У стелы

                У стелы.

- Папа! Папа! А можно монетки посмотреть?
 Дочурка у меня ещё маленькая, даже четырех ещё нет, и эта ошибка ей простительна:
- Доча, это не монетки, это медали.
 Я встаю из-за компьютера, и достаю из антресоли бежевую, пластмассовую коробочку с прозрачной крышкой. В этой коробочке когда-то давным давно продавался набор рыбака, так на ней и написано, ещё и рыбка нарисована, теперь же в ней хранятся медали.
  Дочка открыла коробочку, начала доставать их по одной штуке, и раскладывать ровными рядками на диване.
- Папа, а это не медаль! Это орден, да?
Я взял в руки знак " Отличный артиллерист", массивный щит, с закруткой:
- Нет Доча, это не орден, это знак " Отличный артиллерист", ордена дальше будут...
 Не клюёт. По реке ветер гонит мелкую рябь. Солнце кануло в серых, свинцовых облаках, я в томительном ожидании не свожу глаз с поплавка. Рядом дедушка.
 Вчера закончилась четверть, у меня каникулы, да и авральные весенние работы тоже закончены, вот мы с дедом и вырвались на рыбалку. Однако погода подвела: дождя нет, но пасмурно и ветрено. Скучно...
- Деда, расскажи про войну.
 Дедушка степенно поднимает удилище, поймав левой рукой леску возле крючка, внимательно осматривает червяка, придя к заключению о его годности вновь забрасывает удочку.
- Было это Юрка в начале войны. Я тогда был подносчиком снарядов, даже ещё не заряжающим. Устроили у нас в части стрельбы, и давай всех подряд садить на место наводчика. Мишень, (фанерный силуэт танка), тащила за собой по полю полуторка. Я со второго снаряда из сорокопятки её и уронил. Знак дали "Отличный артиллерист"! Помнишь щит у меня там около ордена прикручен? И сделали меня наводчиком орудия. Не многие смогли тогда попасть в мишень. А вот документы на него не сохранились. Мы реку одну потом форсировали, промок насквозь, забыл вытащить из кармана, и выжал гимнастёрку...
 Я передаю дочке весь пошарпанный, с отколотой эмалью знак, и она укладывает его левее и выше медалей, начиная другой, новый ряд.
 Быстро однако время летит, старею что ли?
Дочка стоит возле Стелы, в почетном карауле. Митинг, 9 мая. Конец учебного года. Второго учебного года моей Лилии.
 Дочка стоит, и не шевелится. Понимает ответственность. Они стоят в паре: мальчик и девочка. За ними ребята в форме,- служивые...
 Солнце мне светит в глаза, слегка прищуриваюсь, смаргиваю. Без привычки затекла рука, древко немного неудобное. Я стою на митинге, около Стеллы с пионерским знаменем. Я не знаменосец пионерской дружины, но по каким-то причинам он не появился на митинге, и поставили меня. Слева стоит Андрей, он старше и держит комсомольское знамя. Сзади взрослые с карабинами, в минуту молчания они будут стрелять...
- Стрелять сегодня не будем, нет патронов, да и оружие с собой брать не будем, что бы не позориться!
С горечью, да именно с горечью, сказал начальник отдела. Его можно понять, на дворе середина девяностых, и патроны выбить для салюта целая эпопея. Парадной формы тоже ни у кого нет, дефицит однако. Хорошо хоть удалось раздобыть пару новых комуфляжей.
 Стою. В этот раз погода пасмурная, солнце в глаза не бьёт. Вокруг Стелы собрался народ. Передо мной пара ребятишек, не пионеры, но отличники. Пионеров, похоже как и комсомольцев, больше уже не будет.
 Стела сделана по проекту местного художника Лисицына Николая Ивановича, ветерана войны. Его же рукой вытесаны лица солдат в камне. На гранитных плитах фамилии всех односельчан, не вернувшихся с войны. В колонке на букву "Б" Борзунов Сергей ,- брат моей бабушки, погиб в начале войны. Погиб...
 Дома, в альбоме с фотографиями, лежит рукописная копия его последнего письма с фронта. В начале пожелтевшего, растрёпанного листка неровным почерком малограмотного человека выведено: "Копия последнего письма моего сына". Не знаю по каким причинам появилась копия, и что стало с оригиналом: истрепался ли он от старости или был утерян, но судя по состоянию копии перечитывалось это не одну сотню раз...
 Неровные буквы письма... Буквы выбитые в граните... Отсутствие автомата...
И накатило... Шум митинга уходит, отодвигается на второй план. Лица сливаются в единую массу, слова сами складываются в строчки и встают перед глазами:
Было в жизни то мгновенье:
Я заряжаю автомат,
Нас ждет не боестолкновенье,
Лишь холостые прозвучат.

