Ступени времени. картина 27

            

                В следующем году Саше довелось руководить производственной
                практикой студентов на заводе по производству микроэлектромашин в
                городе Гусеве, что находился в Калининградской области.
                От своих школьных друзей Андрея и Вовы, окончивших механический
                факультет ТБИЖТа, Саша знал, что в Калининграде на
                вагоностроительном заводе работает их сокурсница Александра, с
                которой и Саша издавна был знаком. Повидавшись с ней в
                Калининграде, Саша получил от неё приглашение на её день рождения.
                Поскольку от Гусева до Калининграда путь недолог он этим
                приглашением и воспользовался.

Александра – (При Сашином появлении) Саша, здорово, что не забыл и приехал, я   рада. Идем, я тебя
       представлю моим  друзьям и свекрови.

                Знакомя Сашу с присутствующими, она помимо их имени и отчества   
                называла и род их занятий. Тут оказались и моряки в солидных 
                чинах, и доцент местного института, и работники её завода. А одна
                из женщин, мрачно выглядевшая, оказалась старшей лаборанткой
                медицинского училища. Потом выяснилось, что эта особа впервые
                была в её доме и в этот период разводилась с мужем.

Гость - Доцент – Я работаю на кафедре механики и знаком с вашим ректором института, являющимся
     одновременно и заведующим кафедрой механики.  Как он поживает?

Саша – В отличие от Вас, я с ним не знаком, но подозреваю, что ректор академик поживает неплохо.

Гость - Доцент – Я знаком с его работами, но что-то в последнее время он не публикуется.

Саша – Не знаю какова причина. Может, публикуется, но вне доступных для Вас изданиях нашей
   республиканской академии и на грузинском языке. А может у него период запоя.

Гость - Доцент – Разве это ему присуще?

Саша – Вы о запое? Признаться не знаю, не вхожу в его близкий круг. Это я просто  теоретизирую, но
    ничего личного.
 
Александра – (Тихо, почти шепотом) Саша тут у меня все парами, только Тая одна. Я посажу её рядом с
    тобой, может немного оттает.

Саша – Ничего не имею против, женщина приятная. С моей помощью Тая может оттаять? Что я должен для
   этого делать?

Александра – Саша, просто поговори с ней – ты умеешь, и потанцуй когда будем танцевать.

                Но намеченный Александрой план мог частично не состояться,
                так как когда уже начался ужин и был выпит первый тост,
                неожиданно появилась ещё одна гостья и ей стали накрывать на
                место между Таей и Сашей. Но тут Тая ухватилась за Сашин
                стул и  придвинула его к себе. Их соседство сохранилось.

Саша – (Когда начались танцы) Тая идемте танцевать, когда-то я неплохо это делал, но давно этого не
    делал.

Тая – А я думала, что после развода мужчины бросаются во все тяжкие, где без танцев не обходятся.
Саша – Ничего себе, так Вам успели уже обо мне по секрету шепнуть?

Тая – Думаю, как и Вам обо мне.

Саша – Ну мне-то по большому секрету.

Тая – И мне по большому секрету.

Саша – «У маленькой такой компании, такой большой секрет» (Это они пропели вместе).

                Танцы их очень сблизили, и когда за полночь гости стали
                расходиться Саша как само собой разумеющееся  пошел Таю
                провожать. Идти оказалось недалеко, но пришлось
                запоминать два поворота, прозевать которые он при
                возвращении  не имел права – в доме у Александры его
                возвращения ждали.

Александра – Мы уже начали волноваться. Вроде бы дом её недалеко, но город для тебя незнакомый, мог
    и заблудиться.

Саша – А что мог у неё остаться не приходило в голову?

Александра – Нет, не приходило. Правда, вы люди свободные, но не так же сразу! Наверное,
    договорились завтра встретиться?

Саша – А что? Почему бы не встретиться?

Александра – Иди-ка ты в маленькую комнату, там для тебя постелено, а завтра решишь – встречаться
    или нет.
 
