Воспоминания И. С. Тургенева о великом русском

Публикуемые ниже воспоминания ныне почти забытого русского прозаика И. С. Тургенева (1818-1883), автора пользовавшихся когда-то известностью повестей о домашних животных «Бебе», «Иаиа» и «Мяумяу», а также малоудачного романа «Матери и внуки», о великом русском писателе Иване Ивановиче Иванове имеют большое значение для воссоздания облика крупнейшего романиста в истории человечества, обессмертившего своё имя всем известными творениями «На грязном чердаке», «Шизофреник» и «Четверг».

И. С. Тургенев был знаком с великим писателем только мимоходом, поскольку Иван Иванович Иванов всю свою жизнь был всецело поглощён двумя главными занятиями всякого порядочного писателя – алкоголизмом и связанной с ним необходимостью зарабатывания на пропой писанием гениальных романов. У великого писателя земли Русской практически не оставалось времени ни на образование, ни на знакомства с тогдашней литературной средой, весьма, впрочем, серой и бесталанной, ввиду малой распространённости в ней употребления алкоголя.

И. С. Тургенев при своей единственной встрече с классиком, по большому счёту, не смог разглядеть в великом русском писателе Иване Ивановиче Иванове той гениальности, которая поражала и поражает в нём и при жизни и после смерти. Такая близорукость малоталантливого романиста понятна, учитывая низкий уровень его художественных произведений.

Публикуемые воспоминания были обнаружены при попытке выбросить на свалку ввиду его малоценности мадридский архив И. С. Тургенева.


И. С. Тургенев


Мои встречи с писателями


«Великого русского писателя Ивана Ивановича Иванова мне удалось увидеть только один раз в годы моей ранней юности, но воспоминания об этой встрече запечатлелись в моей душе на всю жизнь.

Я шёл тёмной ночью по глухой московской улице. Вдруг я увидел очень выпившего человека, прилегшего отдохнуть возле стены дома. «Мужик, угости выпивкой», вскрикнул мужчина, от которого веяло большим количеством употреблённого алкоголя. К стыду своему, надо признаться, я молча ускорил шаг и потерял из виду этого мужчину. Он что-то говорил мне вслед, но я не решаюсь привести эти слова.

Впоследствии я узнал от знакомого, что это-то и был наш великий писатель, обессмертивший себя «На грязном чердаке», «Шизофреником» и «Четвергом». Очень жаль, что я не воспользовался этим моим мимолётным знакомством с классиком для более близкого с ним общения, о чём я жалею до сих пор.

Но, увы, – если бы молодость знала, если бы старость могла!»


Рецензии