C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Казаки - пластуны часть 9

На фото в центре – станичный атаман Е.Д. Овсяник с казаками кущёвцами, убывающими на русско-японскую войну, 1904 г.

Горцы решили дать ещё одно решающее сражение, собрав до 12 тыс. отважных духом воинов. Оно произошло 28 февраля 1863 г. у р. Псекупс. Горцам удалось почти смять русских, но положение спасли две сотни пластунов при поддержке 8 орудий. 5 декабря 1863 г. ген. Бабич закончил операцию по покорению Западного Кавказа, а 21 мая 1864 г. окончилась и Кавказская война, которая началась восстанием в 1825 г. в Чечне и вскоре распространилась на весь Сев. Кавказ. ККВ императором Александром II направлялась грамота о пожаловании Георгиевского знамени с надписью: «За Кавказскую войну». 25 марта 1867 года. С.-Петербург. Из архивных документов за 1867-1868 гг. известно, что при необходимости пластунские команды формировались и от пеших батальонов. Они выполняли «военно-политические» функции - занимались розыском «горских разбойников». В 1870 г. в ККВ было образовано 10 конных полков (в них пластунов не было) и 2 пеших пластунских батальона, в которых был уже иной качественный состав. Не стрелок-разведчик, не охотник, а пехотинец - вот кем теперь являлся кубанский пластун, причём призывался он уже из бедных малоимущих семей. Итак, в соответствии с приказом по ККВ от 10 декабря 1870 г. появляются 1-й и 2-й пешие пластунские батальоны, в каждом из которых по штату полагалось 660 нижних чинов: 25 старших и 35 младших урядников, 50 приказных и 550 казаков. Причём, людей в них теперь направляли со всего ККВ. Так во 2-й пеший пластунский батальон -2 сотни из Ейского отдела, 1 -из Майкопского и 2 -из Баталпашинского.

Исходя из распоряжения Военного министра, с 1 сентября по 11 ноября 1876 г., было сформировано 5 батальонов четырёх сотенного состава с 3-го номера по 7-й. 20 ноября 1876 г. была проведена мобилизация 1-го и 2-го льготных комплектов кубанских пластунских батальонов. Пластунские сотни Темрюкского отдела были собраны в Новомышастовской, Екатеринодарского отдела – в Елизаветинской, Баталпашинского – по месту отдела, Майкопского – в Келермесской. Льготные сотни 1-го комплекта Ейского отдела – в ст-це Кущевской, а 2-го комплекта – в Уманской. 30. 04. 1877 г. по Высочайшему повелению было сформировано ещё пять пластунских батальонов из казаков, находившихся на льготе, с номерами 8 - 12. В, частности, 9-й пластунский батальон был сформирован из казаков Баталпашинского отдела ККВ с одной сотней Ейского полка и располагался в Невинномысской (ныне терр. электромеханического завода). Батальон принимал участие в подавлении вспыхнувшего мятежа в Чечне и Дагестане. 12 июня 1878 г. Ейский военный отдел был разделён на два: Ейский и Уманский. Станица Уманская становится центром военного полкового округа, который включал станицы: Кущевскую, Шкуринскую, Уманскую, Кисляковскую с пос. Михайловским, Екатериновскую, Павловскую с пос. Сосыкским, Курчанским, Незамаевскую, с пос. Новоелизаветинским, Калниболотскую, с пос. Новогорским, Новолеушковскую, Старолеушковскую, Ирклиевскую с  пос. Баяковским, Березанскую, с пос. Троицкое на Средне-Челбаской степи, Крыловскую, с пос. Челбасским, колонии Александровскую, Михельсталь и ст-цу Батуринскую.

Пластунские части принимали участие в русско-турецких, русско-персидской, русско-польской и русско-японской войнах. 135 лет назад отгремели сражения русско-турецкой войны 1877-1878 гг., которая возникла в результате подъёма национально-освободительного движения на Балканах и обострения противоречий между главными европейскими державами на Ближнем Востоке. Россия поддерживала освободительное движение балканских народов, а также стремилась восстановить свои престиж и влияние, подорванные в результате Крымской войны 1853-1856 гг. Немаловажным для России было и выгодное для неё решение о свободе судоходства через Босфорский пролив, чего требовало растущее экономическое развитие страны. Русское правительство решило вначале содействовать балканским народам дипломатическим путём. Но его предложение о коллективной защите славян было отклонено Англией при поддержке Австро-Венгрии. Более того, английское правительство во главе с премьер-министром Дизраэли приняло план столкнуть Россию в войне с Турцией. После того, как в апреле 1877 г. Турция отвергла проект автономии Боснии, Герцеговины и Болгарии, выработанный российскими дипломатами, правительство России 12 (24) апреля объявило Турции войну, к которой на стороне России вскоре присоединились Румыния, Сербия и Черногория. К началу Русско-турецкой войны 1877 г. было развернуто 2 армии. Дунайская - состояла первоначально из четырёх корпусов (8, 9, 11, 12) с «придачей им массы казаков» (185 тыс. чел., 810 орудий) под командой великого князя Николая Николаевича и Кавказская, под командой великого князя Михаила Николаевича, куда входило 100 тыс. чел., 276 орудий.