                Он лег, но не сразу заснул - думал о завтрашнем дне. А назавтра,
                встретившись с Таей, сказал –

Саша – Тая, как я понял, у Вас, как и у меня, занятия начинаются только  в сентябре. У   меня
    командировка в Гусев кончается через две недели, почему бы нам где-нибудь вместе не отдохнуть?
 
Тая – Не знаю даже, а где?

Саша – Ну хотя бы в Латвии, я там никогда не был.

Тая – В Латвии, в Юрмале? Я не против.

                После столь решительно заключенного соглашения Саша
                провел ночь у Таи, а через дней 15 они действительно
                отправились поездом в Ригу. А затем сняли в одном из
                прибрежных городков комнату у одинокой женщины и
                упивались своей свободой и близостью. А при расставании
                следующим  местом встречи наметили Сочи, на зимние 
                студенческие  каникулы, когда и они, связанные с учебным
                процессом  были свободны. Теперь Саше  для осуществления
                зимней встречи требовалась дополнительная подработка и
                он взялся вести в техникуме предмет «Автоматика и
                телемеханика». Это отнимало много времени. В итоге в
                Сочи Саша с Таей провели 10 дней.

Алик – (При первой же встрече с Сашей после летнего отпуска) Знаешь, твой Годердзи  математику
     прошел, но на физике, конечно, срезался. После чего уволился и стал искать более
     высокооплачиваемую работу.

Саша – Увы, на большее нас не хватило. Жаль, что никто из наших не взялся заниматься с ним физикой.

Алик – А ты думаешь, что многие бы смогли? Уверен, наши заслуженные глубокие пенсионеры и Архимеда
    плохо помнят.

Саша –  Но вот Николай Николаевич, которому за девяносто, легко согласился в латинской пословице
    заменить местоимение «я» на «мы».

Алик – Но там, наверное, и глагол должен был изменить окончание,  он и это смог?

Саша –  Вероятно, смог бы, но я его больше не беспокоил.

Алик – И все же, извини меня, это не физика.

                Неожиданно, во всяком случае для Саши, скончался  их
                зав.кафедрой и через некоторое время его место занял член
                их кафедры 50 летний кандидат технический наук Джумбер,
                человек неглупый, дружелюбный и смешливый, выходец из
                интеллигентной батумской семьи.

Саша –  Джумбер, я надумал взять на себя руководство двумя аспирантами заочниками. Ты не против?
 
Джумбер –  Конечно не против, только, пожалуйста, объясни – почему сразу двоих и притом заочной
     формы обучения?

Саша –  Это ребята из СКБЭ при заводе ТЭВЗ,  не хотят отрываться от своих специальностей. Ты,
    вероятно, с ними знаком – Тенгиз готов попробовать себя в технологических вопросах, а Арчил
    заинтересовался оптимизационными  методами  расчета электрических машин. Жора, начальник
    СКБЭ, одобряет такое решение. К тому же при заочном обучении на учебу и  создание диссертации
    отводится на год больше времени, чем при дневном, меня это устраивает.

Джумбер –  Ещё бы Жоре не одобрять – хочет получить двух высококвалифицированных сотрудников, к
    тому же в разных инженерных  областях. Браво, Жора! Но как ты на это согласился? Не подозревал,
    что ты так хорошо разбираешься в теории оптимизации, что готов руководить диссертационной
    работой с её применением.

Саша –  Просто я решил, что используя навыки, полученные при работе с Наташей над многовариантным
    расчетом, смогу справиться и с оптимизационным расчетом.

Джумбер –  Ох, не жалеешь ты себя, парень. Но если настроен это тянуть,  узнай требования отдела
   аспирантуры и вынесем вопрос на заседание кафедры, проволочек не будет.

