Северный рубеж. Глава 4

Идеи Николаева


В прессе сообщалось, что к празднованию 75-летия гарнизона Сер-Варангер, которое планировалось на 1 июля 1997 года, предусмотрен ремонт-реставрация первой казармы ГСВ в пос. Сванвик. Оказывается, она была построена еще в 1922 году. На ремонт государство выделило 400 тыс. крон. Согласно справочнику по коммуне Сер-Варангер за 1983 год, гарнизон был официально создан по решению Стортинга 1 июля 1921 года в Киркенесе с наименованием "гарнизонная рота».  С 1959 г. гарнизон принял на себя задачу по охране границы и постоянно оставался "регулярным военным формированием по защите суверенитета Норвегии в важном пограничном районе". Солдаты в гарнизон призывались со всех районов страны. Вначале они проходили 3-х месячную рекрутскую школу, а затем 9-месячную службу. Командный состав служил от 2 до 5 лет и более. В последнее время для военнослужащих был создан "телефон доверия".

Познакомился с Лобановым Юрием Ивановичем, руководителем службы внешних связей в областной администрации, с начальником РОВД майором Загайгевичем Василием Петровичем, который прибыл в Никель из г. Полярный. 
В апреле предпринималась попытка привлечь к учениям "Путина-95" подразделение Береговой охраны (БОХР) Норвегии "Север", которое в тот период возглавлял капитан 2-го ранга Мюре Торстейн. С этой целью направляли через НПК письмо в адрес БОХР - почтовый ящик 295 8401 Сертланд. Норвежцы, ссылаясь на занятость, от участия отказались. Предложили этот вопрос внести в повестку запланированного рабочего визита командующего Северным флотом вице-адмирала Н.Н. Кудинова в сентябре 1995 года в Осло и Берген.

5 апреля  в ФПС рассматривался порядок и условия присвоения почетного звания «Ветеран пограничных войск». Обсуждалась идея Николаева наделения ФПС правами министерства или формирования нового министерства с наименованием «Пограничного регулирования». Помимо погранвойск в новое министерство, на правах самостоятельных, могли бы входить и другие субъекты или их отдельные структуры: федеральная миграционная служба, государственный таможенный комитет, витаконтроль, охрана рыбных ресурсов и т.д. В качестве доводов приводился пример по США, где иммиграционная и натурализационная  службы контролирует не только въезд-выезд, но обслуживают глубинные районы страны. Они обладали разветвленной информационной системой, чего у ФПС не было.

В размышлениях и предложениях директора ФПС Андрея Николаева чувствовалась озабоченность за судьбу границы. Насколько они были целесообразны в тот период, трудно сказать, но то, что в перспективе старую систему следовало в корне менять, вопроса не возникало. Вопрос возникал, как менять, за счет чего, какие использовать методы и способы.
В статье директора «Рубежи России, раздумья о важном», в частности, говорилось, что до первой мировой войны царская Россия имела  на Балтийском море береговую линию протяженностью 2400 км. В настоящее время она равнялась 618 км. Это против: 1300 км у Германии и Польши; 2460 у Швеции; 1230 у Финляндии; 800 – у Дании. Николаев, с учетом ситуации на Черном море, сравнил настоящее положение с допетровскими временами.

Жалко, что Николаев ничего не сказал о положении в Баренцевом море. Проблем много и их тоже следовало решать. Норвежцы не хотели,  неустойчивая политическая и экономическая ситуация в России их устраивала.
Возникали финансовые и прочие проблемы. Приходилось думать, как проводить встречи с норвежцами на 250 рублей, как определяли приказы. Особенно здесь в Никеле, где все очень дорого. Нужно еще и сувениры покупать. На норвежской границе существовал такой порядок - сувениры дарила та сторона, которая приезжала в гости. Выезжать к соседям, все равно как на Голгофу идти, российские пограничники выглядели просто нищими.
 
Министерство юстиции Норвегии в целях улучшения борьбы с экономической преступностью создала в каждом полицейском участке "специальную ревизионную полицию с собственным статусом". Похоже на наши отделы по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). В Минюсте их курировал директор отделения  Пер Арне Скогста.
-Неплохо было бы и до этой службы довести «оленьи безобразия» на границе, - предложил Алекс представителям местной администрации.
-Пожалуй, - согласился Виктор Татарников,  - олени тоже экономика, по крайней мере для нас. Хватит им  экономить за счет нас. Есть тут и экологические проблемы.
В то врем соседи постоянно «обстреливали» наши экологические организации. Особенно отличались «эколог-путешественник" Стивен Викан и предприниматель Коре Стурвик.  Следовало и российской стороне брать быка за рога.


Заповедник «Пасвик» и далекий Пекин   


Впервые о заповеднике Алекс узнал из заметки в газете "Печенга" от 20 мая 1995 г.  под названием "Книга о заповеднике Пасвик." Автор книги - заместитель директора заповедника Ольга Акиндиновна Макарова. В статье сообщалось, что в Печенгском районе в 1992 году на основе двустороннего сотрудничества с норвежской стороной был организован Государственный природный заповедник "Пасвик". Совместно проводилось проектирование заповедника и оказывается место для него, в конечном итоге, выбрали норвежцы. В заметке упоминался известный норвежский орнитолог Ханс Сконинг, который в начале века занимался изысканиями в этом районе. Этим уголком живой природы интересовались и другие ученые. Здесь проводились археологические раскопки, и потому место представляло интерес не только с природной, но и с исторической стороны.

В ходе двусторонних переговоров заповедных дел специалистов возникла идея издать книгу о заповеднике "Пасвик". Договорились, что первую часть "О культуре" готовит норвежская сторона, а "О природе" - российская. В конце 1994 года издательство "Грюндаль Дрейр" в г. Осло завершило подготовку рукописи, и в свет вышла книга "Пасвик", которую и Алексу, несколько позже, вручил директор заповедника Анатолий Хохлов в качестве презента.

