Ответ, оставшийся вопросом

На холодном, каменном мосту, словно маленькие цветные кирпичики, лежали книги. Некоторые из них подрывал ветер, играя с первыми страницами, окропленными крупными слезинками дождя. Одиноко брошенные книжки в беспорядке занимали пространство. Пятнистая серая сумка с брелком в виде большого цветка мокла в луже неподалеку. Пять минут назад она была чище листа бумаги. Кто-то шмякнул ее об асфальт с такой свободной силой, что ремни так же широко и свободно раскинулись по мостовой. 
Люди проходили мимо и только потом, оглядываясь назад, пожимали плечами. Им было интересно, кто бросил здесь эти книги, но никто не хотел останавливаться и спрашивать об этом: они все куда-то спешили. Серые люди, ходили по серым улицам серого города в пасмурный день… Некоторые и вовсе не обращали внимания не на переплеты, не на сумку, не на их странность. А дождь все плакал…
Один высокий человек в черном пальто медленно подошел к раскрытой книге и, не боясь испачкать перчатки, взял ее за корешок. Так же медленно разогнувшись, он вытянул руку с книгой вперед и, стараясь разглядеть расплывчатые буквы, прочитал вслух: «Он сидел в парке, его трясло. Он перебирал в памяти все, что видел. Поднимал глаза к темному небу - как далеко он от дома, как одинок и заброшен!». Мужчина перевернул книгу и прочитал на обложке: «451* по Фарингейту». Он ухмыльнулся и закрыл книгу, сомкнув страницы. Прохожий еще не решил, что делать с этим дальше, как кто-то торопливо подбежал к нему, издавая глухое топанье, тонувшее в лужах.
 Мужчина повернулся и увидел молодого человека лет двадцати в расстегнутой куртке надетой поверх пиджака. Тот приблизился и, наконец, окинул взглядом мостовую. На его лице вырисовалось не то удивление, не то растерянность. Он дышал, жадно хватая ртом воздух, каштановые волосы были взъерошены, а взгляд испуганно бегал по книгам. Не прошло и пяти секунд, как выражение его лица приняло обычный и спокойный вид. Мужчина скептически оглядел паренька с ног до головы, но потом спросил, как можно мягче:
- Что здесь произошло?
- А? Простите, что вы сказали? – откликнулся парень.
- Я вижу, кто-то обронил вещи… Может, вы знаете, чьи они?
- Катя любила читать, - тихо произнес он и, наклонясь, взял ближайшую книгу с твердой обложкой.
Ладонь прошлась по ней, лишь смазав черню грязь.
- Дэниель Киз был ее самым любимым писателем. Я это помню очень хорошо, но у нее не было любимой книги – каждая новая открывала для нее что-то особенное, так она узнавала о себе больше…
- Так вы знаете, чьи это книги? – продолжал мужчина.
-Эти? – улыбнулся парень, окинув мужчину беглым взглядом, - Эти книги из разных мест. Она никогда не покупала книги в одном книжном магазине, а уж тем более не брала их в библиотеке.
Казалось, молодой человек не понимал незнакомца, а незнакомец, в свою очередь, не понимал, почему на такие четкие вопросы отвечают так отдаленно...
На миг повисла пауза. Улица на мосту шумела и двигалась бурным потоком.
- Там… сумка, - мужчина начал понемногу сомневаться.
- Меня зовут Марк, я очень рад знакомству, - парень вдруг неожиданно протянул свободную руку.
- Да-а, я тоже, - протянул незнакомец, но все же ответил рукопожатием, немало продолжая удивляться.
Теперь они оба стояли на мостовой, наблюдая за тем, как дождь мочит страницы книг. Вероятно, им некуда было спешить, поэтому ни высокий человек, ни Марк не вспомнили о времени. Никто из них так и не посмотрел на свои часы. Возможно, они так и простояли бы там, если незнакомец не решился задать вопрос:
- Знаете, мне кажется, вы хотите что-то рассказать? - заметил мужчина,- Если мы так и будем здесь стоять, ничего не поймем.
