Айзек Бимэн. Вера, надежда и любовь

ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ
Айзек Бимэн (1900?)

И ныне пребывают вера, надежда, любовь; но любовь из них больше
1 Кор.13.13 KJV

1. Вера в богословии делится на четыре разных рода - историческую, временную, веру, творящую чудеса, и оправдывающую веру. Первые три бесполезны для спасения души. Многие имеют временную веру, и на некоторое время верят учениям Евангелия по букве, и принимают их с радостью, но в искушении, скорби или гонении ради слова, или из-за каких-то вожделений и других слишком сильных для них обстоятельств отпадают. Чудесная вера, или вера, которая движет горы, видна в некоторых в эти дни*. Я считаю, однако, что для Павла горы - это то, что бывает и с исповедующей верой, способной упрямо идти  против большого количества препятствий, и все же такой человек не имеет ни сокрушенного сердца, ни какой-либо любви к Богу; и в конце концов все это ничего не принесет ему. Но, кроме этого, Иаков говорит нам о мертвой вере и описывает ее как веру без дел; и он противопоставляет ей веру Авраама, которая была доказана его делами, когда она действовала любовью в приношении его сына.
Вера Авраама завладела Христом и привела его к самому сердцу Спасителя со всеми Его спасительными благами; но та вера, которая ничего не приносит, никогда не почитает Бога. Вера - это Божий дар, а не то, что произведено человеком. Но тогда возникает вопрос: как эта вера передается, чтобы мы могли увидеть, есть ли она у нас? Для того, чтобы решить этот вопрос, нам сказано: "верою Ной, будучи предупрежден Богом о вещах, еще не виданных, двинулся со страхом, приготовил ковчег для спасения своего дома" (Евр.11.7 KJV). Вот первое - хотя и не впервые выраженное - предупреждение Бога: вера, которая является плодом Духа, приемлет это предупреждение; и, конечно же, такое Божье предупреждение применяется к сердцу и совести силой Святого Духа, или же в него никогда не поверят. То, чего еще никто не видел, было потопом, погубившим старый мир. Для нас же это Судный день и страшный конец всех, кто умирает в своих грехах, а также видение наших грехов, предстающих нам, когда Бог заставляет нас поверить, что мы отвечаем за них, и убояться, что Он "восхитит и не будет избавляющего" (Пс.49.22). Тогда, и не до этого, мы начинаем искать способ спасения.
Ной был предупрежден; в это предупреждение он поверил, и увидел, что разрушение надвигается, и это сопровождалось  страхом, который заставил его подготовить ковчег. Без веры и страха мы никогда не начинаем по-настоящему смотреть на путь спасения от грядущего гнева. Ковчег, как место безопасности, может быть прообразом Христа, хотя в других отношениях он является прообразом Церкви. И вера, которая является Божьим даром, и, как и Божий страх, вложена в нас Им Самим, действует, и движется по Божьему слову; и душа, в которую внедрено все это, будет мучиться и никогда не найдет покоя, пока не обретет во Христе Иисусе безопасность от гнева и разорения. Это всегда можно найти в служении Павла, ибо он говорит нам, что, куда бы он ни пошел, он проповедовал покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.  Авраам услышал Божий призыв и поверил в него, ибо верою, когда он был призван, он повиновался и вышел; но никогда не наслаждался истинной дружбой и примирением, пока не принял Христа в обетовании. Тот же, кто предупрежден о вещах, еще не виданных, и кого Бог заставляет верить этому предостережению, не может успокоиться, пока не найдет Христа и не обретет ту веру, которая есть дар Божий.
Вот вера, которую мы должны иметь, прежде чем мы сможем понять значение слов Павла в этом тексте, который говорит, что сейчас пребывает, в этом мире, пока мы в нем, или настоящее время, пребывает, остается и продолжает быть с нами: вера, надежда и любовь, но самое большое из них - это любовь.
