Кто герой нашего времени?

Можно ли уподобиться Ангелам, живя на земле? Конечно, нет! Но стремиться к этому нужно, так поступают монахи. А мы - миряне должны брать пример с монашествующих. Однако в обычной нашей суетной жизни сделать это практически невозможно. Дом, учеба, работа — крутишься как белка в колесе! Но все-таки встречаются и среди нас такие герои, они, конечно же, не напоминают  Печерина, которого только Лермонтов — любитель эпиграмм, мог так назвать «герой нашего времени». Об одном таком мальчишке я часто рассказываю своим ученикам на классных часах. Хочу познакомить и вас с ним — это Антон.
Первый раз мы с ним встретились, когда ему было лет 10. В это время в нашем маленьком городке Подмосковья начал возрождаться православный храм во имя Святой Троицы. Я работала учителем русского языка и литературы, и когда отец-настоятель храма организовывал приходскую газету, он предложил и мне войти в редколлегию и внести посильную лепту. Какое это было удивительное время! Храмы только что открывались после долгих лет богоборчества, и мы — первые прихожане, пусть мало что понимали в христианской жизни, но стремились от всего сердца рассказать и то немногое другим, привлечь и их на этот сложный, но такой радостный путь. Сколько было вечерних заседаний и даже споров о названии газеты, ее рубриках, статьях! Хотелось написать так, чтобы твое слово сразу же дошло не только до ума, но и сердца читателя.
По заданию редактора приходской газеты, однажды направила свои стопы в  Воскресную школу, чтобы написать репортаж о ребятах и учителях. Зашла на большой перемене, ожидала увидеть чинно беседующих подростков и  тихо играющих детей помладше. Но дети есть дети! Они встретили меня шумом и бегатнёй по коридорам. Однако  мой «намётанный глаз учителя» приметил, что если в обычной школе на перемене дети пытаются кого-то толкнуть, подразнить, щипнуть — тем самым развеселить себя и других, то здесь просто вместе носились друг за другом, выплескивая «засидевшуюся за партой энергию», шутили, смеялись.
Вдруг заметила, как в дальнем углу примостились за партой два мальчика лет 10 и что-то с интересом рассматривали в большой книге. Я к ним: «Вот они православные вундеркинды! Наверное, Библию читают!» Однако мальчики рассматривали большую энциклопедию по географии, а вот отличниками эти два друга Юра и Антон оказались настоящими. С ними мы долго беседовали на самые разные темы — удивительно эрудированные мальчишки! Как только таких папы и мамы растят?
Больше всего отвечал Юра, но когда он что-то не знал, в разговор тихо вступал Антон, причем старался продолжить мысль друга. Юра был энергичный, даже отчаянный по характеру, а Антон спокойный, очень простой в общении, казалось, весь мир и каждую букашку в нем он очень любит и готов всегда защитить. Его белые кудрявые волосы и большие голубые глаза создавали образ мальчика из детской православной книги, но глубокие рассуждения и радушное расположение к собеседнику говорили о почти взрослой душе.
Как я узнала потом, в семье у Антона все не просто, мама практически одна воспитывала двух детей — его и младшую сестренку, у отца с семьей были сложные отношения. Виделась я с Антоном чаще в храме, так как вскоре они с Юрой стали алтарниками. В школе встречала только на переменах, и всегда он с такой же открытой душой, распахнутыми радостными глазами и доброй улыбкой. В классе ребята его уважали, учителя любили — если кто-то  что-то не сделает, все перекладывалось на плечи Антона, и он вытягивал класс.
Однажды зашла вечером к подруге, и встретила там Антона, который Светланке — дочке подруги, объяснял теорему. Я поздоровалась и удивленно спросила: «Светик, ты опять заболела?» «Да, - простуженным голосом ответила она, - всем звонила, но, видимо, своими частыми болезнями я уже и подруг достала! Хорошо в нашем классе есть палочка - выручалочка — Антон. Выбрал время и даже пришел мне эту противную теорему объяснить!» Мальчишка совсем засмущался и засобирался домой. «Вот удивительный человек, - рассуждали мы за чаем с подругой,  - учится на 5-ки, на лыжную секцию ходит, матери во всем помогает, у сестры — настоящая нянька, да еще в классе палочка-выручалочка!» «И это - не все! Ты забыла, - добавила я, - он еще и алтарник в храме! Каждое воскресенье с другом помогают батюшке во время Богослужения! Повезло же матери с таким сыном — и от людей почет и перед Богом будет не стыдно!»
Вскоре наша семья из этого маленького городка переехала, и об Антоне в последующие годы я почти ничего не знала. Но однажды потянуло меня побывать вновь в нашем храме, собралась на престольный праздник - день Святой Троицы. Во время Богослужения я вновь как в былые времена увидела батюшку и двух алтарников Юру и Антона, но они стали совсем взрослыми, возмужавшими. Как мне рассказали друзья, в этом году они заканчивают школу и идут оба на золотые медали. Антон после школы даже собрался жениться! С девушкой этой они еще с Воскресной школы - друзья. Мне почему-то захотелось увидеть его избранницу, это должна быть необыкновенная девушка. Но праздник такой красивый, так много значащий для православного христианина  закончился. С душой полной благодати, а еще немного ностальгии о прекрасном времени, которое прошло у меня в этом городке, я уехала домой.
Через месяц мне позвонили друзья с одной чёрной вестью — сегодня похоронили Антона! Он утонул в реке в деревне у бабушки, учился плавать. На семейном совете решили, что он будет поступать в военное училище — там все бесплатно, а потом зарплата хорошая. На другое обучение средств не было. Но Антон не умел плавать, а сдавать этот вид спорта надо, вот он и учился плавать в реке. Там оказался омут, его и затянуло.
Я почему-то спросила: «А как невеста?» Ответили, что одни черные глаза остались на лице. И вдруг я с болью в сердце закричала в трубку: «Но почему, почему, Господь забирает таких?!Он же был Ангел во плоти! Он же был пример нам всем, что в этом страшном и развращенном мире можно жить достойно! Его жизнь — это ежеминутный подвиг ради близких! Господи, почему Ты забираешь лучших?» Тихо в трубке мне был ответ: «Этот вопрос был у всех на лицах и устах во время похорон. Отец-настоятель в последнем слове на могиле Антона сказал, что возможно, став военным, даже не принимая участия в боях, он  мог косвенно омрачить свою душу. Бог забирает нас в самый лучший момент нашей духовной жизни».
Ах, Антон, Антон, прошло уже более 10 лет как тебя нет с нами, ты не святой, ты не сделал ничего героического — не вывел никого из пожара, никого не защитил от разбойника, ты просто жил по одной великой Заповеди Божией «Возлюби ближнего своего как самого себя». Возможно, ты еще более приблизился ко Христу — как к нашему Идеалу — ты возлюбил ближнего больше самого себя!
Я всегда буду рассказывать на уроках о тебе детям. Для меня ты — христианин подвижник, настоящий герой всех времен!



Рецензии