                А в огромном Советском Союзе начинались смуты при вводе
                ограничений на алкогольную продукцию и вырубку виноградников, и
                последовавшей за этим идеологической перестройкой
                М.С.Горбачева. В летний отпуск в то, уже неспокойное время, Саша
                с Таей проводили в Литовском городе Заросай. Как- то на прогулке
                Тая спросила -

Тая – Тревожно. Все бурлит, а мы? Что будет с нами?
 
Саша –  Постараемся ещё несколько раз встретиться, а потом – не знаю.

Тая – А мне бы хотелось всегда быть с тобой.

                К этому времени Саша о Тае знал многое. Самое тревожное было то,
                что ей делали операцию на сердце – укорачивали клапаны. И она все
                время находилась под наблюдением врачей. Иногда ей становилось
                плохо с сердцем и её клали в больницу.  Неизвестно было во что это
                выльется.

Саша –  Мне от тебя же известно, что тебя наблюдает хирург, делавший тебе операцию, и ты надеешься
   на его опыт и хорошее знание твоего случая. Чуть что и он сможет принять решение о повторной
   операции.

Тая – Все это так, но тот же хирург рекомендует мне жить не у моря, а в более сухой местности. 
   Тбилиси ведь в горах, и значит он мне подойдет. А этому хирургу я могла бы показываться один раз
   в год, приезжая в Калининград к сыну и родителям.

Саша –  Ну, раз у тебя такое решение назрело, едем к твоим родителям и объявим о нашем решении
   пожениться. (Заявил он, после недолгого раздумья).

                И они отправились в Калининград к родителям Таи. Сына ее, Андрея,
                в это время не было в городе, в отпуск  по путевке отправился в
                Краснодарский край. Он был уже на последнем курсе высшего военно-
                технического училища и должен был стать инженером- электронщиком.
 
Тая – Папа, мама, пожалуйста, познакомьтесь с Александром Александровичем. Саша специально приехал
    сюда, чтобы с вами познакомиться, так как мы с ним планируем пожениться. Он живет в Тбилиси и
    преподает в тамошнем институте. Саша старше меня на 6 лет. Брак его распался и он уже несколько
    лет живет один в трехкомнатной квартире. Правда, платит алименты двум дочерям. С женой в
    процессе развода. К концу года мы оба будем юридически свободны и хотим вступить в брак.

Отец Таи – Что ж, Александр Александрович, давайте знакомиться.  Не знаю, что Вам уже известно о
    нашей семье, поэтому обрисую положение дел по-своему. Я, казанский татарин, кадровый офицер,
    служил на Дальнем востоке, там же женился на вдове погибшего сослуживца. От первого брака у
    жены дочь, которая с мужем и детьми живет в Риге. Мой сын живет и работает в Ленинграде, а
    младшая  наша дочь, вот эта самая Тая, разводится по своей инициативе с мужем и, как оказалось,
    готова выйти за Вас.

Саша –  Спасибо, Филипп Артурович, все, что Вы мне рассказали  мне известно, вот только,
   пожалуйста,  мне скажите – считаете ли Вы что у Вас хорошая дочь?

Отец Таи – Думаю, что не очень, раз так легко нас бросает.

Саша – Вы меня,  уважаемый Филипп  Артурович, просто смутили. Не отказаться ли мне от моего
   предложения, чтобы не нарушать Ваш семейный покой, или не обращать на Ваше высказывание
   внимания?

Отец Таи – Если Вы, зная о её больном сердце, не смалодушничали, то смею Вас заверить – в её
   человеческих качествах Вы не разочаруетесь.

Мать Таи – Она чуткий, душевный человек, уж я как её мать это прекрасно знаю.

Саша –  Ну что ж, спасибо вам, дорогие родители, за откровенность.  Да поможет нам  в делах наших
   Господь!


                А через день Саша уже ставил в известность маму и сестру о решении 
                жениться на Тае. Обе были напуганы этим его решением –

Анастасия – Саша, ты просто обезумел, женщине с больным сердцем, находящейся под наблюдением врачей
   нужен уход. Ей нельзя напрягаться ни физически, ни морально.
 
