Записки ПК. Часть 33
Одно время было важно выяснить различие в статусе китайских представительских аппаратов полиции и военных НОАК. Представители погранохраны КНР болезненно реагировала на вопросы, потому как им приходилось делиться полномочиями с полицией. В целом, представители НОАК выглядели лидерами. Может потому, что полиция не отличилась в "умиротворении" сепаратистов в Актоуском уезде ККАО СУАР летом 1990 года.
Полиция относилась к местным территориальным органам, а Пекин (читайте НОАК) не доверял в полном объеме национальным структурам ККАО СУАР решать пограничные вопросы. Это, в частности, подтвердили переговоры по вопросу строительства дороги на участке Иркештам - Улугчат. Переговоры поручили вести представителю погранохраны НОАК старшему полковнику У Чуншаню, заместителю командующего Южно-Синьцзянского военного округа по пограничным вопросам.
В отличие от полиции, у представителей погранохраны НОАК в большой степени сохранялись традиции ведения политической полемики. Это проявлялось в высказываниях военных о роли КПК в деле «строительства социализма с китайской спецификой». Для военных также было характерно чувство повышенной бдительности и осторожности в общении с соседями. Это проявилось и на встрече 31 января в Артуше. Таким образом, можно сделать вывод о приоритете НОАК в политических вопросах, а полиции в экономических. Власти СУАР положительно оценили визит Президента РФ Ельцина в Китай. Тем не менее, начальник пункта встреч погранохраны НОАК подполковник Си Кэ заявление Ельцина о том, что «отношения между РФ и КНР можно считать дружественными», оценил достаточно критически. Он также отметил наличие некоторых межгосударственных расхождений "по поводу возможных конфликтов в Азии». Вопросы по "содружеству" увязывал с перспективами существования СНГ и опасностью усиления национального и религиозного влияния "с Севера на Юг".
С другой стороны, вся деятельность властных структур СУАР, в том числе спецслужб, полиции была запрограммирована на стимулирование экономики, в том числе с соседями. Состояние границы, наличие спорных территорий их давно не беспокоили. Главное - быстрее делать деньги и выполнять программу «четырех модернизаций». В неофициальных беседах полицейские отмечали приверженность своей страны политике Ленина, убеждали россиян в необходимости поддержания дружественных межгосударственных отношений, критически отзывались о политике США (особенно в отношении Ирана).
По мнению и полиции, и военных присутствие ГПВ в РК имело стабилизирующее значение, и они были заинтересованы в упрочении контактов. В поведении китайцев просматривалась заинтересованность в получении информации о статусе ГПВ РФ в Кыргызстане. Им нужны были данные о политике России в отношении стран СНГ, граничащих с КНР и о позиции ГПВ по вопросу распространения в этих странах исламского фундаментализма и возможности осложнения обстановки в регионе. Им хотелось знать и о характере образовавшегося содружества государств.
В тот период китайцы на встречах интересовались итогами минувшего 28-го съезда КПСС, планами советских политических реорганизаций, сравнивали наши политические установки со своими, закрепленными на 14-ом съезде КПК.
Алекса на тот момент интересовала ситуация по Производственно-строительному корпусу (ПСК) в СУАР. Будет или не будет он существовать. Китайцы отвечали, что как структура он сохранится, но будет решать только экономические вопросы. Спустя 15 лет в заметке одного из туристов по Синьцзяну Алекс прочитал, что Производственно-строительный корпус существует до сих пор. В городе Куча на перекрестке улиц Тяньшаньлу и Тяньмэнгуанлу возвышается скульптура воина НОАК с автоматом и кетменем. Памятник поставлен по случаю 40-летия пребывания НОАК в регионе.
На предложение от 3 декабря 1992 года об открытии на Иркештамском направлении пункта встреч на уровне заместителей пограничных представителей, китайцы ответа не дали. Как стало известно, в связи со спорностью участка, данный вопрос долго обсуждался в Пекине, в министерствах обороны и иностранных дел. Позднее, этот и многие другие «спорные» вопросы китайцы успешно разрешили, в свою пользу, с киргизскими властями, то есть без ГПВ РФ.
Рабочие встречи помощников пограничных представителей Нарынского участка проходили непосредственно на границе - на высоте около 3,5 тыс. метров над уровнем моря у грандиозной арки, построенной в период расцвета двухсторонних отношений. С китайской стороны на арке имелась надпись: «Союз Советских Социалистических Республик», с нашей стороны: «Китайская Народная Республика» («Чжунхуа Жэньминь Гунхэго»).
