Литература Англии 18 в. А. Поп, Д. Дефо, Д. Свифт,

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Просвещения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Литература Англии 18 века
Поп
Александр Поп (1688-1744). В литературе раннего Просвещения классицизм представлен его творчеством. Свою литературную деятельность Поп начал как переводчик античных авторов (Овидий, Феокрит, Вергилий). В 1709 году он опубликовал «Пасторали», которые подражали древним авторам. Манифестом просветительского классицизма в Англии стала его книга «Опыт о критике» (1711), где Поп излагает свои эстетические принципы: он сторонник нормативной эстетики, строгих правил; задачу искусства он видит в том, чтобы подчинять стихию природы законам разума; единственное разумное начало он находит в гармонии.
В его произведениях природа предстает приукрашенной (поэма «Виндзорский лес». В философско-дидактической поэме «Опыт о человеке» (1734) поэт развивает мысль о гармоничности, разумности и справедливости всего существующего. И в тоже время, в  своих «Опытах о морали» (1735)  Поп критикует общественные пороки и современные нравы. В более позднем творчестве писателя критика общественных пороков усиливается и углубляется, изящная ирония сменяется сатирой (поэмы «Дунсиада» и «новая Дунсиада»). Произведения Попа вызвали интерес и симпатии Байрона, развившего традиции сатиры.

Дефо
 
Даниель Дефо (1660-1731). Родился в семье лондонского ремесленника. Образование получил в духовной семинарии. Занимался виноторговым делом во Франции, Италии, Испании, Португалии. Его литературное творчество началось с сатирических стихов и памфлетов, а также трактатов. В 1719 году он издал книгу, которая прославила его имя в веках – «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Это история о моряке из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Роман создан по законам документалистики в форме дневника, где герой  пишет о том, что с ним происходит. Жизненная сила произведения заключалась и в сближении с реальностью, и в выявлении мощи созидательного труда человека, его предприимчивости, энергии, в выживании в сложных условиях. Робинзон, сначала один, а потом с помощью друга-дикаря Пятницы, и с помощью других колонистов своим трудом превращает пустынный остров в населенный процветающий край.
О реальности этих событий рассказывают исторические документы: «Донесение капитана Кука о том, что Александр Селькирк, матрос-шотландец, провел четыре года на необитаемом острове в Тихом океане; роман Ибн Туфейля о дикаре обитавшем на отдаленном от цивилизации острове».
Успех Робинзона побудил Дефо предпринять попытки создать продолжение романа – «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо…» (1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением английского мира» (1720).
Многие писатели использовали сюжетную линию знаменитого романа Дефо – Ж. Верн «Таинственный остров», Киплинг «Маугли», Берроуз «Тарзан», Голдинг «Повелитель мух».
Интересно еще одно произведение Дефо – «Радости и горести Моль Флендере, которая родилась в Ньюгетской тюрьме и в течении шести десятков лет своей разнообразной жизни (не считая детского возраста, была двенадцать лет содержанкой, пять раз замужем (из них один за своим братом), двенадцать лет воровкой, восемь лет ссыльной в Виргинии, но под конец разбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии. Написано по ее собственным заметкам». Здесь ясно видна линия своеобразной робинзонады – женщина, которая оказалась одинокой среди толпы.
В другом романе «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724) показана автором  тема борьбы незаурядной личности с враждебной средой во имя самоутверждения. Роман написан в форме записок знаменитой прожигательницы жизни. Его действие происходит в странах Европы на рубеже 17-18 веков. Героиня произведения предприимчивая женщина, которая, не обладая строгими нравственными принципами, сделала карьеру. Возмездием для такой ее жизни становится встреча с собственной дочерью, некогда подкинутой чужим людям.
В 1720 году Дефо выпустил в свет роман и о ловких мужчинах – «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона».
В романе «История полковника Джека» (1722) раскрыты социально-психологические стороны личности. По словам автора, показан жизненный путь «урожденного дворянина, отданного в ученики к карманному вору, процветавшего на поприще воровства целых двадцать шесть лет, насильно увезенного в Виргинию, откуда он вернулся купцом.
Из произведения Дефо «Робинзон Крузо»:
«…Я родился в 1632 году в городе Йорке в почтенной семье, хотя и не коренного происхождения: мой отец приехал из Бремена и поначалу обосновался в Гулле, затем, нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на моей матери, которая принадлежала к старинному роду, носившему фамилию Робинзон. Мне дали имя Робинзон, отцовскую же фамилию Крейцнер англичане, по обычаю своему коверкать иностранные слова, переделали в Крузо…»

 
«Робинзон Крузо» лист 1
 
«Робинзон Крузо» лист 2
 
«Робинзон Крузо» лист 3
 
«Робинзон Крузо» лист 4
Свифт
 
Джонатан Свифт (1667-1745). Родился в семье чиновника в Дублине в Ирландии. Свифт получил богословское образование в одном из колледжей Дублинского университета. Свою литературную деятельность он начинал со стихов и памфлетов. В 1713 году им был написан «Дневник для Стеллы» - результат юношеских увлечений автора. Он состоит из 65 писем, адресованных Стелле, так называл писатель Эстер Джонсон.
В 1704 году появилась анонимная книга «Сказка бочки». Свифт позже объяснял, что он выступил с сатирой против извращений в религии и науке. Название сказки раскрывает обычай английских моряков  бросать пустую бочку для отвлечения внимания китов, которые представляли опасность для корабля. Бочка в памфлете Свифта  олицетворяет религию. Современники увидели в сказке осмеяние трех различных христианских исповеданий – католического, англиканского и пуританского – изображенных в лице  трех братьев-близнецов – Петра, Мартина и Джека. Сюжет сказки – исполнение наказа их отца, перед смертью, оставившего в наследство своим сыновьям три одинаковых кафтана, с условием, никогда ничего в них не изменять. Отправившись в город, братья стали ухаживать за тремя дамами (Корыстолюбие, Честолюбие, Гордость) и в угоду им следовать моде, пользуясь тем, что старший брат ловко умел истолковывать и перетолковывать завещание отца.
Своей сказкой Свифт утверждал, что ни одна из существующих форм церкви не является верной хранительницей наследия Бога-отца – выполнения заветов Священного писания.
В другом произведении Свифта «Письма суконщика» (1724), автор перечислил обиды, которые нанесла Ирландии Англия, там прослеживались намеки на призыв к восстанию против господства англичан.
В годы активной борьбы за интересы своего народа, Свифт создал свой знаменитый роман – «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726). Книга отразила эволюцию взглядов писателя и великолепие его сатирического мастерства.
В литературе эпохи Просвещения «Путешествиям Гулливера» принадлежит важное место. Жанр «Путешествий Гулливера» можно определить и как памфлет, и как роман. Памфлетная основа определяется в публицистичности и исторической конкретности. Романный жанр определяется здесь тем, что образ героя связывает воедино все части произведения.
Многие литературоведы считают «Гулливера», как сатирический философско-политический роман. Роман состоит из четырех частей, в каждой из которых рассказывается о пребывании Гулливера в различных странах. Вначале он попадает в Лилипутию; затем в страну великанов Бробдингнег; посещает Лапуту, где знакомится с открытиями ученых, страну Бальнибарби, осматривает Великую Академию в Лагадо, знакомится со страной Глаббдабдриб, населенной чародеями и волшебниками, отправляется в Японию, попадает в страну говорящих и наделенных разумом лошадей гуигнгнмов и звероподобных людей йеху и, наконец, возвращается в Англию. Строится это произведение как роман путешествий приключенческо-фантастического характера, где история обогащения представлений человека о мире занимает значительное место.
Сатирическая основа романа – это главное направление произведения. В Лилипутии Свифт говорит о системе назначения на государственные должности –  кандидаты на ответственные посты избираются в зависимости от их умения балансировать на канате и выполнять акробатические упражнения. Пребывание в Лапуте показывается автором, как сатира на науку, оторванную от жизни и потому не нужную людям (пережигание льда в порох, извлечения солнечной энергии из огурцов). В четвертой части романа – «Путешествие в страну гуигнгнмов» содержит обличение  бесчеловечности современного общества, отвратительным порождением которого являются звероподобные существа йеху.
Гулливер, вернувшись в Англию, видит у своих соотечественников черты, свойственные йеху. Наблюдения над извращениями человеческой природы вызывают у писателя неприятие современного общества.
Из романа Свифта «Путешествия Гулливера»:
«…Моя кротость и доброе поведение до такой степени примирили со мной императора, двор, армию, и вообще весь народ, что я начал питать надежду на скорое получение свободы. Я всячески старался укрепить это благоприятное настроение. Население незаметно привыкло ко мне и перестало меня бояться. Иногда я ложился на землю и позволял пятерым или шестерым лилипутам плясать на моей руке…»

