Баба-яга

В обработке А. Н. Афанасьева

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

С первых строк сказки ее автор выносит на рассмотрение сложнейшую проблему взаимоотношений родной дочери и мачехи. Проблема настолько сложна, что мы переносим ее обсуждение на неопределенное будущее. Тем же, кто надумает рассмотреть эту проблему до того, как я смогу найти время на ее исследование, рекомендую использовать одну из теорий мотивации — теорию справедливости. Поскольку очевидно, что разделение любви отца на любовь к дочери и новой жене с точки зрения новой жены не является справедливым (она же и готовит, и ублажает мужа, и даже воспитывает его дочь, как умеет, и многое другое)

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке: «Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить». А тетка эта была баба-яга костяная нога. Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

Судя по всему, автор нам представляет в сказке широкий спектр теорий мотиваций. Здесь речь, без сомнений, идет о теории ожиданий (ошибочно приписываемой американцу, канадского происхождения, Виктору Вруму, а не русскому народу — автору сказки про Бабу Ягу). Напомню, что в соответствии с теорией ожиданий — тот, кого мотивируют, ожидает определенного результата своих действий (здесь — доставку иголки и нитки мачехе), а также вознаграждения (мачеха обещала рубашку сшить девочке), а также еще уровня вознаграждений (какого фасона будет рубашка, будет ли она достаточно модной или нет, мы пока не знаем). Весь этот перечень ожиданий и мотивирует исполнителя.

Очевидно, что важным в этой теории является доверие исполнителя к тому, кто поручает задачу. При недостаточном уровне доверия, ожидания исполнителя получить обещанного будут иметь недостаточную величину, и соответственно не будут последнего достаточно хорошо мотивировать на активные действия.

Т.о., автор сказки нам прямо указывает, что в теории ожиданий важное значение имеет предыстория поручения (о чем в модели В. Врума ничего не говорится). Раз девочка пошла за советом к своей тете, значит она не очень доверяла своей мачехе, поскольку специфическое воспитание с ее стороны («била и ругала») не смогла логично увязать с обещанным подарком — новой «модняцкой» рубашкой.

«Здравствуй, тетушка!» — «Здравствуй, родимая! Зачем пришла?» — «Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить». Та ее и научает: «Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай».

Хм, мы тут незаслуженно президента и правительство ругаем, за то, что у нас поголовная коррупция. А тут, оказывается, умению давать взятки должностному лицу обучали на Руси с младенческих лет: если не с молоком матери, то «от тети к племяннице» — путем передачи полезного для выживания в нашей стране опыта от поколения к поколению.

Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет. «Здравствуй, тетушка!» — «Здравствуй, родимая!» — «Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить». — «Хорошо: садись покуда ткать». Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице: «Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать».

Здесь нам автор сказки подробно описывает — как именно развивается мотивация. Давайте следом за автором проследим это важный для каждого топ-менеджера процесс.

Некоторые исследователи, например, авторы известного учебника «Основы менеджмента» М. Мескон и др., ошибочно полагают, что на первом этапе появляется потребность (например, голод), она формирует побуждение (например, представление, как именно мы этот голод утолим), а уже затем совершаются действия к цели, достижение которой обеспечивает удовлетворение возникшей потребности.


Процесс мотивации
На самом же деле, как мы видим из текста сказки, управляет мотивацией извлекающий образ. А сам образ возникает под влиянием стимула. Конечно, в качестве стимула может выступать и потребность, но не только. Например, судя по дружелюбному разговору, Баба Яга на момент встречи с девочкой была не очень голодная, и уж точно не ждала девочку в качестве своего завтрака.

А вот когда она ее такую аппетитную увидела (в качестве стимула здесь выступила ситуация), у нее возник извлекающий образ отличного нежданного завтрака. Более того, она представила, как будет приятно слопать девочку не сразу, а предварительно пропарив ее в баньке (здесь в качестве стимула такого еще более аппетитного извлекающего образа уже выступали внутренние слова про баньку, которые Баба Яга произносила сначала про себя, а же потом вслух своей работнице).

Девочка сидит ни жива, ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу: «Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи», — и дала ей платочек.

Да, быстро у нас осваивают умение давать взятки. Тетя не дала девочке подходящего отката для работницы Бабы Яги, но девочка сама уже поняла — как единственным образом можно выжить в нашей стране и сообразила подарить работнице свой платочек. Работница Бабы Яги, конечно же, обалдела от открывающихся возможности использовать свое служебное положение в личных целях, вот так незаметно и появилась на Руси коррупция.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает: «Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?»

Давайте будем объективными: качество менеджмента у бабы Яги было на относительно приемлемом уровне. Смотрите, как она отлично спланировала своё питание, как отлично организовала (делегировала задание) его подготовку, при этом контроль бизнес-процесса оставила за собой. Что касается мотивации своих подчиненных, то, надеюсь, автор сказки нам об этом еще расскажет.

— «Тку, тетушка, тку, милая!» Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает: «Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?»

Смотрите-ка! Оказывается у Бабы Яги целая команда специалистов. Надеюсь, автор сказки нам предоставит возможность посмотреть насколько слаженно эта команда работает.

Девочка же продолжает раздавать взятки должностным лицам — известно, что бездельников у Бабы Яги отродясь не было, каждый член ее команды выполнял какую-то важную функцию.

— «Вот тебе гребешок и полотенце, — говорит кот, — возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и как услышишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий-дремучий лес; сквозь него она уже не проберется!»

Судя по всему, кот в команде Бабы Яги играл роль Аналитика Стратега (по Белбину) — ему для анализа было предоставлено два решения проблемы что делать с девочкой — слопать или спасти.

Здесь, вероятно, следует сделать некоторое отступление, чтобы, не спеша, разобраться, какая именно задача решалась в данной сказке.

По сути автор сказки нам представляет проект, инициированный сестрой Бабы Яги — целью которого было извести ненавистную этой сестре девочку. В таком случае, сестру Бабы Яги можно смело рассматривать в этой проекте как члена временной команды, выступающего в роли Генератора идеи (ведь именно она придумала решение, позволяющее так остроумно решить свою задачу — баба Яга съест же девочку без остатка и никаких улик преступления не останется, и алиби будет, и даже не будет подозрений, что она заказчица убийства — поскольку Бабя Яга оплату за решение указанной задачи берет бартером, который съедает без остатка сама же.

Однако перед командой Бабы Яги задача стоит несколько шире (что недооценила сестра Бабы Яги, у которой ненависть к девочке затмила мозг). И эту широту нужно обязательно учитывать. Известно, что в природе все взаимосвязано и имеет свой смысл. А сказка — это же отображение реальной действительности. Чтобы в среде (включая сказочную) оставались сильные, работает закон естественного отбора. И потому слабых Баба Яга пожирала, а сильные, как известно из других сказок, выживают и выходят победителями, обогащенные опытом борьбы с нечистой силой.

Потому ничего нет удивительного в том, что и работница Бабы Яги не стукнула своей хозяйке о намерениях девочки, получив вознаграждение в виде платочка. И кот — важный герой сказки, играющий роль Аналитика Стратега в команде Бабы Яги, выполнив анализ ситуации, увидел, что предложенное сестрой Бабы Яги решение — не самое оптимальное — оно не решает стратегическую задачу — создание условий со стороны нечистой силы по испытанию героев сказки для того, чтобы определиться — кому жить, а кого слопать.

А то, что кот Бабы Яги даже помог девочке советом и материально — это тоже вписывается в решение сказочной задачи — обеспечить сильным равные условия для борьбы. Потому кот, получив взятку и оказав посильную помощь девочке, по сути, не предал, как может показаться на первых взгляд, свою хозяйку. Он, как настоящий Аналитик-Стратег, решал более широкую задачу — обеспечение естественного отбора сказочных персонажей в условиях трудных, но где сильным обязательно дается шанс выжить. Увидев, что девочка владеет современным оружием — давать правильную мзду кому нужно, он понял, что перед нечистой силой достойный противник, молодой, но уже с наличием жизненного опыта выживания в России.

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать — она бросила им хлебца, и они ее пропустили;

Отметим отличную реакцию девочки — она не стала уговаривать собак пощадить ее — сразу дала взятку, как видим, умение давать взятки у нее перешло уже в разряд привычных действий, где уже работает бессознательное. Собаки в команде Бабы Яги скорее всего играли роль Души Команды — все мы знаем, только собака радостно встречает своих хозяев, не думая про вознаграждение.

Следует отметить также, что взятка взятке рознь — это важное дополнение автора сказки в теорию менеджмента. Собакам девочка дала просто хлебца — чтобы удовлетворить их естественную физиологическую потребность (по А. Маслоу, разумеется) в еде.

А коту она отвалила ветчинки. Вряд ли кот, как и собаки, был тоже очень голодным — он же всегда рядом с печкой. И ветчинка, скорее всего, нужна была для того, чтобы похвастаться ему перед собаками — удовлетворив, таким образом, более высокую потребность (по А. Маслоу) — в уважении со стороны коллег по команде.

ворота хотели захлопнуться — она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Ворота, запирающиеся перед носом любого желавшего убежать от Бабы Яги, играли в ее команде роль Педанта — обеспечивающего доведение начатого (пусть и темного) дела до конца.

березка хотела ей глаза выстегать — она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила.

Ну, понятное дело, если задача березки в команде Бабы Яги — выстегивать глаза тем, кто смог прорваться сквозь последнюю преграду — ворота, то подвязывать ленточку березе — только создавать препятствия для выполнения ее функциональных обязанностей. Понравилось ли это березе узнаем чуть позже.

А кот сел за кросна и ткет: не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает: «Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?» — «Тку, тетка, тку, милая!» — отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза. «Я тебе сколько служу, — говорит кот, — ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала».

Как видим, кот не просто укоряет Бабу Ягу, а всем читателям сказки рассказывает, насколько для управления командой нужна правильная мотивация, об этом нельзя забывать. Баба Яга же, как следует из текста сказки, применяла административный стиль управления, а для управления свой командой использовала неэффективную мотивацию, основанную на принуждении, а не на вознаграждении.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей: «Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала».