- Вы хотите сказать – ничего не измениться, - то ли спросил, то ли ответил тот, - Значит, вам интересно?… Это интересно.
- Я не привык оставлять волнующие меня вопросы без ответа.
- Вам разве не надо спешить? – поинтересовался молодой человек.
- Нет, а вам кажется это странным?
Они начали изучать друг друга, теперь самым удивленным из двух был парень по имени Марк. Смешно сказать, мужчина этому поражался еще сильнее.
- А вам? – снова вопросом на вопрос ответил молодой человек, - Что ж… Пойдемте тогда, я расскажу вам кое-что.
Он забрал у мужчины книгу и, сунув два тома подмышку, направился к ближайшему укрытию, чтобы спокойно без суеты можно было обо всем поговорить и не промокнуть до нитки. Пройдя мост и завернув за угол большого дома, они дошли до крытой лавочки, где люди обычно ждут автобуса.
- Можно начинать? – осведомился Марк.
- Что ж, я внимательно слушаю вас.
Они расположились рядом на скамейке и молодой человек, отложив в сторону книги начал свой рассказ:

Все началось два месяца назад. Знаете ли вы, сколько книг может прочитать человек за каких-то два месяца? Нет? А я знаю. Не так много, чтобы ему надоели книги, но и не так мало, чтобы можно было бы обвинить его в невежестве. Я знаю, как это звучит, поверьте, сам не так давно услышал это от старого продавца в книжном магазине. Помню, я и Катя намеренно зашли туда, чтобы она смогла найти определенную книгу определенного автора. Знаете, как бывает? Наткнешься на цитату какого-нибудь писателя, она западет тебе в душу, и ты непременно захочешь познакомиться с ним ближе, не успокоишься, пока не найдешь то самое произведение. Так Катя и искала все, что вдохновляло ее, заставляло фантазировать. О, какая она умная! Сама она, конечно, об этом не говорила, но это и так было видно по ее глазам. Продавец тоже заметил искорки во взгляде:
«Я вижу, вы ищете что-то очень необычное, - сказал он, - тогда вы должны понять одну единственную вещь…».
Мы спросили, что это значит. И он нам ответил, но не так сразу. У них с Катей завязался долгий разговор, такой, что я устал стоять там и выслушивать всю эту психофизическую дискуссию о восприятии и тому подобном.
Я ушел в другой магазин с договорённостью, что вернусь через полчаса. Спустя некоторое время я уже знал, где находятся самые дешевые вещи, где продают самое вкусное мороженое, где можно перекусить, где можно приобрести никому-ненужную вещь, которая только и предназначена для того, чтобы занимать собой пространство, познакомился с продавцами других магазинов, зашел в строительный и так далее.
 Когда я вернулся, Катя уже закончила беседу и с серьезной задумчивостью выбирала книгу. Меня удивило то, что пришли мы сюда за конкретным произведением, и выбирать, в общем-то, тут было нечего. Это я точно помню. Но в итоге книга оказалась совсем иной, не той на какую, рассчитывала Катя. Заплатив, мы поблагодарили продавца магазина и удалились.
С этого дня, казавшегося самым обычным, изменилось многое, и лишь самый внимательный человек заметил бы эту перемену, но, я не был таковым. Вы можете сказать: «по сути это не сложно», если узнаете, что мы жили в одной квартире, однако и это не повлияло на мою невнимательность.
