Когда Ангелы плачут?

Город раскинулся на берегу тёплого моря. Чудесное место, обласканное лучами солнца, утопающее в изумрудной зелени, благоухающее дивными цветами. Море делилось с людьми своими дарами. И горожане каждый день благодарили Бога за то, что им посчастливилось жить в раю.
Спокойствие и безмятежность будней нарушалось только яркими многодневными городскими праздниками.
Город часто посещали путешественники. Многие оставались в нём жить и прохладными вечерами прогуливались по набережной, выложенной цветной мозаикой, облюбованной торговцами мороженым и сладостями, бродячими артистами, музыкантами и художниками. Влюблённые ворковали на каменных лавочках в тени вековых деревьев; старики отдыхали и предавались воспоминаниям о минувших днях; дети играли и строили замки из песка.
Сантьяго сидел на мостовой и рисовал в альбоме. Рядом толпились дети, наблюдая, как из штрихов на бумаге появляются знакомые места.
Художник тоже был из приезжих, которых покорил город. Он остался в нём жить и  каждый день приходил к морю писать картины, которые очень нравились людям. От клиентов не было отбоя. Правда, он предпочитал не продавать картины, а просто дарить.
Вот и этот прекрасный пейзаж достался маленькой девочке, горько плакавшей из-за взмывшего в небо шарика. Девочка сразу утёрла слёзы, а Сантьяго принялся за новую картину. Он прикрыл глаза, будто вспоминая, в то время, как рука переносила на бумагу его внутренний мир.
- Восхитительно! Но я не узнаю это место.
Сантьяго повернул голову. Рядом стояла Марина. Девушка-мечта, ради одной улыбки которой и умереть не страшно.
- Это – моя родина, - глядя в её чуть раскосые изумрудные глаза, ответил он.
- Почему же ты покинул столь прекрасное место?
Сантьяго отвернулся. Разговор давался ему с трудом.
- Так бывает.
Девушка разочарованно вздохнула:
- Вокруг тебя сплошные тайны. Сквозь них невозможно пробиться, - и пошла прочь.
- Марина! – Сантьяго догнал её. – Я давно хотел тебе отдать, - смущаясь, он протянул ей альбомный лист. Марина перевернула его и увидела себя, словно в зеркале: насмешливый взгляд изумрудных глаз, полуулыбка, бархатная кожа, каштановые кудри.
- Не помню, чтобы я тебе позировала,- пробормотала она.
- Это ни к чему. Твой светлый образ всегда у меня перед глазами.
- Тогда ладно, - она засмеялась. – Спасибо!
Сантьяго взглядом проводил летящую фигурку в простом ситцевом платье.
- Красивые девушки любят дорогие подарки,- рядом с ним, словно из воздуха, возник степенный господин в дорогом сером костюме, шляпе и начищенных до блеска туфлях. В руках он держал трость с золотым набалдашником и чёрную папку.
- Если подарок сделан с любовью, он уже дорог сердцу,- парировал юноша.
Господин засмеялся.
-Ты молод, талантлив, но тебе не хватает немного амбициозности. За твои работы знающие люди готовы платить большие деньги!
- Люди платят мне сколько могут.
Господин опять рассмеялся:
- Жалкие гроши! А я говорю о серьезных суммах,- он открыл папку. – Сможешь написать нечто подобное?
Сантьяго мельком взглянул и сразу отвернулся.
- Нет.
- Почему? – удивился господин. – С твоим – то талантом это – сущие пустяки!
- Эта картина написана со злобой и ненавистью, и передает эти эмоции всем, кто на неё смотрит. Я не могу создавать такое.
- Будь по-твоему, - согласился господин, - но, если передумаешь, найди меня.
- Этого не будет! – но мужчина уже исчез, оставив на мостовой визитную карточку. Сантьяго поднял её и прочитал золочёную надпись: « Господин Форс. Площадь Банкиров, д.1».
Парень усмехнулся и выбросил карточку. Он не желал иметь дело с подобными людьми.
Собрав вещи, Сантьяго отправился домой. Он снимал комнату недалеко отсюда у одной милой старушки. Собственных детей у неё не было, вот она и относилась к Сантьяго, как к сыну. Тот ласково называл её тётушкой Кеслер.
Зайдя в дом, Сантьяго обнаружил накрытый к чаю стол.
