Атаманы бунташного времени
Глава - 1. Введение.
- 1-
Ещё в 1547 году великий князь Московский Иван 4 был коронован царём и принял полный титул: « Великий государь, Божьей милостью царь и Великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятицкий, Болгарский и иных, впоследствии с расширением границ Русского государства, к титулу добавлялись, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский и всея Северные страны повелитель. « Русскому царству предшествовало великое княжество Московское, а его преемницей стала Российская империя. Москва стала новым Константинополем - благодаря верности Руси богу. Сам бог поставил Ивана 4 – нового царя Константина новому граду Константину – Москве и всей Русской земли и иным многим землям». Весеннее солнце заливает Москву ослепительным светом (Москва с мордовского языка означает – грязная вода.) Солнечные лучи играют на маковках древних московских соборов.
Россия, в 17 веке представляла собой большое территориальное образование со слабой центральной властью. 17 век один - из наиболее сложных периодов отечественной истории. Начало 17 века для России ознаменовалось большими территориальными приобретениями – завоевания Сибири служилыми людьми, казаками во главе с атаманом Ермаком. Присоединение к Руси Украины 18 января 1654 года состоялась - «Переяславская рада», которая закрепила вхождение Украины в состав России. Особую славу донское казачество стяжало взятием турецкой крепости – Азов. Спустя четыре года. Донцы выдержали длительную осаду, подступившей турецкой силы к Азову. «Пришли его паши и крымский царь, и обступили нас силы великие. Наши чистые поля усеяны ордой ногайскою. Где была у нас прежде степь чистая, там - в одночасье стали перед нами их силы многие, что непроходимые леса тёмные. От той силы турецкой и скакания конского земля у нас под Азовом погнулась, оставила берега свои, как в полноводье, и из Дона реки вода выплеснулась. Непостижимо было уму человеческому, и не слышать о столь великом и страшном собранном войске, а не то, чтобы видеть своими глазами!» Не взирая - на численное превосходство, туркам не удалось взять крепость. Они понесли урон в 70 тысяч человек, причём крымский хан был ранен в ногу и вскоре умер. Однако, несмотря на победу, положение казаков было тяжёлым, их силы были ослаблены. Наум Васильев прибыл в Москву с известием, что казаки отстояли Азов и предлагают его московскому правительству. Московское правительство, от которого они ждали помощи, боясь осложнения отношений с Турцией, в категорической форме потребовало от донцов под угрозой невыплаты жалования и запрета торговли с Доном покинуть Азов. Отважным сидельцам не оставалось ничего - как выполнить это требование, предварительно разрушив крепость до основания. Азовская героическая эпопея 1637 – 1642 годов не только подняла военный ореол донцов, но и приумножила славу русского оружия. В 1642 году было заложено основание первого железоделательного завода в Туле. При присоединении Левобережной Украины к Руси также возникло опасение войны с Польшей, Турцией. Боевые действия завершились признанием присоединения Малороссии. Кроме того Россия получила назад Смоленск, а позднее Киев, наряду с постоянными неудачами России, в крымских походах. Россия, участвуя в войнах, обретала среди стран «европейскую гегемонию». Но вместе с тем к Руси были присоединены западные и восточно – сибирские территории. Основаны города Тобольск, Тюмень, Томск, в устье реки Таз и Енисея город - Мангазея. Главная цель русского движения в Сибирь – добыча пушнины, продажа которой сулила колоссальные прибыли в казну Российского государства.
Красивы города Сибири.
Стоят они, как правило, вдоль рек.
Суровый климат, дали шире.
И счастлив здесь – российский человек.
Тобольск у нас – духовная столица.
Так предсказал нам сей - семинарист.
Здесь родились и выросли России лица.
Тобольск святой и чист как белый лист.
Россия будет прирастать Сибирью.
Великий Ломоносов так сказал.
И славится то государство ширью.
Российский гений путь нам указал.
Тобольск у нас – духовная столица.
Великий Ломоносов так сказал.
И славится то государство ширью.
Российский гений путь нам указал.
Большие реки, водные просторы.
Растёт повсюду лес, богата здесь земля.
И в будущее обращены здесь взоры.
