проверять на несколько раз разными начальниками. Вот и на Алекса повесили «общественную», не предусмотренную положением о должности, нагрузку, проверять караул. Недоверие порождает дублирование, а где много ответственных, там всегда нет порядка.  Это очень тревожный сигнал.

С проверкой приезжали и свои начальники из Алма-Аты, тогда еще не суверенные казахстанцы  Закиев, Аубакиров и Кенжебаев. Итоги подводили 15 мая. Обратили внимание на слабую подготовку офицеров, на невыполнение справки по проверке в марте 1990 года, которую писал Алекс сам. В конце подведения итогов Закиев, тогда еще начальник отдела Восточного округа, сообщил о возможной инспекторской проверки из Москвы.


Рецензии