Вера пребывает с теми, кому дана для различных целей, одна из которых заключается в том, что мы можем пребывать с Богом. Знак настоящей веры таков, что не для того, чтобы смотреть на себя, как на пребывающих дома в этом мире, но чтобы пройти через него в небесную страну. Мы обитаем в скиниях, шалашах,  в подвижных жилищах, - мы не можем жить на одном месте, как будто этот мир является нашим домом, - и этого можно достичь только благодаря тому, что вера завладела лучшей страной. Это также можно увидеть и в случае Моисея: "верою Моисей, когда он пришел в зрелые годы", в сердце своем был схвачен обличениями Духа, Который показал ему его собственное состояние, и состояние египтян и всего мира;  он твердо уверовал в это, и результатом стало его изгнание из усыновления дочерью фараона и отлучение от царского наследия, ибо он предпочел, скорее, страдать с народом Божьим, чем наслаждаться кратковременными удовольствиями греха, зная воздаяние.
Еще одним доказательством истинной веры является то, что праведный человек должен жить ею. Апостол говорит: жизнь, которой я сейчас живу, пока я во плоти, я живу верой в Сына Божьего; но до этого он жил своими добрыми делами, пока не пришла заповедь, и грех ожил; потом он умер, и смерть, в приговоре закона, царила над ним, пока в нем не явился Христос, и ясно, что дальше он всегда жил ради Него, рядом с Ним и в Нем. Этой верой во Христа он нашел доступ к благодати, милости и любви Божьей; через эту веру он был принят Богом; этой верой Христовой, и ради этого Христа он ожидал, что каждый новый запас благодати и силы будет дан ему на день испытаний, и через эту веру, которая была сосредоточена на Христе и на обетованиях Бога в Нем, он не просто ожидал, что будет избавлен - он верил, что Бог сохранит его от зла до конца и даст ему венец праведности и славы; и каждый обладатель истинной веры живет таким же образом, хотя бы и не в такой высокой степени.
Вера также пребывает в нас, чтобы мы могли возвыситься над собой. Вера есть "сущность вещей, на которые мы надеемся, и доказательство того, чего мы не видим". И "не видел того глаз, не слышало ухо, и сердце не понимало (во всяком случае, больше, чем в очень малой мере) того, что Бог приготовил для любящих Его". Естественный, или буквальный взор не может видеть ничего из этого, все, что видно, видно по вере, и поэтому написано: "мы ходим по вере, а не видением".  Вера выявляетреальность тех вещей, которые она открывает словом, и ожидает наслаждения от них, а потому она берет крест, следуя за Христом, отвергая себя; и так ходящий верой следует за теми, которые через веру и терпение наследуют обетования.
Другая вещь, которую производит вера - это борьба, "добрый подвиг веры". Павел говорит: "Я добрым подвигом подвизался, веру сохранил"."В этой борьбе, - говорит он, - мы боремся не с плотью и кровью, но против князей, против сил, против правителей тьмы этого мира, против духов злобы поднебесной".  Ясно, что он имеет в виду козни кознями дьявола, помимо плотских аппетитов плоти и крови; эти последние, говорит нам Павел - и мы это чувствуем -  вожделеютпротив Духа, но вера, как благодать Духа, мощно помогает нам усмирять эти вожделения, как можно видеть в Моисее, когда верою он стал распятым для всего мира. Козни дьявола, который является могущественным противником и правит мирскими людьми во тьме и во всяком нечестии, не позволяют тем, что избежали его царства, и введены в Царство Божие, жить в покое, если он может иметь доступ к ним, как можно видеть в случае Иова и других. Некоторых он искушает яростно богохульствовать, неправо мыслить о Боге, бунтовать против Его владычества, сомневаться в Его благости и не верить в Его любовь; он говорит нам, что мы лицемеры, что в нас нет реального дела Божьего, и что мы еще нуждаемся в истинной благодати Божией, или мы никогда не должны чувствовать таких вещей, как Его работа в нас.
