Грач Вася

   Мы шли с поминок, после
похорон.

   Мы - это муж, младший сын и
я.

   Вдруг муж говорит :" Берём."
Сынок соглашается :" Берем."
Я, думая о Мире умерших, не совсем " врубаюсь."

   И вдруг вижу в траве черненького, испуганного
грачика. Слева от него -
собачка, справа - котяра.

   У каждого на мордочках
конкретные, всем понятные мысли.Пауза, скорее всего,
затянулась.

   Я нагнулась к грачику,
прижала его к груди.

   "Ты же в новом плаще!" -
возмущается муж.

   " Но вы же вдвоём сказали:
" Берём " - вот я и взяла."

   Так, в нашей семье, появился
Вася.

   Сначала у него не было
имени. Но сноха попросила
назвать, и полегче, чтобы
внучка Катя легко воспринимала
на звук. Ведь Катеньке было
всего семь месяцев.

   Сначала Вася жил на балконе.
Но жара, невероятная жара;
Вася всё время встречал меня с
распахнутым клювиком. Рядом
стояла чашка с водой, но он не
догадывался, неумеха! Хотя мы,
знакомя, окунали его рот.

   Я купала его, и просто
примачивала ладонями - всё
равно балкон оставался каторгой!

   Спинку Васи покусали
" злодеи ". Я её смазывала
тетрациклиновой мазью.

   Когда, казалось, зажила, мы
с сынишкой стали, на велосипедах, возить Васю за
город, учить летать.

   Подкидывали грачика с
ожиданием полёта; Вася
устремлялся по вектору, по
движению рук, вверх, но на
короткое время, затем
стремительно падал вниз.Что - то в плечиках его было
разрушено.

   Но он старался нам угодить.

   Однажды даже увеличил время
полёта, и вылетел не по курсу -
над дорогой...Но - приземлился!

   Шёл автобус. Я кричала
водителю. Сынишка бросился к
Васе; до дороги было не просто:
по пояс трава и подьем.

   Это было как страшное кино!
Но, обошлось! Сынишка принёс
Васю! У фильма получился добрый
конец!..

   Мы часто брали Васю в огород. В автобусе было
муторно, ведь жара, а Вася ещё
и в сумке. Да ещё стал
проявляться характер : Вася
каркал! Пассажиры посмеивались.
Кто - нибудь обязательно " выпускал пар ",называя меня
" женщиной с вороной ".( Интересно, как определяли?!
Ведь я стояла монументально!)
Да это терпимо. Огорчало, что
Васе невтерпёж: он потел,
долбил стенки сумки и наращивал
голос!

   Вася рос. Есть так и не
научился. Я его кормила,
посадив на руку. Но науку пить - одолел! И плескаться!

   Мы стелили ему газеты, отчёты с моей работы за прошлые
годы, журналы. ( Васю бумагой обеспечивало всё управление, да,
да!)

   Милый Вася давно перебрался
к нам в комнату.

   А где спать? Васе уюта не
было...

   Муж, " золотые руки ",
клетку делать отказался.
   - Вот, осенью улетит на юг.
И зачем ему клетка?

   Я переживала. Без клетки
Вася не чувствовал себя дома.

   С субботника, с разрешения
главного экономиста, моей
знакомой, натащила ломаных
реек - что говорится, " припёрла".

   В доме запахло сосной.

   Муж не шевелился.Он или
верил, что Вася улетит на юг,
или не верил, что я всё делаю
всерьёз.

   Но однажды он вернулся с
гаража многозначительно  гордый.

   Оказывается, он сделал клетку из подручного материала
в гараже, покрасил всё и оставил сохнуть. А потом привёз.

   Красивая, зелёная, круглая,
похожая на воздушный корабль
сказочника - художника Билибина, клетка стала Васиным
Замком!

   А Вася возмужал : оброс
щетиной, клюв  намного увеличился ( если бы не контур,
можно было бы подумать, что
на пол - лица повисла гиря!),
взгляд стал снисходительнее.Как
будто Вася удивлялся, как можно
жить, как мы живём. Без Неба!

   Из форточки наблюдались облака, слышны были массивные
голоса птиц, готовящихся к перелёту...Вася часто скашивал
свои умные глаза и ...думал.

   Ведь уже была осень.

   К клетке мы привязали
жердочку - и Вася, переминаясь
с ноги на ногу, частенько
принимался прочесывать себя
отяжелевшим клювом, встряхивая
невидимые шурушки с перьев.

   Он тоже готов был к перелёту
на юг. Но летать не получалось.

   Наблюдая целые стаи грачей,
пасущихся на траве в поиске
трапезы, мы пробовали подсаживать к ним  нашего Васю.

   Увы, Вася для них был изгоем...

