КБ. 5-а. Шутки и серьезы

                Жизнь в КБ текла, как обычно. Люди делали привычную работу, принимали посильное участие в общественной жизни. Если рождалась новая идея, то ее проверяли и осуществляли. Находили время и средства. Это обычно не мешало выполнять в срок запланированные работы. Все, как всегда.

Девичьи шуточки

         Владимир, Сергей и я сидели в  “засаде”. В КБ шла борьба с нарушителями дисциплины. В переводе на нормальный язык, мы  “ловили” опаздывающих. Во всех коллективах есть люди, которые постоянно опаздывают.

         К ним почти не применяют никаких мер воздействия. Они опаздывают и все! А случайно опоздавших  “засекают” и наказывают. Ничего похожего на справедливость.

         Мы сидели в актовом зале, окна которого выходили на проходную.  Через  “вертушку” почти никто не ходил. Ворота были распахнуты и там проходить было удобнее. Мы наблюдали. Таблица, в которую мы собирались записывать нарушителей, была пуста. Опоздавших не было.

         Но вот в ворота  вошли три девушки. Они шли шеренгой. В середине Соня туманова, худенькая симпатяшка. Справа и слева две ее лаборантки.

         - Вот! Три девицы за окном! Пиши! Время 8.34. Опаздывают, царевны! - воспрял Сережа.
         - Они же не злостные! - вступился я.
         - Мы запишем всех, потом посмотрим и в отчет впишем самых отъявленных! - успокоил Володя. На том и порешили.
   
         Было скользко. Накануне шел снег. Мы смотрели, как они идут. Я глянул, как пишет Сергей и вернул взгляд обратно, на “преступниц”.

          Но шли только две! Сони не было! Девушки прошли несколько шагов и, обнаружив отсутствие подруги, повернули назад и поспешили к воротам.

         - Туманова исчезла! Идем, посмотрим, что там такое! - мы с Сережей побежали к воротам.

          Соня провалилась в открытый люк!  Мы
  помогли ей вернуться на поверхность. Она стояла и смотрела на люк. Крышка лежала рядом.
 
         - Ты цела? Не ушиблась? - волновался подбежавший Володя.
         -  Все в порядке! Не ударилась, не поцарапалась,не порвала ничего! - испуг еще не прошел, но она уже улыбалась. У нас отлегло.

         Вся история заняла от силы полторы-две минуты. Мы все разошлись по рабочим местам. Нерадивые сантехники закрыли люк.

         Я спокойно чертил, когда подошла наша машинистка и ангел-хранитель, Людмила Васильевна и сказала:
         
        - У Анисимова послезавтра день рождения. Съезди, пожалуйста, в ЦУМ и купи подарок. Начальство в курсе. - деньги в конверте она положила на мой стол.

         - Я один поеду? Или мне помощника определят? - допытывался я.      
          - Помощницу! С тобой поедет новенькая,Лидия. Ты же любуешься ею, вот и насмотришься заодно! - она рассмеялась.

          Лидочка появилась в отделе недавно. Она работала в группе пневматики у Андрея Павловича Анисимова. Именно для него мы с Лидой собирались добыть подарок. Это была юная красавица с зелеными глазами. Мы с ней очень мало общались и не успели толком познакомиться.

         В ЦУМе удалось, без особого труда, отыскать очень красивые чайные ложки. Набор из шести шт. Прекрасный футляр. В общем, отличный подарок!

         - Это то, что надо! Такие запросто не купишь! Денег у нас хватает? - загорелась Лида.
         - Как раз! - успокоил я и пошел платить.

        Через несколько минут мы ехали на работу. Вышли из трамвая и едва продвинулись шагов на пять - шесть, как Лидочка вскрикнула и уцепилась за меня, чтобы не упасть.

         - Что случилось? - забеспокоился я.
         - Ногу подвернула! Больно! - она крепко держалась за меня.
         - Идти сможешь? - спросил я.
         - Не знаю.. Попробую! - ответила она слабым голосом.