Что же можно сделать в этой битве, если вера хочет того? Если бы исход этой битвы зависел от человека, он бы проиграл ее в первый же день; но Христос - не только Автор, но и Совершитель, веры, и Он не позволит ей потерпеть неудачу, пока Он не сделает Свою последнюю работу, и это, как говорит г-н Хантингтон, делает смертный одр легким**. Когда сам Павел с трудом преодолевал эти силы тьмы, он получил возможность взять оружие, которой Джон Беньян назвал всякой молитвой (Еф.6.18)***, и умолял Господа об избавлении, о силе, чтобы устоять, а также для преодоления; и это было даровано ему по молитве веры, так что мы видим, что в этих битвах дело веры состоит в том, чтобы бороться в могуществе Иисуса, а не в человеческой силе. Павел говорит, что пояс истины очень полезен в этой битве, несмотря на все, что дьявол может высказать против нас со своими предложениями к нашим сердцам или любым своим слугам против нас. Поэтому совершенно необходимо, чтобы истина была принята и чтобы мы крепко держались ее в вере и любви. Нагрудник праведности, ботинки мира, щит веры, шлем надежды на спасение, меч Духа, Слово Божье - они незаменимы в борьбе веры и все должны быть приведены в действие по мере необходимости. Таким образом, мы должны бороться с силами тьмы или против них, и это позволит нам сила Святого Духа, действующая верой в наших сердцах, чтобы овладеть ими и противостоять им всем огненным стрелам дьявола. И все те, что благословлены  истинной верой, могут быть уверенными, так или иначе, в том, что она испытана и действует; и пусть битва никогда не будет такой горячей, как у Павла, у них есть обетование быть, наконец, более чем победителями через Того, Кто возлюбил нас.
Еще одна причина, по которой Павел говорит, почему вера пребывает с нами и как мы можем устоять. Он говорит Коринфянам, что он не имел власти над их верой, но был помощником, через его служение, их радости; ибо только верою они устоят. Опять же,"оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа, через Которого мы также имеем доступ верой к этой благодати, в которой мы стоим". В Псалме 19 вы можете видеть, как вера действует, чтобы удержать нас. Псалмопевец говорит: "некоторые уповают на колесницы, а некоторые на коней"; но "мы именем Господа, Бога нашего хвалимся", ибо Он находит радость в тех, кто боится Его и надеется на Его милость. Это те, что отрекаются от  себя и уповают только на Сына Божьего; что видно в следующих словах: "но мы будем помнить имя Господа Бога нашего. Из этого следует, что те, кто верят в себя, или В что-либо, кроме Христа, обязательно будут низвергнуты и потерпят неудачу: "они низвергнуты и пали;" но мы, что помним имя Христа, о котором Бог говорит, что Он сделает так, чтобы Его помнили все Его Избранные, во всех поколениях, как единственный предмет веры для их спасения, - к таковым обращены слова: "но мы воскресли и стоим". Никто не может стоять в правде перед Богом, но верой во Христа; и никто другой не сможет подвергнуться огненному испытанию, которое будет проверкой дел каждого человека в Судный день, ибо "нечестивые не устоят на суде, ни грешники в собрании праведных".
Евр.11 описывает, как верою повиновались Богу вышедшие из мира, которые были здесь и ходили с Богом. Они, говорит Павел,  все умерли с верой, то есть ввиду смерти, они полностью доверяли тому, что Христос должен был сделать, и страдали за то, чтобы обрести благословенный вход на небо; и они также умерли в вере в воскресение тела к славному бессмертию. О некоторых из этих достойных ясно сказано, что им угрожала смерть, и что они не приняли избавления на условиях, недостойных их исповедания, и причина в том, что они могут получить лучшее воскресение. О них также говорится, что они не получили обетования; Христос еще не пришел во плоти, и Он еще не исполнил закон Своим послушанием и не пострадал за них в Своем теле на дереве; но это не имело никакого значения, потому что вера восприняла все это как истину, и Христос Иисус стал целью их пути, и Он Тот же вчера, сегодня и навсегда.
Я должен сказать здесь только об одной части жизни веры, о жизни по провидению Божьему, в которой большинство, если не все из вас, были наставлены в то или иное время. Когда испытания такого рода посещают нас, мы ищем прецеденты в слове, которые, когда они обнаруживаются, принимаются как мольбы к престолу благодати, но только если с верой, или же они будут бесполезны. Примеры такого рода многообразны в слове Божьем, и иногда приятно посмотреть и увидеть, что мы не искали напрасно. Много, много раз это было моей работой, и часто я видел Его руку надо мной, к смирению моего сердца и похвале Его имени.