Исторический очерк написал Стейнар Викан, ему принадлежали и все цветные фотографии. Кстати, в разных данных он проходил и как Стейн, и как Стеван. Может это разные лица. Но то, что один из них был вице-губернатором Финмарка, это точно.  Кто же такой активный во множественных лицах? Следовало разобраться.
24 апреля Директор ФПС с делегацией убыл в Пекин. Некоторое время спустя в пограничном журнале появилась статья о данном визите. Содержание ее забылось, за исключением, в составе делегации был Владимир Рожков. Была даже опубликована его фотография. Все такой же седой, на вид, правда, уже не моложавый, потяжелел, сказывалась оседлая московская служба.

Апрель запомнился еще тем, что Кочелаев, наверное, уже генерал, от имени командующего Плешко разговаривал с Алексом по вопросу возможности возглавить создаваемую в АГПВ Службу собственной безопасности. Предлагая, он, как бы, и  отговаривал, да и сам Алекс не хотел заниматься этим делом. Чужое, копаться в грязном белье, частые и долгие командировки по большому, даже для России, арктическому участку. Отказался.
Накануне Дня Победы в г. Хамерфесте состоялась юбилейная встреча ветеранов Второй мировой войны. В норвежских газетах писали, как представители батальона Альта выражали протест по поводу того, что приглашенные на торжества ветераны сами должны были оплачивать дорогу и проживание.

-Оказывается и в Норвегии ветераны считают деньги! - бросил он Анатолию Вознюку, когда они вместе просматривали прессу. -Что же тогда остается нам?
 -Нашим и того хуже, - ответил он. Отдельные были в Киркенесе 8 мая, участвовали в  праздновании 50-летия освобождения Норвегии, им понравилось как принимали. Норвежцы пригласили из Мурманска 20 и от Печенгского района 10 человек.
-Понятно, а в чем закавыка?
-Закавыка в том, что наша сторона пригласила в Мурманск только пятерых норвежских ветеранов из коммуны Сер-Варангер. Маленькая, но говорящая о многом деталь.
-На что другое, а на победе экономить нельзя, я так понимаю, - поддержал Анатолия Алекс. Лицо победителя терять никак нельзя.
Запомнилось, что приглашение председателю Совета Финмарка Эрлингу Флеттену направил заместитель главы администрации Мурманской области Ю.Бергер.
До 10 мая нужно было дать кандидатуру на командировку офицера отдела в Таджикистан. Тогда это было в порядке вещей, как по случаю усиленной на заставу.
Алекса и с нехваткой кадров, и с учетом собственной оценки обстановки в регионах одолевали тягостные размышления.

-Если на юге, в Таджикистане или на Кавказе, активность обстановки проявляется в открытой форме и прежде всего в военной экспансии, - думал он, - то на Севере, в приграничье она не менее активна, но в скрытой форме и ведется по планам спецслужб.
- Не известно, что опаснее, имея в виду, перспективу, - убеждал он отдельных коллег. -И кого и как надо усилить? - добавлял он
-Мы так далеко не думаем и живем, чаще,  одним днем, - соглашались с ним многие. Где горит, туда и бежим.
-Хорошо если бежим, чаще топчемся, а если точнее затыкать дыры только успеваем, - приходил к убеждению Алекс.

Вот еще одна дыра, которую следовало как-то прикрывать. Поступило распоряжение по обеспечению условий  для проведения российской геофизической экспедиции по ноте МИД РФ 48/2Е.  Вопрос следовало согласовать с сопредельной стороной на уровне пограничных комиссаров. Электромагнитные съемки осуществлялись с наших самолетов с залетом на сопредельную территорию.
Норвежцы поставили условия: исключить из района съемок гарнизон Сер-Варангер и о каждой съемке  заблаговременно ставить их в известность - предупреждать пограничного комиссара.




Борис и Глеб, варяги и граница


15 мая все православные Печенгского района отмечали дату перемещения мощей великомучеников Бориса и Глеба. В этот день праздничное богослужение состоялось в церкви святых в пос. Борисоглебск. Кто такие Борис и Глеб в русской истории, Алекс, откровенно говоря, толком не знал. Начал листать книжки и установил, что Борис и Глеб оказались детьми князя Владимира Святого, того кто первый заключил с норвежцами пограничный договор. Он имел 12 сыновей от разных жен. Борис и Глеб были младшими от жены болгарки. В 1015 г. они были убиты людьми Святополка их старшего брата. По данным известного российского историка Н.И.Костомарова Борис был умерщвлен близ Переяславля на берегах реки Альта, Глеб на Днепре, близ Смоленска.

Прочитал Алекс эти строки и задумался, ведь в Норвегии тоже есть река Альта и коммуна Альта. Наверняка это как-то связано с периодом пребывания на Руси варягов-Рюриковичей. Альта переводится как «верхняя». По редакции Н.И.Костомарова варягами (Varingiar) назывались жители скандинавского полуострова (полуостров Варангер, Варангер-фьорд-Варяжский залив), служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водным путем по рекам от Балтийского до Черного моря. Так как русские в образе этих людей познакомились со скандинавами, то перенесли их сословное название на название всех обитателей скандинавского полуострова. А в последствии оно расширилось до представления обо всех западных европейцах, подобно тому, как позднее русский народ называл всех западных европейцев немцами.

Позднее. Но похоже, что ранее русский народ не отгораживался от варягов, а был с ним сродственным. Дело в том, что своим «высочайшим богом» русские считали небесного творца Сварога (вариант этого имени представлен в Ведах как  «Варуна», к тому же корню восходит и греческое «Уран»), Имя Сварог -Варун объяснимо из санскрита, в котором Iswara имеет значение: бог, всевышний, господь, повелитель, хозяин, владелец и даже супруг. До сих пор существует фамилия Изварин.
По-русски Сварог - «созидатель» - сваривающий, сварганивающий. Сварог- Варун-Варангер тесно связаны. Вспомнилась Алексу и песня уральских геологов про реку Варгын, которую он  услышал на берегах озера Тургояк в 1965 году.

В стороне от трактов и дорог,
Где река Варгын струится,
Вырос из палаток городок,
Словно в сказке небылица....

