12. Повинился ли Алфёров?

НА СНИМКЕ: Спиной сидит Первый секретарь новосибирского обкома КПСС Ф.С. Горячев, справа налево – только что избранный торжествующий председатель СОАН академик Г.И. Марчук и секретарь обкома КРСС по идеологии М.С. Алфёров. Двое других мне неизвестны. Возможно, представители из ЦК КПСС.

Михаил Семёнович Алфёров (1917–2000), канд. историч. наук, секретарь обкома по идеологии, курировал науку.


после перестройки М.С. Алферов несколько кокетливо признал ошибочность действий партийных органов в отношении Академгородк [1].

«Имею основание утверждать: годы застоя мало коснулись Сибирского отделения АН СССР [2].

Здесь царил дух творчества, широкой инициативы. Здесь рисковали, не поклонялись авторитетам, свободно высказывали своё мнение и отстаивали его в острых дискуссиях. В

Президиуме СО АН, в институтах была свобода суждений. Не зря Академгородок – кто с гордостью, а кто и с недовольством - называли очагом свободолюбия [3].

Обкому партии не раз приходилось держать ответ перед «вышестоящими» органами за этот очаг свободомыслия [4].

А тон задавали ведущие учёные, и. прежде всего, академик Михаил Алексеевич Лаврентьев.


Лукавить не хочу: не всегда [2] обком КПСС поддерживал свободомыслие учёных, которое так часто не вписывалось в официальную политику.

Более того, партийные органы стремились и делали все, чтобы жизнь растущего коллектива не выходила из наезженной колеи.

Обком КПСС с осуждением, например, отнёсся к тому, что учёные приглашали в Академгородок таких деятелей литературы и искусства, как Галич, Неизвестный, Вознесенский и др., чьи позиции расходились с установками партийных и государственных органов».

И всё!

А то, что по его письму в Союз писателей, была искалечена жизнь Галича, а то, что не дали выступить перед широкой аудиторией Академгородка Вознесенскому, а то, что в Академгородке не был построен Храм науки Эрнста Неизвестного!

Об этом он молчит.

И это всё, он считает, случилось или не случилось только потому, что «расходилось с установками партийных и государственных органов.

И не было ответственности ни героя социалистического труда Горячева ни его, Алферова, личной ответственности!

Нет! Мы поимённо вспомним всех, кто поднял руку. Народ должен знать своих «Хероев».


Примечания:

1.  Алферов М.С. Патриарх науки «Советская Сибирь», 1990, 24 июля.

2.  Алферов неправ. После 1968 года коснулись в полной мере. «Академгородок протух», – по образному выражению Александра Горбаня.

3.  Партийные органы – всегда с недовольством. А всё, о чём пишет Алфёров, было, повторяю, до разгрома свободомыслия в Академгородке в 1968 году.

4.  С этого места интересно было бы поподробнее, но вряд ли мы что-либо об этом узнаем. А жаль.

5. На самом деле, НИКОГДА(!) не поддерживал. Так что, лукавит.
 
Продолжение следует:


Рецензии