2. "А теперь пребывают вера, надежда, любовь". Все люди по своей природе имеют надежду, но только это надежда нечестивых, которые рано или поздно должны отказаться от нее. У лицемера есть надежда, и его надежда упоминается в Иове 8, и там также описан ее характер; и это то же самое, что Спаситель называет каменистой землей. Ее росток может зазеленеть под солнцем, но он завянет, как только гонения, искушения или скорби придут на него. Человек может быть исповедующим и радостным, когда у него нет сокрушения сердца, нет печали от чувства своего греха и развращения, и у него нет корней, ибо под ними только камни; и тогда его исповедание разваливается или увядает. Другая часть характера лицемеров описана в Мтф.23: они на вид праведны и порядочны для мира, но их сердце, не очищенное покаянием, находится в том же состоянии, в котором оно было всегда, не пройдя через суд, милость, веру и любовь Божью. Суд заповедей, приложенный к совести, они никогда не чувствовали; поэтому милость не нужна им, и их вера не верует в нее, и, конечно, если у них нет веры, то нет любви, ибо вера действует любовью.
Дело Божье - привести нас к живой надежде, несущей жизнь; но разрушение ложной надежды предшествует этому. Весь свет, если он только в голове, никогда не сможет этого достичь, и эта ложная надежда никогда не будет оставлена, если Сам Бог не уничтожит ее. Господь воздвигает грехи наши, как ярмо на наших шеях, и привязывает их там, чтобы никто не мог освободить нас, кроме Него Самого.  Под этим игом Ефрем взывает: "Ты наказал меня, как тельца, непривычного к ярму" (Иер. 31.18). Но хорошо, что человек носит ярмо в юности своей, он сидит в одиночестве и соблюдает молчание, потому что он нес его на себе; он полагает уста свои в прах, ибо только так для него есть надежда" (KJV). Именно в этой долине скорби нам открывается дверь. "Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской" (Ос.2.14-15). Когда душа воспитывается в надежде, а знание о интересе ко Христу жаждется ею, как откровение Христа для души, и когда вера удерживает его и дает ему жилище в сердце, это - " тайна Бога среди язычников, Христос в вас - надежда славы" (Кол.1.27 KJV).
Еще одна вещь, о которой действует надежда - это знание о прощении грехов. Псалмопевец говорит: "Моя надежда в Тебе; избавь меня от всех грехов моих и не делай меня поношением у глупых". Всякий раз, когда Кровь Христа познается нам в ее  действенной силе в совести, она очищает от всякого греха и говорит лучше, чем кровь Авеля, которая взывает к мести. И только через нее приходит милость. Другое дело, что надежда осуществляется в отношении того, что, говорит Павел, невидимо: "ибо если что человек видит, почему он еще надеется? Но если мы надеемся на то, что невидимо, то будем с терпением ждать этого" (Рим.8.24-25). И это надежда на жизнь во славе; ибо если только в этой жизни мы имеем надежду во Христе, то мы самые несчастные из всех людей (1 Кор.15.19). Последователи Христа отвергают себя и берут крест, и пусть будет все, что угодно; и в этом смысле, как говорит Спаситель, тот, кто теряет свою жизнь в этом мире, обретет ее; и иногда такие могут радоваться в надежде на славу Божию.
Воскресение тела - это еще одна вещь, к которой имеет отношение надежда. Бог позволял преследовать уверующих за эту надежду: "Меня судят за чаяние воскресения мертвых" (Деян.23.6). Человек, который почувствовал зло греха и который в этой хижине часто стонет под ним, надеется, что настанет время, когда он будет избавлен во всех смыслах от рабства тления и не почувствует в себе никакого противостояния Богу; и его надежда будет осуществлена при воскрешении тела из могилы; ибо тогда смертное облечется в бессмертие, и тленное в нетление; и тогда будет исполнено сказанное: "поглощена смерть победою".
Вечная жизнь в присутствии Бога - это еще одна надежда: "в надежде на вечную жизнь, которую Бог, что не может лгать, обещал во Христе до начала мира" (Тит 1.2). В этой жизни у христианина есть различные превратности, беды и страдния, и смерть приходит в конце ее; но когда наступит вечная жизнь, не будет больше проклятия, больше не будет гнева, скорби и печали; "ибо на горе Сион Бог принес благословение, жизнь вечную" (Пс. 133.3 KJV), и к этой горе Сион все святые придут "с пением и вечной радостью над головою их, они обретут радость и веселие, а скорбь и воздыхание удалятся" (Ис.51.11 KJV).