         Ее попытки идти причиняли сильную боль. Я забросил сумку за спину и взял ее на руки. Лида сделала неуловимое движение, устраиваясь поудобнее. До КБ было метров 60 - 70.

         Когда я вошел с ней на руках во двор, несколько пар удивленных глаз встретили нас. Руки начали уставать, но я дошел до корпуса, поднялся на второй этаж. Лидочка открыла дверь. Я внес ее в отдел, осторожно усадил на стул.

          Все, как завороженные, смотрели на это.  Я перевел дух. Сказать ничего не успел. Лидия, чудом выздоровевшая, вскочила и торжествующе заявила:

       - Он нес меня на руках почти от остановки трамвая! - она весело смотрела на с видом победительницы конкурса хитрецов.
         - Да! Здорово ты меня разыграла! - мне стало смешно. Вот разбойница!

        - Теперь ты, как честный человек, должен на ней жениться! - смеясь, сказал Заров, а рядом стоящий Анисимов кивнул, улыбаясь до ушей.
         - В следующий раз я сама поеду с тобой! Меня давно на руках не носили! - смеялась Людмила Васильевна.

         Ложечки, которые мы приобрели, вызвали бурный восторг. Это был  “подарок года”!. И самому виновнику события очень понравились
         
        “Подвиг” мой оценили. Советов надавали множество. Смеялись. Я сам удивлялся, как это мне удалось без передышки донести ее от трамвая. Может быть красавиц носить легко? Такой день выдался!

Колесо испуга

       В нашем отделе были две лаборатории. Там располагалось оборудование для испытания соответственно гидравлических и пневматических узлов и элементов машин.

         В гидравлической работал Витя Грабич, он недавно демобилизовался и вернулся в КБ. Мы познакомились и подружились. Я зашел в лабораторию предупредить, что будем менять водяную систему.

         - Ты, друг мой Витя, в курсе поставленных задач, готовь инструменты! - я говорил бодро.
         - Да! Заров сказал! Уже приготовил! И с Дэном обговорил. - не как обычно, а мрачно ответил он.
         - Так! Выкладывай, что случилось? Чего ты тоску нагоняешь? - потребовал я.

         - Машину свою зять оставил, поездить. Новый, 412-й! А мне дверь помяли! Кто - не знаю! Что делать, тоже не знаю! - поведал Витя.
         - Понял! Подумаю! Жди, скоро начнем! - я похлопал его по плечу.

        В пневматической трудился Даниил Гатауллин. Он был классным жестянщиком и изготавливал самые хитроумные   и сложные элементы и детали пневмосистем. Изредка его привлекали и к другим работам. Дэн никогда не отказывался.

         Мой шеф, Игорь Николаевич Заров, разработал новую водяную систему. Чтобы установить ее, следовало сначала полностью демонтировать старую. С баком особых проблем  не было, но насос  располагался под бункером.

         Я осмотрел нашу, закрепленную за отделом, хлопкоуборочную машину. Она стояла с краю и выехать можно было без сложного, нудного маневрирования. Я проверил масло  в двигателе и гидросистеме. Потом пару ведер воды залил в радиатор.

         Но топливный бак был пуст. Эванджелиста Торричелли самолично подтвердил бы это. А солярки на складе ГСМ не было. Ждали. Шеф подсказал обследовать баки машин во дворе. 

          В самой середине стада машин  я услышал глухой звук. Есть! Я отвернул сливной шаровый клапан, подставил ведро. Солярка текла, но не быстро. Для ускорения процесса я совсем вывернул клапан.

         Ведро наполнилось мигом. Я заткнул отверстие пальцем. Ведро я поставил на асфальт, но при попытке установить клапан на место, уронил шарик. Я его видел, однако достать и поднять никак не мог. И солярку было жаль.

         Я держал  палец на отверстии вместо пробки и ждал, когда кто-нибудь появится. Появился наш Даниил.

         - Дэн! Дэн! - громко окликнул я.
         - Иду, бегу! - отозвался он. Подходя ко мне, он с ходу пнул шарик. Меня разбирал смех и палец устал работать затычкой.
         - Все понял! Постой секунду! - он весело рассмеялся. Но шарик разыскал.