 
«Путешествия Гулливера» лист 1
 
«Путешествия Гулливера» лист 2
 
«Путешествия Гулливера» лист 3
 
«Путешествия Гулливера» лист 4
Филдинг

Генри Филдинг (1707-1754). Родился в аристократической семье. Учился на филологическом факультете Лейденского университета в Голландии. Литературные способности обнаружились рано. Первая пьеса «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого Мальчика с пальчик» (1730)  имела большой успех у публики. Свою первую поэму он выпустил под именем свифтовского героя Гулливера, подчеркивая свою последовательность знаменитого сатирика.
Его роман «История приключений Джозефа Эндруса и его друга  Абраама Адамса» (1742) написана в подражание Сервантесу. Этим произведением писатель откликнулся на знаменитую «Памелу» С. Ричардсона – средоточие морализаторской занудности и пуританской религиозности. Пародируя ричардсоновскую героиню, Филдинг главным персонажем своего романа делает придуманного им брата Памелы, Джозефа Эндруса, красавца-лакея, который стойко сопротивляется посягательствам на его честь двух женщин – леди Буби, его легкомысленной хозяйки, и ее старой домоправительницы. К негодованию Памелы, Джозеф избранницей своего сердца делает неграмотную служанку Фанни, чье достоинство составляет умение хорошо справляться с крестьянской работой. В пару Джозефу автор предназначает наивного и благородного пастора Абраама Адамса, одержимого, как Дон Кихот, желанием творить добро.
«История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого» (1743) –это сатирический роман, направленный против административной верхушки Англии (против премьер-министра Р. Уолпола). Героем романа изображен главарь воровской шайки Джонатан Уайльд, приговоренный к повешению в 1725 году за свои злодеяния.
В своем лучшем романе «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Филдинг продолжил полемику с Ричардсоном на фоне жизни Англии 18 века.  Следуя традиции плутовского романа, автор ведет повествование в интригующем духе. Нравственный поединок в романе ведут два персонажа, противоположные друг другу по характеру: Блайфил – образец благовоспитанности, но лицемер и завистник, другой, Том Джонс – легкомысленный и беспутный шалопай, но с горячим и щедрым сердцем. Оба героя воспитываются в доме дяди Блайфила, богатого помещика, который некогда пожалел и оставил у себя подкидыша Тома. Ненависть Блайфила, порожденная соперничеством  в благосклонности дочери богача-соседа Софьи Вестерн, изгоняет Тома из дома, обрекает на скитания. Том сумел, в конце концов, разоблачить  гнусность Блайфила в глазах мистера Олверти. Роман Филдинга выделяется оптимизмом, иронией и остроумием. Автор часто употребляет язвительные сентенции типа: «Одним мудрым человеком, до которого мне далеко, было замечено, что несчастье редко приходит в одиночку» или «тайна редко бывает достоянием только одного лица». Но все они завершаются надеждой на человеческую совесть и разум.
В последнем романе «Амелия» (1751) Филдинг показал привлекательный образ женщины, безгранично преданной своему недостойному мужу.
Большое внимание автор уделял и сатирам – «Письмо из Бедлама», «Современный словарь», «Трактат в Ничто», Филдинг сумел вывернуть на изнанку общепринятые моральные представления, показав их ханжескую сущность.
Из  романа Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша»:
«…Писатель должен смотреть на себя не как на барина, устраивающего званый обед или даровое угощение, а как на содержателя харчевни, где всякого потчуют за деньги. В первом случае, хозяин угощает чем ему угодно, и хотя бы стол был не особенно вкусен или даже совсем не по вкусу гостям, они не должны находить в нем недостатки…»