Стою в почетном карауле,
У с именами дедов стелы,
Которых не минули пули,
Гранаты, мины, артобстрелы.

Я заряжаю автомат,
Что не был никогда в бою,
Дед защищал судьбу мою,
Спасибо, милый мой солдат!

 Стою, стараюсь не вспугнуть, запомнить.
 Митинг закончен. Строевым, вслед за учениками покидаем огороженный кусочек земли, территорию Памятника...
 Снова преддверие майских праздников. Дочке в школу нужны материалы по Великой Отечественной. Держу в руках книжки к орденам "Отечественной войны" первой и второй степени. Орден второй степени дед получил ещё на войне, а орден первой степени так называемый " юбилейный", его деду выдали на митинге у Стелы...
  Май, восьмое. Старой зубной щеткой и зубным же порошком дед чистит медали. Затем снимает с пиджака наградные планки, и в строго отведенном порядке крепит медали с левой стороны. С правой стороны крепятся орден и памятные знаки, дед начинает со знака "Отличный артиллерист". Я ещё маленький, наблюдаю за этим чародейством.
 Подошла очередь ордена. Дед взял его в руки, задумался, и прикручивая сказал:
- Знаешь Юра, а мне ведь должны были дать не вторую, а первую степень, и в наградном листе так и указанно: первой степени.
- Деда, а почему тогда дали второй степени? - я ёрзаю на диване, сейчас будет что-то новое, о чём я ещё не знаю.
- Приказ я нарушил. В мае это было сорок пятого, аккурат второго числа. Поступил приказ о передислокации орудия, ( я к тому времени был командиром 76-миллиметрового орудия), фашисты простреливали участок дороги метров пятьсот. В приказе значилось что орудие по дороге должен был перегнать возничий, а я вместе с личным составом под прикрытием насыпи двигаться. Я возничего с расчетом послал, а сам погнал лошадей, вот тогда я и получил ранение в ногу... А представление на орден к тому времени уже прошло Москву, командир части не мог отменить награждение, но степень дали не первую, а вторую, вот так...
 Не буду пока Лилии рассказывать о том, как её прадед приказ нарушил, подрастёт, расскажу, поймёт правильно. А пока включил компьютер, зашёл на сайт "Подвиг народа", в поисковую строку вбил данные деда. Вот он тот самый наградной лист. Распечатываю, читаем вместе:
 " Шелегов Григорий Яковлевич младший сержант, командир орудия второй батареи, представляется к ордену "Отечественная война" первой степени."
 Читаем " краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг":
 " Товарищ Шелегов Григорий Яковлевич проявил себя в боях против немецких оккупантов стойким. 27 го марта, заменяя выбывшего командира орудия, прямой наводкой разбил и уничтожил четыре пулеметных точки, рассеял до двух отделений пехоты противника. Товарищ Шелегов обеспечил продвижение своей пехоты с малыми потерями".
 Объясняю дочке:
- Лиля, прямой наводкой, это значит в прямой видимости.
- Папа, значит немцы тоже его видели?
- Да доча, не только видели, но и стреляли по нему.
 Вчитываемся дальше:
" 2.4.45года при занятии д. Рогув противник перешел в контр- наступление. Благодаря хорошего и умелого руководства атака была отбита, и уничтожил до тридцати солдат и офицеров."
 Немного режет взгляд стиль изложения, но это и понятно, представление писал не писатель, и даже не штатный писарь, а непосредственный командир деда, вероятнее всего там же, на передовой прямо в планшете.
 " 3.4.45 получил приказание переправить за реку Одер орудие и он сумел это быстро выполнить и вовремя переправил. Противник контратаковал наш боевой порядок. Шелегов с хода развернул орудие и вел по живой силе и уничтожил до 15 гитлеровцев. Товарищ Шелегов Григорий Яковлевич достоин к правительственной награде орден " Отечественная война" первой степени"...
Дочка рассматривает наградные книжки, забегает с улицы маленький Максимка, видит бежевую коробочку:
- Папа, а можно я значки посмотрю?
- Максим, это не значки, это Медали!..
 Немного позже выхожу покурить на улицу. Присел на крыльцо, солнышко пригревает, в огороде копошатся скворцы, природа расцветает, и... Накатило... Достаю из кармана засаленный блокнотик, карандаш и торопливо записываю:

В Сибири братцы я родился,
Так хороша любимая земля,
По жизни тут же пригодился,
Не льстят мне дальние края.

И если же за табака понюшку
Моей земли захочет импортный урод,
Я выйду к лесу на опушку,
И откопаю дедов пулемёт.
 

               
               



 
 




 
 


Рецензии