3. "А теперь пребывают вера, надежда, любовь, но любовь из них больше". Хвала любви, данная нам в этой главе, противопоставляется великим дарам и делам. Языки человеческие, как они ни многочисленны, и красноречие ангелов, как оно ни велико, без любви лишь медь звенящая.  Дар пророчества, понимание всех тайн и всех знаний, вера, двигающая горы - все это ничто без любви. Отдайте  все свои блага, чтобы накормить бедных, и свое тело на сожжение - если все это будет сделано без любви, вы ничего от этого не получите. Из этого ясно, что любовь в самом высоком смысле, о котором говорит Павел - это любовь Бога к нам и  наша любовь к Нему. Эта любовь в святых жаждет Христа и добра даже к гонителям в гонениях, как это часто было замечено.
"Любовь не завидует": если мы наслаждаемся любовью Христа, она кладет человека к Его ногам, делает его довольным и не завидующим никому. "Любовь не превозносится": когда незаслуженная любовь покорила сердце упрямого грешника, который шел по-своему и, если бы ему не помешали, уничтожил бы сам себя, то таковой не имеет ничего своего, чтобы этим хвастаться; он должник за всю благодать, дарованную ему; он чувствует, что все это является свободным даром. "Любовь не гордится": знание надмевает, говорит Павел, но любовь делает скромным, и такой человек почитает других лучше себя, когда нечестие в лучшем случае терпит превосходство других.
"Любовь не ищет своего": это прежде всего следует наблюдать в любви святых. Нечестие может не искать только своего; но любовь святых страстно желает,  чтобы другие могли насладиться благом, которое они получили, и готова на большие усилия и страдания, чтобы и они, если возможно, могли это благо найти; это и значит любить ближнего как самого себя. "Любовь не раздражается": она будет мириться с тем, что другой человек не сможет понести: мученики давали обильные доказательства этого под многочисленными мучениями своих врагов. Любовь "не мыслит зла": любовь от Бога; все злое мышление и поступки происходят от нечестия.
Любовь "не радуется неправде". Тот, кто почувствовал зло греха и свое жалкое состояние в результате греха, не может радоваться беззаконию; "но радуется истине". Милость и истина соединились во Христе, правда и мир лобызаются в Нем, и то, что все это соединилось вместе, делает святого любящим истину и радующимся в ней. Любовь "все переносит": ради Христа она будет с радостью нести любое бремя; святые по этой благодати несут бремя друг друга и исполняют этот закон Христа, и, кроме того, несут насмешки презирающих и искушения, которые лежат на их пути, "ибо многие воды не могут залить любовь, и не могут потопить ее" (Песнь 8.7 KJV). Любовь "всему верит": это может на первый взгляд ослепить усомнившихся святых, но посмотрите немного - и вы увидите истину слов Павла и полностью согласитесь с нею. "Хотя они называют это ересью, я поклоняюсь Богу отцов моих, веруя всему, что написано в законе и пророках" (Деян.24.14 KJV). Вера, которая действует через любовь, есть та, которая помогает; и любовь в сердце будет сладко подчинять нас истине, записанной как в законе, так и в пророках.
"Любовь на все надеется". Это можно увидеть в некоторых из самых трудных обстоятельств, с которыми сталкивались дети Божьи. Давид, изгнанный Саулом в сухую и жаждущую землю, где не было вод святилища, изливал свою душу: "слезы были хлебом моим днем и ночью", в то время как враги его постоянно говорили: где Бог твой? Почему Тот, Кому Давид так доверился, когда он убил Голиафа, не явился ему тогда? "Я ушел, с любовью и радостью в сердце моем, к дому Божьему с теми, кто держал святой день", и любовь теперь побуждает мое сердце: "Почему ты унываещь, душа моя? Надеюсь, что ты в Боге; ибо я еще буду хвалить Его". Ибо Его присутствие есть спасение, и Он приведет меня к Своему жилищу.
Иона в чреве кита - пример любви, надеющейся на все, ибо чей случай может быть более отчаянным, чем его? Если бы у него не было любви в его душе, вы бы никогда не услышали слова, текшие из полноты его сердца. Даниил в львином логове и трое детей в огненной печи любили своего Бога и надеялись на Него; надежда вела их вперед, и их ожидания были полностью оправданы. Святой Божий в скорби, хотя он, возможно, и не сможет увидеть своего пути, все же, если у него было какое-то чувство любви Божьей в его сердце (и будьте уверены, если он святой, у него была эта любовь более или менее) - я говорю, что эта любовь заставит его надеяться на Бога, Который приведет его к прекрасному исходу.