Народ живёт, работает не зря.
Впервые на «кочах» подданные Российской империи попали сюда в сентябре 1648 года, ведомые Семёном Дежнёвым, Федотом Поповым и Герасимом Анкудиновым. Они обогнули с северо – запада большой каменный мыс и вышли в Тихий океан, продвинувшись до Анадырьского устья. Тот мыс назвали мысом Дежнёва. Четыре века назад мореплаватели перемещались на утлых судёнышках. Чуть раньше Дежнёвского похода в 1639 году Иван Москвитин направляясь со стороны Якутска, со своей ватагой сплавом по реке Улье вышел в Охотское море недалеко от другой реки – Охоты, где и основал сторожек, который и стал первым русским населённым пунктом на Тихом океане – Охотском, а также была установлена граница с Китаем.
В отечественной истории трудно найти слова, способные дать представление о, всех бедах и страданиях которые довелось пережить русским людям в начале 17 века, в смутное время. Легче: такое название обязано своим появлением беспокойному периоду правления царя Алексея Михайловича - второго государя из династии Романовых занимавшего престол в 1645 -1676год. Летописцы, повествующие о различных восстаниях и выступлениях горожан, и крестьян называли их не иначе как бунтами черни – людьми коварными и злыми. Но ведь эти люди бунтовали от великой нужды, унижений и бесправия все движения отличались большим, чем в прежние времена размахом, длительностью и напряжённостью. 17 век один - из наиболее сложных периодов отечественной истории. Но смута закончилась, а жизнь не стала легче. Усилилась феодальная эксплуатация, завершилось оформление крепостного права, перемены в церкви привели к глубокому социальному расколу, народные бунты невиданной силы сотрясали страну, монархи эволюционировали в сторону абсолютизма. Век 17 в русской истории обрёл репутацию «Бунташного», произошло более 20 восстаний. Крупные: «Соляной бунт» -1648г, «Медный бунт» -1662г, «Соловецкое восстание 1668 -1676гг». И действительно, он начинался «Смутой», середина ознаменовалась городским восстанием Степана Разина. Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явилось развитие крепостничества и усиление государственных налогов и повинностей. Страна по окончании Смуты была в крайне тяжёлом положении. Сил для продолжения войны с интервентами не было. Россия окончательно лишилась выхода к Балтийскому морю. В период смутного времени очень ярко прослеживается взаимосвязь внутриполитического кризиса в России и внешней агрессии. Произошёл кризис авторитета царской власти. Новоизбранный царь Михаил Романов – годы правления (1596 – 1645г) устраивал все социальные слои. Но следует отметить, что реальная власть была в руках его отца – митрополита Филарета достаточно долго. Для осуществления центрального управления применялась система приказов, на местах же выборные должности были заменены воеводами из центра. В основе армии состояли – дворяне. За свою службу они получали земельные наделы вместе с крестьянами. Но в связи с бегством последних, во время Смуты, поместья были не особенно в цене. Правительство, увеличив срок розыска беглецов, передаёт дела по списку в Разбойный приказ. С этого момента бегство крестьянина из поместья равнялось уголовному преступлению. В середине 1649 года был принято Соборное уложение, завершившее устройство крепостничества. Таким образом, сословно - представительная монархия становилась абсолютной. Опирался «абсолютизм» на крестьянскую общину и дворянство. Своё правление Алексей Михайлович Романович начал в 14 лет, когда впервые был объявлен народу. Он создал приказ Тайных дел (1654 – 1676 г) который подчинялся только царю и осуществлял контроль над государством. Во время правления Алексея Михайловича прозванного в истории как «Тишайший» (1643 - 1676гг) прекращает собираться Земский Собор, Боярская Дума теряет свое значение. Царь выделяет особо доверенных лиц (ближнюю Думу), но принимает решения самостоятельно. Прозвище «Тишайший» дарованное царю народом было дано за христианское смирение царя, за его добродушный нрав, умение слушать своих приближённых. Деток, от первого брака с Милославской родилось – 13. многие умерли в младенчестве. Сыновей осталось только двое, причём Фёдор был болезненным, а Иван не очень разумен (так писали придворные) от худого семени, не бывает хорошего племени. После смерти первой жены царь Алексей Михайлович часто заезжал к своему другу детства к Артамону Матвееву в гости. Здесь он и встретил 19 летнюю красавицу Наталью Нарышкину, и впервые полюбил в жизни по настоящему, как обычный мужчина. 22 января 1671 года царь Алексей Михайлович, прозванный в народе « Тишайшим» и Натальей Кирилловной Нарышкиной были повенчаны. Наталья Кирилловна Нарышкина стала второй женой царя Алексея Михайловича ( 1651 – 1691г). Известно, что несмотря на своё скромное происхождение «лапотная царица) как её называли завистники, она получила прекрасное образование и светское воспитание. Курляндский путешественник Яков Рейнтфельс, побывавший при дворе Алексея Михайловича так описал Нарышкину: « Нынешняя царица Наталья, обычаи сохраняет ненарушимы, однакож будучи одарена сильным умом и характером возвышенным, не стесняет себя мелочами и ведёт жизнь несколько свободно и веселее. Мы два раза видели её в Москве, когда она ещё была девицей. Во время загородных поездок Наталья Кирилловна поражала своим раскованным поведением. Русские так привыкли к её странному образу жизни своих государынь, что когда нынешняя царица, проезжая первый раз посреди народа, несколько открыла окно кареты, они не могли подивиться такому смелому поступку», сообщает Рейнтфельс. В 1661 год произошло сближение царя Алексея с Никоном, митрополитом Новгорода. Никон, происходил из простых мордовских мужиков, родился в деревне Костяшево, был огромного роста, обладал не дюженной физической силой, дарованной ему самой матушкой – природой, с большим широким окладом бородой, он являл собой сказочного древне – русского богатыря. Матушка - царица Наталья Кирилловна неоднократно останавливала на нём свой любопытствующий женский взгляд. Женские сомнения насчёт болезненности и хворности царя – батюшки настолько сильно уверовали Наталью Кирилловну, о невозможности рождения здорового будущего наследника от оного супружника, что необходимо в целях сохранения династии принять дополнительные меры… Она, однако сравнивала фигуру патриарха Никона, супротив с тщедушной фигуркой Алексея Михайловича, всё говорило в пользу патриарха. Матушка – государыня была богомольной и зачастую ездила в церковь, где усердно каялась о снятии грехов. Как сказывают источники, в каждой церкви имеется отдельная небольшая комната, в которой свет озаряют две одинокие лампадки, в отдалении находится ниша с тусклым образом Христа. Для отпущения грехов необходимо облобызать данный образ. Богомолица, тянется к нему губами, согнув колени и облокотившись на выступ, в это время её крепко охватывают, задирают подол, и начинается привосокупление. Жертва не видит лица, но чувствует его крепкий большой корень. Нет никаких сил, оказывать нежелание супротивнику, жертва смиряется со своей участью и получает максимум удовольствия. Богомолица, так благодарна всевышнему и владельцу, она и не сомневается в его принадлежности исполнительному хозяину. После проведения данной оргии она опустошенная, но умиротворённая покидает келью. Существует поверье: «будто бы патриарх Никон, самолично освящал матушку – государыню из благостного мордовского источника, и на свет появился младенец – богатырь, ликом и силушкой схожий с патриархом Никоном гнущим подковы конские, серебряные подносы, ну а характером чисто мордовским, необузданным, властным, и богатырского двухметрового роста, одним словом вылитый