Разговор, который имеет место быть

На улицы шумного, никогда не смолкающего мегаполиса уже давно опустилась ночь. Над огромными небоскрёбами, чьи стены были сплошные окна, повисло чёрное покрывало, испещрённое миллиардами ярких точек, звёзд. Посредине этого гигантского покрывала красовалась единственная и неповторимая царица ночи – луна.
Но все эти ночные стражи, сменяющие дневных дозорных небосвода, не заставили город замолчать и уж тем более погрузиться в сон и тишину. Казалось, люди позабыли простой жизненный уклад, присущий им миллионы лет. Огромный город отказывался следовать старым правилам жизни и, вопреки здравому смыслу, с наступлением сумерек его темп ничуть не замедлился, люди продолжали бодрствовать.
Улицы, подобно солнцу, осветили тысячи фонарей; на магазинах, арах, ресторанах, гостиницах и прочих подобных заведениях горели яркие вывески, зазывно манящие ночных путешественников заглянуть внутрь; по дорогам куда-то в неизвестность катили автомобили, освещая фарами путь. Интересно,  в какую даль и по каким делам они мчатся глубокой ночью? По тротуарам расхаживали влюблённые парочки или же просто любители прогулок по ночному городу. Мегаполис никогда не спал: он просто напросто не знал,  что такое сон.

В одну из таких однообразных городских ночей повстречались двое. Это случилось в баре, чья ярко-красная вывеска гласила «Бар Самбреро».  Бар этот стоял на Кошачьей улице,  в Собачьем переулке, и был одним из тех многочисленных незаурядных баров, которыми славятся большие города.
Эти двое не были друзьями или хотя бы товарищами. Это были просто мужчины, совершенно друг другу не знакомые, по стечению различных обстоятельств оказавшиеся в одном заведении. Они сидели на рядом стоящих стульях у барной стойки и пили, не обращая никакого внимания друг на друга: мало ли кто может оказаться рядом глубоким вечером.
- Вот ты знаешь, друг, что мне сегодня сказали? – обратился один из мужчин к бармену, нарушая повисшее молчание, перекрикивая музыку. Казалось, отсутствие собеседника его угнетает.
Бармен, молодой симпатичный паренёк, как это и положено барменам, вопросительно посмотрел на мужчину, всем своим видом показывая, что ему это в высшей степени интересно. На самом же деле, ему было глубоко всё равно, что и кто сказал этому мужчине в чёрном свитере и массивных роговых очках. Его это не интересовало потому, что никак к нему не относилось и его не касалось. И мужчина это прекрасно знал. Ему было ясно, как таблица тригонометрических значений углов, что никого здесь сидящего не интересует то, что он собирается рассказать, но остановиться мужчина не мог. Его возмущение было настолько велико, что, казалось, если он сейчас не выскажется, то просто лопнет.
- Мне сказали сегодня, что прогресс нас уничтожит, ты представляешь? – он хлопнул раскрытой ладонью по барной стойке, показывая всё свое негодование. – Плесни мне ещё.
Бармен улыбнулся и достал бутылку. Где-то позади, за спиной мужчины, кто-то разразился диким хохотом, но он не обращал внимания. Его отрешённые от реальности и застывшие глаза были устремлены в стакан с тёмной жидкостью, в которой плавало несколько кубиков льда.
- Прогресс нас уничтожит, - вновь повторил он и захохотал.
- Не понимаю, что вас так развеселило, - улыбнулся, поднося к губам стакан с горючей жидкостью, мужчина, сидевший рядом. Его спокойное, непринуждённое лицо было обращено к мужчине в свитере, на губах застыла лёгкая полуулыбка, а глаза горели странным огоньком. 
- Что? – мужчина в свитере оторвался от созерцания содержимого своего стакана и посмотрел на собеседника.
- Я говорю, что мне не понятно, почему такие мудрые слова, которые вам довелось сегодня слышать, вызвали у вас смех и недоумение, - Повторил сидящий рядом. Он допил из своего стакана и жестом попросил бармена налить ещё. – Неужели вы думаете, человек, сказавший вам это, не прав?
Мужчина в свитере, окончательно растерявшись, посмотрел на бармена, ища, казалось, в нём поддержки, но молодой парень, не обращая никакого на них внимания, был занят собственным делом.
- Я считаю, что это полнейший вздор! – наконец, будто очнувшись и поняв, где находится и чего от него хотят, ответил мужчина в свитере, и лицо его стало багровым и решительным.