"Любовь все переносит". Благословен человек, который терпит искушение; ибо, когда он будет испытан, он получит венец жизни. Любовь Христова заставила одних терпеть побивание камнями до смерти, других - быть распиленными, блуждать в овечьих и козьих шкурах, лишиться всех благ жизни,  страдать и мучиться, заставила их терпеть насмешки, бичевания, узы и тюрьмы, заставила Павла терпеть порку и побои. И хотя большинство из этих вещей многие другие, приписываются вере, мы знаем, что именно та вера, которая действует любовью, заставила святых терпеть все это, и, по словам Павла, это самая мощная сила, ибо "любовь никогда не перестает". Пророчества, языки, знание обречены на исчезновение, они прекратятся и исчезнут; но не так с любовью. В этой главе нас сравнивают с детьми; наше понимание, знание и свет еще не достигли зрелости, и они никогда не будут совершенными, пока не будет устранено все несовершенство. Поэтому мы в этом мире, как однажды было сказано, лишь облекаемся в веру, надежду и любовь, и пока мы здесь, они могут быть осуществлены лишь отчасти. Вера ведет к надежде, любовь созерцает и радуется, но сама любовь выше всего этого.
Любовь не принадлежит нам по нашей природе: не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, и мы любим Его потому, что Он сначала возлюбил нас. Плотский ум -  это вражда против Бога, и он не подчиняется закону Божьему, так что те, кто во плоти, не могут угодить Богу (Рим.8.7). Но Бог обещал обрезать сердца Своих избранных, чтобы они любили Его, и чтобы они могли жить. Павел гонитель не имел любви в своем сердце, когда преследовал святых; но когда Бог явил Ему милость, когда Он раскрыл в нем Своего Сына, ,и его грехи были смыты Кровью Божьего страдающего Сына, он говорит нам: "благодать Господа нашего изобилует  верой и любовью, которая во Христе Иисусе" (1 Тим.1.14 KJV). О том, почему любовь превыше всего, вы можете прочитать, когда фарисеи спросили Господа Иисуса, какова величайшая заповедь в законе, и Он ответил: "Слушай, Израиль! Господь - Бог наш, Господь един. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумом твоим, и со всей силой твоей, и ближнего твоего, как самого себя, нет никакой другой заповеди, более великой, чем эта заповедь.; на этих двух заповедях весь закон и пророки". Христос исполнил и то, и другое, иначе мы не могли быть спасены.
Эта любовь Божия к Его избранным - от вечности и к вечности. Христос, возлюбивший Своих, любил их до конца (Иоан.13.1). Мы знаем, что Бог обручил Своего Сына, ибо Сын назван Женихом, а Церковь - невестой.  И здесь мы видим, что любовь превосходна потому, что она вечна; она никогда не подводит, ибо она явилась во Христе, Который положил Свою жизнь за Свою Церковь. "Нет более великой любви, чем отдать жизнь свою за друзей своих" (Иоан.15.13). Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за нее; и все это, чтобы она была представлена Ему славной Церковью, не имеющей ни пятна, ни порока (Еф.5.27). Любовь никогда не перестает. Когда мы ощущаем естественную любовь, это, как известно, самая сильная страсть из всех; и когда ощущается любовь Христова,  душа никогда не будет полностью удовлетворена, пока не увидит Его таким, каков Он есть.

* Возможно, имеется в виду становление пятидесятников.
** "После того, как Вера совершила для них свое последнее служение, которое должно было облегчить их предсмертное ложе, и их взгляды на небеса ясны, все они умерли в вере ; и теперь они горят в любви, сияют в славе и купаются в удовольствии, в любви, которая не знает границ" (Huntington W. The Epistles of Faith. V.1. L.,1809. P.40)
***  И далее в "Рассуждении о молитве" (1662): "Молитва без сердца - молитва без жизни; сердце же, не исполненное Святого Духа, никогда не молится Богу" (Works. V.2. New Haven,1831. P.546) 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии