От Электричества до Телевидения. 1881

Эдисон, Адер, Бенардос + автор о себе

В 1881, 1 августа, в Париже открылась 1-я Всемирная электрическая выставка. Эдисон отправил на выставку, которая продолжалась до 15 октября, 137 ящиков экспонатов, многие из которых были вполне современны. Высшую награду за свои электрические лампы в конкуренции лампами с Сименса, Яблочкова, Гефнер-Альтенека и др. получил Эдисон. Его лампы поразили всех необычайно ярким, близким к солнечному светом. Эдисон уверенно шел к мировой славе.

На иллюстрации экспонат выставки 1881 - люстра конструкции Эдисона со встроенными выключателями

В 1881 французский инженер Адер подал заявку на патент под названием «Улучшение телефонной аппаратуры для театров». Аппаратура Адера была продемонстрирована на Парижской выставке. Идея Адера состояла в стереофонической передаче звука с оперной сцены! Голос актеров, играющих на левой половине сцены, преимущественно передавались телефонными мундштуками, размещенными на левой половине сцены, соответственно голос актеров с правой половины сцены преимущественно передавался мундштуками правой половины сцены. К абоненту звук подавался по двум телефонным парам и транслировался двумя независимыми источниками звука, это создавало звуковой эффект подобный зрительному эффекту стерескопии — и это было сделано впервые. Плохое качество звука принимаемого и передаваемого в стереофонической системе Адера привело к приостановке телефонных передач из театра, и вскоре идея стереофонии была забыта. Парижская пресса, однако, критиковала Адера не за это, а за то, что он дал возможность слушателям «посещать оперу» в домашних халатах и шлепанцах.

1881 в Париже уроженец Херсонской губернии, внук героя Отечественной войны 1812  генерала Пантелеймона Бенардоса (сын греческих дворян, вывезенный русскими моряками из Мореи — родители не известны) 39-летний инженер Николай Бенардос (1842—1905) возможно 1-м в мире применил сварку металлов с помощью электродуги по способу, который он назвал Электрогефест.

Справка от автора.

«С 1881 г. Бенардос работает над улучшением электрических аккумуляторов, и в процессе разработки методов изготовления предложенного им нового типа свинцовых аккумуляторных пластин изобретает метод электрической сварки металлов. Вот что говорилось о первых работах Бенардоса в известном французском Электротехническом словаре Дюмона (Dumont): «Работая в 1881 г. в лаборатории Кабата, Бенардос сделал первые попытки применения электрической энергии для сварки свинцовых пластин аккумуляторов. Так как результаты опытов оказались удовлетворительными, то Бенардос применил свой способ сварки и к другим металлам и таким путем был приведен к созданию новой промышленности». «Действительно, изобретение Бенардоса создало совершенно новые возможности для промышленности, так как до изобретения Н. Н. Бенардосом электрической сварки некоторые сорта черных металлов соединялись кузнечной сваркой, другие металлы (преимущественно цветные) — при помощи припоя, а некоторые металлы вообще не поддавались прочному соединению. Свой способ сварки при помощи электрической дуги Н. Н. Бенардос назвал «электрогефест». Сущность способа сварки по методу Бенардоса состояла в следующем: с одним зажимом электрического генератора соединяются свариваемые предметы, другой зажим генератора присоединяется к угольному стержню, вставленному в особую рукоятку, которую держал в своей руке сварщик. Между угольным электродом и местом сварки при пропускании тока появляется дуга, под действием которой металл свариваемых частей у места сварки плавится, и расплавленные металлы сливаются. После прекращения действия дуги и после застывания металла свариваемые части остаются прочно соединенными между собой.»

До Николая Бенардоса в этом же 1881 французский патент на способ электросварки оформил известный изобретатель и предприниматель барон Огюст де Меритен (см. 1878), установить приоритет в этом вопросе сложно — по патенту первым был Меритен, по практической реализации сварки — Бенардос.

Комментарий автора - автор рассказывает читателю о себе.

Перенесемся на 100 лет вперед из 1881 в 1981.

Автор в то время был молод, и работал на Горьковском заводе имени М. В. Фрунзе где возглавлял небольшое конструкторское бюро по робототехнике. И вот, в один из вечеров, автор открывает одну из центральных газет, и читает в ней большую статью о том, что ЮНЕСКО в 1981 приняло решение всемирно отметить 100-летие изобретения электросварки. В статье сообщалось, что решение ЮНЕСКО связано с тем, что в 1881  изобретатель Николай Бенардос получил на Всемирной электротехнической выставке в Париже золотую медаль за свой аппарат электросварки. Выяснилось, что Николай Бенардос — россиянин, родился в Херсонской губернии, и достоин всяческих почестей. И, как это у нас принято, эти почести были Бенардосу через 100 лет оказаны — проснулись советские историки в Киеве, Херсоне, Москве, Ленинграде и Иваново. Были написаны книги и созданы музеи, скорректировали историю российской науки — если уж Бенардоса признало ЮНЕСКО — пора и в СССР его признать!

В целом повторилась история признания в России гениального математика Лобачевского, 100-летие со дня рождения которого «свалилось» в 1893 в Россию из-за рубежа, и нашло в России такое единодушное понимание, которое в том числе привело к наименованию в 1956 Горьковского университета его именем.

Но вернемся к истории изобретателя Бенардоса. Неожиданно, после прочтения статьи, я услышал от своих родителей, ныне почивших, что род Бенардоса и мой скромный род находятся в дальнем родстве, более того, мои родители были близко знакомы с его потомками. Это случайное историческое открытие пробудило у меня интерес к истории как таковой, и истории техники в частности. И одним из результатов этого подлинного интереса, к моей основной профессии и образованию отношения не имеющего, стала эта скромная публикация.

Но это не все!

Автор написал повесть "Сага Низовской земли" - ее можно по главам прочитать на нашем ресурсе на моей странице.

В главе этой повести "Сага Низовской земли. Чекист." - прототип инженера Боцариса - это изобретатель Николай Бенардос.

Его дочери посвящена глава "Сага Низовской земли. Заключенная."

Себя автор изобразил в этой повести в главе "Сага Низовской земли. Школьник."
 


Рецензии