- Чайник как раз вскипел,- улыбнулась она, разрезая аппетитный пирог.
 Художник с благодарностью принял приглашение, но разговор не клеился.
- Что-то ты грустный сегодня,- заметила старушка. – Опять из-за этой вертихвостки?
- Я просил не говорить так о ней,- сразу вспылил он.
- Сантьяго, Сантьяго, - со вздохом сказала она,- я уже не мало пожила на земле и знаю, что, если девушка молода, красива, хитра и нахальна, как твоя Марина, жди беды.
- Она – сущий ангел,- мечтательно отозвался Сантьяго.
Старушка покачала головой.
- Вот попомни мои слова – до добра она тебя не доведет.
Сантьяго коротко кивнул и, оставив чай нетронутым, удалился в свою комнатку.
Через открытое окно с улицы донёсся веселый смех. Сантьяго выглянул из-за занавески, и кровь ударила ему в голову: Марина с букетом цветов шла под руку с сыном рыбака. Он что-то рассказывал ей, она заливисто смеялась. Весь кипя от возмущения, Сантьяго выбежал из дома, но их уже и след простыл. Злой на весь мир, он отправился вверх по улице и попал на Торговую площадь. Там призывно светились витрины дорогих магазинов. Сантьяго всегда оставлял их без особого внимания, но сегодня словно что-то заставило его подойти к ювелирному магазину. Там, переливаясь всеми оттенками зелёного, лежали сережки с изумрудами. Сантьяго зачарованно смотрел на них.
«Они будут прекрасно гармонировать с глазами Марины, – подумал он и взглянул на цену. – Я никогда не смогу их купить!»  В отчаянии юноша побежал прочь и оказался на Площади банкиров. Вот и дом 1. Кованый высокий чёрный забор окружал дом, калитка была приоткрыта. Извиваясь и поблёскивая, словно змеиная чешуя, дорожка из серого камня вела к дому. Сантьяго поднялся по ступенькам и два раза постучал позолоченным дверным молоточком. Дверь бесшумно отворилась, пропуская гостя внутрь.
- Я рад, что ты пришёл,- улыбающийся господин Форс снова возник, словно из ниоткуда.
Сантьяго прошёл роскошную гостиную, где на стенах высели работы именитых художников. И очутился в кабинете, заставленном антиквариатом.
- Итак, Сантьяго, - сказал господин Форс, - я предлагаю тебе сделку.
- Откуда Вы знаете моё имя? – юноша уже пожалел, что пришёл.
Господин Форс рассмеялся:
- Твои работы прекрасны. И нет ничего удивительного, что люди говорят о тебе.
- Если мои работы так хороши, зачем мне писать что-то другое.
И снова смех.
- Дело в том, в твоих работах нет характера.
Сантьяго вспыхнул, но господин Форс не дал ему возразить.
- Посуди сам: кому интересно смотреть на море, изображённое на бумаге, если он может спуститься на набережную?
Художник не нашёл, что ответить. Господин Форс достал папку.
- Напишешь нечто подобное и я хорошо заплачу тебе.
- Сколько?
Банкир написал на листке цену.
- Мне нужно в два раза больше.
- Договорились, - спокойно сказал господин Форс, - принесёшь две картины, заплачу больше.
Домой Сантьяго отправился с тяжёлым сердцем. Он не хотел работать на господина Форса, но ему так нужны были изумрудные серёжки, чтобы завоевать сердце Марины.
Заперев дверь своей комнатки, он достал холст, палитру с красками и начал творить. Сначала он подумал о тёплом ласковом море, кормившем город, но сразу же ему вспомнился и сын рыбака, обнимавший Марину. Обида и злость переполнили его сердце, и всё это выплеснулось на полотно. К утру картина была готова. Сантьяго смотрел и не верил, что сотворил такое. От полотна веяло такой ненавистью, что смотревшего на него человека переполняло это чувство.
Юноша схватил растворитель с намерением уничтожить плод своих трудов, но перед глазами возникли изумрудные сережки и Марина, и он обречённо опустил руки.
Ангел, стоявший рядом, беззвучно заплакал. Одна слезинка упала на пол к ногам Сантьяго. Он наклонился и поднял прозрачный переливающийся камешек.
«Откуда это здесь?» – Сантьяго, было, решил, что это бабуля Кеслер обронила, но она никогда не заходила в комнату без спроса. Посторонних здесь тоже не бывало. 