   Я целовала его в клюв, в голову... Однажды он типнул
меня за губу. Или ему надоели
мои страстные приемчики, или
ему захотелось ответить
взаимностью.

   На ночь мы сажали его на
ведро, внутрь клетки, хвостиком
проекционно над вместительным
объемом, закрывали тёмной
тканью, а зимой, в холода, ещё
и одеялом, до пола.


   И Вася спал.

   Думаю, ему снились ветви
деревьев, окружавшие его
гнездо, где он провёл короткое
своё детство. Думаю, ему - и
не раз - снились заботливые
родители. В отличие от нас,
у них были огромные, но нежные
клювы. Их горловое клокотание -
незабываемые колыбельные для
птенцов.

   Но, увы, судьба распорядилась жестоко...

   ...У нас жили две кошечки :
мама Мурыся и дочка Кепа. Когда
появился Вася, Мурыся явно
размечталась не о том. Но я ей,
и Кепе, строгим, совершенно
незнакомым даже для себя голосом сказала : " Нет! "

   И они поняли, мигом, обе.
И не было никаких попыток даже
" каннибализма "...

   Надо мной подшучивали друзья: " Грачи живут до трехсот лет.Кому же будет
завещана Васина жизнь? В будущем..."

   Настрой на Васю всегда был
позитивным. На работе , слушая
о нём, девчонки укатывались...

   Вася у нас прожил десять лет. Насчёт трехсот - тоже,
видно, была шутка...

   Последнее время Вася часто падал на спинку, трепыхался,
закатывал глазки.

   Младший  сын прочищал ему
носовые пазухи. Оказывается - из интернета - они могут забиваться  и запечатываться,
вызывая удушье.

   В воду мы подмешивали витамины.

   Колбаска, мясо, яйца - всё
только мягкое я кидала Васе в разинутый клюв , конечно,
порциями, маленькими.

   Сама, бывало, каркала,
подстрекая глотать...

   Он сидел на моей левой руке,
оставляя острые следы от
коготков.

   Иногда приходила Мурыся,
ложилась на диван, и, не моргая, смотрела, как я уговариваю Васю поесть. Она
понимала, что сам Вася не
способен  подцеплять пищу
язычком. Во всяком случае,
взгляд у Мурыси был материнским...

   Душ, тёплый душ, Вася не
любил. Но как промоешь и хвост,
и ножки,  и крылья... И я уносила его в ванну, а потом
укутывала в мягкую ткань, чтоб
не дрожал, прижимала, грела.
И Вася привык. Да и понимал,
что я не отстану.

   А в огороде, чтобы ему не
хотелось бегать по земле, теряясь из виду, создавая нам беспокойство, мы окунали
бедного Васеньку в ёмкость с
водой, а потом сажали на яблоню. И не жарко, и есть,
чем заняться Васе: он прихорашивался, прихорашивался...потом дремал...

   Червячка делили на кусочки. ( хоть и жалко было червячка)
Но ведь Васе нужны были биодобавки!

   Однажды, две сороки подлетели синхронно к Васе,
подтолкнули его боками, скинули, дремавшего!

   Может, захотелось поиграть?
Но я сорок отругала!

   А когда уже Васи не было,
они часто прилетали, стрекотали, сидя на крыше домика. Похоже, они искали
Васю, спрашивая меня, где он...

   Кепа и Мурыся умерли раньше,
друг за дружкой. Они прожили
с нами восемнадцать лет. Я не
буду писать, чего нам стоило
расставание с ними.

   Не менее горькое было расставание и с Васей.

   Все они похоронены на огороде : у забора  - кошечки, около фундамента домика - Вася.
Земля только там оттаяла.

    Цвели гиацинты...

   Добавлю : мы никого не
заводим. Очень тягостно терять.

   Когда смотрю на шифоньер,около пола, так и кажется, что долбится Вася,
своим прекрасным мощным клювом.
А ведь мы приносили речной песок, но Вася полюбил крашенные опилки дверцы...

   P.S. Внучка с дедом часто рисовали Васю. Он умел позировать, чувствуя к себе
внимание.

   С малого начинается всё
большое.

   Как знать, внучка захотела и окончила художественную школу
не по милости ли этих вот занятий? Не по милости ли
многолетних наблюдений за Васиным совершенством?

   Думаю : да!






   


   

   


Рецензии
Добрая и грустная история.
Очень понимаю Вас, дорогая Иветта,
как тяжело терять питомцев.
Здоровья, солнышка, творческого вдохновения!
С теплом-

Галина Преториус   29.03.2023 23:55     Заявить о нарушении
Галиночка, Солнышко Земное, спасибо!
Как жаль всех.......
Как сердцу терпеть....

Иветта Дубович Ветка Кофе   30.03.2023 04:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.