Теория шарлатанства 3

Юность шарлатана

Давным давно (в 60-е  годы), когда я учился в младшей школе,  был у меня друг - на целых 2 года меня старше, жил в доме напротив нашего дома ("деревянная улица" К - кая в Горьком - так назывался раньше Н.Новгород). По сути - не улица - а деревня  на окраине   города с курицами и прочими деревенскими прелестями (сейчас - это почти центр города). Звали его Вовка М. (мой тезка).

Отца у него не было,  и вероятно потому его матери было очень трудно. Вырос он достаточно балованным, но поскольку он был меня старше, мне было с ним конечно интересно.

Сейчас, оглядываясь в прошлое, я понимаю, что природа одарила его большим количеством талантов. Хотя учился он весьма посредственно (из-за своей лени), зато он  с огромным чувством  играл на аккордеоне. Рисовал здорово картины масляными красками. А потом, когда я его встретил уже достаточно взрослого (к концу школы его дом снесли раньше нашего, и он с матерью уехал жить в какое-то другое место), у него обнаружился еще один талант - у него оказался прекрасный голос, и он сражал пением и игрой на гитаре своих слушателей.  При этом внешне он был очень привлекателен и это качество он успешно использовал в общении с девушками (это был его особый талант).

Когда я учился где-то в классе седьмом,  мы оказались вместе в секции легкой     атлетики - и он показывал изумительные  результаты на коротких дистанциях. Словом был не человек, а скопище талантов.

Когда мы с ним случайно встретились, когда уже и я заканчивал школу, он пару раз  ночевал у нас и в эти два вечера  я присутствовал при  яростных спорах Вовки М. с моими старшими сестрой и братом (они на 6-7 лет старше меня). Сестра заканчивала в то время вечерний радиофак, а брат  закончил физфак горьковского университета  тоже вечернего отделения. Оба они  вместе с учебой уже много лет трудились по специальности на предприятиях.

Вовка М. начитался разной популярной литературы  про нашу разлетающуюся вселенную и начал, опираясь на прочитанное, изумлять моих практичных брата и сестру, последними гипотезами открытий в астрономии.

На что я обратил внимание. Поскольку в вузах, которые заканчивали мои сестра и брат,  студенты больше занимались изучением практических вещей - конкретной физикой (физикой твердого тела) и радиофизикой  (радиолокация  и связанное с ней) в рамках достаточно узкой специальности (а совмещение работы с учебой не больно-то создавали условии для увлечения разного рода научно-популярным чтивом), не имеющий высшего образования Вовка М. просто задавил своей эрудицией близких мне людей (брату и сестру),  уже работавших в должностях инженеров.

Он задавал вопросы и сам же, начитавшись популярной астрономии и разных рассказов про инопланетян с их кольцами на полях, давал на них сногсшибательные ответы. Брат и сестра с одной стороны выглядели беспомощными, а с другой не соглашались с аргументами необразованного оппонента, им просто не хватило широты эрудиции опровергнуть его "правду". Тогда споры эти закончились ничем.

Какие выводы я могу сделать сегодня -

1. В те два вечера получившие нормальное университетское образование мои близкие родственники не смогли разбомбить своего оппонента потому, что они достаточно много и практически знали в своей сфере, но не были знакомыми с той частью современных  знаний, где их молодой шарлатан, несший очевидную галиматью вперемежку с гипотезами из популярной литературы, некоторые из которых, кстати, сегодня уже стали нормой, что называется срезал "фактами", которые можно почитать сегодня, например, в газете, типа  "Жизнь".

2. Когда я читаю книги Одного Автора, я прекрасно понимаю, что если с его аргументами встретится противник, даже имеющий хорошее образование,  например техническое, но не занимающийся специальными вещами (например, менеджментом и предпринимательством) -

Один Автор их, что называется "задавит" своими дикими аргументами.

Когда я читаю варварские измышления Одного Автора  на тему, например, управленческого консультирования, либо - "изобретательства в бизнесе" - я как будто опять встретился со своим бывшим товарищем Вовкой М. Однако если в те далекие вечера я был сражен умением вести спор моего бывшего сотоварища, то сейчас я даже не знаю точно,   какие чувства меня обуревают, когда Один Автор "парит" мозги своей миллионной пастве.

Уверенно знаю одно -  мне эту паству - нисколько не жалко. Это проблемы паствы. Я еще в самом начале этой серии  постов писал - Один Автор - безвреден для общества.

Мне жалко самого Одного Автора. Уверен, его природа также щедро наградила несомненными талантами. И крайне жалко, что все эти таланты растрачены, поскольку основная жизнь уже почти прошла, искренне жаль.

Говорят, что водитель обязан пристегиваться за рулем ремнем потому, что он несет ответственность за свою жизнь перед обществом.

Вероятно также, Один Автор  несет ответственность перед обществом за свои растраченные понапрасну таланты, которым его наградила природа.

Может быть все таки еще не поздно? Хотелось бы в это верить.


Рецензии