Запах смородины

   Не знаю старый ли это сорт смородины или выведен в мичуринские времена. Эта смородина была у деда в “огуречнике”. Обнесённым с одной стороны (к дому плетнём) и сеткой “рабица” с остальных трёх сторон от вечных пролаз кур. Дед осенью всегда обрезал её, бережно держа ветвь на руке, перед тем как обрезать. Называл он её “Голубка”. Было ли это названием сорта или это имя дал он ей сам. Пришло время, и дед с бабкой переехали к нам в город. Дед вскоре умер от рака. Бабка летом постоянно была в деревне у родственников. Обрабатывала посаженную картошку, город ей не нравился. Поговорить было не с кем, да и в деревне наша улица опустела. Все как-то разом переехали, кто в совхоз к детям кто подалее. Там она разговаривала с землёй, домом, яблонями. Пришло время, и бабка перестала ездить в деревню. Годы. Усадьбу мы также сажали и обрабатывали. Это была её жизнь. Осенью она спрашивала, сколько семян засыпали в погреб, весной сколько посадили.
   В деревне начали баловать. Побили стёкла у дома, сняли “рабицу”, повалили плетень, потом и вовсе отодрали фанеру, которой были обшиты стены внутри дома и оторвали проводку, сделанную хорошим двужильным кабелем в двойной изоляции. Изрезали спинку старого “сталинского” дивана и бросили матрацы с кроватей в колодец, что было вообще немыслимо. Колодец поит всех проходящих, и такое было неслыханным нигде. Фанеру оторвать в некоторых местах не удалось, изломанная она сиротливо смотрела со стен.  Бабке об этом не говорили. Дом не запирался. Приезжавшие навестить деревню односельчане часто ночевали в доме. Один из них и сказал об этом всём бабке, навестив её в городе. Вечером, когда все пришли с работы, она жёстко осмотрела стены в квартире и сказала тоном не терпящим возражений,
  – Завтра еду в деревню. Со мной поедешь ты, - она ткнула пальцем в мою сторону.
Бабка не вошла в дом, не подошла к колодцу. Остановившись у куста смородины, наклонилась и долго вдыхала её запах. Прошла по усадьбе, долго смотрела в сторону леса на горе, где было деревенское  кладбище.
   - Я хочу, чтобы меня похоронили там. Рядом с дедом. Обещай мне это, - и медленно пошла в гору.
   Смородину заменили на какой-то новый, урожайный с крупной кистью сорт. Один куст “Голубки” оставили. В этом году  по ошибке вырезали все ветви. Крупные пеньки от ветвей светятся силой. Весной куст даст молодые сильные побеги. Он пахнет этот вырезанный куст. Сильно и свежо.


Рецензии