Катя начала читать все больше и больше, постепенно стала уходить от университетских занятий, постоянно пропадала где-то в городе, а потом, возвратившись сразу принималась за чтение снова и снова…
По части хозяйства, у нас был договор, завтрак каждый готовил для себя, потому как он у каждого был свой, обед всегда готовила Катя, а вот ужин постоянно чередовался в своем «поваре»: два через один. Теперь же я стал чаще готовить и ужин, вместо привычного одного дня в мою повинность вошли еще полтора, так как мне приходилось иногда заниматься и обедом… Бывало, мы и во все ничего не готовили, заказывали суши, пиццу и всю остальную дребедень…
Катя все глубже погружалась в книги. Наскоро что-то приготовив или перекусив, она садилась на диван, скрестив ноги по-турецки, и жадно начинала поглощать слова… Спустя месяц я начал серьезно беспокоится по тому поводу, что она практически не спит ночами. И тут я снова затронул тему с университетом, из-за чего мы серьезно поругались: не разговаривали два дня, то ли она со мной, то ли я с ней. Все это тяготило на столько, что я начал делать вид, будто все хорошо, знаю, что это было неправильно, но, почему-то мне казалось, так было нужно.
Постепенно я начал интересоваться, что за книги она читает, кто их пишет, о чем они… Сначала Катя с воодушевлением рассказывала о том, как человек, пробираясь через холодную пустыню, чуть не простился с жизнью; как старшая сестра отправилась на поиски ответов, чтобы узнать правду о своей умершей сестре; как бизнесмен, одержимый богатством, убил человека, который шел к нему с распростертыми объятьями, чтобы заключить мир; как студент совершил преступление ради справедливости; как самый глупый человек хотел стать умным и, когда у него это получилось, он стал жестоким и эгоистичным…
В конце концов, Катерине надоело все пересказывать, и мы всерьез начали отдаляться друг от друга. Разговаривать становилось сложнее, ее любовь к книгам превращалась в одержимость. Зато я стал чаще смотреть на нее в молчании, начал наблюдать за ее движениями, эмоциями, реакцией на слова, на текст, учился по ее лицу угадывать сюжет. Как-то после обеда она вышла в магазин, а я остался дома и решил полистать одну из ее книг… О, их накопилось так много, что они занимали все полки и по крайней мере две тумбочки в зале. Я увлекся одной книгой, начал читать, но не так, как она читала: мне просто доставляло удовольствие вновь возникающие мысли, представления и образы. Самое важное, что это были не мои мысли, а человека, который все это писал, и теперь они стали чуточку моими! Я украл их из этой книги и могу также поделиться еще с кем-то, я снова начал расти.
Кроме обязанностей, внешних проблем и суеты появился это маленький уголок мыслей. Я всегда хотел понять, что думают и чувствуют другие люди, хотел проникнуть в суть вещей, знать на все ответы, хотел чувствовать людей, видеть возможное будущее, уметь все просчитывать и восхищаться людьми! К тому моменту я забыл, как это прекрасно – читать! И вот я вспомнил.
«Как… ты читаешь? – удивилась она, когда пришла и увидела меня, сидящего кое-как в кресле с книгой, раскрытой где-то посередине».
«Да, а это так удивительно? – усмехнулся я».
«М-м-м… нет, - протянула она, - просто, ты давно не читаешь художественную литературу, думала, не будешь больше. Это ведь так просто, взять и забыть…»
«Вовсе нет, -  улыбнулся я и снова уставился в книгу».
Катя даже обрадовалась, и это было заметно, но все же она очень изменилась, ее постоянно что-то заботило. Мне на ум стали приходить неприятные мысли о том, что мы скоро расстанемся, это пугало меня, ведь я любил ее все еще, не смотря на ее равнодушие.
«Тебе и вправду интересно? –спросила она».
«Конечно, интересно, я бы не стал просто так убивать время, - ответил я, но ей казалось этого мало».
«Просто зачем тебе это?»
- Ты же читаешь, а я хочу снова стать к тебе ближе, - подумал я про себя, но произнес другое:
«А зачем тебе это?»
«Я хочу найти ответ, - только это я и услышал».
Даже не стал спрашивать дальше, боясь снова ввязнуть в очередной спор, хотя это и надо было сделать, но я струсил…
Книга за книгой, неделя за неделей. Я гнался за ней, но все никак не мог догнать. Уговорить ее куда-нибудь сходить со мной я тоже не мог, ни кафе, ни кино, не парк, ничего не могло встать между Катериной и ее рвением найти «ответ».
Как-то мы снова поругались. И тут я узнал от ее подруги, что Катя уже как 5дней забрала документы из университета, и ничего не сказала мне, совершенно ничего.
Я спросил: как так?
«Как будто только на учебе сошелся весь мир, - брезгливо ответила она мне».
«Что значит, как будто? Что ты будешь делать потом, как будешь зарабатывать?»
«Подожди… я вот-вот все пойму, не надо, - она все еще была где-то в своих страницах, даже не в квартире, не здесь, не рядом со мной, а где-то… в неизвестности».
Не знаю, что на меня тогда нашло, я просто взбесился, начал кричать, на голову обрушилось все сразу, все обиды, подозрения и страхи, и я высказал ей все разом, довел ее до слез и истерики, но когда понял, что сейчас сам все испортил, оделся и вышел на улицу.
Час гулял просто так и потом забрел в тот самый книжный магазин, где работал старик. Он меня сначала не узнал, но когда я рассказал ему о девушке, с которой он так долго беседовал в прошлом месяце, то сразу понял:
«Да ведь она и сейчас ко мне заходит, Вот, позавчера брала новую книгу…».
«Вы с ней очень дружны, не так ли? – осведомился я».
«Очень интересная девушка, мы все время находим, о чем поговорить, она очень добрая, - улыбнулся старик».
«Да вот только с вами она разговаривает, со мной вообще перестала, даже элементарные вещи нельзя обсудить. А то, что она забросила учебу и все на свете ради ваших книг, это нормально? Я пробовал тоже читать, но не могу так, как она… это болезнь, слышите? - напал я на старика, - не возможно так уйти от жизни, ее нет, понимаете? О чем вы разговариваете?»
Старик только на секунду растерялся:
«Ваша подруга всего на всего ищет ответ. Для нее это очень важно. Я лишь сказал ей, что читая каждую книгу, в конце можно найти ответ на любой волнующий нас вопрос, стоит лишь внимательней читать. Из этих ответов нужно обязательно переходить к следующей книге так, чтобы конец этой был связан с началом следующей. Все книги, которые мы читаем ведут нас, выстраиваясь в прочную цепочку. Это искусство – читать так много да еще так систематично, мудро. Только так мы найдем все, что ищем».
- Это бессмыслица, - подумал я.
Вернулся домой только вечером совершенно разбитый и озадаченный, Катя уже спала, с головой закрывшись одеялом, вероятно, просто не хотела со мной разговаривать, потому что времени было еще не так много, всего лишь девять вечера. Я очень пожалел, что так поступил с ней, накричал и ушел, ни сказав не слова. Я даже не смог найти в себе силы, чтобы извиниться перед ней, отогнуть одеяло и хотя бы просто поцеловать, нет, этого я сделать не мог… Посидел на кухне с чашкой чая в полутьме и тоже отправился спать совершенно вымотанный.
За завтраком она первая начала со мной говорить.
«Наверное, ты прав. Не стоит больше. Так можно сойти с ума… Знаешь, я все продумала. У нас очень много книг, они занимают слишком много места, я возьму некоторые и отнесу в библиотеку, там прочитанные книги нужнее, чем здесь. Согласен? А потом мы начнем все сначала, ты начнешь все сначала и я, все будет еще лучше, чем раньше. Веришь? – мы помолчали, - Я очень тебя люблю, - наконец добавила она».
«Конечно верю, - и я, встав из-за стола, подошел к ней и поцеловал в макушку,- прости меня».
Она, не вставая, обняла меня, и я отправился на работу. Мы поговорили, я попросил у нее прощения, она, как мне показалось, должна скоро вернуться к нормальной жизни, появилась надежда. По крайней мере, я не собирался оставлять ее.
Это был последний раз, когда мы виделись. Сначала я решил, что она задержалась в библиотеке, но потом мне пришла SMS от Кати. Она написала: «Прости, Марк, я все еще люблю тебя, но не могу остаться. Мне надо идти». И не слово. После этого я не мог до нее дозвониться и вряд ли когда-то смогу. Вот такая история…

- Ну а что насчет родных? – спросил незнакомец.
