Фантом

       Худо ли бедно, но мы с женой прожили вместе сорок лет. Правда, минувшую тройку годков пришлось пожить в «изгнании». Как в сказке Пушкина на старуху тоже бывает проруха. В один прекрасный день супружница заявила, чтобы уходил. В виде гордой, амбициозной личности, собрал вещи в полиэтиленовый пакет и вышел за дверь. Впоследствии много усилий приложил, чтобы сохранить благожелательные отношения. В результате изредка захожу, чтобы справиться о делах, поздравить с Днём рождения, заплатить коммуналку за жильё. И ничего зазорного в этом не вижу, человек всегда должен оставаться человеком. Мы же не развелись и ключи  от квартиры у меня имелись.
       Однажды, как собаке вконец стало плохо. Не напугать бы прежний семейный круг нехорошим известием. Надо предупредить домашних из прошлой жизни о болезненном состоянии, немощи. Ради уважения пришлось идти в беспросветную, мрачную ночь. На дворе моросил дождь, стояла унылая, осенняя пора. Грусть соседствовала с печалью.
       Когда вошёл в роскошную квартиру, отстроенную мною с иголочки, хотел покормить рыбок в аквариуме. Однако лежащую на журнальном столике печенку не удалось взять в руки, пальцы соскальзывали. Наверное, прилипла к блюдечку.  Ничего, домочадцы сомиков лично покормят. Странно, но почему-то при моём приближении мальки в стеклянном водоёме тревожно заметались из угла в угол.
       Законная госпожа, одетая в уютный бельгийский халат занималась обычными делами. Не подозревая, что за нею наблюдают, сначала громыхала кастрюлями на кухне. Выполнив посудомоечные процедуры, налила английский чай в свою кружку с алой розочкой на боку. Личный бокал с жёлтым подсолнухом остался стоять на подоконнике. Бессовестная мать моих детей имела бы совесть предложить почаёвничать на ночь. Однако проигнорировала. Зачтётся ей эта оплошность. Пригубив ложечку вишнёвого варенья, родственная душа просмотрела последние новости по ТВ и, шаркая тапочками, ушла в свою спальню.
       Тепло, уютно закутавшись в мохеровый палантин, дражайшая особа с книжкой в руке забралась в кресло с ногами. По лицу не определить было состояние внутреннего мира. Табу, неприкосновенно. Это блаженное времяпрепровождение хозяюшки. Меня она абсолютно не замечала. Однако гордыня брала верх над невнимательностью. Вздохнув с недоумением, попытался вставить слово, чтобы обратить  на себя внимание. Нелепо. Красноречие было впустую, словно не слышала моей речи.
       Внезапно, подруга всей жизни повернулась в сторону когда-то горячо любимого, а сейчас ненавистного человека, взглянула сквозь сердце. Пришлось даже удивиться такой холодности со стороны хозяйки. Смотреть прямёхонько в грудь до чёртиков знакомой персоны и не видеть  уже сорок лет известную особу? А ведь всегда говорила, что благоверный у неё самый лучший. Ну, знаете ли, это было уже слишком бесцеремонно.
       Неожиданно забренчал видавший виды мобильный телефон. Сколько раз предлагал сделать в подарок смартфон, чтобы имела достойный гаджет. Не случилось. И кто теперь купит дорогую вещицу, если мы в ссоре? Звонила сестра Татьяна Ивановна, именно она вызывала для меня «скорую». Воочию лицо жены напряглось, побледнело и сделалось каменным. Горький взгляд буровил шкаф за моей спиной. Слезы покатились из невидящих глаз. Старенький телефон выпал из рук, ударился о пол и разлетелся вдребезги. Что здесь было поделать? Не стоило расстраивать домочадцев проблемами нездорового человека, жалостливыми мужскими стенаниями.
       Спускаясь по лестнице, неизвестно почему, не услышал звука собственных шагов. Из-за плеча дыхнуло ледяным маревом, а позади, за спиной взметнулась ввысь лёгкая, стылая круговерть. Чудеса. Однако заметил, что в хороводе участвовали только отражённые в луне студёные кристаллики звезд. О подобном обмане чувств, иллюзорном явлении фата-морганы читал в сказках из детства.
       Ничего понять не могу. Я-то почему оказался здесь в призрачной галлюцинации? Неужели… Мамочка моя рОдная! Господи, неужто фантом?      

