БУЯН

      Эта история обычная и простая, но долго она помнится и иногда навевает грусть и сожаление, возникают глаза, внимательные с несомненным доверием к человеку. Эти глаза не человечьи, глаза животного, красавца козла. Его звали Буяном. Он был безрогим, шерсть была белой, он был сильный и стройный, а на лбу, из шерсти завитки. Не знаю, стоит ли об этом писать! … И все же попробую предложить к прочтению.
      Иван Андреевич Ольшанский, пенсионер, хозяин козла Буяна, жил в хуторе Большая Таловка, на территории Машинотракторной станции «МТС». Буяна принесла рыженькая, с белым подбрюшьем, рогатая и своенравная коза Жанна. Он сразу проявил свой буйный характер.  Он был крупным и озорным, игривым, и своим безрогим лбом пытался всех бодать без разбору, и хозяев, и своих соплеменников. Не нападал он только на Ивана Андреевича. Подбегал к нему и своей головой, упирался в колени и стоял словно наслаждаясь общением и ждал, когда его погладят.
      Рос он быстро и наконец стал вожаком, или как сегодня говорят «альфа самцом». Всегда был впереди небольшого дворового стада, которое вел на пастбище и обратно. Возмужал, охранял своих сородичей, и добрых чувств к Ивану Андреевичу не забывал. Иван Андреевич его любил. Когда Буян подбегал к Иван Андреевичу, он его теребил за шею, гладил по спине, а он с благодарностью и доверием заглядывал в глаза хозяина.
      Небольшое стадо из восьми особей взрослых и молодняка дарили Иван Андреевичу козий мягкий подшерсток ; пух, давало молоко, и жертвовало собой, отдавая свое мясо хозяевам, и восполняло свое потомство. Шкуры коз Иван Андреевич сам выделывал и сам шил теплые полушубки, которые ныне назвали бы дубленками. И все это делал Иван Андреевич сам, резал пожилых коз и подросших козлов, обдирал шкуры, разделывал туши, а жена Анна Акимовна все доводила до готовой продукции. Настала очередь Буяна пожертвовать собой.
      Буян с утра, словно чувствовал беду, метался по сарайчику, становился на задние ноги и пытался посмотреть в небольшое окошко. Даже пытался открыть дверь, упираясь безрогим лбом в двери. Беспокойство передалось всему стаду.
      Тем временем Иван Андреевич, сидя за своим рабочим верстаком, точил смертоносный нож. Тщательно и осторожно водил лезвие ножа по абразивному бруску, проверял большим пальцем остроту лезвия и снова, и снова принимался лезвием гладить брусок.
      Иван, хватит возиться с ножом. Я управилась и готова держать Буяна. Пора резать. ; Подгоняла Акимовна мужа.
      ; Не торопи, Анна, сам знаю, когда дело сделать. ; Отвечал Андреевич.
      ; Да! Знаю я твою причину, Иван. Козла жалко. Что тебе в первый раз резать? Не первый же раз козлов потрошить! Хватит нож точить, пошли дело делать.
      ; Не торопи сам знаю, что делать. ; Ответствовал Иван Андреевич, и продолжал возиться с ножом.
      Иван Андреевич пытался заставить себя встать и совершить хозяйственное дело. Простое дело. Зарезать живность. Этим занимаются в каждом сельском дворе. Режут свиней, курей, уток, овец и телят. Привычное дело. Но Иван Андреевич, как не старался превозмочь себя сделать привычное убийство животного для пищи, а подняться не смог. Наконец, мысленно, облегчил душу неприличными словами, бросил нож на верстак.
      ; Не могу, Анна, эту скотину зарезать. Не могу ему в глаза посмотреть. Вот чертова напасть! Анна, пойди к Семеновичу, попроси его козла зарезать, в общем, пусть придет.
      Анна с усмешкой посмотрела на мужа:
      ; И...., старый, совсем в глупость ударился. Ладно, сейчас пойду приведу помощника.
      Пришел Семенович с насмешливой улыбкой, в рабочем фартуке со своим трофейным кинжалом без чехла.
      ; Здравствуй Андреевич. Что? Разучился козлов резать? Пошли, выведем твоего Буяна, я быстро переведу его в мясной продукт.
      Буян упирался, не хотел выходить из сарая. Пытался взглянуть в глаза хозяина и на своем языке просил пощады. Вывели Буяна во двор, завалили набок и связали ноги.
      Привязанность Ивана Андреевича к Буяну мучила душу и терзала. Не выдержал, позвал жену.