На этих встречах чаще всего происходил обмен запросами и письмами. Когда возникали вопросы, требующие обсуждения, заседания проходили в представительских домах: на участке заставы "Торугарт", у китайцев в пункте пропуска Тоюн, в одноименном поселке, где у военных и полицейских имелись свои отдельные помещения. Как нынче проходят встречи, трудно сказать, известно только, что участок арки и сама арка, попавшие в спорный участок, при разделе территорий оказались в Китае.
Встреча на пункте Тоюн с представителями НОАК КНР. Май 1992 года
Было известно, что китайские офицеры периодически выезжали на различные курсы переподготовки. В частности, переводчик в Чугучаке Чжоу Юн учился в Пекине, изучал международное право, дипломатическое право и философию. Общее количество слушателей учебного потока, с его слов, составляло 120 человек. В последствии Чжоу Юн работал переводчиком на КПП "Урумчи".
У китайцев случались частые замены аппаратов. Это объяснялось формированием новых и укрупнением уже имеющихся подразделений КПП на воздушном (Урумчи), железнодорожном (Алашанькоу) и автомобильном (Хоргос, Торугарт) каналах международных сообщений. Многие китайские офицеры со знанием русского языка или имеющие опыт общения с советскими структурами добровольно или по заданию перешли на службу в гражданские организации. Так, с одним из них, с полковником Чжоу Гуйлаем, который перевелся из Хоргоса в Урумчи, случайно встретились в Кашгаре.
Время было обеденное. Он сидел за соседним столом в ресторане гостиницы. Увидел нас с полковником Ли Фэнхай (ранее занимал должность комиссара на КПП "Хунджераб" ("Хунцилапу"), подошел, поздоровался и представился, рассказал о цели нахождения в Кашгаре.
Особенно тепло он общался с подполковником Гынлей. С Мацун Дашиновичем они встречались на пункте встреч Хоргос, когда Гынлей проходил с лужбу в Панфиловском отряде. Выяснилось, что Чжоу работает в импортно-экспортной компании в г. Урумчи, и намеревается в будущем посетить Киргизию по служебным делам.
Итоги встречи в Урумчи
С учетом роста криминальных моментов на границе, стороны стремились упорядочить служебные контакты. Протокол по этой проблеме был подписан 14 октября 1993 года в г. Урумчи командующим ГПВ РФ в КР и начальником Погрануправления ДОБ СУАР. Была достигнута договоренность о ежеквартальном проведении встреч офицеров КПП . Цель встреч - обмен опытом и обмен информацией: о массовых скоплениях в пунктах пропуска людей; о несанкционированных выездах транспортных средств и лиц на границу; по активным нарушителям установленных правил пересечения границы; о наиболее часто применяемых ухищрениях; о каналах контрабандной и иной противоправной деятельности.
На встрече 14 октября в Урумчи также договорились о том, чтобы встречи на уровне руководителей пограничных служб проводить не реже одного раза в год, поочередно на территории каждой из сторон. Продолжительность визитов не должна была превышать пяти дней, а состав делегации - пяти человек. Делегации должны были пересекать границу в установленных пунктах пропуска по официальным документам и в порядке, определенном соглашением между Правительствами СССР и КНР о взаимных поездках граждан от 18 июля 1988 года.
Ситуация на границе менялась. Если до определенного времени выступления на совещаниях начинались со слов: "В мире произошли большие перемены, в частности возрос авторитет СССР на международной арене, укрепилось могущество стран социалистического содружества, достигнуты большие успехи в строительстве социализма и все это усилило симпатии и уважение к советским людям", то в начале 90-ых годов об этом говорить уже не приходилось.
С трудом верилось, что был период, когда китайцы, посещая нашу территорию, с радостью, в качестве сувенира, забирали с собой испеченный на заставе хлеб. Ситуация кардинально изменилась и не только в этом плане. Граница стала более открытой. Расширились приграничные связи, торговля, началось строительство отдельных совместных объектов, проведение изыскательских работ. Появился так называемый бизнес-туризм. В связи с перечисленными моментами значительно возросла интенсивность встреч представителей сторон, особенно по проблемам пунктов пропуска. Расширилась сфера обсуждаемых вопросов, и повысился уровень контактов.
Появилась необходимость в организации встреч с выездом в глубинку сопредельной страны. Это способствовало установлению многочисленных полезных связей и получению полезной информации. Больше это удавалось соседям, так как к тому времени они уже были «раскрепощенными», наделенными специальными правами и загранпаспортами.
