Пугачева - Афганская история
Узнав, что пятнадцать лет назад я был сержантом под Уссурийском, пленные от восторга завыли, и Филипп сразу спросил:
— У тебя, сержант, есть кассеты Пугачевой? Ведь таскаешь с собой, признайся?
Я не понял, почему этот парень говорит о Пугачеве, какая связь может существовать между ним и Емельяном Пугачевым... и какая может быть кассета Пугачева... Поэма?
— Ты о чем, дезертир хренов?
— Я не дезертир, а пленный, наша колонна попала в засаду, меня контузило, а очухался я от жуткой боли: эти животные меня, человека, насиловали. Ясно? Задницу показать?
А Алла Пугачева — самая замечательная певица на всем белом свете, к тому же самая красивая.
— Давай сначала о деле поговорим. Чтобы я мог вас спасти, вы должны сначала написать заявление, что желаете быть спасенными. Ты, Степка, понял? Нужно заявление написать, что ты хочешь получить политическое убежище в Канаде.
Степан в ответ поднял руки, словно защищался, и только тогда я увидел, насколько эти парни скелетичны. Разумеется, я знал, что наркоманы почти не едят. В племенной зоне между Пакистаном и Афганистаном я не раз видел наркоманов со всего света: приезжают туда, где опиум дешевле всего, а затем мрут счастливыми через несколько месяцев; зрелище неприятное: добровольные доходяги. Но мой разум отбрасывал этот образ, поэтому каждый раз я открывал этот феномен заново.
Степан сказал:
— Мне, сержант, эта Канада... Домой хочу. К маме в деревню, понимаешь? А что могут посадить как дезертира, ну, пусть сажают.
— Так ведь и я не против, пусть берут тебя и сажают, но тебя в Совке никто не хочет, вот в чем штука, там от тебя отказались, ты для начальства не существуешь, а если даже произойдет чудо из чудес и тебя обменяют, так ведь до матери своей все равно не доедешь, завернут тебя по дороге домой до ближайшего трибунала, а после прямичком в лагерь, чего доброго — и расстрельную статью могут дать, если в измене им захочется тебя обвинить. Так что подумай. В любом случае из Канады легче домой вернуться, чем из этой дыры, где сегодня-завтра тебя станут резать на куски, заставят долго жить. Так что пиши заявление и подписывай. Ты тоже, Филипп, если хочешь эту Пугачеву на сцене увидеть.
— После об этом поговорим. И не говори больше «эту Пугачеву». А бумагу твою я подпишу только при условии, что ты все шесть суток до обратного каравана шмальнешь столько ложек каждый день, сколько я сам приму.
Я застыл. Матерь Божья, я не ослышался, этот сумасшедший мне предлагает, чтобы его спасти, выкурить столько же доз опиума, сколько он сам выкурит... и это в течение шести дней. В этих местах об одноразовых шприцах только слышали, а если они и были, берегли их для раненых, поэтому кусок опиума клали в ложку, разогревали направленным пламенем, и когда от ложки поднимался опиумный дымок, его ловили соломинкой из бумаги и усердно дышали.
Я ответил:
— Иди знаешь куда...
— Это афганцы знают. Я хочу, сержант, чтобы ты меня понял, а для этого тебе нужно влезть в мой мир. Не хочешь, твое дело, я здесь у себя побуду, пока внешние люди не убьют, Степана возьми, он не против.
Меня родители с детства учили, что развлечение не может быть искусством, следовательно, все, что создано для развлечения, не обладает никакой ценностью, более того, чаще всего отвлекает человека от стремления обогатить свои мысли и чувства, поэтому достойно лишь презрения. Корни балета, учила меня мать, уходят в древнейшие храмовые танцы, обладавшие скрытым языком, несущим определенные послания, поэтому балет — искусство, а танцы — развлечение. Опера по тем же причинам искусство, а эстрада — развлечение.— Пойми, я эстрадой вообще никогда не интересовался, слон на ухо наступил, поэтому только бардов люблю слушать, Высоцкого, Окуджаву... Понимаешь, там слова самое главное, а не музыка и голос.
Он вполне удовлетворился моим ответом:
— Понял, я тоже Высоцкого люблю, но его невозможно сравнить с Аллой, она — богиня. Я тебе о ней расскажу.Пугачева была всегда необыкновенной, с рождения на ней были особые знаки, необыкновенный взгляд, уже в пионерской дружине ее голос завораживал всех вокруг.
Так проповедники рассказывают о детстве Будды, у Филиппа были те же интонации. Часа два, не меньше, он рассказывал о ее необыкновенном детстве; хорошо, что я не слушал, вспоминал свою последняя рыбалку в Вандее.
Я думал об этом, пока Филипп рассказывал, пел, восхвалял, сыпал подробности о первой страстной ночи, которую он провел со своей Пугачевой, — не мог я слушать весь этот бред. Затем я стал решать, а что мне собственно делать... . В конце концов, думал я, если ему хочется «жить» в этой пещере с Пугачевой (пока не погибнет), ведь в реальной жизни эту примитивную певичку он ведь все равно никогда не встретит, то это — его дело. Зря я, конечно, оскорбляю эту Пугачеву, она, наверное, хорошо поет, раз этот псих ее обожествляет, как некоторые французы Эдит Пиаф. Сколько уже нормальных парней сложило свою голову в этой войне... никто об этом дегенерате не вспомнит.Описать здесь все не со мной, а во мне произошедшее в течение последующих дней в воспоминаниях, — невозможно, тут нужен Платонов, Набоков, Кафка, Селин, Марамзин.
Филипп спросил, подписывая бумагу и прощаясь со мной:
— Неужели, сержант, ты никого не полюбил? Ведь там, где ты был, много места для высшего кайфа.
Больше я эти двоих никогда не видел. Как только я вернулся в Пакистан, меня послали в другое место для другого дела. Позже я узнал, что они были спасены, одного из них отправили в Торонто, другого — в Лондон, где передали ребятам из УПА (Украинской повстанческой армии), им там принадлежит огромное здание, а средства у них — не нам чета. Это были последние сведения об этих ребятах.
К наркотикам я, слава Богу, не пристрастился, поэтому не жалею о том опыте: так считают все, кого минула чаша сия. Во всяком случае, я увидел причины, толкающие наркоманов ими оставаться: реальный свет по сравнению с опиумным действительно уродлив.
А вот певицу Аллу Пугачеву я с той поры видел не раз и не два. Когда я стал работать в СССР, а затем в России, то не следил, разумеется, за ее карьерой, но каждый раз, когда она появлялась на экране телевизора, невольно улыбался: я ведь о ней столько знаю...
Владимир Рыбаков. Писатели эмиграции. Воспоминания (Избранные главы)
Свидетельство о публикации №218092501741