         Клапан вернули на место. Потом еще раз посмеялись над его метким ударом по шарику.

         - Ты в курсе, что вместе с Грабичем будете помогать мне с демонтажом - монтажом? - спросил я.
         - Да! Как позовешь, сразу прибегу!  - и он не спеша ушел.

         Я завел мотор. Покочевряжившись, как авсегда, он зарокотал уверенно и мощно. Я осторожно выехал на свободное место, поставил машину, чтобы поднять бункер безопасно. Скоро Пришел Витя.

         - Можно, я подниму? - спросил он. В глазах его затаился вопрос. Я понял.
         - Давай! Медленно и потом глуши! - он поднял громадину бункера и выключил мотор.

         - Я придумал комбинацию для дверки твоей. - закончим с машиной, обсудим. Глаза Грабича блеснули. Подошел Даниил.
          - Я залезу, заменю насос, Вы вдвоем замените бак на новый. - предложил Дэн и полез на машину.

          Мы подали ему новый насос. Бак для воды, примерно на 120 литров, располагался над левым задним колесом. Мы с Витей начали снимать старый бак. Дэн сидел, как орел на скале, рядом с поднятым бункером и явно не испытывал удовольствия.

         Даниил уже освободил старый насос и передал его нам. Мы тоже освободили и спустили на землю  “старый” бак. Подняли на кронштейны новый бак и стали прилаживать крепления. Дэн наблюдал за нами.

         Наши животы касаясь  колеса. Витин со стороны по ходу движения, мой с другой. Кронштейны были над нашими плечами. Выше на четыре пальца. Вдруг раздался страшный, оглушительный взрыв! Под-перед нами!

          Мы  среагировали мгновенно и одинаково. Оба отскочили от машины на несколько шаговов! Я подумал, что бункер оторвался. Витя сказал потом, что та же мысль испугала и его.

         Испуг сковал. Я не воспринимал реальность. Очнулся через пару секунд. Понял, что мы в порядке.
         - Там Дэн! - крикнул я и метнулся к машине, Виктор не отставал.

          А  машина накренилась немного в “нашу” сторону. Бункер спокойно висел в поднятом положении. Даниил так и сидел в своей  “орлиной” позе. Он был испуган и оцепенел.  Витя кинулся в цех, через несколько секунд принес банку газировки.

         Даниил отхлебнул  треть и начал оживать. Я залез и помог ему выбраться. Он спустился на землю. Звук, напугавший нас, был такой силы, что прибежали люди из цеха и из корпуса. С момента  “взрыва” прошло минуты две.

         Осмотр показал, что лопнуло колесо. Как и почему, можно разбираться потом. Машина стояла на диске и смятой покрышке. Картина была драматической.

          У меня от левого плеча наискось была царапина длинной  15 - 17 см. Это машина, оседая, кронштейном пыталась опереться на меня. У Грабича тоже была царапина, но покороче моей. У Дэна был только испуг.

         Мы пошли в лабораторию. Дэн пил воду. Мы мазались йодом. Привели себя в порядок, попили воды и пошли заканчивать. Мы установили насос и бак. Я завел мотор и опустил бункер на место.

         Нам предстояло менять колесо. Но это уже не наша забота. Шеф легко разберется. Даниил пошел в свою вотчину, а мы вернулись в лабораторию Вити.

       - Слушай и запоминай! В городе есть два или три гаража, которые эксплуатируют только такие “Москвичи”. С ними надо договориться о замене двери. - изложил я идею.

           - Есть машины точно твоего цвета. Не забудь про обшивку внутри. Надо поставить родную! - я закончил  “инструктаж”.
         - Гениально! Знакомый есть в таком гараже! - Виктор помолодел на три часа и принял свой обычный вид.

         Через два дня с ОПБ привезли колесо. Мы осмотрели наше, аварийное. На стороне покрышки, обращенной к трактору зияла дыра. Размером со спичечный коробок.

