Дамоклов меч и другие фразеологизмы из античности

До наших дней в русском и других языках мира сохранились фразеологизмы, заимствованные из античных времён. «Гордиев узел», «танталовы муки», «прокрустово ложе», «дамоклов меч» и другие.

Знаем ли мы, что эти выражения означали в прошлом? Первоначальный смысл некоторых из них забыт современным человеком, поэтому хочется освежить в памяти те далёкие годы.

Наверное, все слышали выражение «Всё своё ношу с собой», которое напоминает нам о самых главных ценностях, имеющихся у человека — уме и находчивости. Историки, изучающие Древний Рим, утверждают, что когда персы завоевали греческий город Приены, большинство жителей, прихватив своё имущество, начали убегать. Но тяжесть груза значительно снижала их скорость.

За убегающими налегке шёл мудрец. Люди поинтересовались, почему он ничего не прихватил с собой. На что мудрец ответил: «Всё своё ношу с собой». По дороге беженцы бросали часть имущества, так как не было сил всё тащить с собой. Мудрецу приходилось кормить людей тем, что он смог раздобыть по пути или что давали ему люди в других городах.

Если человек получил от природы ум, он не пропадёт в жизни, даже оставшись без крыши над головой и копейки денег.

Пожалуй, наиболее употребительный в наши дни фразеологизм, пришедший из античности — «белая ворона». Мне и в голову не приходило, что это выражение изрёк в своей сатире поэт-римлянин Ювенал, живший ещё два тысячелетия тому назад.

Звучит это так: Рок даёт царства рабам, доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.

Альбинизм, то есть отсутствие пигмента, отвечающего за окрас животного, редко встречается в природе.

Особенно редко можно увидеть белую ворону. С тех пор белыми воронами называют людей, явно выделяющихся в обществе своим внешним видом, жизненной позицией или поведением.

На Востоке есть аналогичное выражение — «белый слон». Слоны-альбиносы — очень редкое явление, поэтому белый слон в странах юго-восточной Азии считается священным животным.

«Ахиллесова пята» — так мы говорим, когда хотим сказать о самых слабых и уязвимых физических и моральных сторонах человека. Пришло это выражение из мифа, в котором рассказывается о том, как мать Ахилла (Ахиллеса) решила сделать тело своего сына неуязвимым. Держа младенца за пятку, она окунула его в священную реку Стикс.

Через много лет во время битвы с греками, на стороне которых сражался Ахиллес, бог Аполлон, зная об уязвимости пяты Ахиллеса, направил стрелу именно в то место. Рана была небольшой, но она оказалась смертельной.

Красиво, по-сказочному звучит фразеологизм «Ариадны нить», пришедший из мифа об афинском герое Тезее. Тезею предстояло сразиться с чудищем Минотавром, жившем в запутанном лабиринте, из которого никто не мог выбраться. Дочь критского царя Ариадна дала Тезею клубок ниток, который вывел его после победы над Минотавром из лабиринта.

Мы употребляем это выражение, чтобы указать на средство, с помощью которого можно выйти из затруднительной ситуации.

Часто употребляемое выражение «восстать из пепла» появилось благодаря сказочной птице Феникс.

Интересно, что о Фениксе знали во многих странах: Древнем Египте, Греции, Риме и других.

Об этой удивительной птице рассказывается в древнерусской книге «Матица златая». Когда Феникс становился старым, он поднимался высоко в небо, брал там огонь и сжигал себя вместе с гнездом. Из того пепла он вскоре вновь возрождался. Так и повелось.

Если хотели сказать, что погибшее, пришедшее в упадок возрождалось, вновь расцветало, то говорили: «Восстало из пепла».

Выражение «гордиев узел» пришло из древнегреческой мифологии. Дело было так. Фрагия осталась без правителя. Оракул предсказал, что царём станет тот, кого первым встретят фракийцы на дороге, ведущей к храму Зевса. Этим человеком оказался простой земледелец Фракий, который ехал на повозке к храму.

Взойдя на престол, Фракий в цитадели основанного им города поставил повозку, благодаря которой стал правителем. Ярмо повозки он опутал сложнейшим узлом из кизилового лыка.

Предание гласило: кто распутает тот гордиев узел, станет повелителем всей Азии. В 334 году до нашей эры Александр Македонский завоевал столицу Фракии. Древние историки пишут, что Македонский одним ударом меча рассёк гордиев узел. Это событие жрецы истолковали так: он завоюет весь мир не дипломатией, а мечом. По другим источникам, Александр вынул из переднего конца дышла крюк и таким образом легко освободил ярмо.

Как бы там ни было, но гордиев узел распутать никто не смог, поэтому в переносном смысле этой фразой обозначают сложное, запутанное дело. А выражение «разрубить гордиев узел» означает — найти решение быстрым, прямолинейным способом.

Фразеологизм «дамоклов меч» появился из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии. Фаворит Дионисия Дамокл считал своего господина счастливейшим человеком в мире. Как-то Дионисий предложил фавориту на день занять его место на престоле.

Дамокла усадили на место государя. Слуги исполняли каждое его желание. В разгар пира Дамокл увидел над головой меч, висевший на конском волосе. Так Дионисий дал понять, что правитель всегда живёт на волосок от гибели.

В переносном смысле «дамоклов меч» означает: постоянно нависающая угроза при видимом благополучии.