«Чудеса», - решил Сантьяго и спрятал камень в карман.
- Это даже лучше, чем я ожидал! – Господин Форс рассматривал полотно. – Я не ошибся в тебе, - потом достал из ящика в столе конверт и протянул его художнику. – Держи, ты честно заработал.
Сантьяго выбежал из дома господина Форса, даже не пересчитав деньги, и направился к ювелиру.
Старик внимательно осмотрел камень.
- Прекрасный бриллиант чистой воды, - он снял очки. – Сколько Вы за него хотите?
- Мне нужны серьги с изумрудами, что лежат на витрине.
Ювелир остался доволен: камень стоил дороже.
- Прекрасный выбор, - он положил серёжки в бархатную коробочку, - Ваша невеста будет довольна.
- Думаете? – обрадовался Сантьяго.
- Юноша, я слишком хорошо знаю женщин. Если хочешь их покорить, дари драгоценности.
Сантьяго столкнулся с Мариной на улице.
- Я искал тебя.
- Зачем?
- Вот, - он достал бархатную коробочку, - это тебе.
Глаза Марины раскрылись от удивления.
- Откуда, Сантьяго? Ты что, продал душу Дьяволу?
- Нет, просто выполнил один заказ.
Она закрыла коробочку.
- Я не могу принять этого.
- Почему?! – отказ ошарашил его.
- Это слишком дорогой подарок, - спокойно ответила девушка.
- Я согласился на эту работу только ради тебя! – в отчаянии закричал он. – Изумруды так подходят к твоим глазам!
Она покачала головой:
- Извини, я не могу, - и ушла.
«Неужели, цветы от сына рыбака лучше, чем мои изумруды? – недоумевал он. – Или она просто хочет поиграть со мной?»
Переполненный разочарованием, Сантьяго взялся за кисть, и вскоре картина была готова. Ещё одну слезу уронил Ангел к ногам Сантьяго.
- Ты просто молодец! – радости господина Форса не было предела. – Один знающий человек оценил твою работу по достоинству, так что сегодня я заплачу больше.
«Ему можно доверять»,- подумал Сантьяго и достал камень.
- Вы знаете, сколько он стоит?
- Ого!- господин Форс осторожно, двумя пальцами поднёс бриллиант к глазам.- Никогда не видел ничего лучше. Это – Слеза Ангела. Стоит целое состояние. Откуда он у тебя?
- Получил наследство от родителей,- хмуро ответил Сантьяго и спрятал камень.
- Лучше хранить подобные вещи в банке,- посоветовал господин Форс.
Сантьяго кивнул и отправился к ювелиру.
- Это опять Вы!- обрадовался старик.- Надеюсь, подарок пришёлся по вкусу?
- Она не приняла его.
Лицо ювелира вытянулось.
- Какая капризная девушка! Может, подарить ей кольцо?
- Зачем Вы обманули меня вчера?- зло спросил юноша.- Ведь мой камень стоит намного дороже Ваших серёжек.
Лицо ювелира расплылось в улыбке:
- Милый юноша, я спросил: «Сколько Вы за него хотите?», так что Вы сами назвали цену.
- Понятно,- Сантьяго достал камень.- Сколько Вы дадите за него?
Ювелир вытер лоб платком. Такого необычного клиента у него никогда не было.
- Давайте из Ваших чудесных камней я сделаю украшения и буду сдавать их напрокат знатным дамам. Проценты поделим. Так Вы и деньги будете регулярно получать, и камушки останутся Вашими.
Сантьяго немного подумал и согласился. Ангел уронил ещё одну слезу.
Вскоре Сантьяго стало тесно в маленькой комнатке старушки Кеслер, и он отправился к агенту по недвижимости. Перебрав все возможные варианты домов и квартир, Сантьяго разочарованно посмотрел в окно.
- Мне нужен особенный дом. Чтобы город лежал, как на ладони, и было видно море…
Агент посмотрел на его дорогой костюм и начищенные до блеска ботинки, и достал из самого дальнего ящика забытый из-за своей дороговизны проект дома.
- Смотрите. Дом построим на холме, так что его будет видно отовсюду. Вы ведь художник? Мы сделаем сплошные окна в два этажа, чтобы свет проникал со всех сторон, и Вы могли творить. На крыше дома будет смотровая площадка, так что даже на море Вы сможете любоваться.
