10 глава повести Егоровы клады



Вот уже с неделю перебрались Егор с Тимохой за

Клязьму, за глухие зареченские леса. Как хорошо, что на

дворе еще июль, ведь надобно устроиться в незнакомых

местах. Как-то и с людьми сойтись. Хорошо, что тут до

полиции далеко. Можно жить, не скрываючись, вольно.

Тимоха думал про себя, может быть Егор и забудет о своем

желании разбойничать. Осядет в заречной деревеньке, найдет

себе девицу да и будет крестьянствовать. И он, Тимоха,

притулится рядом с ним. Хватило ему  жизни в разбойничьей

землянке. Обязательно найдется свой Осип и он подомнёт

Егора, и придется делать то, что душе противно.
Приступал Тимоха к Егору с этими разоворами, но

у того гасли глаза и он, опуская голову, произносил:
- Дак ведь я тебя не держу и ни к чему не

принуждаю. Хочешь, иди на все четыре стороны.
Но в том-то и дело, что никуда не хотел уходить

Тимоха от Егора,сблизился он с ним в общих переживаниях.

- Я, Тимох, не разбойником хочу быть, не

душегубцем. Это мне претит. - говорил Егор как-то, когда они

продирались по елани. - Мне бы такую ватагу сколотить, кою

боялись бы кровопийцы, которые обдирают нищий люд. Да те

анчутки, что когда-то пограбили да успокоились. Живут

припеваючи, а полиция их богатство охраняет. Вот чего мне

любо.

Вздохнул Егор и уселся передохнуть на ствол,

когда-то рухнувшего дерева. Видать давно упало оно, ибо все

сучья не имели свежей зелени. Она даже и не принималась на

них, высохших и неживых.

- Разве не прав я, Тимоха? - взглянул Егор в глаза

товарищу. И было в этом взгляде робкое ожидание того, что

согласится Тимоха с ним, что разделит его мысли. А того этот

взгляд поразил в самое нутро, аж сердце защемило. Ещё ближе

стал ему Егор, ещё роднее.

Поселились Егор с Тимохой в деревеньке Бурино, в

доме у одинокой старушке бабы Стеши. Видя, что парнишки

не особо-то расположены рассказывать о себе, она к ним и не

приступала с расспросами. Чуяла он, что не всё парнишки

могут явно рассказать. Сама-то она была лукновская да

посватали ее из-за реки. Вот и переехала она к мужу к чужим

людям, в чужую местность. Первое время и привыкнуть-то

никак не могла. Болото близлежащее страшило. Мошкары да

комарья тут было видимо-невидимо. Да и сами-то буканы по

сравнению с лукновскими, это как лошади супротив гусей. А

уж испарения от  болота и туман стояли непроходимые, и

какие-то непонятные видения и чувства, в голове чудные и

необъяснимые страхи. А по вечерам, в сумерки, облака

складывались в очень отчётливые образы и оттого что они

виделись, как живые, было страшно, аж сердеченько

замирало. Старики баяли, что это ходят призраки тех, кого за

всё время затянуло болотной жижей. Потому что не

успокоились они в могильной земле. Тимоху со страха, как

морозом осыпало от рассказа бабы Стеши. Он посматривал в

сторону болот. Но ничего страшного не находил. Сменил тему:
- А муж-то  твой, где обретается?
Та вытерла глаза концом головного платочка,

поджала губы:
- Известно где? Тоже потоп в болоте.
Тимоху аж передернуло всего, вот так сменил

разговор. Баба Стеша шумно вздохнула и снова глаза

платочком вытерла:
- Дак ведь он приходил как-то ко мне...
- Куда? -побелевшими губами пролепетал Тимоха.
- Куды, куды, в избу? Вскоре, как потоп. Пришел да

с порога, давай, грит, обедать, мать. А я ни жива, ни мертва

говорю, мол, мёртвые к живым не ходят! Дак, он 

рассердился, выскочил из избы. Да, как дверью хряпнет!

Тимоха огляделся в сумрачной горнице и его

пригнуло к полу.
- Потом мне шабриха сказывала, мол, над твоей

избой корчага огненная рассыпалась.
- Что за корчага-то? - еле слышно произнёс Тимоха.
- Это и значит, что мертвые прилетают. - деловито

объяснила баба Стеша. - а их над болотами-то скуль мотается.