По Ключевскому варяги, вооруженные шайки пиратов (а ими гордятся, как мы первопроходцами на Восток), которые на Западе были известны, как даны (из Дании). Не исключено, что варяги (вряги) затем перешло в понятие враги. По словам «Повести временных лет», новгородцы были сначала славянами, а потом стали варягами, как бы обваряжились вследствие усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Наверное, по этой причине они, в более поздние времена, не раз шли со шведами на сближение. Свеи — со славянского свои.
Варягов много было и в Киеве. Аскольд и Дир смогли, даже, набрать из них целое ополчение, с которыми отважились напасть на Царьград. Варяги были в Руси задолго до Рюрика в Новгороде. Так, в 839 г. послы Руси, возвращаясь домой, прибыли с византийским посольством к германскому императору Людовику Благочестивовому и там выяснилось, что они свены (шведы), т.е. варяги.

По этимологическому словарю русского языка, автор Макс Фермер, varangus телохранитель, воин из наемной страны. Слово "вар" могло означать верность, союзник, друг, дружина.
-Значит, наших дружинников из состава  пограничных ДНД можно называть варягами, - пытался вообразить Алекс 
-Пожалуй нет, - решил он, - так как  «варяжить» переводили и как заниматься  торговлей.
В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних походах из Швеции на Русь. Арабские источники утверждали, что Русь это особое племя славян, над которыми оно господствовала. А что говорит повесть о начале Руси:

"Не было среди славян правды, один род нападал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами, новгородцы собрались и сказали: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву" Отправили они послов за море к знакомым варягам (вождянам). Три родных брата откликнулись на зов, и пришли " с роды своими" с дружинами (варягами - ватагами) земляков. Рюрик пришел с братьями Синеусом и Трувором".

Зачем пришли братья? Пришельцы, как помечено у Ключевского,  были призваны не для одного внутреннего наряда - устройства управления. Предания говорят, что князья братья, как только уселись на своих местах, начали "города рубить и воевать всюду". Если призванные принялись, прежде всего, за стройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, значит, они были призваны оборонять (как в Византии) славян (местных) от внешних врагов, как защитники населения и охранители границ, и получали определенный корм за сторожевые услуги. Но наемники, по-видимому, желали жить лучше. Почувствовав свою силу, они стали властителями, а жалование превратилось в дань. Вот так область вольного Новгорода стала варяжским княжеством. В конце нужно сказать, что события, изложенные в повести это не народное предание, а сказание, схематическая притча о происхождении государства.
 
Специализация их охраны проявилась и в том, что Русь была платной союзницей Византии, обязывалась договорами за условленную дань оказывать грекам некоторые оборонительные услуги на границах империи. Так, договор обязывал Игоря не пускать черных болгар в Крым и "пакостить" в стране Корсунской. В Договоре Игоря с греками 945 г. указаны 25 послов. Среди них нет ни одного славянского имени.
Раньше писали: «Стоят на заставах богатыри и ездят во чистое поле поляковать». На границах же большей частью жили люди не довольные властью. Историки по этому поводу говорили следующее:

Московский народ выработал особую форму политического протеста – люди, которые не смогли ужиться с существующим строем и порядками, не восставали против него, а выходили из него «брели розно» бежали на пределы государства. Сначала бежали недовольные властью, потом раскольники от реформ Никона, потом казаки и крестьяне в поисках земли и лучшей доли. Не помнил Алекс  где читал, но запомнилась фраза: «…русские, и вообще славяне, издавна отличаются своей наклонностью к несогласиям и раздорам в мелочах, что и называется партийностью». В подтверждение этому приводился факт наличия в Российской думе в 1904 г. 33-х партий.

Что такое для России границы? В одной из своих речей Ричард Никсон, бывший президент США, высказал  мысль, что США - единственная страна ставшая великой державой, не приложив к этому ровно никаких усилий. С этим можно согласиться. Действительно на протяжении всей истории полная безопасность от вторжения извне; обширная территория, доставшаяся посредством истребления индейцев; плодородные земли, благодатный климат и т.д. Что касается России, то здесь история другая. Русская земля, по меньшей мере, один раз в 100 лет подвергалась опустошительному нашествию и довольно часто одновременно с нескольких сторон.

Возникшие на русской земле государства, чтобы отбиться от наседавших врагов, должны были жить постоянно на пределе бдительности, постоянно во всеоружии.
Алексу вспоминался кукольный спектакль Образцова «Божественная комедия». Бог спрашивает ангела, а может наоборот: «Зачем человеку две руки»? И следовал ответ: «Одна для того чтобы работать, ложку держать, брать деньги, а вторая, чтобы бдеть». Не зря, видимо, отцы от религии определили  пограничникам святого для поклонения Илью Муромца.

В настоящее время чувства у военных притупились, зажирели мы, покрылись твердой кожей обывателя. И уже не щемит волнением разговор на пограничную тематику. Слова «государственная безопасность», «спецслужбы», «подрывная деятельность» звучат как повседневные: «магазин», «обед», «стирка белья». Теряется что-то главное. Проходит острота ощущений, а за ней и мыслей. Равнодушие душевное порождает умственную лень. Дзержинский говорил, что нужно гореть, а не коптеть.
Надо признать, Россия всегда жила в режиме сверхвысокого давления извне. С этого начались складываться пограничные трудности. Всякий норовил откусить побольше. Это, вероятно, и побудило русских людей пригласить варягов. Подтверждает такой вывод и пример, что в период своего формирования за 234 года (1228-1462 гг.) Русь вынесла 100 внешних войн.

Так, что это были за войны? Поставленная судьбой на границе двух континентов Русь прикрыла собой, как щитом, Европу от вторжения татаро-монгольских орд и в благодарность от нее получила удары в спину вплоть до второй Мировой войны и далее.
Представляют интерес сведения на начало 18-го века. Читал Алекс строчки и удивлялся. Оказывается при Петре I, когда велась война со шведами Россия продолжала больше страдать не от Карла XII , а от все тех же татар! В ноябре 1718 г. только в Пензенской и Саранских уездах Казанской губернии татары уничтожили и увели в плен 16674 человека! Поэтому Россия по-прежнему вынуждена была тратить силы и средства на оборону своих границ.