Мужчина, сидевший рядом, расстегнул пуговицы своего пиджака и вновь улыбнулся, отчего у глаз его тоненькой паутинкой собрались морщинки. Продолжайте, будто говорил его взгляд, мне очень интересно.
- То есть, если я правильно вас понимаю, вы предполагаете, что прогресс ведёт человечество вперёд? И что все эти разговоры об уничтожении для вас не имеют смысла?
- Именно так! Только вперёд, только в светлое будущее! – звонку хлопнув по стойке, воскликнул мужчина в свитере.
- «Светлое будущее», - тихо повторил мужчина в пиджаке слова собеседника, будто пробуя их на вкус. -  Очень интересно, - улыбнулся он. – и что же будет в этом вашем «светлом будущем»?
- Ооо, это будет прекрасный мир! – мужчина в свитере восторженно блеснул глазами,  и лицо его озарила мечтательная улыбка.
- Серьёзно?
- Да, да, определённо, - закивал мужчина в свитере.
- А что в нём будет прекрасного? – мужчина в пиджаке сделал глоток и, сморщив нос, резко выдохнул.
- Да всё! – махнул рукой мужчина в свитере. – Мы твёрдо идём вперёд и ничто не в силах остановить нас. И когда-нибудь, когда мы дойдём до конца,  всё живущие на Земле преобразуется. Все люди будут счастливы, живя в мире и гармонии с роботами и наукой, забыв о катаклизмах и вообще природе. Все, без исключения, будут безмерно счастливы,  - он восторженно вскинул руки, обводя ими в воздухе «Землю», будто показывая,  насколько люди будут счастливы.
- А если кто-то не хочет такого счастья?
- Захочет! Все захотят, когда поймут.
- И вы что же всерьёз в это верите? – мужчина в пиджаке сделал ещё глоток и недоверчиво посмотрел на собеседника.
- Конечно, я в этом глубоко убеждён!
- А что если в конце вашего пути обрыв? Край, за чертой которого ничего нет? Ещё один шаг и ты полетишь в чёрную беспросветную бездну, выбраться из которой будет невозможно. Что будет в таком случае?
- Такого никогда не случится! – горячо возразил мужчина в свитере, недовольно сдвинув брови. Его лицо стало серым и недовольным, губы легли в прямую линию и были плотно сжаты. – Бармен, налей мне! – крикнул он,  и стакан его тут же наполнился. Он залпом осушил его и посмотрел на своего невозмутимого собеседника, всё это время пристально за ним наблюдавшего. – Такого никогда не случится, - вновь повторил он, разделяя слова.
- Почему вы так твёрдо уверены в этом? – усмехнулся мужчина в пиджаке. – Вы же не Бог, откуда вам знать наперёд?
- Никогда ещё прогресс не приносил ничего плохого! Благодаря ему, мы каждый день смотрим телевизор, преодолеваем тысячи миль  всего несколько часов и…
- И гибнем, как муравьи, под колёсами машин,  в самолётах и поездах; гибнем от химикатов, которыми напичканы современные продукты на прилавках модных магазинов…
- Это нюансы, - отмахнулся мужчина в свитере, скорчив недовольную гримасу.
- Нюансы? Никогда бы не мог подумать, что человеческая жизнь это всего-навсего нюанс, - мужчина в свитере всё так же невозмутимо сделал ещё один глоток.
- Да вы просто не понимаете,  какие возможности открылись нам хотя бы за последние двести лет! – вскипел мужчина в свитере. Он то вскакивал, то вновь садился на место; лицо его то густо багровело, то в один миг становилось  белым, как полотно. Он что-то бормотал себе под нос, недовольно оглядываясь вокруг.
А вокруг были люди. Они сидели, погружённые в свои проблемы и заботы, и им не было дела до того, что там принесёт этот злосчастный прогресс. Да и когда это ещё будет… Их это точно не волновало. Все эти люди: мужчины, женщины, парни и девушки пришли сюда этим вечером просто отдохнуть и расслабиться, чтобы наутро снова думать о проблемах и неприятностях, которые нужно будет решать, но это будет только завтра. Для них этот бар, этот вечер был всего лишь ещё одной остановкой на долгом маршруте под названием «жизнь».
- Если бы не прогресс, ведущий человечество к совершенному миру, мы бы до сих пор умирали от банальной простуды и по любому поводу пускали кровь! – брезгливо поморщился мужчина в свитере.
- И были бы куда счастливее, нежели сейчас, - мужчина в пиджаке пристально осмотрел своего собеседника и отвернулся.