То и дело вспышки. Что это по-твому?
- Не знаю.  - пролепетал Тимоха.
- То-то же, не знаешь!

Призадумался Тимоха. Сколько же всего

непонятного бывает в жизни! Вот давече рассказал ему

Егорка, как из тюрьмы удрал. От одного только слово стены

тюремные расстаяли.  А что за слово, так и не открыл ему

Егор. Не моя, грит, тайна, потому неповедальная. Поначалу

малость обиделся Тимоха. Да потом поразмыслил и махнул

рукой. Истинно, меньше знаешь, лучше спишь.
- Ну что, Тимоха, сходим сегодня на дело? Покажу

тебе своё разбойничанье! - с усмешкой позвал Егор приятеля.
Сжалось сердце у Тимохи, вот оно началось. Не

пошел бы да ведь обещал Егорке. Как теперь в отступную-то?
- Не бойся, - успокаивал его Егор- обижать людей не

будем. Нонче малоудольский мироед со стражниками поедет

отнимать у бедного мужичка лошадёнку его последнюю. 

Надобно не дать злу приключиться.
- Как же ты супротив стражников-то? - вытаращил

глаза Тимоха.
- Да уж, как Бог даст! У мужика детей мал мала

больше. Сгибнут без лошадёнки-то.
- Ну так, а че пойдем! - без уверенности 

ответствовал Тимоха. Может шутит Егор?
Вышли они за околицу. Прошли малость по

полевой дороге. между шумящих на ветру с обеих сторон,

колосьев. И вдруг оказались у околице чужой деревни. Егор

твёрдо, не сомневаясь, входил в незнакомую Тимохе  улицу. А

тот всё никак не мог понять, как всё это произошло. Что за

диво дивное? И вот они у дома, где семенит на месте двойка

запряжённых в тарантас лошадей. А из-за кривой плетенной

изгороди, слышны отчаянный бабий вопль и детский рёв.  А

еще суровое мужское покрикивание. Зашли Егор с Тимохой за

изгородь и увидели  такое, от чего сердце занялось.  На

коленях стояла баба с всклокоченными волосами, мужик с

опущенной головой в разорванной рубахе с распухшим следом

кнута на спине и пятеро чумазых девчонок и мальчаток . А

перед ними мужик в сапогах, в поддевке с довольным

ухмыляющимся  лицом и дергал за узды лошадёнку, которая

упиралась и не хотела идти. Но он подхлёстывал и грубо

покрикивал на неё. Рядом опирались  на ружья два угрюмых

стражника.
- Охолонись! - закричал Егор на мужика в рубахе,

тащившего лошадь. - Ты видишь, она не хочет!
Мужик резко обернулся и выпучил на Егора глаза:
- Ты хто такой?
Встрепенулись и стражники и подняли свои ружья.

- Я Егор! Не ведаешь,  что ли меня? Ну так

запоминай!

Он сунул руку в карман, вынул её и будто что-то

бросил в сторону стражников, пробормотав при этом какие-то

слова. Стражники обмякли телом, затем вскинули ружья на

плечи и молча прошествовали к тарантасу мимо Егора. Они

запрыгнули на сидения и, покрикивая на лошадей, отъехали

прочь.
У мужика в поддевке, будто язык отнялся. Он ловил

воздух губами, но ни одного звука не вылетело из его рта. 

Егор подошел к нему, вырвал из рук узду и отвёл лошадь в

амбарушку.  Когда вышел оттуда сказал мироеду, нахмурив

брови?
- Забудь про этих бедных людей, как будто и не знал

их. Они тебе ничего не должны.
Бедняки бросились в ноги Егору. Они были

поражены тем, что стражники просто уехали и всё. А их

обидчик больше ничего не требует от них. Егор же ничего им,

не говоря, положил руку на плечо Тимохи и они пошли прочь.

- Ну вот, видишь, я ж тебе говорил, всё будет

хорошо. Никто не обижен и все довольны.
Тимоха развёл руками:
- Диво дивное! А вдруг назавтра полиция сюда

понаедет?
- Ну вот, когда приедет, тогда и будем думать. - с

хитринкой в глазах произнес Егор.