         Как и отчего она там образовалась, не выяснили. Но камера из резины толщиной в 4 мм, лопнула. Колесо поменяли. Диски покрасили заново.

         Витя через три дня поменял помятую дверь. Новая идеально подошла. Я был рад, что мой совет помог.

Вокабуляр Романа

         Я не укладывался в отведенный для меня размер. Узел получался на 14 мм длиннее. Я размышлял, как решить головоломку и все-таки втиснуться. Прямо под окном взвыл стартер.

          Этот звук  сменил противный, с хлюпаньем и подвыванием, звук работающего тракторного мотора с воздушным охлаждением.

         Мне это мешало и надоело. Я спустился во двор и заглушил мотор. Но едва успел вернуться к работе, как в открытое окно донеслось:

         - Раскуздеть твоё ведро! - стало понятно, что это Роман! А он продолжал ругать того, кто заглушил мотор. Меня.
         - Растряси тебя гном! Опять мне за телегой идти! Не смей глушить, а то в очереди на второй год останешься! И таблицу умножения на 6 забудешь! - все смеялись и слушали с огромным удовольствием. Через три минуты мотор затарахтел опять.

         - “Растряси тебя гном!” - это что-то новое! -прокомментировал Сережа.
         - Это как раз, понятно! Яшкина новая интерпретация  старого  “Разрази тебя гром!” - догадался я.
         - А мне Ромин вариант больше нравится! - сказала Людмила Васильевна.

         - Здравствуйте, разные леди энд всякие мужики! Потерпите, плиз, еще минут твенти и я выключу эту симфонию для трактора без оркестра! - произнес сам Роман. Мы сразу его амнистировали.

         Как только Рома выполнил обещание, я без труда нашел решение и мой узел  легко, красиво вписался в отведенный размер.

         Роман Матвеевич Гулько, старший инженер из отдела исследований. Внешне он был немного похож на Яшку-цыгана из  фильма  “Неуловимые мстители”. Поэтому имел прозвище  “Яшка”. Его любили в  нашем КБ.

         А я вместе с Романом иногда выступал в художественной самодеятельности. Я был чаще всего ведущим, а “Яшка” играл во всех сценках, которые ставил наш руководитель. В одной из таких сценок я играл в паре с Ромой.

Система  Станиславского

         Сюжет был простенький. Я по-соседски зашел к Роме. Принес большую бутылку вина. Рома организовал нехитрую закусь. За этой “дегустацией” нас  “застукивает” жена Ромы. Ее играла Соня Туманова.

         Сценка была несложной, текст пустяковый, а мы уже имели кое-какой опыт. Поэтому, равняясь на героев С.Макаренко из романа “Педагогическая поэма”, решили пить настоящее вино и закусывать натуральными колбасой и сыром.

         Для наших певцов  мы всегда припасали  вино. Они утверждали, что от доброй рюмки вина голос звучит лучше. Мы знали это и не забывали о вине. Да и о наших голосах заботились...

          Наступил день концерта. Первыми шли чтецы, потом удивлял фокусник. Затем наша сценка и завершали программу  любимцы публики - певцы.

          Чтецы классно донесли до зрителей басню и отрывки из “Евгения Онегина”.  Нам хотелось наши реплики произнести не хуже. Фокусник под аплодисменты закончил свое выступление.

         Занавес  закрыли. Мы поставили стол, два стула. За столом сидел Роман и читал газету. Занавес открылся. Звонок. Роман открыл дверь, вошел я.

         - Привет, сосед! А вот смотри, что добыл! - я показал бутылку портвейна.
         - Давай заходи! Располагайся! Сейчас закусь соображу! - обрадовался Рома.

         На столе появились  корзинка с хлебом и тарелки с нарезанными сыром и колбасой. Два стакана завершили натюрморт.

         - Открывай! - сказал  Роман. Я надорвал тонкую крышку и снял ее с бутылки.
         - Разливай! - я подвинул бутылку хозяину. Он налил по трети стакана.