Саша –  Однако, там она работает, а здесь будет сидеть дома. Да и горный климат ей прописан 
   врачами.

Инна –  Саша, опомнись, ты берешься не за решение технической или научной проблемы. Тут судьба
   человека, ещё неизвестно как она тут приживется. Конечно, климат у нас более сухой, чем морской
   калининградский, да и освобождение от каждодневной работы в училище для неё неплохо. Но и
   каждодневная работа по дому, которая на неё ляжет при твоей отрешенности от домашних дел из-за
   твоей загруженности – отнюдь не шутка.

Саша –  Она  по отцу татарка – восточная женщина и наши кавказские нравы  легко воспримет.

Инна –  Сидя одна-одинешенька дома? Кого ты собираешься  предложить ей в друзья? А её
   необразованность тебя не смущает?

Саша –  Нисколько, для глубокомысленных рассуждений  существуют друзья.
 
Анастасия – Саша, ты убежден, что у вас с ней настоящая любовь? В конце концов, каждая взрослая
    женщина может желаемое выдать за действительное, хотя бы на некоторое время. Может,
    повременишь? Да и с Еленой ты ещё не разведен.

Саша – Дорогие мои эксперты и советчицы, оба мои распавшихся брака вы в свое время одобряли. Мне и
    самому страшновато, но мне с ней хорошо. Просто благословите. Разводом начну заниматься с
    завтрашнего же дня. Надеюсь, та сторона препятствовать не будет.

Анастасия – Если только из зловредности, узнав, что ты надумал жениться.

Саша – А когда-то ты просто была очарована этим семейством. Чужая душа или души – потемки.

Инна –  Саша, ты поступаешь неблагоразумно, нам за тебя страшно.

Анастасия – Эта женщина при таком состоянии здоровья просто не имеет морального права выходить
   замуж. Я ей это прямо выскажу. А тебя мы просто вынуждены предостеречь – ты без нас совсем
   запутаешься. Да благословит тебя Бог!

Инна – (После ухода Саши) Мама, что это? Это его неиссякаемый, юношеский романтизм или просто
   желание проверить себя на мужественность?

Анастасия – Не знаю. Может  уверенность, что Бог в третий раз не лишит его благодати в семейной
   жизни.
Инна – Мама, Саша не настолько верующий, чтобы так рассуждать.
 
Анастасия – Бедный, глупый мой сын. Я его перестала понимать.

                Тем временем Саша получил сообщение, что Стелла вышла замуж за
                парня, которого ждала из армии. Окончив службу в армии, он
                продолжил  обучение на вечернем факультете МАТИ. Молодые жили
                вдвоем в двухкомнатной квартире. Люся перебралась к мужу.

Инна – Мама, выходит, что у Стеллы ребенок может появиться раньше, чем у Саши с новой женой,  и
     который будет дядей или тетей ребенку Стеллы.

Анастасия – Ну, Сашиной жене за 40 и у неё больное сердце, вряд ли они решатся на рождение ребенка.
     Это не повод для нашего беспокойства.

                Наконец, на середину ноября был назначен день бракосочетания. Тая
                прилетела за два дня до этого дня, а её румынская стенка шла
                багажом по железной дороге.

Саша – Тая, а какая необходимость у нас в мебели?
 
Тая – Я же тебе писала, что мой сын Андрей при отдыхе в Краснодарском крае познакомился и сошелся с
   девушкой. Как оказалось, она забеременела и он, после совета со мной, предложил ей приехать к
   нему и пожениться. Теперь они живут в мною полученной  однокомнатной квартире,  и с появлением
   ребенка им понадобится свободное для него пространство. Вместо стенки они обойдутся шкафом, да и
   мне здесь у тебя хотелось бы иметь что-нибудь свое. В  твою квартиру  стенка легко впишется.