Понравилось Тимохе всё, что произошло. Всегда

кончалось бы так, как нынче. Но, наверное, по всякому может

быть. И, как будто, услышав Тимохины мысли, ответил Егор:
- Ты думай о том, что есть, а не о том, что может

произойти!
- Егорка, да ты кудесник! - вздрогнул Тимоха.
- Немного есть... - прищурился тот.

И вновь они вышли за деревню и опять за

мгновение ока оказались у Бурино, хотя знал Тимоха, что

между деревнями несколько вёрст. А всего-то поднялся ветер

и они оказались, как бы внутри пыльной воронки, которая и

перенесла их  куда надо.
- Ух, ты! - восхитился Тимоха.
Ничего не ответил ему Егор, ничего не объяснил, но

Тимоха не мог  привыкнуть к этим чудесам.

Не спалось Тимохе всю ночь.  Всё думал об этих

случаях. А, когда утром проснулся Егор, спросил его с обидой

в голосе:
- Почему ты мне ничего не хочешь объяснять.

Лучше бы не брал с  собой.
Вздохнул тяжело Егор:
  - Тимоха, ты думаешь, я сам себе могу чего-то 

объяснить? Ведёт меня какая-то сила и тоже ничего не

обьясняет. Я себя-то не узнаю. Решительность она в меня

вливает и силу неземную. Я всегда чувствую, что всё

получится, вот и уверен.

С этого дня началась у них другая жизнь. Ни с того,

ни с сего мог Егор закручиниться, задуматься и вдруг

решительно куда-то уйти, даже не взяв товарища с собой.

Приходил весёлый довольный. Да ещё притащит с собой еды,

припасов разных.
- Где ты был? - Тимоха в недоумении всплеснёт

руками, глядя на свертки. - Откуда  это?
Улыбнётся Егор во всё лицо:
- Да, подарили люди добрые!
- Чего же мне-то не дарят? - шутливо молвит

Тимоха, а сам про себя думает, уж не ограбил ли кого Егор, не

начал ли по-настояшему разбойничать.

- Опять ты про то же? - вдруг возмутился Егор. -

Пошто мне разбойничать-то!
- А я разве, что сказал? - округлил глаза Тимоха.
- Не сказал, так подумал! Для меня это всё одно.
Не понравилось это Тимохе, эдак Егор все мысли

угадывать станет. Кажется, что голый перед ним стоишь.
- Эвон, от тебя и не укрыться теперь! - воскликнул

Тимоха.
Улыбнулся загадочно Егор:
- Не всё-то я могу понять в твоих мыслях, только,

когда ты возмущаешься, как будто кричишь. Вот это я слышу.

Как, будто ухо открывается. А коли ты тихохонько думаешь,

мне ничего не ведомо.

- А с каких пор приключилось сие у тебя? -

заинтриговало это Тимоху.
- Да я и не знаю. Вдруг понял это. А особливо, когда

чуток к человеку. И наскрозь его я вижу, коли кто

несправедлив да подл. Вот Осип, к примеру таков.
- И хозяин твой, Шалин, того же поля ягода?

-поинтересовался Тимоха.
- Да нет, - задумался Егор. - не разобрался он во

мне, и всех-то делов. Да и баба его на меня напела. А я

оправдаться не смог. Вот и получилась такая петрушка. Да и

по Алёнке я по сю пору маюсь. А к ней теперь и не

подступишься. Когда жил у них, ничего не получалось, а

теперь уж и подавно. Недоступна она для меня.
- А мне вот Александра в душу вошла... -

мечтательно произнес Тимоха.
- Кака така Александра ? - рассеянно спросил Егор.
- Ну которая Саша... из ружжа стрельнула. Уж така

бойкая девка! А красивая, не высказать! Ажник сердце ёкает.
Егор улыбнулся в ответ:
- Ну, коль она тебе люба, давай навестим её

как-нито.
- Давай! - подхватил Тимоха.


Рецензии
Люба мне эта глава! Особенно благодаря мистике. Все эти перемещения, способность слышать чужие мысли... извините за сравнение, но мою любимую поттериану напоминает. Там тоже такие чудеса описаны.

Юлия Вячеславовна Каплюкова   27.09.2018 06:03     Заявить о нарушении