На Чёрном море Россия располагала чрезвычайно слабым ВМФ, всего 39 кораблей. В основной массе суда не имели брони и были слабо вооружены. В составе обеих армий действовали конные казачьи полки ККВ и батальоны кубанских пластунов, которые, как и в прошлые годы, внесли достойный вклад в победы русского оружия. «Наши неудачи в начале войны с Турцией 1877-1878 гг., писал прирождённый разведчик-аналитик Александр Николаевич Щеглов, - проистекали от незнания противника, отсутствия разведданных и оттого неверных оценок даже общей численности турецкой армии». Две проблемы серьёзно мешали России, по справедливой оценке, одарённого А. Щеглова, в войнах с Турцией и помешают в будущей войне с Японией: это плохо поставленная разведка и слабо разработанные мобилизационные мероприятия. В 1877 г. на Кавказском театре военных действий Уманский полк ККВ входил в состав отдельного Кавказского корпуса ген.-адъютанта М.Т. Лорис-Меликова в Эриванском отряде опытного ген.-л-нта А.А. Тергукасова. Отряд после занятия Баязета решил отвлечь внимание Мухтар-паши от Карса. Наступление отличалось высоким военным мастерством и героизмом солдат и казаков. 18 июня турки окружили город-крепость Баязет, в которой находилось 1626 солдат и офицеров, включая две сотни уманцев, 2 врача, чиновник и сестра милосердия. Точное число милиционеров, находившихся в цитадели не известно. Внутри крепости было 70 лошадей. Героическая защита города продолжалась 23 дня. Испытывая жажду и голод, воины держались мужественно, продолжая истреблять турок и курдов.

В конце осады норма ежедневной выдачи воды на человека составляла 1 ложку, сухарей - восьмую часть фунта (1 фунт - 409,5 г.). При защите Баязета погибло 16 казаков. Подоспевшими частями ген. Тергукасова осада была снята. Все участники героической обороны были награждены особой серебряной медалью. Казак 2-й сотни Уманского полка Семён Молев получил первый Георгиевский крест в войне 1877-1878 гг. 2-й степени № 54 «за отличное мужество и храбрость, оказанные во время военных действий против турок в апреле, мае и июне месяцах 1877 г. 23, 24 июня 1877 г.» В 1877 г. майор А.А. Пяновский был назначен командиром 11-го, а затем 12-го пластунского батальона ККВ. Пластунам Пяновского пришлось принимать участие в подавлении восстания горцев, вспыхнувшего в Чечне и Дагестане. «За отличие, оказанное в делах против мятежников 19 октября 1877 г. у сел. Цудахар в Дагестане» А. Пяновский 8 февраля 1880 г. был награждён золотой шашкой с надписью - «За храбрость» (10). После разгрома основных сил повстанцев их вожди Алибек-Хаджи, Дада Залмаев, Ума-Дуев укрылись в хорошо укреплённом ауле Согратль. 2 ноября 1877 г. пластуны 12-го батальона вместе с батальоном Кабардинского полка пошли на штурм редутов и башни мятежников. Командир батальона Адам Пяновский получил рану холодным оружием. Последние сведения о службе Пяновского имеются в приказе по ККВ № 68 от 31 мая 1896 г. Его, полковника - командира 2-го пешего пластунского батальона включили в именной список больных офицеров Кавказского ВО, которым было разрешено пользоваться минеральными водами Пятигорска.

1875 год стал переломным для многих славянских народов. Балканские славяне, наконец, решили сбросить с себя вековое турецкое иго. В России, в народной среде возникло и крепло желание помочь страдающим братьям-славянам. Для преобразования этого желания в действие нужна была значимая фигура. Таким вождём стал заслуженный боевой ген. Черняев, который из-за интриг в военном ведомстве был отставлен от службы. Он один из первых усмотрел начало крупного кризиса, связанного с вопросом о судьбе восточного славянства. Горячо отдавшись движению в защиту турецких христиан, Черняев вскоре вступил в сношения с сербским правительством и был приглашен в Белград для руководства военными действиями в задуманной князем Миланом кампании против Турции. Русское дипломатическое ведомство, узнав об этих секретных переговорах, приняло меры к тому, чтобы Черняеву не было дозволено выехать из Петербурга за границу. Черняев обошёл это запрещение переездом в Москву, где и получил без затруднений загранпаспорт. Переданный по телеграфу приказ о задержании его на границе также запоздал, и в июне 1876 г. Черняев был уже в Белграде. Тогда же Сербия объявила войну Турции. Известие о назначении его главнокомандующим главной сербской армией послужило сигналом. Тысячи жителей Российской Империи разного возраста, разных сословий на деле доказали своё единение с православными народами Южной Европы, вступая добровольцами в сербскую армию.

Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2021/05/29/1170         


Рецензии