       Все права защищены. Рассказ или любая его часть не могут быть скопированы, воспроизведены в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким - либо иным способом, а так же использованы в любой информационной системе без получения разрешения от автора. Копирование, воспроизведение и иное использование рассказа или его части без согласия автора является незаконным и влечёт уголовную, административную и гражданскую ответственность.


Рецензии
Непознанное

Жизнь – это ад, в котором глупец
гонится за наслаждениями
и приходит к разочарованию.
Артур Шопенгауэр.
Мистика – один из самых интригующих современных жанров. Странные события и необъяснимые явления, знаки потустороннего мира и леденящие душу существа, страх неизвестного, сверхъестественного, не поддающегося логичному объяснению. Это связано с тем, что в основе человеческой психологии заложен живой интерес ко всему таинственному, непонятному.
Начало своё мистицизм берёт в народном этносе и религии. Оттуда и заимствует тему, персонажей, символы и способ передачи ощущений, чувств и эмоций. Мистики в произведениях противопоставляют "реальность" и "видимость", пытаются определить место и возможности человека в мире, стоящем за пределами его понимания, раскрывают вечный конфликт добра и зла.
В творчестве Александра Щербакова немало произведений с мистическим сюжетом. Герои, которым свойственно стремление к получению легкой наживы, к необузданной праздности, терпят фиаско, что подчеркивается использованием автором в текстах иррационального, непознанного.
В рассказе «Хеллоуин» главный герой сталкивается с мистическим персонажем, будучи в питейном заведении. Народ отмечает один из старейших жутковато-веселых праздников англоязычного мира. Поэтому именно сатана правит бал. «Продай душу дьяволу» - это главное предложение, которое запечатлено золотыми буквами на занавесе сцены. А ведь очень заманчиво получить покровительство Темных Сил, благодаря которому, наконец, можно осуществить свои самые смелые мечты. Но действующие лица не верят в реальность происходящего, для них это лишь игра, поэтому шум и «гомерический» смех сопровождают действо. Герои не осознают, что перед ними дьявол. Они в эйфории праздника не видят главного: идет процесс искушения. Так, в произведении автор подчеркивает, что именно потусторонние силы призваны в наш мир для того, что обличить пороки человека, основанные на интересе, страсти и страхе.
В творческой копилке автора немало произведений, где мистический сюжет подчеркивает безысходность, одиночество, вину героя.
В рассказе «Ангелочек», построенном на контрасте праздника и трагедии, нет представителя потустороннего мира. Герой, понимая, что ему вести машину, выпивает, купается в упоении счастья, и уже в тот момент совершает «преступление», думая лишь о продлении своего удовольствия. В мистическом диалоге у могилы между виновником несчастья (автокатастрофы) и погибшей девушкой подчеркнута нескончаемая драма человека, который обречён жить с чувством вины за эгоистичное отношение к героине. И обращение героя к Святой Богородице в конце произведения не изменит его внутреннее состояние: душа будет навеки скована горем и виной.
Неоднозначной в контексте данной рецензии будет интерпретация автобиографического рассказа «Фантом», где герой болен, пытается найти и не находит понимания со стороны бывшей супруги. Живя в роскошной квартире, отстроенной когда-то героем с иголочки, будучи одетой в уютный бельгийский халат, она, мать его детей, не предложила даже почаёвничать на ночь. Проигнорировала больное состояние когда-то любимого человека. Так герой сталкивается с обманом чувств в реальной жизни, что подтверждается и появлением фата-морганы: ощущением «ледяного марева» и «стылой круговерти» за его спиной. Сказочно-мистический сюжет в виде призрачной галлюцинации, фантома, подчеркивает в рассказе одиночество обоих, обуянных гордыней героев.
При всем различии мистических сюжетов в произведениях Александра Щербакова, на первый план выходит личный выбор человека в определении вечных вопросам добра и зла, который он делает своим сердцем и своей душой.

Марина Стригина   21.04.2019 09:41     Заявить о нарушении