Пограничнике в КР продолжали жить и работать по старой схеме — по команде и руководству из центра. Таким образом, перспективы для работы, о которых раньше и мечтать не приходилось, использовать россияне так и не смогли. Сковывали внутренние условия и возможности: материально-технические; кадровые; идеологические и морально-психологические. Вот такие образовались ножницы.
Заключение контракта, Николаев Директор ФПС
Согласно распоряжению из Москвы, всем полковникам пограничных войск предписывалось в августе 1993 года заключить контракт на прохождение воинской службы, что Алекс и сделал. В контракте говорилось: «Министерство безопасности РФ, в лице командующего пограничных войск генерал-полковника Николаева А.Н. и полковника ….... с другой стороны, заключало контракт, согласно которому последний дал добровольное обязательство согласно п. 33 Закона РФ о воинских обязанностях и военной службе сроком на 5 лет». Контракт входил в силу со дня подписания командиром воинской части о зачислении военнослужащего в список личного состава. Данный контракт Алекса устраивал, так как до ухода на пенсию оставалось ровно 5 лет.
Николаева Андрея Ивановича только назначили заместителем министра безопасности. 25 августа он уже выступал на Коллегии по вопросам оперативного прикрытия границы. Вскоре в соответствии с «Законом о Госгранице РФ», сформировали самостоятельную Федеральную пограничную службу (ФПС). Возглавил ее упомянутый А.И Николаев.
Долго ходили слухи, что президент Ельцин и отец Николаева были в тесных отношениях и жили по соседству в Свердловске. Николаев однажды это пояснил следующим образом: «Ельцин действительно был членом Совета Уральского военного округа. Наша семья жила в Челябинске, там я командовал дивизией. Отец на Урале не служил».
По поводу задач погранвойск Алексу запомнилось высказывание Николаева: «Ни один человек не должен незаметно войти в нашу страну и ни один не должен из нее выйти».
А тут сенсация! В Москве некто покусился на жизнь Президента РФ Ельцина. Задержанный на Старой площади Москвы майор дальневосточник Иван Кислов признался в намерении совершить террористический акт. Тут будет к месту вспомнить анекдот: Сидит мужик на чердаке ножик точит. Появляется милиционер и спрашивает:
- Ты что тут делаешь? Ельцина жду.
- Ну, ты сказал.
- Ну, ты спросил!
Согласно социологическим исследованиям, 60,3 % российских граждан в Киргизии не верили Ельцину, а 88,5% - хотели уехать в Россию.
С группой проверяющих Алекс выезжал на КПП "Торугарт". Состояние личного состава мягко сказать удручающее. Получку за 4 месяца не получали. Холодно. Спят в обмундировании. Ложек и вилок нет. Тарелок на 19 человек - 10 штук. Всего 4 бляхи к ремням. Мыло, зубные щетки, паста, нитки, иголки, крем, конверты, бумага, ножницы - ничего нет. Ногти режут бритвенными лезвиями. Все это стало известно в ходе разбирательства по случаям злоупотребления спиртными напитками. Слава Богу, что не дошло дело до оружия. В такой обстановке все могло случиться. В других подразделениях отряда ситуация не лучше. И вот итог - 19 сентября с 10-й заставы в г. Нарын на автомашине ГАЗ-66 самовольно выехали 12 военнослужащих. Причина беспорядков - неуставные взаимоотношения, драки, пьянство.
В газетах сообщают, что «чекисты» г. Львова проводят переаттестацию и освобождаются от русских. Согласно данным, полученным Институтом изучения общественного мнения, около 7% опрошенных российских граждан уже продали свои ваучеры. Основная причина бедность. Вложили ваучеры в акции предприятий только 11%. российского населения.
История, как известно, повторяется. Вот так описал обстановку в Московском государстве после Великой смуты в 17 веке Костомаров: «Повсюду господствовала крайняя нищета. Одна беда вела за собой другие, но самая большая беда состояла в том, что, «московские люди, - по меткому выражению матери царя Михаила, - измалодушничествовались. Всякий думал только о себе: мало было чувства чести и законности. Все лица, которым поверялось управление и правосудие, были склонны для своих выгод грабить, и утеснять подчиненных. Молодого царя окружили лживые и корыстолюбивые люди. Положение было жалкое, мелкое поколение тупых и узких людей мало было способно стать выше повседневных интересов. Возросло значение собора».