         - Ну, за наше здоровье! - отличился Роман оригинальным тостом. Мы выпили. Казахский портвейн и впрямь был хорош.
         - Повторю, однако! - сообщил повеселевший сосед. Он протянул руку к бутылке.

           - И что это Вы здесь репетируете? - раздался голос и на кухне появилась жена Ромы.  (Соня Туманова).

          Рома вздрогнул от неожиданности, неловко отдернул руку и опрокинул бутылку на стол. Раздался глухой стук и она покатилась по столу в мою сторону.

        Из горлышка тонкой струйкой текло вино. Лицо Романа было испуганным. Если он это сыграл, то сам мэтр, Константин Сергеевич, крикнул бы:  “Верю!”.

         - Раскуздеть твоё ведро! - донеслось из правой кулисы. В зале захохотали.

         Я схватил бутылку, поставил ее. Вина вылилось совсем чуть-чуть. За кулисой и в зале облегченно а вздохнули.

         - Успокой меня бром! Я и сама порядком взволновалась! - несла отсебятину Соня. Она поставила на стол еще стакан.

         А ее взгляд на Романа надо было видеть! Как на Рому смотрела Соня!

         - Наливай уже, сотрясенный гномом! - мы выпили втроем. В зале все стояли  и громко аплодировали, не жалея личных ладоней!

          Потом пели наши тенор Клементьев и бас Шишкин. Голоса звучали, что надо! В зале долго аплодировали. Но не громче, чем нам!

Субботник

         В субботу был намечен субботник. Всем надоело просто убирать территорию. Хотелось  чего-то более полезного. Я предложил “создать” площадку для бадминтона. Эта игра стала популярной в КБ.

         Мою идею подхватили. Я с удивлением узнал, что партком и местком с интересом приняли ее. Мы прикинули, как и что надо подготовить. Распределили всю работу и были 6 готовы воплотить замысел.

         В субботу начали без раскачки. Мелом нанесли линии размеров площадки. Вдоль линий укладывали две металлические полосы и закрашивали асфальт между ними. Работа спорилась.

         Все знали, что и как делать. Все, что нужно имелось. Через час площадка была обрамлена аккуратными белыми линиями. Приятно было смотреть.

         Я придумал, как быть со стойками сетки. В асфальт вбили два обрезка трубы. В них вставлялись трубы-стойки. Сетка к стойкам крепилась заранее. Вся процедура подготовки не более минуты!

         Через час, когда линии высохли, установили стойки с натянутой сеткой. У нас в КБ появилась отличная площадка для игры в бадминтон!

         Когда все нарадовались, подошли Роман с Соней. Они осмотрели наше рукотворное сооружение и засмеялись. От избытка  восторгов, забыли покрасить стойки. Роман взялся за эту “проблему”. Соня вызвалась помочь ему.

         Соня держала стойку, Рома орудовал кистью.Нечаянно он мазнул краской руку Сони.

         - Растряси тебя Гном! - смеялась  Софья Туманова.
         - Останусь на второй год! - признал вину Роман  Гулько.
         - Нет! На всю жизнь! - вынесла приговор Соня.

         - Я забуду таблицу умножения на..- смеясь сокрушался Рома.
          - На все! Это пустяки! Я возведу тебя в степень! Я хочу, чтобы мой муж был доктором наук! - серьезно сказала Соня.
         - Тогда я при всех прошу твоей руки! - не дурачась сказал Роман.
         - Вот она! - Соня протянула Роману, чуть испачканную краской руку. Рома очень нежно ее поцеловал.

         - Горько! - закричал Сережа.
         - Горько! Горько! - все, кто работал во дворе, подхватили этот клич.

         Роман и Соня чуть нарочито, манерно поцеловались. Все захлопали.

         - Успокой меня бром! - сказал кто-то.
         - Раскуздеть твоё ведро! - хором и слаженно сказали все.

Отличный субботник получился!

         Коллектив КБ - организм сложный. Многогранный и разносторонний. Высоко установленную планку старались удержать. Я всегда гордился тем, что мне посчастливилось работать в нашем КБ! 


Рецензии