Фразеологизм «прокрустово ложе» употребляют, когда хотят сказать, что человек поставлен в жёсткие рамки, не позволяющие ему проявлять инициативу. Узнав о происхождении этого выражения, вряд ли кому захочется его применять.

В давние времена, когда на Олимпе жили боги, в Аттике орудовал жестокий разбойник Прокруст. В наши дни его назвали бы маньяком. Прокруст хитростью заманивал путников к себе в дом, где для них было приготовлено два ложа — большое и маленькое. На маленькое он укладывал высоких путников и, чтобы те соответствовали размеру ложа, отрубал топором не помещавшиеся части тела. На большую кровать он укладывал низкорослых и растягивал их, чтобы они занимали всё ложе.

За свои преступления Прокрусту пришлось отвечать. Греческий герой Тесей изловил его и казнил таким же способом, каким тот поступал с путниками.

Часто говорят «сжечь корабли», что означает сделать решительный шаг, после которого нельзя вернуться к прежнему.

Древнюю Трою десять лет осаждали ахейцы. Наконец они прорвались в город и открыли ворота. Троянские воины обратились в бегство. Тогда их жёны, чтобы остановить позорное бегство, сожгли все троянские корабли, стоявшие в гавани.

«Драконовские меры» — так говорят о жёстких мерах, применяемых при наказаниях. К дракону (животному) это не имеет никакого отношения.

В первом тысячелетии до нашей эры в Афинах проживал известный законодатель Дракон, или Драконт (ударение на первый слог). Он прославился тем, что составил для Афинского государства свод очень суровых законов. Смертная казнь занимала доминирующее место в наказаниях, определяемых законами Дракона.

Перечень фразеологизмов, пришедших в наш язык из древности, можно продолжить, но в рамках одной статьи это невыполнимая задача.


Рецензии
"Историки, изучающие Древний Рим, утверждают, что когда персы завоевали греческий город Приены..."
Город назывался Приена, а не Приены. И, смею утверждать, "историки, изучающие Древний Рим", ничего такого не утверждают. К тому же у читателя, прочитавшего эти ваши строки, может возникнуть вопрос, а почему именно специалисты по истории Древнего Рима так утверждают, коли речь идет о древнегреческом городе? Почему молчат "историки, изучающие" Древнюю Грецию? На мой взгляд, рассказывая о происхождении данной крылатой фразы, вы могли бы пояснить читателям, что известной она стала благодаря древнеримскому оратору Цицерону, который, как и все образованные римляне первого века до н.э., был хорошо знаком с наследием древнегреческой цивилизации, прежде всего с философией Древней Греции. Интересно то, что специалистам неизвестен древнегреческий источник, из которого Цицерон привел фразеологизм. Поэтому он вошел в сокровищницу человеческой мудрости в латинской, так сказать, транскрипции, хотя якобы являлся древнегреческой поговоркой.

"Мудрецу приходилось кормить людей тем, что он смог раздобыть по пути или что давали ему люди в других городах."
Не знаю, откуда вы это взяли.

"Через много лет во время битвы с греками, на стороне которых сражался Ахиллес, бог Аполлон, зная об уязвимости пяты Ахиллеса, направил стрелу именно в то место."
А на чьей стороне, кроме греческой, мог сражаться Ахиллес? Из этого абзаца можно понять, что в битву с греками вступил сам Аполлон, когда на самом деле речь идет об одном из эпизодов Троянской войны, описанном в древнегреческом сказании так называемого Троянского цикла (не в "Илиаде"). Сказание до нас дошло лишь в пересказах древних авторов - Псевдо-Аполлодора, Еврипида, Софокла, Гигина и других. По одной из версий, во время схватки у ворот Трои Ахилла поразил с городской стены царевич Парис стрелой из лука, направленной в цель Аполлоном (либо стрелял сам Аполлон, принявший облик Париса; либо гибель Ахилла случилась в другом месте и поразили героя Парис с братом Деифобом, либо некто Гелен, либо амазонка Пентесилея).

"В 334 году до нашей эры Александр Македонский завоевал столицу Фракии."
Боже мой, ради всего святого, не распространяйте невежество! Вы путаете Фракию (север Балканского полуострова, территория современной Болгарии) с Фригией, страной, располагавшейся в Малой Азии (современная Турция). Легенда гласит, что Александр, зная о предсказании, согласно которому Фригией может владеть тот, кто распутает узел, завязанный в свое время царем Гордием, попытался развязать его. Когда попытка не увенчалась успехом, Александр был вынужден разрубить узел.

Происхождение выражения "сжечь корабли/сжечь мосты" на само деле неизвестно. Вы, в данном случае неточно, пересказываете Плутарха, в сочинении которого "О женских доблестях (добродетелях женщин)" говорится о судьбе троянских беглецов: часть троянцев, спасшихся после гибели родного города, погрузилась на корабли и после скитаний оказалась в Италии, у устья Тибра. Мужчины-троянцы высадились на берег, чтобы разведать местность, а троянки решили сжечь корабли, чтобы прекратить нескончаемое плавание и обрести новую родину. Инициатором решения оказалась троянка по имени Рома - так впоследствии был назван знаменитый город, основанный Ромулом. Отсюда ясно, что Плутарх скорее всего пересказал древнеримскую легенду о происхождении римлян от троянцев.

Алексей Аксельрод   19.04.2022 10:52     Заявить о нарушении
Благоларю за столь подробное разъяснение.
С уважением,

Людмила Белан-Черногор   19.04.2022 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.