      ; Анна, подержи Буяна, не могу смотреть. ; И пошел в хату.
      Буян старался смотреть ему в след и звал с надеждой и верой. Звал, звал, словно звал на помощь, просил пощады. Иван Андреевич не мог вынести зова животного, стал на колени перед кроватью, склонил голову и накрыл подушкой.
      Семенович тем временем опустился на одно колено у головы Буяна, за подбородок поднял голову так, чтобы шея была доступна и привычно, безжалостно, с силой провел клинком по живому телу Буяна. Животное захрипело, задергалось и наконец стихло, только кровь стекала в большую миску, подставленную Анной Акимовной. Принес Буян свое тело в жертву благополучия своих хозяев. В сарайчике, неподалёку, остальные козы беспокоились, перемещались внутри сарайчика, кричали и прислушивались с надеждой услышать отклик своего вожака.
      Вышел во двор Иван Андреевич, взглянул на содеянное, нахмурился и обратился к Семеновичу:
      ; Семенович, разделай Буяна, разделай козла, и шкуру забери. Не смогу я ее выделать.
      ; Ты, Иван, совсем головой тронулся. Что? первый раз видишь заготовку мяса? У....у, дурень. ; Прокомментировала сказанное мужем Анна Акимовна.
      Ушел со двора Иван Андреевич. Пошел по дороге к мастерским механическим и площадке по ремонту тракторов, комбайнов и прочих сельскохозяйственных машин. Там, в прошлом, он провел много времени, работая главным механиком. Шел туда, в прошлое, с надеждой, что прошлое успокоит его душу.
      «Вот, черт! Угораздил». ; Про себя выругался Андреевич.
      Не из робкого десятка был Иван Андреевич. В первой мировой войне награжден тремя Георгиевскими крестами. Видел смерть людскую, и не одну. Приходилось закапывать в землю близких друзей и печалиться о погибших братьях.  Участвовал в гражданской войне на стороне интересов рабочего люда. Был сам ранен и видел, как из его ран течет кровь. Пережил вторую мировую войну. И вот тебе напасть! ....... болела душа и болело сердце по зарезанному козлу Буяну. Ведь не человек, животное, а душа болит.
      Когда вернулся Андреевич во двор с вынужденной прогулки, с работой было покончено. В корыте лежало уже разрезанное на части тело Буяна. Семенович сидел за столом, сделанным на скорую руку из досок, и отдыхал.
      ; Пришел?! Лучше бы помог по делу. ; Проворчала жена.
      Иван Андреевич присел к столу, обратился к жене:
      ; Анна, принеси, там, в коридорчике, в бутыли бражку, с Семеновичем откушаем.
      Жена послушно выполнила просьбу. Иван Андреевич налил в кружки мутноватую бражку, выпили, молча сидели опустив головы. Снова кружки наполнились бражкой. Анна занималась уборкой, поглядывая на мужиков.
      ; Жаль, хороший козел был, все в МТС им любовались. Пошел я, Иван Андреевич, домой, ; промолвил Семенович, встал, взял со стола свой нож, и не спеша вышел со двора со свернутой шкурой Буяна.
      Нет в живых Ивана Андреевича. Лежит на кладбище села Большая Таловка, та, что на Дону. Могила убрана и над ней металлический памятник с небольшим обелиском с красной звездой.
      Есть еще один памятник о Иване Андреевиче у въезда на территорию МТС. При въезде на территорию широкая арка, которую проектировал и устанавливал Иван Андреевич.
      Арка сварена из металлических уголков на подобие электрических высоковольтных опор. На верху, в металлическом обрамлении натянута стальная сетка, на которой закреплены крупные стальные буквы ; МТС. Стоит эта арка и сейчас, ей более восьмидесяти лет.
      Через эту арку в послевоенные годы проехал первый самоходный комбайн завода «Ростсельмаш». Через эту арку не раз пробегал с пастбища Буян. В шуме ветра там слышится его голос.

      Служила эта арка и в качестве границы для босоногой детворы, играющих в игру с названием «Красное знамя». И один из мальчишек, играющий в игру, выжил не без участия Буяна, принесенного в жертву человеку.


Рецензии
Прослезился. Очень душевный рассказ.
Спасибо, Юрий Кузьмич.
Иван

Иван Цуприков   25.04.2024 21:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.