                При бракосочетании свидетелями выступали Анастасия и Инна. Но до
                этого Анастасия все же успела высказать свое мнение: – «Женщина с
                таким больным сердцем как у Вас, не имеет морального  права
                создавать новую семью». «Мира не будет» – понял Саша.

Тая – Саша, мой сын  к лету окончит учебу в училище и затем его ждет распределение, а ему
   предлагают остаться на кафедре – он лучший  в группе. Советовать ли ему остаться в училище?

Саша – Выходит ему предлагают ученую карьеру, я бы на его месте,  безусловно,  согласился.

Тая – Конечно, ему следует остаться, у них с Галей вот-вот появится малыш. И квартира у них обжитая
   есть, хоть и однокомнатная.  Со временем получат расширение.

Саша – Мне кажется, при следующей командировке в Ленинград  следует  познакомиться с твоим братом.
   Его адрес у тебя, надеюсь, есть.

Тая – Адрес, конечно, есть, он жил в квартире жены,  она коренная ленинградка.               
   Но недавно от неё ушел и тут же был направлен в командировку. Пока от него никаких вестей
   родители не имеют.  Даже об уходе из семьи узнали только после своего звонка его жене, не
   подозревая, что он там уже не живет.  А ведь у него там сын.

Саша – Что за командировка, где он работает?

Тая – Работает инженером  в проектном институте  морского судоходства, точного названия даже не
   помню. А командировки у него бывают продолжительные. Вероятно, скоро с  родителями свяжется,
   подождем.

                Через некоторое время пришло сообщение, что Таин брат, будучи в
                командировке, неожиданно для окружающих скончался.
 
Саша – А как собираются назвать своего отпрыска Андрей с Галей?

Тая – Представь себе, Андреем.

Саша – Легко себе представляю, я ведь сам назван отцовским именем. Значит, теперь будет Андрей
   Андреевич.

Тая – Саша, ты  представляешь моему Андрею как лучшему в группе дали возможность первому выбрать
   место распределения.  Он, увидев в списке одно направление в Тбилиси тут же его  выбрал. Так что
   скоро будем их встречать.

Саша – С одной стороны это неплохо, но каково твоим родителям, они не обрадуются. Теперь они
   остаются совершенно одни. 

                По приезду в Тбилиси семья сына Таи первое время жила у нас,
                потом им отвели одну комнату в общей квартире, а когда у них
                появился второй малыш, мы с Таей взяли Андрея Андреевича  к
                себе, а остальные у нас появлялись только в праздники.

Саша – Алик, ты знаешь - наш внук меня вчера подвел.

Алик – Не смеши, пятилетний ребенок тебя подвел? И как же?

Саша – А дело было так: жена уже, успела уложить его в постель, я же, как раз закончил прилаживать
   самодельные качели в дверном проеме, и мне хотелось тут же все испытать, посадив в них внука.

Алик – Подозреваю, что жена была против.

Саша – Да, жена считала, что это его растормошит, разыграет и он, потом ещё долго не уснет. Жена
   возилась на кухне, я вошел в комнату к внуку и тихо ему сообщил, что качели готовы и если он
   хочет, то можно тихонько, чтоб не нервировать бабушку, покататься на качелях – момент самый
   подходящий, но, чур, бабушке потом ни слова.

Алик – И ты решил, что он не проговорится.

Саша – А он вроде бы все понял, и я быстро, вынув его из кроватки, усадил в качели и немного
   покачал, что доставило ему большое удовольствие. Он мужественно выполнил обещание и не
   взвизгивал, хотя качели и забрасывали его под потолок. Потом мы с ним, очень гордые собой,
   пожелали друг другу спокойной ночи, и он вроде бы даже закрыл глаза.

Алик – Не обошлось?

Саша – Я уже был в своей комнате, когда бабушке вздумалось взглянуть, не раскрылся ли ребенок во
   сне. Выяснилось, что у того сна ни в одном глазу. Не знаю, на что она его взяла, но он ей
   выложил все на чистоту. После этого ему ещё некоторое время пришлось не спать, так как стены в
   квартире довольно тонкие, а жене зачем-то понадобилось со мной объясняться, хотя и так все было
   понятно.