- Это будет самый большой дом в городе?- тщеславно осведомился Сантьяго.
- Самый большой и дорогой.
Юноша остался доволен. Ангел уронил ещё одну слезу.
Агент по недвижимости вытаращил глаза:
- У-у В-вас в-в-выпал к-к-к…,- заикаясь, произнёс он.
Сантьяго спокойно поднял Слезу и положил в бархатный мешочек, который был уже полон. Пора было наведаться к ювелиру.
Старик улыбнулся и предложил немного подождать, пока не уйдут посетители. Юноша согласился и отошёл к дальней витрине.
Клиентами ювелира была семейная пара. Они громко спорили. Точнее, это она спорила со стариком, который не хотел продавать ей подвеску со Слезой Ангела. Муж молчал. Он привык платить деньги, чтобы она не мотала ему нервы. Она же считала, что безразлична мужу, поэтому пыталась добиться его внимания с помощью капризов. Это были несчастные люди. И только память об их первой встрече, когда они полюбили друг друга, не давала им разойтись.
- Я ещё раз говорю, что Вы можете взять её напрокат. На год, на два, на десять! – теряя терпение, говорил ювелир. Он уже пожалел, что связался с этими камнями.
- Мне не нужно напрокат! – кричала женщина. – Я хочу, чтобы она принадлежала мне!
- Но владелец их не продает!
- Кто этот самодур? Скажите, и я сама с ним поговорю!
- Пожалуйста! – обрадовался ювелир.- Господин Сантьяго!
Сантьяго подошёл ближе и спокойно произнес:
- Камни не продаются. Я скоро женюсь, и это будет свадебным подарком моей невесте.
От возмущения женщина покраснела:
- Что?! Все эти прекрасные камни достанутся какой-то пигалице?!
- Хватит! – терпение мужа лопнуло. – У тебя и так побрякушек столько, что не хватит мест их носить!
- Тебе жалко? – она обижено заплакала.
- Нет, - он взял её за руку,- просто ты прекрасна без всяких украшений.
И они посмотрели друг на друга, как в момент своей первой встречи.
- Я тебя люблю, - тихо сказал муж.
- И я тебя люблю, - ответила жена.
Ангел, стоящий рядом, увидел свечение вокруг этих двух людей и от счастья уронил слезу. Сантьяго поднял с пола камень, который был чуть меньше, но намного чище остальных. Ювелир даже рот открыл при виде него.
- Подарите подвеску этой госпоже, раз уж она так ей понравилась, - сказал Сантьяго, - а этот камень вставьте в кольцо для моей невесты.
Сантьяго уехал от старушки Кеслер, даже не попрощавшись, и заперся в своем стеклянном доме. Город лежал возле его ног, что очень тешило самолюбие художника. Он редко выходил из дома, да и то, чтобы отнести картину господину Форсу и камни ювелиру. Старик каждый раз после его ухода крестился и вытирал лоб платком. Идя по улице, Сантьяго заматывался шарфом и опускал голову к земле, чтобы не встречаться ни с кем взглядом, да и прохожие предпочитали обходить его стороной. Один лишь господин Форс по-прежнему был рад его видеть. Он так же посмеивался и протягивал конверт, который с каждым разом становился всё толще и толще. И всё бы ничего, только  на душе у Сантьяго становилось всё тяжелее после каждой их встречи.
 
Ангел стоял в углу огромного дома и плакал. Он знал, что уже ничем не сможет помочь Сантьяго, но так любил его, что не мог покинуть. Но однажды к нему с неба спустился луч, и Ангел понял, что Господь зовет его обратно. Ангел в последний раз посмотрел на своего подопечного и взмыл в небо.
Сантьяго в этот момент трудился над картиной. Он изображал войну, поэтому был переполнен ненавистью к людям. Яркий солнечный луч отвлек его внимание, и в этом сиянии он увидел Ангела, летевшего вверх.
- Подожди! – в страхе закричал Сантьяго.
Но луч исчез, а в том месте на полу осталось лежать лишь белое перо. Сантьяго поднял его и прижал к сердцу.

Наконец, кольцо было готово.
Сантьяго надел свой лучший костюм и отправился к Марине.
- Привет,- девушка улыбнулась, - неужели, сам господин Сантьяго пожаловал к нам?