Я уже отмечал, что собаки играют роль Души в команде бабы Яги, но душа, как выясняется, — она тоже есть хочет.

Ворота говорят: «Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила».

Судя по всему, благодаря произошедшим событиям в сказке, в команде Бабы Яги сформировались новые нормы — брать взятку для каждого участника команды стало рядовой нормой. (Отметим к слову, что всю историю гостевания девочки у Бабы Яги можно рассматривать как своеобразный полезный тренинг в экстремальных условиях — к его концу умение давать взятки девочка доводит до полного автоматизма, а выполнение нужных действий под управлением бессознательного — это наивысший практический результат участника любого тренинга).

Березка говорит: «Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала».

Скорее всего, когда березка получила ленточку, она удовлетворила потребность в самовыражении — я уже отмечал выше, что повязывание веток березы — это снижение эффективности бизнес процесса по удержанию беглецов.

Работница говорит: «Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила».

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце: сделалась река такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке;

Как видим, отсутствие налаженных коммуникаций еще один недостаток в управлении командой Бабы Яги.

Вдумчивый читатель скажет: «Но в то же время не было мобильной связи, чтобы Бабе Яге связаться с быками!»

Не было, но кто мешал Бабе Яге включить в свою команду орла или беркута, он бы достаточно быстро обеспечил передачу команды быкам. Здесь важная рекомендация для руководителей: «Формируя команду и набирая на каждую командую роль подходящего участника, не забывайте о необходимости наличия полноты функциональных ролей, чтобы обеспечить успешное выполнение задания!»

быки выпили всю реку дочиста.

Судя по всему, быки в команде Бабы Яги играли роль Работников Команды — РК (по Белбину). РК отличается тем, что цели команды ставит выше своих личных (взятки быки не брали), ну и некоторой ограниченностью — какой же дурак будет пить воду из реки, это вам не искусственный пруд, у которого откачка воды приводит к уменьшению уровня воды в пруде. И как они умудрились справиться с тупой задачей, одному богу известно!

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок: сделался лес такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколь ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад.

«Антигерои Химкинского леса» — Министерство транспорта страны, опираясь на данные факты, надумает продолжать строительство дороги: «Видите, мы не первые прогрызаем дорогу в густом лесу!» На что мы им ответим вопросом: «А у вас есть гребенка, чтобы быстро вырастить новый лес вместо вырубленного? Ах, нет, то есть лес после вашей вырубки будет расти медленно. Тогда и думайте, что делаете!

Здесь читатель, наверняка уже подружившийся с Бабой Ягой, и понимающий, что Баба Яга в определенной степени даже полезна, поскольку выполняет роль своеобразного санитара сказочной страны, расстроится — ему будет жалко голодную злую Бабушку.

Не расстраивайтесь! Даже если она умерла бы с голода, из некоторых кусочков Бабы Яги появились новые Бабы Ёжки, причем совсем не злые — они даже помогают героям некоторых сказок победить зло во имя добра.

А дед уже приехал домой и спрашивает: «Где же моя дочка?» — «Она пошла к тетушке», — говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой. «Где ты была?» — спрашивает отец. «Ах, батюшка! — говорит она. — Так и так — меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела». — «Как же ты ушла, дочка?» Так и так — рассказывает девочка. Дед как узнал все это, рассердился на жену и расстрелил ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил: по усам текло, в рот не попало.

С точки зрения мачехи, задуманный проект оказался неудачный в реализации, так иногда бывает.

Причем, как видим, она из главных причин неудачи — это недостатки менеджмента в управлении командой Бабы Яги.

Отсюда полезный вывод для топ-менеджеров: создавая команду, удачно распределяя в ней роли между участниками, достигая высокой сплоченности и доверия внутри команды, не забывайте, что команда должна эффективно управляться. Необходимо обеспечение всех функций управления: не только планирования, принятия решений, организации и контроля, но и мотивации и коммуникации.

Более того. Как видим, недостаток знаний в области менеджмента, в частности недостаток современных знаний о процессе мотивации привел в сказке к необходимости давать взятки должностным лицам. Если бы родная тетя девочки вместо рекомендации своей племяннице «совать взятки всем подряд», рекомендовала бы использовать научный менеджмент, сказка могла развиваться совсем по другому сценарию. Зная о том, что нами управляет извлекающий образ, который можно стимулировать не только потребностью и ситуацией, но и словом, девочка могла бы эти знания успешно использовать в общении с Бабой Ягой. Она могла бы рассказать сестре своей мачехи, что историю про ее путешествие к Бабе Яге за иголкой с ниткой скоро автор сказки опишет в своей сказке. И если Баба Яга выступит в этой сказке мудрой бабушкой, не идущей ради удовлетворения низменных потребностей на преступление, ее, Бабу Ягу, будут почитать как мудрую старуху многие годы. И образ мудрой и доброй Бабушки Ёжки в голове у Бабы Яги мог бы послужить совсем другим стимулом ее последующих действий.

Изучайте менеджмент и тогда у вас все получится без взяток!


Рецензии