                А летом Саша с Таей и Андреем и Анастасия с  Инной и её сыном
                встречали в своей деревне Стеллу с её первенцем Павлом,
                который был младше Андрея на год. Григола и Садико уже не было
                в живых, но усадьба ещё имела обжитой вид благодаря тамошним
                родственникам – Маро с сыном Алико.

Анастасия – Все присматриваюсь к нашим малышам – Павлику и Андрею. Не могу понять, что им мешает
     подружиться? Ведь разница в возрасте у них небольшая, вроде бы и забавы их должны интересовать
     одни и те же.

Тая – Андрюша хоть и старше, но он добродушный и отдает без боя игрушки Павлу, когда
    тот этого требует.

Анастасия – Уступать  игрушки  он, конечно, уступает, но обижается и уходит куда-нибудь
    подальше.

Саша – Я переговорю с Андреем, он постарше и посильнее Павла. Скажу, чтоб не уступал. Надо
    воспитывать ребят по-мужски.
               
                Неизвестно, что именно сказал Саша Андрюше, но когда тот оттолкнул
                Павлика и не отдал ему игрушку, Павлик, недолго думая, схватил первую
                попавшую ему игрушку и ударил ею «обидчика».

Анастасия – Вот к чему Саша привели твои мужские методы воспитания – у Андрея синяк, а могло быть и
    похуже. Больше, пожалуйста, в детские отношения не вмешивайся.  Пусть сами разбираются.

                В республиках Советского Союза росли националистические настроения.
                Начались межнациональные стычки. Доходило до абсурда – в одной из драк
                между молодыми парнями, которые были задержаны правоохранительными
                органами в Сухуми, участники оказались носителями одной и той же
                фамилии – Нахопиа. Просто в  одной семье считали себя грузинами, а в
                другой - абхазами.

Саша – Алик, ты уже знаешь, вчера в аэропорту погиб, доведенный до инфаркта  почитательницами
     нашего президента З.Гамсахурдия, великий философ современности Мераб Мамардашвили.

Алик – Не ведают что творят. По телевидению какие-то дилетанты  объясняют народу, что якобы  наша
     республика является всесоюзным донором и никто не хочет слушать нашего премьер-министра,
     который объясняет, что республика получает дотации. Как кричат ему – у нас вино, у нас
     «Боржоми», у нас электровозы, у нас металлургия. Какие дотации?

                И докричались – страна распалась. А после распада СССР на его
                территории образовалось 15 независимых государств. Многонациональная
                Грузия, в составе которой находилось три автономные республики -
                Абхазия, Аджария и Южная Осетия, раздиралась противоречиями.
                Избирательная система, например, той же Абхазии, была составлена так
                что, несмотря на то, что абхазское население, не будучи в большинстве,
                всегда могло провести на выборах своего кандидата. И все же там
                начались вооруженное противостояние, гибли люди.

Саша – Алик, мне волей–неволей приходится со студентами говорить о текущих  государственных делах.
   Пытаюсь объяснить им, что радоваться нечему. Говорю, что ни американцы, ни англичане, ни те же
   немцы нас ровней себе не признают, как это делают русские и мы ещё наплачемся.  Не воспринимают, 
   им,  вероятно,  кажется, что это говорит во мне моя негрузинская половина.

Алик – Студенческие группы русского сектора редеют, те, у кого есть возможность, перебираются в
   Россию.
 
Саша – Алик, мой пасынок с семьей вместе со своей частью покинул Тбилиси.

Алик – И где же они сейчас?

Саша – Его тесть купил им полторакомнатную квартиру в Усть-Лабинске, где он сам проживает и настоял
   на том, чтобы Андрей уволился из армии.

Алик – А как твоя жена это восприняла?

