ЯША

Наступившая осень одаривала нас почти ежедневными дождями. Вода даже не впитывалась в почву, а стояла лужами. Деревья – видимо, от обилия влаги – уже давно сбросили свой осенний наряд, и казалось, что их ветви провисали, словно провода во время мокрого снегопада. Ещё не наступил октябрь, отопление не включали, и в квартирах людей было достаточно холодно. Да и при температуре +5 - +7 градусов его обычно не включают.
Машу, гостившуя у бабушки, разбудил телефонный звонок. Подойдя к аппарату и взяв в руки трубку, она услышала взволнованный, прерывающийся плачем голос мамы: «Приезжай скорее, Яше плохо! Он может умереть, и ты его больше не увидишь». Маша быстро собралась и поехала домой. Открыв входную дверь, Маша увидела плачущую маму, а у неё на руках - любимца всей семьи Яшу, морскую свинку. Маша взяла зверушку из маминых рук и начала его гладить. Из чёрных бусинок глаз Яши вытекла слезинка, и уже через секунду он затряс ногами в агонии.
Яшу в семье очень любили и баловали: давали ему - то ломтик огурца, то дольку мандарина. Его выпускали из клетки и позволяли бегать везде, где он хотел. История Яшиного появления в доме была весьма обычной. Когда Маше было лет десять, она очень просила родителей купить ей морскую свинку. И просила так настойчиво, что родители уступили и вместе с Машей отправились за зверьком на рынок.
Они выбрали небольшого по размеру самца красивого светло-коричневого окраса с более светлым пятном на боку. У Маши от восторга не было слов. Она брала зверька на руки, а когда гладила его или чесала ему за ушком, он притихал. Яша очень радовался, когда его выпускали из клетки, и не хотел возвращаться обратно: забирался то за шкаф, то под кровать.
Шло время. Яша подрос, да и Маша стала на несколько лет старше. Приходя домой, она уже не бежала к клетке, как раньше, а шла на кухню или по своим делам. Яша напоминал о своём существовании постукиванием зубами о клетку. Маша подошла уже к переходному возрасту, её интересы поменялись. Поэтому ежедневная уборка клетки и уход за зверьком стали её тяготить. Девушка посоветовалась с родителями, и они решили увезти Яшу к бабушке.
Вначале Яша обрадовался, ведь его уже не раз привозили сюда на время каникул и по выходным. Бабушка ни в чём его не ограничивала: он бегал по комнате, оставляя под столом следы своего пребывания. Но вот бабушка стала замечать, что Яша, к которому она очень привязалась, стал плохо есть. А иногда, сидя на кухне, она видела, как Яша вставал столбиком напротив висевшей на вешалке Машиной куртки и жалобно попискивал. Видимо, он скучал по своей юной хозяйке, которую очень любил. Так это было или нет, но Яшу решили отвезти в ветлечебницу. Сидя в очереди к врачу, Маша видела, как Яша то и дело высовывал свою мордочку из сумки и оглядывал незнакомую ему обстановку.
Наконец, подошла и Машина очередь. Ветеринар сказал, что, видимо, выросшие зубы не дают зверьку нормально питаться – и проводил Машу за дверь. Из-за двери Маша слышала Яшины взвизгивания, и слёзы капали из её глаз.
Яшу привезли домой, ему делали уколы и надеялись, что он пойдёт на поправку. Видимо, Яшу знобило, и он стал прятаться: то в сумку залезет, то в пакет, чтобы согреться. Приехавшие на выходные родители решили увезти Яшу домой, а то здесь, в деревне, никого и не найдёшь, чтобы помочь. Машина мама договорилась со своей знакомой о том, чтобы осмотреть Яшу. И оказалось, что в ветлечебнице поставили неправильный диагноз и назначили не то лечение. А результат известен… Похоронили Яшу на участке: выкопали ямку и положили туда коробку с телом.
Об этом случае можно было бы и не писать в наш век изменившихся ценностей, когда мы живём в обществе потребления, и нам внушают, что соль земли – креативные и продвинутые люди. А куда же деваться остальным? Раньше всем было понятно, что кто-то и хлеб растить должен, и за коровами ухаживать, а сейчас, когда мы покупаем картофель за границей, такие люди и не нужны.
Да и зачем забивать молодёжи голову рассуждениями о смысле жизни? Проще отправить её набираться ума, например, у Гарри Поттера или в виртуальном мире посредством компьютера или планшета. Ведь в рыночную экономику не вписываются морально-нравственные устои. Зачем детям Н. Носов со своими «Огурцами» или А. Гайдар с «Горячим камнем»?
Не знаю, как вам, а мне от всего этого становится страшно. У русских же совсем другой менталитет. Может быть, хватит из нас уже бюргеров делать?


Рецензии