Нельзя не сравнить перестроечное время с описываемым. И у нас в первое время, как кстати и в 1917 году, власть сосредоточилась в Думе (Соборе). Правительство и власть на местах находились в парализованном состоянии. Жизнь остановилась. Никто не работал, все говорили. Точно смута и прежде всего в головах. По утверждению Костомарова:
«Печальные обстоятельства предшествующей истории наложили на великороссийское общество характер азиатского застоя, тупой приверженности к старому обычаю, страх всякой новизны, отвращение ко всему иноземному».
-Не это ли пример нашей большой схожести с феодальным Китаем?! -удивлялся Алекс. - Все тоже невежество и неподвижность. Русские люди и тогда и сейчас исполняли приказания властей только тогда, когда она внушала страх. Лжедмитрий, кстати, призывал к новому пути и новой жизни. И чем-то походил на современных демократов типа Явлинского.
Китайцы значительно ужесточили проверку лиц и грузов по пути движения к границе. Одного уйгура по имени Кадыр на участке Хотан-Торугарт проверяли 7 раз! Проверки осуществляли совместные полицейско-армейские наряды. Уйгуры крайне возмущались таким положением дел, считая это ограничением своих прав. В начале сентября район строительства дороги Иркештам-Улугчат посетили первый секретарь КПК СУАР Сун Ханлян и председатель СНП района Абдунияз. Проделанную работу они оценили «на хорошо» и высказались за продолжение сотрудничества с организацией "Памирдорстрой".
Транспортная полиция КНР
Как уже отмечалось, развитие экономики в КНР предполагало строительство дорог. Этим китайцы и занимались. Для этого в СУАР в НВП была создана специальная служба - Транспортная полиция (ТП), которая с сентября 1988 года получила новое наименование - Полиция коммуникационного строительства (ПКС). История формирования подразделений такова. В апреле 1986 года на базе 12-ой инженерно-строительной дивизии был сформирован 2-ой Главный отряд транспортной полиции со штабом в г. Урумчи. В составе ГО были выявлены несколько отдельных отрядов. Командиром ГО был назначен Лу Шаню, комиссаром Хуан Гуаншэн, начальником штаба Чжу Дэбао.
1-й Главный отряд дислоцировался в г. Чэнду. Его подразделения размещались в городах Ланьчжоу, Синин, Лхаса, Нацюй, Шихэцзы. Оба отряда входили в состав НВП МОБ КНР, осуществляли тесное взаимодействие с министерством коммуникационного строительства и местными органами власти.
Почти шесть лет в Чэнду, во время Танской династии, прожил легендарный поэт Ду Фу. Вместе с семьей он бежал от невзгод «смутного времени» (бывало оно не только в России) и сумел добраться до города в конце 759 года. Поэт занимал высокую должность при дворе императора, искренне пытался помочь ему, однако к его мнению не прислушивались. Окончательно разочаровавшийся в чиновничьей службе Ду Фу решил ее оставить, несмотря на свое весьма скромное материальное положение:
В захолустной деревне
Стоит мой шалаш. У ограды
Зеленеет сосна,
Тишина и безлюдье вокруг…
Сычуаньским вином
Я развеял бы грустные думы, -
Только нет ни гроша,
А в кредит мне никто не дает.
В Нарыне насчет вина были большие проблемы. Угощались в основном китайским виноградным «путао цзю». Оно продавалось в магазинчике в районе базара. Покрепче: водку и спирт с израильской наклейкой на бутылке, привозили из Бишкека.Там же на рынках закупали закуску. Часто привозили копченых куриц и уток, киргизскую колбасу из конины. Под это угощение разговлялись, а на трезвую голову снова окунались в китайские дела.
Общее руководство полицией коммуникационного строительства осуществлял Главный штаб в Пекине. В разное время подразделения 2-го ГО осуществляли строительство и реконструкцию дорог: Ланьчжоу-Урумчи; Кашгар-Торугарт, Хами-Синсинься, Душаньцзы-Куча, Няоласытай - Гуйчжо, Липин-Чичан. Субэй-Дунбакэ. Кроме того, отрядом велось строительство командного пункта в уезде Юньсян, линии связи Ташкурканского укрепрайона Ечэнского военного подокруга.
В последнее время ГО вел реконструкцию Каракорумского шоссе на участке Кашгар-Ташкурган-Хунджераб. Реконструкция заключалась в расширении проезжей части и поднятии полотна. В отдельных местах дорогу проложили по новому маршруту. Работы проводились вблизи границы и потому привлекли внимание пограничников.
Свидетельство о публикации №218092401268