Саша – Она начинает ныть, говорит, что и нам хорошо было бы туда перебраться.

Алик – Мы с тобой полукровки – и тут не совсем свои и там будем не совсем своими.

Саша – Да нет, у меня такого и в мыслях нет, тут у меня мама и семья сестры, да и с двумя
    аспирантами, если помнишь, начал работать.

Алик – Об аспирантах, конечно, помню, недавно утверждали на кафедре их диссертационные темы. Если
    не ошибаюсь у Арчила - «Оптимальное проектирование  высоковольтных вспомогательных машин
    электровозов постоянного тока». А у Тенгиза - «Исследование и анализ электровозных тяговых
    двигателей постоянного тока по результатам приемо–сдаточных испытаний»

                А Тая начинала убеждать в необходимости переезда в Усть-Лабинск, пока
                это возможно, мотивируя это необходимостью помочь семье сына растить
                детей, их младший ребенок оказался очень слабеньким и нуждался в
                усиленном внимании.

Саша – И как ты себе это представляешь?

Тая – Продадим квартиру и купим там, в том же доме  на третьем этаже, где живет Андрей с семьей.
 
Саша – А как с работой?

Тая – Ты можешь преподавать в школе математику,  и так как ты кандидат наук тебе могут предложить
   даже пост директора или заведующего учебной частью школы. А я могла бы устроиться на работу в
   медицинское училище – оно там расположено  недалеко от дома  где живут наши.

Саша – Лихо задумано! А неоправившуюся после инсульта мою маму оставим на семью моей сестры? А мои
   аспиранты, которых я увлек своими идеями и которым сам предложил поступать в аспирантуру?
 
Тая – Ну, если честно, то забота о твоей маме и сейчас целиком лежит на твоей сестре, взявшей её к
   себе. Твое эпизодическое там появление вряд ли особенно ощутима как помощь. А что касается твоих
   аспирантов – почему ты считаешь себя таким незаменимым?  Уверена, на кафедре найдут кем тебя
   заменить, правда, может быть им придется заменить и темы.  Ничего страшного.

Саша – Не хочу хвастаться, но придется тебе пояснить, что в нашей специальности все уже давным-
   давно изучено, обкатано и любая новая диссертация связана с использованием вычислительных
   методов. Поэтому  оба предыдущих заведующих кафедрой не брались за руководство диссертациями
   своих  собственных сыновей, а отсылали их к другим.

Тая – Пусть так, но ты все ж подумай, здесь обстановка ухудшается день ото дня, на получаемые тобой
   купоны, которые ты получаешь вместо денег, уже невозможно прожить. Как бы не пришлось бежать,
   бросив все.

Саша – Мы можем завести кроликов и держать их в клетках на балконе, а травы для их пропитания
   вокруг в полях много.

Тая – Две, три пары кроликов нас не спасут, а там, пишет Андрей, отводят для желающих участки
   недалеко от города, где возможно вырастить картошку и различную бахчевую культуру.

Саша – Может все изменится к лучшему и СНГ (Союз независимых государств, куда вошли некоторые
   республики СССР) заработает? Да и республиканские деньги скоро появятся.

Тая – Ой, Саша, прозеваем мы по твоей милости все возможности. Тут одна молодая   семья собирается
   переезжать в Краснодарский край, если ты не против, я перешлю с ними  Андрею нашу румынскую
   стенку, которую ты считал для нас ненужной.

Саша – Посылай, конечно, но что они захотят получить от нас за свою « любезность»?

Тая – Они там собираются строиться, им  пригодился бы твой самодельный сварочный трансформатор.
  Можно мне им его предложить?

Саша – Ну, раз все просчитано, отдай трансформатор.

                А когда  Таины знакомые, отправив вещи контейнером по железной
                дороге, собрались и сами ехать, Тая решила поехать с ними к своим на
                некоторое время. Сашу это устраивало – было голодно.


Рецензии