К концу 1730 гг. на ее рубежах было сосредоточено 54 гарнизонных и 24 ландмилицейских полков общей численностью 94525 человек. То есть почти 40 процентов русской регулярной армии. Помимо этого охрану границы Сибири несли 9495 сибирских служилых людей. Охранной службой занимались значительные контингенты украинского (гетманского и слободского), донского и яицкого казачества. Общая сумма ежегодных затрат на охрану границы ( даже без учета выплат на нерегулярные войска) составляла 1 млн. 748 тыс. 757 рубль. – 38, 7 процента расходов на содержание регулярной армии, 19,9 процента госбюджета России. Все это, как указывалось в журнале «Родина» № 4 за 2004 г, заставляло активизировать «степную политику». 
Москва Андреем Боголюбским также строилась для защиты границ. Первоначально на ее месте были расселены несколько сот венгров. Оборона была круговая и Русь выполняла роль пограничной заставы. Особенно было сложно в 13-ом веке, когда монголы наступали с Востока,  немцы с Запада, а шведы с Севера.

Границу охраняли не только войска. По данным Ключевского Начальная летопись описывала погребальный обряд у русских славян. Покойника, совершая над ним тризну, сжигали, кости собирали в малую посудину и ставили на столбе, на распятьях, где скрещивались пути, то есть где сходились межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, это межевые знаки, охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы.
Возвращаясь к истории Бориса и Глеба, Алекс пришел к выводу, что кто-то из варягов  назвал русскую реку именем Альта, вспоминая о родном крае. С этим , возможно,  связано и  название церкви в честь Бориса и Глеба, возведенной на российско-норвежской границе.

Кстати на реке Альта (Ялта?) в одну из пятниц 1019 года на восходе солнца произошла кровавая сеча, где Святополк был разбит еще одним его братом Ярославом. По скандинавским известиям Святополк был убит варягами. Позднее, а именно 19 мая 1125 года опять на реке Альта в возрасте 72 лет от роду близ Переяславля у любимой церкви, им построенной, скончался внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Большое гнездо Владимир Мономах. Мономах оставил по себе память лучшего из князей. Мать Владимира, последняя супруга Всеволода, была дочерью греческого императора Константина Мономаха.

Продолжая историю времен Киевской Руси, надо сказать о том, что участь Бориса и Глеба постигла и их брата-Святослава Древлянского, которого смерть настигла в Карпатских горах. Почему третий брат Святослав не удостоился чести быть причисленным к лику святых трудно сказать. Есть версия, что первых возвысило в глазах церкви рождение от матери-гречанки (болгарки), принесшей с собой христианство в русскую землю.
В 1072 году князья Борис и Глеб были перезахоронены в Вышгороде. Русская история началась с этих двух святых, а церковь в Борисоглебске была построена в XVI веке преподобным Трифоном Печенгским. В XIX веке была перестроена, а в 90-х годах XX столетия, не без помощи норвежцев, реставрирована. Все помнили, что преподобного. Трифона не стало 15 декабря 1583 года. А что было до него?

История Руси

Да не посрамим земле Русьскые, но лязем
костию ту! Мъртви бо срама не имам;

Русские могут петь не только душевно, но и задушевно.

Временами на Алекса нападало желание разобраться с корнями не только  своей фамилии, но и всей страны. Тогда он брался вновь и вновь штудировать Карамзина, Соловьева, Ключевского, возвращался к Гумилеву, который был ближе, потому как касался Востока. Чего только не узнаешь про свое прошлое!
 Понятие Европа ввел Геродот, но с 711 года Испания стала  Востоком.  Русь известна с IV в. Может она сначала поднялась на Север, а потом вернулась с викингами?! Случилась историко-географическая путаница: роксоланы (сарматы, саки, скифы) и россомоны. Откуда же пришла Русь изначальная?

Львовский профессор М.С. Грушевский считал: «Речь Посполита — продолжение Киевской Руси, а Владимиро-Московская Русь - народ соперник и враг Украинской Руси. Вот откуда ноги растут всякой самостийности. А как же польское  иго для Украины,  Белоруссии  и Волыни,которое  было тяжелее ордынского?
Волынь: территория между Днепром и Днестром, первое общеславянское государство. Его жителей называли волыняне. Вытеснили авары. Оно распалось на Болгарию, Чехию, Польшу и Поморье. Второе объединение: Новгород (кривичи и словены). В Лаврентьевской летописи говорится, кто обратился к варягам:  «Ръеша русь, чудь, словени и кривичи...».

Третье объединение — Киевская Русь (поляне плюс русы). До славян  «киевскую» территорию заселяли русы или росы. Русы брили головы, оставив клок волос на темени, кормились военной добычей. Что тебе запорожские казаки. Славяне же земледельцы и скотоводы. Дон считался границей между Западно-тюркским каганатом  и Аварским. Авары укрепились в Паннонии.
Персидские источники упоминают о нападениях русов на Дербент аж под 643 годом. Большой поход русов на Каспий состоялся в годы правления эмира Алида ал-Хасана ибн Зайда (864–884 гг.): они решили захватить Абаскун на южном побережье Каспийского моря. Русы! Это что самоназвание варягов, или их так стал именовать? Вопрос.

Три арабских автора IX–X веков – ал-Йа'куба, Ибн Ха-укаль и ал-Мас'уди – упоминают о набегах русов в Испанию. В частности, «ар-рус» в 844 г. напали на город Севилью. Причем упоминается предводитель русов какой-то Ас-кольд аль-Дир. Алекс обратил внимание, что имя Ashold, или Asholt, в переводе с готского обозначает «честь ариев». Его давали будущим воинам, судьба которых была заранее предопределена. Вопрос в том, кто давал? С арабского «ас» - воин.
 А Дир – это прозвище Аскольда. В переводе с готского Dyr, Djur означает «зверь.  И Аскольд, и его русы не любили сидеть без дела и уже весной 860 г. они из Киева отправляются в поход на Византию 18 июня 860 года. Может потому, что персы и арабы были всегда с ней на ножах?