папенька.. Поблизости, окромя - Никона и не было подобных людишек, да и владыка, мог ли кому это позволить? Сам царь – государь, был духом и телесами зело слаб. Впоследствии младенец вырос и превратился в государя – батюшку Петра Великого прославившего святую Русь, такое вот на Руси сказывают было поверье. Никон, войдя в доверие к царю Алексею Михайловичу - был посвящён в патриархи, и стал оказывать прямое влияние на все государственные дела, претендуя на титул «Великий государь». Однако Алексей Михайлович и недовольные Никоном церковные деятели собрали Собор 1666 года и самого патриарха сослали в Феррапонтов монастырь за проводимую им ересь (критику правительства). Но все проводимые Никоном нововведения утвердили, и предали анафеме тех, кто отказывался их принять. С этого Собора началось деление Русской Православной церкви на Старообрядческую и господствующую (Никонианскую). Время царствования Алексея Михайловича «Тишайшего» характеризуется усилением феодальной эксплуатацией и ростом финансового гнёта. Большое беспокойство «Тишайшему» доставил раскол русской церкви. Основным проводником нововведений был патриарх Никон, ставший главой церкви в 1652 году. В лице нового патриарха, взявшегося твёрдой рукой привести нормы церковной жизни в России в своеобразие с греческими, царь рассчитывал найти опору трону. Никон, забавлялся пением слепцов, которых привёл поводырь Саввушка. Какая сладость неизречённая – воскликнул патриарх. Ах, завесть бы во всех церквах русских такое - дивное пение. На первых порах Алексей Михайлович всецело поддерживал Никона и проводимые им реформы. В обрядовых преобразованиях боярское правительство Алексея Михайловича видело инструмент, с помощью которого Россия могла бы существенно усилить своё политическое влияние на Балканах. Однако непомерно властный и честолюбивый Никон не только не стал оплотом царского престола. Но, и повёл дело так, что чуть не пошатнул самые его основы. Он посмел утверждать, что церковь стоит выше светской власти, а стало быть, он, верховный церковный иерарх, выше государя. Так «Тишайший», собиравшийся с помощью церковной реформы обуздать всё ещё чрезвычайно сильную, и строптивую феодальную знать, нежданно – негаданно столкнулся с оппозицией там, где он вовсе не мог предвидеть, да и мало того, был вынужден призвать боярскую аристократию в союзники в борьбе с иступленно отстаивавшим свой приоритет патриархом Никоном. Схлестнувшись в яростном споре с царём о месте церкви в государстве, дерзнув усомниться в царском величии, Никон сам себе вынес приговор. Никон кончал жизнь в ссылке в Белозерском крае простым монахом. Но, он не смирился и причинял царю немалое беспокойство своими гневными обличениями. Немало треволнений доставили «Тишайшему» и ярые противники Никонианской церкви – раскольники, или старообрядцы. Это великое противостояние двух мордовских мужиков - не нашедших вдвоём между собой согласия. Данные распри привели к расколу и многочисленным человеческим жертвам. Многовековая размолвка в православной церкви, к сожалению - не решена и по настоящее время.
Старообрядческая церковь.
Старообрядцы считали лишь себя в полной мере христианами, поповцы полагали новообрядцев - еретиками. Проводимые репрессии царским правительством против старообрядцев в русском христианстве по своему размаху не имеют аналогов. До трети населения России были старообрядцами. В результате реформ церковники получили:
1. Стали креститься тремя пальцами, а не двумя.
2. В исторические богослужебные тексты были внесены исправления в Исус внесена ещё одна и Иисус.
3. Крестные ходы Никон распорядился в обратном направлении (против солнца, а не посолонь.)
4. Возглас Алилуя во время пения в честь Святой Троицы стали произносить не дважды (сугубая алилуя, а трижды трегубая)
5. Изменение число просфор и начертание печати на просфорах.