- Их нет. У нее нет никого, к кому она могла бы пойти, только пару подруг, но дело в том, что если она решила пропасть, не так-то просто будет ее найти, - заключил парень.
Еще полминуты они сидели в молчании и слушали как все тот же дождь колотил по крыше остановки. Марк глубоко вздохнул:
- И все-таки она нашла «ответ».
- Вы знаете, какой?
- Нет, я не могу его знать, да и вы тоже… Это известно только ей самой. Она дочитала последнюю книгу и поняла, что ей не нужно возвращаться домой, и вышло это в самым непредсказуемым образом.
- Вы, Марк, можете прочитать эту книгу, если знаете, что она читала последним, и тогда поймете, куда она направилась, ну, или хотя бы в поисках чего.
- Нет, добрый человек, это совсем не поможет. Все эти книги ничто для меня, для вас и для всех остальных. Их можно прочитать и всего-то. Ровным счетом они нам не помогут, потому что они – это прочно выстроенная цепь, а мы даже ее порядок не знаем…
Снова минутное молчание. Марк неторопливо поднялся и уже собирался было попрощаться с незнакомцем, как тот вдруг спросил:
- И все же, что за «ответ» нашла ваша подруга? Что так изменило ее и заставило прямиком, как есть, скрыться в дебрях этого города?
Марк горько ухмыльнулся и с некоторой усталостью в голосе произнес:
- Ну как вы не понимаете? Это все не важно. Ответ, каким бы он ни был, ничего не даст человеку, который его услышит. Ответ. Вы думаете, это только набор слов, решение задачи. Нет! Для вас это набор слов, ограниченный количеством символов, но не для человека, который нашел его. Все дело в вопросе, в вопросе, который задал ей старик и на который она так ревностно искала ответы.
- Тогда спросите меня. Вы ведь знаете этот вопрос? Вам ведь задали его в книжном магазине, если я правильно понял из вашего рассказа?
Парень широко улыбнулся:
- «Кроме страха смерти и желания жить, что держит нас здесь, в этом старом и огромном мире?» Каждый сам должен ответить на этот вопрос. Видите, мы не просто так существуем, мы должны что-то значить, моя жизнь, ваша жизнь, жизни этих прохожих, старика из магазина, их цену не измерить весом золота. В одном проблема, не каждый может оправдать эту ценность, времени очень мало, а человек ленив и крайне труслив, чтобы вот так вот просто пожертвовать нагретым местом ради неизвестности и трудностей, с которыми, вероятно, придется ему столкнуться. Я понял это так.
- Теперь, позвольте, я задам вам вопрос. Что собираетесь делать вы?
-Я? – Марк изогнул брови, - я буду искать ее… Знаю, это не просто, и можете назвать меня сумасшедшим, и нет никакой вероятности, что поиски когда-нибудь увенчаются успехом, как говорят, но я хочу рискнуть, и пусть в конце меня будет ждать огорчение, пусть все будет не так, как я задумал, но я это сделаю, ведь в любом случае, я не останусь в проигрыше, что-либо я для себя точно открою и, если повезет, сумею научить других чему-то, раскрыв этот мир. Помогу найти им свой «ответ». Но все-таки, я надеюсь, что найду ее, как бы сумасбродно это не звучало. Если это так, то считайте меня сумасшедшим, и будите правы…
- Даже если я считаю вас здравомыслящим человеком?
- А вы любили… по-настоящему?..
Высокий человек в черном пальто еще долго сидел на той остановке и пытался понять бесстрашие и сумасбродство той девушки, что, по словам юноши, просто так взяла и сбежала. Возможно, она сейчас где-то за городом с одной копейкой в кармане, без вещей, с паспортом и с одной лишь книгой, в которой был спрятан, смысл ее жизни, и с ответом, чья сила будет известна только ей.


Рецензии