Опора в тревоге

Зарисовки с занятий арт-терапевтической группы экзистенциального опыта "Присутствие".

*****

Предыдущее занятие у одной из участниц завершилось решением позволить себе в течение недели полениться  и понаблюдать за собой в новом, не свойственном ей поведении (такое желание родилось из чувства близости к отцу, который умел лениться с удовольствием).
Оказалось, что, если она позволяет себе «лениться» (отдыхать, занимаясь приятными делами), то возникают угрызения совести, она начинает себя ругать и принуждать к какой-либо «полезной» деятельности на благо других.   

- По всей видимости, удовольствие тебе получать нельзя, - делаю резюме после её слов.
- Именно, да! Я себе это запрещаю: мне нельзя радоваться, нельзя кайфовать. И это свойственно не только мне, а всем женщинам нашего рода.
- А папа кайфовал от души…
- Папа да, - улыбается, - а вот у всех женщин просто запрет. Нельзя. Как бы чего не случилось, как бы не  пришлось расплачиваться за радость. И постоянная, вечная тревога. Она меня просто душит! Не позволяет радоваться, я из-за неё вечно неуверенная и пугливая. А так хотелось бы обрести опору внутри себя!

После практики Терапии творческим присутствием.
Говорит со смехом:
- Удивительно, я каждый раз прихожу к каким-то парадоксальным выводам. Я пока рисовала, вдруг осознала, что я могу опираться на свою тревогу! Это известное мне состояние. И в ней есть я – Я-тревожащаяся. И я могу находить опору в этой себе. Раньше я этого не замечала.
- Кажется, ты также заметила, как меняется отношение к своему состоянию от того, как мы его описываем. Говорим: «У меня тревога», - и уже можно с чем-то в себе бороться. А говорим: «Я тревожусь» или «Я-тревожащаяся», - и бороться уже не с чем. Но можно знакомиться с собой в новой ипостаси…
- Да-да, спасибо, что ты обращаешь на это наше внимание. Сейчас я сама начинаю это видеть. Это действительно очень разные восприятия.

Автор рисунка: Oliver Pavic


Рецензии