Ричардсон

Самюэль Ричардсон (1689-1761) – создатель семейно-бытового психологического романа. Он был сыном столяра. Работал в Лондоне в типографии наборщиком, женился на дочери хозяина и унаследовал  мастерскую. Писать Ричардсон начал поздно. Свой первый роман он написал в пятьдесят лет. Роман «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1741), где показана история Памелы Эндрюс, молодой девушки, которая находится в услужении у госпожи Б. После смерти своей хозяйки и покровительницы она стала подвергаться преследованиям ее сына. Однако Памела находит в себе силы устоять против соблазнов. Со временем у ее обольстителя появляется любовь к девушке, и он предлагает ей стать его женой. Во второй части романа Памела изображена хозяйкой поместья, она проявляет необыкновенную рассудительность, практицизм и благоразумие. В своем романе автор заставляет свою героиню пускаться в пространные рассуждения по вопросам морали, семейного этикета, ведения хозяйства. В образе Памелы Ричардсон отразил свои представления об идеальном человеке.
Историки считают, что вершиной реализма Ричардсона является его роман «Кларисса, или История молодой леди, охватывающая важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, проистекающие из дурного поведения, как родителей, так и детей в отношении к браку» (1748).  В истории английской литературы – это первый трагедийный роман, где конфликт основан на столкновении честной и гордой девушки со злом окружающего общества. Доверившись Ловласу, Кларисса оказалась жертвой его эгоизма. Последний совершает над ней насилие. Своей жестокостью он мстит семье Гарлоу, не пожелавшей видеть его мужем Клариссы. Конец романа печален – пережитые мучения подрывают силы девушки и она умирает.
Последний роман Ричардсона – «История сэра Чарльза Грандисона» (1754), где автор стремится показать в нем большую рассудительность, удерживающую его от подлинных страстей, религиозность и набожность. И это все Ричардсон стремится представить образцом добродетели. Наполняющие роман нравоучения скучны и однообразны.  Об этом и А. С. Пушкин писал: «И бесподобный Грандисон, который нам наводит сон».
Из романа С. Ричардсона «Памела…»:
«…Памела – своим родителям (Среда, утро)
Мой господин послал ко мне слугу с известием о том, что, чувствуя себя много лучше, он намерен после завтрака выехать в коляске на прогулку, и желает, чтобы я его сопровождала. Надеюсь, я сумею вести себя с должным смирением, подобающим его снисхождению и милости…»

Стерн
Лоренс Стерн (1713-1768). Родился в семье офицера. Учился в Кембриджском университете. Большую часть жизни провел провинциальным священником. Этот период жизни он показал в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», персонаж которого – священник Йорик – автопортрет писателя. Далекий от претензий на материальные блага, Стерн ушел в мир интеллектуальных интересов. На окружающий его мир, где господствует жадность и алчность, писатель реагирует едкими литературными насмешками. Мишенью он избрал педантизм и схоластику. В религиозных вопросах он имел тоже свое мнение – подсмеиваясь над наиболее почитаемым церковным автором Фомой Аквинским, писатель предпочитал ему философа-материалиста Джона Локка. В свое творчество Стерн взял раскованность мышления Монтеня и Шекспира, гротесковое воображение Рабле и Эразма, юмор Бена Джонсона, рыцарство и здравый смысл Сервантеса, оптимизм Вольтера.
Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» (1767) насыщен большим сарказмом ко всему, но за этой психологической ширмой открывается глубокая философская мыль. Произведение посвящено Луне – пристанищу душ умерших на земле безумцев (старинное народное предание). Беспечное веселье в имении Шенди Холл – антипод правильности окружающего страшного мира. Приветливый Шенди Холл с небогатой растительностью приютил искалеченного на войне отставного капитана Тоби Шенди с его слугой  капралом Тримом, бывшего коммерсанта, а теперь философа, с надоедливо-покорной женой и с маленьким сыном Тристрамом. Их общее существование и отношение к миру и представлены в книге.
Мягкость юмора Стерна происходит от щедрости сердца и благорасположения к человеку. Писатель не следует строгой логичности повествования, нарушает ее отступлениями.
Следуя модному тогда увлечению жанром путешествий, Стерн пишет роман «Сентиментальное путешествие» (не окончен). Автора привлекают не диковинные страны, а жизнь людей. Герой  романа – пастор Йорик называет свое путешествие пробой человеческой природы, позволяющей выявить в людях человечность. Чувствительность Стерн породнил с насмешкой.
Из романа Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»:
«…Кале
Пообедав и выпив за здоровье французского короля, чтобы убедить себя, что я не питаю к нему ни какой неприязни, а, напротив, высоко чту его за человеколюбие, - я почувствовал себя выросшим на целый дюйм благодаря этому примирению.
- Нет, - сказал я, - Бурбоны совсем не жестоки; они могут заблуждаться, подобно другим людям, но в их крови есть нечто кроткое. – Признав это, я почувствовал на щеках более нежный румянец – более горячий и располагающий к дружбе…»
Английский «черный роман»

В Англии восемнадцатого столетия возник готический роман – иначе «черный роман» или «роман ужасов». Историки считают, что это явилось полемикой с культом всепобеждающего разума, принявшей очертания драматических историй с некоторо


Рецензии