- Марина, - он так волновался, что не заметил сарказма, - я пришёл, чтобы сказать тебе что-то очень важное.
- Так говори, не трать своё драгоценное время.
Сантьяго достал кольцо.
- Выходи за меня замуж.
Марина засмеялась.
- Я не могу.
- Почему?! – вскричал Сантьяго. – Тебе не нравится кольцо? Я прикажу сделать другое!
Марина дотронулась до его руки.
- Нет, оно прекрасно.
- Тогда что!
- Я уже замужем.
- Как? – оглушённый Сантьяго только сейчас заметил простое серебряное колечко у нее на пальце. – Ты вышла за сына рыбака?
- За него.
- Но ведь он беден.
- И что?
- Марина, - он смотрел в её изумрудные глаза, - я ведь всё делал только для тебя. И картины, и украшения, и дом…
- А ты спросил, нужно ли мне всё это?
- Ювелир сказал, что женщинам нравятся украшения.
- Значит, он ничего не мыслит в жизни.
Сантьяго снял пиджак, бросил его на землю и сел, обхватив голову руками. Марина села рядом и обняла его.
- Сантьяго, Сантьяго, что же ты наделал? Тебя Господь наделил таким даром, а ты променял его на кучу мусора.
- Я просто хотел, чтобы у нас всё было, – тихо сказал он, - чтобы наши дети ни в чем не нуждались.
- Детям нужна родительская любовь, забота и внимание. А ты хотел от них откупиться.
Он молчал, и она продолжила.
- Ты писал картины, которые нравились людям. Дети приходили посмотреть, как ты работаешь. Ты умел делать других счастливыми.
А что теперь? Старушка Кеслер каждый день плачет, потому что ты обидел её. С тобой никто не хочет общаться. Завидев тебя, дети убегают. Да, у тебя есть деньги, есть твои камни, огромный дом, но не слишком ли дорогой ценой они тебе достались?
- Я же могу всё вернуть, - Сантьяго посмотрел на неё. – Начну снова писать картины на набережной, извинюсь перед тётушкой Кеслер…
Марина засмеялась.
- А твой Ангел? Как ты его вернёшь?
Сантьяго замер.
- Как ты узнала?
Марина взяла у него кольцо.
- Эти камни, - Слёзы Ангела. – Разве тебе этого никто не говорил?
- Господин Форс…
Марина смотрела куда-то вдаль.
- Ты бежал из родных мест от несчастной любви и пытался найти во мне свою возлюбленную, так?
- У неё такие же глаза, – медленно произнес Сантьяго.
- Потом ты заключил сделку с Дьяволом, и твой Ангел покинул тебя.
- Откуда ты всё знаешь?
Марина усмехнулась.
- Я просто слушаю своего Ангела, который подсказывает мне верные ответы.
- Мне теперь некого слушать, - горько сказал Сантьяго.
- Ты сам виноват.
- Я хотел тебе понравиться.
Марина взяла его за руку.
- Ты очень мне нравишься. Очень.
- Тогда почему ты вышла замуж за другого?
- Просто я люблю его, а он любит меня, – она встала и пошла прочь.
Сантьяго вскочил:
- Постой!
Девушка обернулась.
- Что мне теперь делать?
- Найди свою любовь и Ангел вернется к тебе.
- И всё? – растерялся Сантьяго.
- Всё? – Марина засмеялась. – Ты сейчас совсем один. Тебе не у кого спросить совета. Тебе придётся отвечать за каждую слезинку, оброненную твоим Ангелом. И за злобу и ненависть, которые ты посеял в душах людей своими картинами. И все испытания нужно пройти, сохраняя Веру и Любовь.
- Я боюсь, что не смогу.
- Ты справишься, - улыбнулась Марина, - я в тебя верю. К тому же, у тебя есть перо и Слеза Радости, они помогут тебе в пути.
Сантьяго ещё долго стоял один посреди дороги, потом поднял пиджак, отряхнул его от пыли и отправился домой. Там он переоделся в свою прежнюю одежду, собрал альбомы, кисти и краски и пошел в гости к старушке Кеслер, чтобы извиниться. Та обняла его на прощание и благословила в дорогу.
А потом Сантьяго сделал то, чего никогда в жизни не делал: зашёл в церковь и, опустившись на колени, долго молился Богу, чтобы с легкой душой отправиться в путь.


Рецензии