Сценарий четвёртый. Расставляем!

Начало здесь: http://www.proza.ru/2018/09/19/193
Первый сценарий. Схемы: http://www.proza.ru/2018/09/21/76
Второй сценарий. Схемы: http://www.proza.ru/2018/09/22/27
Третий сценарий. Схемы: http://www.proza.ru/2018/09/22/1728
Римский сценарий. Каре: http://www.proza.ru/2018/09/22/1715


Рассмотрим размещение детей, фигур и порядок действий группы при последовательном ознакомлении с начальной расстановкой фигур.

Вообще первоначальный беглый взгляд на шахматную шкатулку у профессионала – воспитателя, не вникающего именно в шахматную проблематику, не вызывает никаких эмоций или удивления.
Доска расстелена, фигурки расставлены.
Но если бы наблюдатель могла вдуматься, её изумлению не было бы конца:
Фигуры расставлены не на клетках шахматной доски, а как раз ВНЕ оной!

Стулья расставлены вдоль первой и восьмой горизонталей на некотором расстоянии с таким расчётом, чтобы между ребёнком и его первой клеткой вертикали имелось место для шахматной фигуры.

Размер клетки гигантской шахматной доски: 40 см х 40 см.
Размер надписи под горизонталью равен 40 см в поперечнике.
Стул отставляется от доски на 40 см.
И вот как раз на надписи – прямо на её буквах мы и располагаем гигантские фигурки.
Дети рассаживаются напротив друг друга двумя командами, обычно это «мальчики» и «девочки».

Порядок действий детей таков:
Каждый запоминает «свою» фигуру и команду, по которой он (она) встаёт, берёт фигуру и аккуратно выставляет её на доску в начальное положение, после чего садится на место в положение: ножки ровно, спинка прямо, ладошки на коленках.

Фигуры: «ладья», «конь», «слон», «король» или «королева»
Команды:
1. Ладьи!
2. Кони!
3. Слоны!
4. Короли!
5. Фигуры на место (вернуть фигуру в исходное и положение и правильно сесть на своё место).

Играем несколько раз, добиваясь одновременного аккуратного точного и бесшумного выполнения каждым ребёнком своей задачи.
В целом дети 4-5 лет успешно осваивают это упражнение, испытывая позитивные эмоции.
Скупиться на похвалу здесь грешно.

Примечания.

О «королях»

Одна из распространённых ошибок неопытных педагогов, особенно из числа хорошо играющих в шахматы – проскок.
Дело в том, что разные дети различно «схватывают» информацию об игре и её правилах.
Нет никакой необходимости торопиться.
Это я знаю, что есть фигура «ферзь», и это никакая не «королева».
Скажу хуже.
Я знаю, что ферзь – это только одна из множества версий артикуляции наименования военной должности «визирь».
А ребёнок 4-х лет этого не знает и ему это знать совсем еще не обязательно.
Вполне достаточно звучного ласкового детского «король».
Тем, кто не в курсе, осмелюсь сообщить, что первого монарха Франции звали Карл. А вот именно в детстве его ласково звали «Король». То есть «король» - это ласковое от «Карл» и адресованное именно ребёнку.
Поэтому на данном этапе первоначального ознакомления с игрой в нашей микроигре мы просто называем Карла Королём, а его спутницу – то есть именно женского пола – Королевой. А командуем ещё проще: «Короли!»
Дети эту команду усваивают легко и выполняют охотно и с большим задором.

О рассадке малышей.

В шахматах нет СВОЕГО места.
Это необходимо повторять при каждом удобном случае.
Детей надо приучать к режиму произвольной рассадки и полезно добиваться, чтобы каждый посидел в разные дни на разных местах.
Ребенок в Шахматной Шкатулке должен пребывать в системе непрерывной смены ролей и функционалов. Постепенно дети это принимают и уже спокойно выполняют всё новые и новые роли. Тем более, что за одно занятие они выполняют как правило 3-5 различных ролей.
Это важнейший методологический принцип наших ПОГРУЖЕНИЙ.


О позах, молчании и похвалах
Не устаём акцентировать внимание детей на роли умения правильно сидеть и правильно молчать правильно глядя на игровые поля, а не «по сторонам».
При этом каждое успешное действие ребёнка должно встречать похвалу и поддержку.
Рекомендую заранее доработать предлагаемый ниже краткий список «похвал», значительно расширив и дополнив его по своему собственному разумению.

Умница!
Молодец!
Супер!
Замечательно!
Очень хорошо!
Прекрасно!
Чудесно!
Ты просто волшебница!
Вот так и надо!
Смотрите все, как она (он) это делает!
Правильно!
Превосходно!
Блестяще!
У тебя здорово получается!
Покажи нам всем ещё раз!
Браво!
Я тебе аплодирую!
Умничка!
Вот бы все так могли!
Молодчина!
Как красиво!
Очень нарядно!
Не могу насмотреться!
Непревзойдённо!
Лучше всех!
Сегодня ты – первая!
У тебя победа!
Ты выиграл!
Сердце радуется!
Ты так хорошо исполняешь, что на душе становится светло!
Феноменально!
Фантастика!
Феерично!
Ты самая-самая!
Интересно придумала!
Доброе начало!
Одобряю!
Хвалю!
Похвально!
Метко!
Точно!
Ярко!
Красиво!
Солнышко!
Светлячок!
Изюминка!
Цветочек!
Золотце!
Цветик-семицветик!
Сказочно!
Изумительно!
С большим пониманием!
Благодарен!
Триумфально!
Божественно!
До мурашек по спине!
Гармонично!
Складно!
Приветствуется!
Любо-дорого!
Дорогого стоит!
Неповторимо!
Непревзойдённо!
Волнующе!
По-чемпионски!
Первый приз!
Золотой ход!
Блистательно!

Не претендуя на полноту и понимая, что это очень скудный набор.
Тексты полезно дополнять интонацией, личным обращением (Андрюша!, Ксюша! Танечка! Танюша! Катюша! Ванечка! Игорёк! И т.д.), улыбкой и жестами (аплодисменты, восхищенные пассы руками и т.д.)

И чуть-чуть об обращениях к детям:

Девочки!
Красавицы!
Умницы!

Мальчики!
Защитники!
Молодцы!

О связях логических формул занятий.

Вот логическая формула занятий по начальным дебютным схемам:

Пешка! Конь! Слон! Рокировка!
Пешка! Конь! Слон! Ферзь!

Вот логическая формула этого занятия:

Ладьи! Кони! Слоны! Короли!

Как видим, имеется чёткая связь между порядком развития фигур и порядком расстановки фигур в начальное положение.
Звукоряд «Конь-Слон-Король» присутствует и там и там.
Здесь пока не буду рассказывать о внутренней шахматной логике этой взаимосвязи.
Обращаю внимание только на внешнюю устойчивость внешне не прописанных параллелей.
Ребёнок воспринимает эти логические формулы независимо друг от друга.
Но они создают предпосылки для его внутренних последующих «открытий» и «пониманий».
«Вначале было Слово!» – как заметил в своём Евангелии Иоанн Богослов.


Рецензии