Второй дом

Время бежит с необычайной быстротой. Что сегодня было новым и престижным, завтра становится вчерашним днём. Вот поэтому мне и хочется запечатлеть на бумаге те, на мой взгляд, интересные факты, которые, может быть, через некоторое время будут восприниматься как нереальные.
Когда мне было лет двенадцать, я очень любил лошадей. Это был конец 1950-х годов, и в деревнях люди держали не только лошадей, но и коров, овец, свиней. А, кроме того, почти в каждой деревне была своя школа, в которой принимали детей в октябрята, пионеры и воспитывали через коллектив. Воспитательной работой занимались пионервожатые, а также классные руководители, которые водили ребят в походы, ездили с ними на экскурсии. В школах работали кружки по интересам. А какими душевными были выпускные вечера! Многие ребята плакали, прощаясь со школой.
Так вот я иногда, по разрешению родителей, ездил верхом на коне, которого звали Сокол. Благодаря Соколу мир, который меня окружал, раздвигал свои границы. Ещё многого не зная, не всё понимая в происходящем, я иногда бродил по окрестным заброшенным школам. Я побывал в деревне Дровново, зашёл в здание когда-то работавшей там начальной школы. Увиденное глубоко поразило меня. На полу валялись старые тетради бывших учеников, в углу – разбитый глобус и сломанные микроскопы. Через год здание этой школы распилили на дрова.
Такая же печальная участь постигла не только Дровновскую, но и Васильковскую школу. Она стояла в отдалении от деревни и, конечно же, окнами на юг…
Прошли годы, я окончил школу, потом пединститут, и сам стал сельским учителем. Хочу вспомнить о работе в одной из сельских школ - Караваевской. Некогда она была средней, а когда я пришёл туда работать, стала уже основной. Там обучалось небольшое количество учеников, но, благодаря работе директора и учителей, школа пользовалась большим авторитетом.
В этой школе трудами директора Н. Т. Романовой был создан и работал краеведческий музей. В холле школы были размещены картины народного художника К. А. Прохорова. А кроме этого, работал компьютерный кружок, который вела выпускница этой школы М. В. Кутейникова. Пением с детьми занималась Т. Н. Елагина, которая также родилась и работала в этом селе. Стараниями учителя труда (то есть – моими) и руководства школы работал кружок пчеловодства, на занятиях которого ребята делали не только рамки, но и ульи. А собранный пчёлами за лето мёд мы распределяли между теми, кто участвовал в работе кружка.
Но не только об этом мне хотелось рассказать. Казалось, что двухтысячные годы до деревни ещё не дошли. Я вспоминаю, с каким удовольствием дети бежали в школу. И что меня удивляло, они даже не хотели идти домой. А приезжавших на работу с автобусом учителей ребята не только встречали, но и провожали домой. И если случалось, что кто-то из учеников провинился, вся школа собиралась на линейку, и перед всеми детьми и учителями виновник просил прощения.
На мой взгляд, доброта в совокупности с любовью к своему делу играли решающую роль в воспитании. Я видел, как ученик с гордостью нёс домой сделанный своими руками скворечник. А вслед за этим и на другой улице появлялись скворечники. Перед Днём Победы дети красили памятник и белили растущие рядом деревья. Посаженные когда-то учениками школы ели уже выросли и дают тень. А проходящие мимо школы уже взрослые её ученики с гордостью смотрят на плоды своего труда.
Походы на природу никого не оставляли равнодушными, а особенно сельских ребят. На протяжении всего пути они постоянно обращались к старшим, спрашивали, как этот цветок называется, а как другой. А как радовались дети, когда вместе с ними играли учителя! Но, увы, время диктовало свои правила: грянули реструктуризация, оптимизация. Борьба якобы за качество знаний обернулась очередным коллапсом всей системы. Результаты перекройки в образовании очевидны: качество знаний учащихся ухудшилось, а воспитание в школе стремится к нулю. Да и сам учитель постепенно превращается в урокодателя.
Когда-то, ещё в юности, я прочитал рассказ Куприна «Мелюзга», в котором рассказывается, как ещё сто с лишним лет назад учителя, побывавшие на балу у губернатора, вспоминали об этом полгода. Так и сейчас: учительница набирает «часов» на две  ставки и, приходя домой, падает от усталости. А затем, накопив определённую сумму, едет в Египет или в Турцию и, вернувшись, долго восхищается роскошной поездкой.
Конечно, её нельзя обвинять в этом: педагогов буквально завалили отчётами, бумагами, поэтому живого дела и нет. А чтобы организовать поход или экскурсию с детьми, нужно столько бумаг оформить, что о самом путешествии уже забываешь и думать. Лучше и проще заказать автобус, а затем отчитаться о проделанной работе. Не потому ли дети не знают историю своего села и окружающей территории? И, конечно, хотим мы этого или не хотим, но энергию молодёжи надо направлять, а не бросать нравственно не окрепшие души на произвол судьбы, не отдавать их на откуп смартфонам и гаджетам.
В чём повезло людям моего поколения – мы были востребованы, нам уделяли внимание. Наш жизненный путь был ясен и понятен: школа, получение профессии, работа, семья. А что предлагают молодёжи сейчас? 


Рецензии