Самое интересное, что еще до 860 г. арабские историки довольно много писали о руссах (ар-рус или ар-русийа). Первое упоминание арабов о русах относится к 832 г. Любопытно, что с начала X века арабы называют Черное море Русским морем (бахр ар-рус). Причем арабы не отождествляют русов с варягами.  Балтийское море они именуют Варяжским (бахр варанк).
Совершенно исключительный интерес для уяснения отношения варягов к северорусскому политическому строю представляет сообщение о дани варягам: "А от Новагорода 300 гривен на лето мира деля, еже и ныне дають". Дань, выплачиваемая "мира деля", есть откуп от набегов, но не повинность подданных. Подобную дань киевские князья позднее выплачивали половцам, для того чтобы обезопасить себя от неожиданных наездов. Византия в X веке откупалась такой "данью" от русов.
Кстати, византиец Симеон Логофет писал, что слово «рус» – «русь» происходит от слова «корабль».

Корабли были важным делом у русов. "Однодревки (моноксилы) , приходящие в Константинополь из Внешней Руси, идут из Невогарды [Новгорода], в которой сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Милиниски [Смоленска] из Телюцы [Любеча] Чернигож [Чернигова] и из Вышеграда [Вышгород близ Киева]. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой "Самватас" (?). Скорее всего «Саманташ», то есть возведенный из глинягого камня (кирпича).  Их (русские) данники славяне, называемые кривитеинами [кривичами] и ленсанинами [полочанами], и прочие славяне рубят однодревки в своих горах в зимнюю пору и, обделав их, с открытием времени (плавания), когда лед растает, вводят в ближние озера......»

«...Весь процесс ежегодного изготовления нескольких сотен кораблей уже говорит о государственном подходе к этому важному делу. Корабли готовились во всем бассейне Днепра ("озера", вливающиеся в Днепр) и даже бассейне Ильменя. Названы обширные земли кривичей и полочан, где в течение зимы работали корабелы...».
Император Константин пишет о том, что славяне-данники продают в Киеве свои свежеизготовленные ладьи. Но не случайно император связал корабельное дело с подданством Руси; очевидно, это было повинностью славян-данников, получавших за ее выполнение какую-то плату.
Итак, процесс изготовления флота занимал зимнее время и часть весны (сплав и оснастка) и требовал усилий многих тысяч славянских плотников и корабелов. Он был поставлен под контроль пяти областных начальников, из которых один был сыном великого князя, и завершался в самой столице. К работе мужчин, делавших деревянную основу корабля, следует прибавить труд славянских женщин, ткавших паруса для оснастки флотилии». Численность торгового флота неизвестна; военные флотилии насчитывали до 2 тысяч судов.

Подробный рассказ о походе русов в Прикаспий, состоявшемся в первой половине 40-х годов X века, сохранился у историка Ибн Мискавейха (ум. в 1030 г.). Ибн Мискавейх сообщает, что в 332 г.х. (943/44 г.) отряд русов захватил богатый азербайджанский город Берда'а, расположенный близ реки Куры в армяно-грузинском приграничье. Русы быстро разбили стоявший в городе небольшой гарнизон правителя области Марзбаны, который сам в это время воевал в Сирии. Заняв город, русы заявили местным жителям, что готовы гарантировать их безопасность и свободу вероисповедания, если те будут подчиняться новым хозяевам. Но вылазки против захватчиков продолжались, поэтому русы истребили часть городского населения.
А тем временем Марзбаны подтянул к городу большое войско, но так и не смог выбить оттуда русов, хоть и изрядно потрепал их отряд. На счастье русов, в южную часть Азербайджана вторглись войска мусульманского князя, и Марзбаны был вынужден перебросить туда свои основные силы, оставив у Берда'а лишь небольшой отряд.

Но русы были сильно ослаблены постоянными стычками с мусульманами и распространившейся среди них желудочной эпидемией и решили оставить город. Темной ночью они вышли из крепости, нагруженные добычей, добрались до своего лагеря на берегу Куры, сели там в ожидавшие их суда и отплыли домой.
По версии Гумилева, толчок славянскому объединению пришелся на одно время с Рождением Христа. Вместе с ними возникли : готы, высылаемые из Южной Швеции; даки на территории современной Румынии. Руги, немцы и славяне появились в предгорьях Карпат . Одни из них пошли на север до Балтики, другие (сербы и хорваты на юг до Пелопонеса. На востоке они дошли до Днепра и озера Ильмень. Руги (россомоны) — германское племя воевало с готами, поддерживало гуннов. После Атиллы они уцелели и стали: Славия — около Новгорода; Куяба — у Киева; Арзания — в Рязани и Белоозере. Из этого племени и вышел Рюрик по-профессии — варяг. Из какого племени? Авторитеты утверждают — из племени ободритов. К нему  якобы относился и правящий в Новгороде Гостомысл, который и пригласил варягов. А проживали они в местечке Вагрия в окрестностях Любека.
 
Другие изыскатели считали, что россы, росомоны (сомоны), по цвету, похожие на солому,  это половцы, что помогали гуннам победить готов. В итоге росомоны слились с гигантами полянами и появилась Русь. Не зря Нестор писал: «Поляне, яже ныне зовомая Русь» Не зря в XII и XIII веках русские и половцы составляли 130 лет унии. Интересно, что многие готские вожди при Германарехе имели восточные имена: Сунильда, Сар. Сам он, как утверждают историки, был христианин арийского толка. Так, Александрийский епископ Арий утверждал, что Христос не бог, а лишь самое совершенное существо, созданное Богом. По природе же своей Германарих был кочевником, всегда был в походах и не любил городов.

Росомоны — одно из наиболее загадочных племен Северного Причерноморья. Их нередко путают с роксоланами, причисляя к алано-сарматским племенам. По мнению византийского историка 6 века Иордана росомоны были одним из племен, служивших королю готов. Возможно они были германским племенем. В переводе с готского их название означает «красные люди», что можно отнести к кочевникам (половцам ?) по цвету кожи. Вспомнил строчку из «Забавной библии», что  Адам означает красная земля. Может еще с тех времен всех выходцев «из Рая», а по библии это в районе рек Тигра и Ефрата, уже называли красными  (русс, росс, руген)? Ведь из Вавилона рассеял Бог людей по всей земле, смешав языки.   

Когда Алекс изучал материалы по действиям русский войск в Средиземном море против турок, встретилось название острова «Кастель — Росса», которое переводилось как «Красная крепость». Красная, красивая. Тогда у него возникли соображения, что может быть европейцы (греки, итальянцы, генуэзцы..), когда впервые повстречались со славянами, назвали их россами — то есть красивыми, в смысле крепкими и статными.
В санскрите одно из слов для обозначения понятия света звучит как rusa («светлый, ясный). Автор книги «Гиперборейские тайны Руси» Валерий Демин, заключил, что в результате фонетических смешений «руза» могла превратиться в «русый», что значит светлый. У Даля же находим еще одно удивительное слово «светорусье», означающее «русский мир, земля»; «белый вольный свет на Руси». Его наверняка и искали староверы-раскольники.

Руссы в новгородских летописях звались рушане. Тут тебе и «рушник», полотенце с вышитыми узорами, которое в древние времена защищало от темных сил. Считается, правда, что «рушник» видоизмененное слово «ручник» (от понятия «рука»). Рука и ручник близко к понятию «гребец», о которых пойдет речь ниже. Грести можно было только руками.

Академик Борис Александрович Рыбаков выводил лексему «рус» от названия зверя «рысь». Автор упомянутой книги задает себе вопрос: откуда корень «рос» в названии города Ростов Великий. По некоторым данным он был основан еще до Р.Х, когда никаких варягов не было  и назывался Россов Стан. Корень «рос» есть в названиях и других городов: Рославль, Россошь, Росток. Что  примечательно, все они стоят на реках. А как же готы?

Готы, готы - в банке шпроты,
А в Шотландии все скоты.

Имя народа "Русь" или "Рос" появляется в источниках впервые в середине VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов (Иордан) припоминает "мужей-росов" (росомонов), враждовавших с готским князем Германарихом в 370-е годы. Другой, далекий автор, писавший в Сирии, перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул не конный народ "рос", живший где-то на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье (легендарных амазонок помещали у Меотиды – Азовского моря).
Две формы наименования народа (рос и рус) существуют с древнейших времен: византийцы применяли форму рос, а арабо-персидские авторы IX-XI веков – форму рус. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы: "Русьская земля" и "Правда Росьская". Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим Россия, но жителя ее называем русским.

Большой интерес представляет определение первичного географического значения понятия "Русская земля", так как совершенно ясно, что широкое значение в смысле совокупности всех восточнославянских племен от Балтики до Черного моря могло появиться только тогда, когда это пространство было охвачено каким-то единством.
Внимательно вглядываясь в географическую терминологию летописей XI-XIII веков,  Алекс замечал  любопытную двойственность: словосочетание "Русская земля" употребляется то для обозначения всей Киевской Руси или всей древнерусской народности в таких же широких пределах, то для обозначения несравненно меньшей области в лесостепи, ни разу не представлявшей в X-XII веках политического единства. Так, например, часто оказывалось, что из Новгорода или Владимира "ехали в Русь", то есть в Киев; что галицкие войска воюют с "русскими", то есть с киевскими, дружинами, что смоленские города не русские, а черниговские – русские и т. д. Это, как позднее, говорили: «Поехал из Сибири в Россию».

Если тщательно нанести на карту все упоминания "русских" и "нерусских" областей,  получалось - "Русская земля" в узком, сильно ограниченном смысле: Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северская земля, Курск.
Исследователь В.Егоров предполагает, что племя русь — это потомки готов-грейтунгов, а скорее всего их смесь с южными кочевниками, которые после прихода гуннов не ушли, как готы, а остались на Днепре и «подружились» с полянами. Отсюда и предполагается, что у русских краснота обозначается словом «красный», так как у прочих славян оно «червонный».  Может по этой причине персы вначале называли русских  rus  - лисицами. У итальянцев «росс» - тоже красный.
У балтов слово «рудс» тоже обозначает «красный».

 Фамилия Руш восходит к французскому слову rouge, которое переводится на русский язык как «красный, алый». Скорее всего, предок обладателя фамилии Руш либо постоянно носил одежду красного цвета, либо был румяным, что свидетельствовало о его хорошем здоровье.
Была и другая версия. Готы (германцы) в южных краях отличались от местных жителей цветом кожи и наверняка назывались «бледнолицыми», «светловолосыми».
 В современном осетинском языке, наследником сармато-алланского  слово «ruch” означает «светлый». Руш - река в России, протекает в Свердловской области. Устье реки находится в 311 км по правому берегу реки Тагил (вдхр Нижне-Тагильское №1062. Длина реки составляет 12 км. Алекс помнил, что его папа отдыхал в санатории «Руш».
Почему русские считали половцев своими? Вопрос. Часто воевали вместе. Одним из половецких вождей Бачман погиб в 1237 году. Странно, но в  в Никеле начальником инженерной службы отряда был майор Бачманов.

Киев и русских купцов – "рузариев" хорошо знали в Центральной и Северной Европе, предоставляли им значительные льготы, так как они с оружием в руках пробивались через кочевнические заслоны хазар, мадьяр, печенегов, внутренних болгар и снабжали европейцев роскошью восточных базаров. Вплоть до крестовых походов Киев не утратил своего значения важного торгового центра Европы.
"Русы не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян" (Ибн-Русте). "Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на свое содержание, пока там находятся" (Гардизи).

Алекс заинтересовался версией  происхождения Руси от божества Роди. Один исследователь утверждал: «Роди же, нарицаеми Руси…". Название союза племен по общему божеству прослеживается и в имени кривичей, названных так по древнему туземному (литовскому) богу Криве – Кривейте. Русы на реке Роси могли получить свое имя от бога Рода, местом культа которого был Родень на Роси. - Не от Рода ли пошло слово Родина? - фантазировал Алекс.

Бог Род был верховным божеством неба и вселенной. Ему приносили кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем V века нашей эры, а в 983 году в этот срок был принесен в жертву молодой варяг, проживавший в Киеве.
Принесение своим богам в жертву чужаков, пленных, побежденных врагов было обычным в древности у многих народов и носило специальное название (греческое) "ксеноктонии". Очевидно, этот обычай ежегодных жертвоприношений и породил у иностранных писателей те разделы их сочинений, где говорится слишком расширительно об убийстве иноземцев вообще.

Ученый М.И. Артамонов считал родиной Руси Донецкий ареал. Русы — это потомки россомонов, сражавшиеся с готами, будучи союзниками гуннов. Река, которая соединяет Лугу и Нарву называется Россонь (Россона), а в Швеции есть реки:  Руссон, Руссельн и Рюксон. Примечательно, что подобные названия связаны с реками (руслами). Может ранее реки назывались — русла? Рядом с перечисленными реками нельзя не упомянуть Старую Руссу. 

В книге Николая Новгорода «Сибирское Лукоморье» приводится высказывание арабов о том, что славяне жили в лесах и лесостепи в очень холодном климате...Русы жили на нездоровом и сыром острове, покрытом лесами и болотами. Стоит ступить на землю русов, как она трясется от сырости. Славяне сеяли просо и выращивали свиней. Русы не имели пашен, а жили лишь грабежом славян и других соседей».
Получается варяги, и русы близнецы-братья. У русов царь назывался хакан и у варягов им стал конунг. Именно стал. Потому как титул хакан появился намного раньше варяжского и пришел из азиатских степей, от кочевников еще тех разбойников. Так что есть предположение откуда у викингов-варягов взялся, как говорил Лев Гумилев, дух людей «длинной воли». 
Хевдинг на языке верингов означал военачальник. На обритой голове его свисал чуб. Клок влос на голове - признак знатности. С бритым подбородком - значит рус. У верингов письмена-закорючки называются руны.  Руны, русы.

Россомоны жили около славян, но отличались языком и обычаями. Слились при Владимире в X веке. Но что интересно, предки россомонов (готы?) в 1-2 веке покинули Скандинавию. Так что славяне пришли в Русу, чтобы там остановиться, а Рус и Хазар были от одной матери и отца.
Русы взяли славянский город Киев 18 июня 860 года, а потом осадили Константинополь. Жили русы давно. Ведь еще у поэта Низами Гянджеви говорится, что после Дария Александр через Дербент, Рей и Хорас-кыпчакскую степь идет на русов и долго, и трудно здесь воюет.....Поэтому в поэме «Искендер наме» (ок.1203) описанию войны Александра с русскими (скифами) уделяется места больше чем войне с Дарием. Почему и за что так долго воевал Александр? Оказывается за золото Урала и Алтая,  которым торговали скифы с греческими колониями. Спустя века в Миассе в 1842 г. был найден самородок золота на  35 килограмм.
Про слово Хор Алекс уже упоминал. Оно связано с солнцем. Что интересно Хорас-кипчакская степь перекликается с датски королем Хорихом, который увлекался пиратством у побережья Галлии

Руги (русы) разгромили со Святополком хазар и ушли в Рум и Андалус (968 г.) С тех пор этот этнос якобы исчез, а имя рус осталось. Остались, как считает Гумилев, гости — Гостомыслы, первые западники. Они и пригласили варягов, которые господствовали около 60 лет, обирали племена. Они проникли как бактерии в открытую рану, но местные «белые кровяные шарики» ликвидировали их. Княгиня Ольга и воевода Свенельд восстановили славянские (русские) традиции. Они считали, что у страха есть запах и зверь его чувствует.
 
Упадок Киевской Руси (по мнению Гумилева, третьей стадии славянского  этносгенеза) начался с упадка пути из «Варягов в греки». До этого кроме «Шелкового пути», был «Пушной» с русскими соболями. Еще важнее был русский воск, без которого нет свечей. Случилось это по мнению Л. Гумилева, в следствии крестовых подходов и появление новых обходных путей.
Варягов не стало, церковь и дух народа укрепились. Может с того времени, как говорил поэт П.Я. Чаадаев, «русские стали смирными и умы их смиренными, - так учила их церковь. Горе нам если изменим ее мудрому учению». Может и так. При этом, Алекс вспомнил результат внедрения китайцами буддизма в Монголии. Воинов там не стало, все ударились в поиск нирваны и смирились с положением зависимой страны.
По Гумилеву беда к нам пришла, когда мы отказались от самих себя. Кто же мы?

Кто устоит в неравном споре?
Кичливый лях, иль верный рос?
Славянские ли ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет. Вот вопрос....


Старые версии

Часть никогда не может претендовать на целое...


Начнем с  начала. Как принято в Китае, нас окружают пять стихий: дерево, огонь, земля, металл, вода. В них начало инь и янь претворяются не однозначно. Так, наиболее полным воплощением «инь» является вода, а «янь» – огонь. В период Чжаньго («Воинствующих царств») неизвестным автором был создан натурфилософский трактат «Си цы чжун сянь» - учение о материальном мире. Борьба двух противоположностей «инь» и «янь» и составляют диалектику — борьбу двух противоположностей, хотя у китайцев главное — всеобщее единство.
Эфир («шэньци») поражает человека, как вода рождает лед и со смертью вновь в него возвращается. Вода, затвердев становится льдом, дух сгустившись становится человеком. Растая, лед, превращается в воду, а человек со смертью вновь становится духом («шэньци»). 

Где-то близко от движения эфиров принципы космической причинности «фэн шуй» (ветра и воды). Считалось, что в древности существовали должностные лица, собиравшие народные стихи и песни ("Шаньшуй ши")  - "Стихи о горах и водах», с помощью которых государи наблюдали веяния (фэн) и обычаи (су), узнавали о достижениях и неудачах, сами доискивались до правды. Алекс с помощь духов и воды пробует разобраться в правде происхождения Руси. Кстати, уда  у бурят — вода. Неудача, значит — не у воды.

В самых древних отечественных источниках излагаются разные версии происхождения «Руси», противоречащие друг другу. В “Повести временных лет” представлены две версии. Наиболее древняя отождествляет “русов” с племенем полян и выводит их, вместе с другими славянами, с верховьев Дуная, из Норика (провинция Рима, Австрия). Кстати, Карнович слово «русь» производил от  от латинского слова «rus” - деревня. Русью, тот есть деревней называли римляне весь славянский деревянный мир. Не исключено, что так оно и было.