- Объяснитесь же! Почему?
- Почему? Да потому, что, не смотря на то, что двести лет назад люди гибли от самой простой простуды, их жизнь от этого не становилась страшнее и несчастнее. Они жили! – усмехнулся мужчина в пиджаке.
- А мы? Мы разве не живём?
- А мы лишь существуем. Ваш прогресс, безусловно, принёс много нового и полезного, сделал нашу жизнь проще и веселее, но он забрал самое главное, что было у человека.
- В смысле? Что же он забрал?
- Смысл жизни. Двести лет назад люди знали, зачем и для чего живут. Они знали, что после них жизнь не остановится, Земля не перестанет вращаться, а Солнце греть. Для людей, живущих двести лет назад, было важно будущее, пусть бы оно и было без них.
- Но для нас… для нас ведь оно тоже важно, - встрепенулся мужчина в свитере.
- Не смешите, любезный, - мужчина в пиджаке, хохоча, указал на пустой стакан, и бармен тут же исполнил его немую просьбу. – Кому в наше время важно будущее? Ни-ко-му. Оглянитесь на этих людей, думаете, кого-нибудь из них волнует, что там будет даже через сто лет? «После нас хоть потоп», - вот под каким лозунгом живёт нынешнее поколение, точно так же, как жили в прошлом под лозунгом: «После нас останутся потомки». Телефон, интернет, телевизор, всё это вытеснило из нашей жизни реальность, оставив лишь одни иллюзии.
- Но… но это же не так, - попытался возразить мужчина в свитере. Он часто-часто моргал, глядя на сидевшего напротив невозмутимого собеседника.
Мужчина в пиджаке на его слова лишь слабо пожал плечами, дескать, воля ваша, думайте, как хотите.
-  Эволюция и прогресс изменили жизнь человека к лучшему: теперь мы не бегаем как ошалелые с дубинками в руках, не заматываемся в грязные шкуры и не живём в пещерах, - говорил, не унимаясь, сторонник прогресса, яро пытаясь защитить свою точку зрения.
- Если то, что сегодня человек захлёбывается в мусоре и задыхается в выхлопных газах, называется прогрессом и эволюцией, то, конечно, наша жизнь изменилась к лучшему, - улыбнувшись, просто ответил человек, здраво принимающий и оценивающий реальность.
Оба замолчали. Каждый думал о своём, не обращая внимания на царящие вокруг веселье и смех.
- Вы когда-нибудь смотрели на небо? – спросил вдруг мужчина в пиджаке, не повернув головы.
- Конечно, - усмехнувшись глупости прозвучавшего вопроса, покачал головой мужчина в свитере.
- Не ради науки, - возразил мужчина в пиджаке, не глядя на собеседника. – Просто так, безо всякой на то причины вы когда-нибудь отрывали глаза от земли и устремляли их в ярко – синее небо? Вы хотя бы раз в жизни отказывались ото всех этих цифр и размышлений о прогрессе, устремляя взгляд в небеса? Я бы ещё мог сказать о бескрайнем горизонте, где-то очень далеко соприкасающимся с небом, но его, увы, больше нет,  - мужчина в пиджаке вздохнул. – Мы заблудились, потерялись в каменных джунглях, не умея ориентироваться, и чем дальше, тем будет хуже.
- Да вы… вы просто фантазёр, несчастный романтик, не имеющий таланта оценить всю прелесть науки! – взревел мужчина в свитере, вскочив на ноги. Несколько человек, обернувшись, заинтересованно посмотрели на него. – Вы просто невежда, пытающийся романтическими бреднями скрыть свою необразованность!
- Значит, ответ на все мои вопросы – нет, - мужчина в пиджаке весело посмотрел на своего собеседника снизу вверх и отвернулся  к бармену. – Сколько с меня?  - спросил он и, положив деньги на барную стойку, поднялся со своего места. – Да, я – романтик, - улыбнулся он, дружески похлопав мужчину в свитере по плечу. – Романтик и фантазёр, надеющийся, что у этого мира всё-таки есть шанс выжить, - и впервые за весь этот вечер улыбка погасла на его губах.
С этими словами мужчина в пиджаке круто развернулся и, прошагав между столиками, вышел на улицу, оставив любопытных посетителей и своего случайно встреченного этим вечером оппонента. Дверь с громким хлопком за ним закрылась,  и в баре вновь начался говор и со всех сторон послышались весёлые голоса…

                КОНЕЦ


Рецензии