Писатели и читатели

       Начну с того, что никакого конфликта между писателями и читателями не существует. Крупные писатели всегда были и остаются самыми заядлыми читателями. Большинство произведений Достоевского основаны на чтении разного рода книг и материалов. В молодости, кстати, он переводил Диккенса и Бальзака. Великий Шекспир в основном занимался переделкой старых пьес, но прежде с ними нужно было ознакомиться. Возможно, слабость современных литераторов и заключается в том, что они слишком мало читают и слишком много пишут. 

       «Вечерняя Москва» (№ 36 /28042/ за 20 – 27. 09. 2018) посвящает целый разворот (26 и 27 страницы) «писательскому буму» в России. Не стану пересказывать, но мысль такова: раньше в СП СССР числилось лишь 10 тысяч авторов, а сегодня на одном портале Стихи.ру и Проза.ру – их более миллиона; ныне в стране 120 Союзов писателей, каждый из которых сопоставим с одним-единственным советским. Вывод – примерно следующий: люди пишут для самих себя, прославляют себя за собственный счет, и никто их не читает…

       Если из 10 тысяч членов СП СССР мы сумеем набрать хотя бы сотню талантливых авторов, уже будет неплохо. Там были огромные привилегии, которые притягивали в эту организацию массу проходимцев, блатных, партноменклатуру (за нее писали наемники) и множество бездарей, уразумевших, что правильная тема важнее правильного слова. В советском СП встречались удивительные нелепости: например, заведующий отделом «Приокского издательства», который ворочал огромными суммами, напечатал единственное свое стихотворение в 14 лет, когда был юным партизаном. С тех пор не брался за перо ни разу, но избирался даже в правление…

       От XIX века в русской литературе по гамбургскому счету осталось не более двух десятков имен и то с натяжкой. Сегодня в России вообще нет ни одного по-настоящему большого писателя.

       Но все-таки лучше быть «писателем», чем завсегдатаем кабака, лучше худо-бедно излагать свои мысли, нежели загружать мозг «идеями» из телеящика и Википедии, лучше самому платить, чем самому воровать. (Кстати, самый наш талантливый поэт прошлого столетия Сергей Есенин опубликовал первый сборник за свой счет) …

       На портале Стихи.ру и Проза.ру у каждого автора на личной странице указано число читателей. Конечно, трудно разобраться: коллеги они по цеху, «друзья», «односельчане», то есть зарегистрированные пользователи, которые оказывают поддержку друг другу или вам конкретно, или люди со стороны, то есть читающая публика. Но если заглянуть в личный кабинет, что не каждому возможно, то сразу видно, кто «свои», а кто «чужие». «Свои» имеют имена, фамилии, псевдонимы, имеют право писать рецензии; «чужие» называются «неизвестный читатель» и не имеют никаких прав, кроме как вас прочитать. Они и есть подлинные читатели. И их бывает немало.

       На других литературных сайтах «Изба-читальня», «Литпричал» и тому подобных по личной странице сразу можно определить, у кого сколько примерно читателей. «Свои» значатся в графе «посетители», «чужие» – в «количестве просмотров», а их бывает десятки тысяч или даже несколько сотен тысяч. Эти тысячи людей зачастую находят ваше произведение в Интернете, ибо модераторы стремятся хорошую литературную работу продвигать для имиджа сайта, чтобы себе и другим доказать, что у них печатаются не только идиоты, но и вполне адекватные и даже одаренные индивиды. Встречаются очень добротные тексты, на которые обращают внимание «бумажные издатели». При удаче вас могут реально опубликовать и заплатить небольшой гонорар.
 
       Да, за собственные деньги сейчас можно прославиться на несколько мгновений, но, чтобы оставить хоть какой-то след в литературе, никакие деньги не помогут…

       В заключение скажу, что уровень журналистики «Вечерки» оставляет желать лучшего. В той же подборке на тему «писательского бума» на полном серьезе утверждается, что за Брежнева писали… «Поднятую целину» (?!) А Льву Толстому приписываются слова из Пятикнижия Моисеева: «Мне отмщение и Аз воздам», а это – всего-навсего эпиграф к роману «Анна Каренина».

24.09.2018
   


Рецензии