В их лагере оказались как низы, так и верхи тогдашнего общества. Тёмные, забитые крепостным строем люди под воздействием таких страстных проповедников старой веры как протопоп Аввакум или Капитон. Он родился 5 декабря 1620 года в деревне Григорово Нижегородского уезда, происходивший из бедной мордовской семьи попа, строгого нрава. Аввакум приобрёл известность довольно рано как ревнитель православия – занимавшийся изгнанием бесов. В молодости находился в дружеских отношениях с будущим патриархом Никоном, мордовским мурзой Акаем Боляевым. Вызывает удивление - как смогли выходцы из простых мордовских семей Патриарх Никон и Аввакум достичь таких высот в церковной иерархии? В последствие, священнослужители резко разошлись в церковных воззрениях и стали непримиримыми врагами, отсюда наверное пошло выражение: «Мордва поперечная». Приверженцы Аввакума выступали против нового издания православия, связывая резкое ухудшение своего положения, усиление крепостнического давления и даже свирепствовавшие в то время эпидемии. Старину дьяки вспоминали не случайно. Эти понятия были очень важны. Ценным и законным считалось то, что имело свою «старину», которую признавали ещё деды и прадеды, и которая понималась как плод мудрости многих поколений. Никониане древнюю веру сломали, а ею Русь жила. Даже тогда, когда появлялось что – то новое его часто старались одеть в одежды «старинного». Именно поэтому патриарх Никон, доказывал, что он не выскочка, а мыслитель по старине и правде. Не менее важна была мысль о том, что источником религиозной власти является воля самого Господа. Аввакум просидел 14 лет на хлебе и воде в земляной тюрьме, он был бунтовщиком, и народным заступником. В Пустозёрском остроге в низовьях реки Печоры неустанно продолжал свои проповеди, рассылал грамоты и окружные послания. Однако среди староверов были и представители титулованной феодальной знати, знаменитой боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой её сестрицы княгини Урусовой оказывающие всяческую поддержку старообрядцам. Дерзкое письмо к царю, в котором он поносит царя Алексея Михайловича - решило участь Аввакума и его сотоварищей. Созванный в 1681 году церковный собор приговорил Аввакума и ряд видных старообрядцев к сожжению. Если посеешь овёс, то и соберёшь овёс, рожь на этом месте не уродится. 14 апреля 1682 года Аввакума и его союзников по подземной тюрьме «за великие на царский дом хулы» сожгли заживо в срубе, наполненном дровами и горючим материалом. Вышедший государственный указ предписывающий жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников старых обрядов, а также их укрывателей, окончательно показал отношение государства к староверам. Подчиниться они не могли, люди мечутся как пчёлы из разорённого улья, выход один – уйти. Главным убежищем ревнителей стали северные районы России, совсем безлюдные. Здесь в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях появились первые раскольничьи скиты. На реке Выг обосновалась поморская община. Народ в этом краю жил суровый – охотники, сесовики. Жили в огромных кондовых избах, под одной крышей находились скотный двор и рига. Сёла звались погостами. От жилья до жилья не один день пути. По лесным буреломам, завалам. Позднее в этих местах, на реке Лексне, появилась женская обитель. Так сложился знаменитый центр древнего благочестия – Выговское общежительство – старообрядческая община, находилась в Повенецком уезде Олонецкой губернии у реки Выгде. Основано бежавшими из Соловецкого монастыря иноками и другими ревнителями старины, не хотевшими принять «Никоновых новин». Все они жили в разных скитах, а потом соединились в одно общежительство на реке Выге. Основатели и первые устроители скитов выработали основные черты духовного строя. Скитники должны обходиться без священников, и следовательно без таинств, кроме крещения и покаяния. Выговские безпоповцы отрицали моление за царей, царя называли благочестивым, поскольку все цари после Михаила Фёдоровича не держались благой веры. Основной вопрос по отношению к никонианцам выговцы решали так, как требовала жизнь: Обширное хозяйство, промыслы и торговля. Особенно много привлекало последователей сами скиты, считавшиеся «беспоповским Иерусалимом». Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгород – Северская земля. Из этого скита выросло 17 слобод. Знаменитым местом старообрядцев стал Керженец по одноимённой речке, вокруг появилось 14 многолюдных слобод. Отсюда, спасаясь от расправы, они дальше отправляются на Урал и в Сибирь. По твоему великому указу государь сослали сто одиннадцать человек сидельцев их жён и детей, в старые тюрьмы, которые подкрепили.
В памяти нации протопоп Аввакум остаётся как символ старообрядческого протеста. Он защищал не одну старую веру: «он защищал также угнетённых и униженных простецов, он выступал не токмо - против изменения святых книг, но и за мирскую правду, за которую подобает душу свою положить». Аввакум был народный заступник. Пожалуй, только знать могла – использовать раскол как форму выражения своего недовольства. Особую неприязнь у князей и бояр, вызывали какие – либо установления заимствованные за рубежом. Раскольничьи движения – бегство в далёкие скиты – своего рода лесные монастыри, на вольный Дон, а порой и за границу России в Австралию, Аргентину не шли в глазах «Тишайшего» с разинским восстанием. Даже само имя Разин внушало всему классу господ страх и смятение.
Свидетельство о публикации №218092400396