Согласно другой версии, появившейся в конце XI века, русы — это варяжское племя пришедшее с Рюриком, “призванное” на княжение в Новгород, передавшее затем имя “Русь” Киевской земле при Олеге Вещем.
«И идоша за море, к варягам, к руси… И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и приидоша; старейший, Рюрик, седе в Новегороде, а другой, Синеус, на Беле-озере, а третий в Изборсте, Трувор».
Интересно, что жители Киева, в том числе киевские князья, до конца XI века не знали имени «Рюрик», а основателем династии считали князя Игоря. Читаем Ключевского.  «В начале XVII века возникла версия, создателем которой стал швед П. Петрей, впервые назвавший русов — шведами. В XVIII веке эту версию развили немецкие историки, находившиеся на службе в Петербургской Академии наук. Первым из них стал Готлиб Зигфрид Байер, приглашенный в Россию в 1725 г.

Он считал, что русы и варяги — это одно норманнское (т.е. германо-скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Правда, Байер, решив заняться вопросом о начале Руси, не знал русского языка и не собирался его учить. Последователями Байера в XVIII в. также были немцы — Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, существующая до сих пор.

Ученым-норманистам сразу же резко возразил М.В. Ломоносов, убежденный, что русы, пришедшие к восточным славянам, к тому времени уже сами были славянами и говорили на славянском языке и выводил их из Прусской земли.
Ломоносов особенно возражал против метода Миллера принимать тезисы Байера без проверки. Он полагал, и не без оснований, что «слово «рус», «русский», северным языкам совершенно незнакомо, но широко распространено на южном побережье Балтийского моря. Так, один устьевой рукав Немана носит название Руса. Здесь же следует искать и родину Рюрика». Действительно, точка зрения Миллера не находила безупречного подтверждения. Например, в шведском словаре «100 000 заимствованных слов и имён в шведском языке» корень «рус» стоит в числе заимствованных. Кроме того, заимствованными указаны и все слова, содержащие этот корень. Имеется множество других доказательств.

Интересно, что одни варяги звались варяги-руси, а другие — своями, или свеями, урманами, англянами, готами. Откуда взялись «варяги-руси»? Скорее всего, они и до официального приглашение на княжение, пребывали на Руси — жили, сплавлялись по рекам, торговали  и оставили по себе хорошую память, потому их и пригласили, ( не исключено, что из Пруссии),  потому как были своими.
Третья версия, представлена в “Слове о полку Игореве”, автор которого происхождение русов связывает с Северным Причерноморьем и бассейном Дона. Кстати говоря, автор «Слова о полку Игореве» тоже не знал легенду о призвании князя Рюрика и даже не упоминает его, а это уже конец XII века!

Все версии, начиная с латинской — «деревянной», не исключают друг друга, а в чем-то даже дополняют: преследуемые римлянами,славяне (русы) пришли в Северное Причерноморье и бассейн Дона, там с ними установили союз варяги и стали именоваться варяги-руси. Это могло означать, что часть их, в частности дружина, состояла из русинов. По этой причине упоминалось, что снова, когда в их силе потребовалась необходимость,  на Русь варяги пришли с «русью». С русью киевский князь отправлялся и в свои походы-экспедиции. Таким образом, русь (как предполагается, дружина, служилый класс) вначале ушла на север с варягами, а затем с ними же варягами-руси вернулась.

Татищев и Болтин выводили Русь из Финляндии. Эверс — из Хазарии. Многие историки, в том числе Забелин — из балтийских славян, в т. ч. с острова Рюген, который прежде назывался Ругией, откуда, по его мнению, и возникла  Руссия.   Костомаров выводил из Литвы, Щеглов — из Мордвы (из поволжских финнов), Юргевич — из каких-то угро-хазар.
Однако большинство и отечественных и зарубежных письменных источников сходятся — славяне и русы вплоть до X в. были совершенно различными народами. Славяне — мирные земледельцы, сами выбирающие главу своего племенного союза. Русы — отличные торговцы и воины, у которых была кровнородственная община со строгой иерархией, подчинением “младших” “старшим”. Согласно свидетельствам современников, русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами. Об этом писали арабские географы в IX–X в.в., византийский император Константин Багрянородный (X в.).

К норманской версии склоняется Н. Карамзин: «В Швеции одна приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen. А  название это пришло к славянам от финнов: «Финны, имея некогда с Рос-лагеном более сношения, нежели с прочими странами Швеции, доныне именуют всех ее жителей Россами, Ротсами, Руотсами».
Этому способствовало и название скандинавских гребцов «рутс». Одно время я даже учился с таким «гребцом» в семилетней школе. Звали его Володя Рутц, но был он не варяг, а немец.

По одной из версии, союз среднеднепровских племен, выразился в слиянии двух групп славянских племен – руси (бассейн Роси) и полян (Киев и Чернигов). Это слияние отразилось в летописной фразе: "Поляне, яже ныне зовомая Русь".
Могла ли Русь появиться  от роксоланов (россомонов)? Исключить нельзя, потому как войны чаще были на юге и захватчики по большей части шли с востока, чем с запада и севера. Алекс  имел ввиду гуннов, аваров, половцев. По данным исследователя В. Егорова они могли быть и выходцами-готами, ушедших от гуннов на Северо-Восток, на Ладогу, прозывавшимися «русью». Возможно «русь» было одним из племен готов (Готланд, Русланд). Кстати, на севере Норвегии в Варангер-фьорде есть мыс Русснес. Может русь пришла из этих мест? Скорее всего не от них, а туда добралась. Но когда и откуда?
 
У Алекса возникло соображение, что название норманы (норвежцы) возникло не от слова «норд» - север, а от «нор» (монгольское озеро, вода). Например Харанор, Лобнор. Ведь Скандинавия царство озер.  Таким образом, эти «водянные» люди появились вначале на юге. Есть предположение, что в районе Каспия.
Возникла у него еще однаидея по поводу термина «монгол» в форме «мангу» (название племени, обитавшего в низовьях Амура, в Маньчжурии, производимое ими от «мукэ» - вода). Ранее якобы китайцы исказили этот термин на «мохэ», а в конечном итоге стало  «монгу». Таким образом, похоже, что и монголы пошли от воды.

Рюрик пришел в Приладожье и Приильменье, «взяв с собой русь». Эта русь соединилась с русью, которая уже жила в этих (Иафетовых) краях (русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, пермь, печора, ямь, угра, литва, зимигола, корсть, летгола, ливы). При этом,Нестор не относил русь к славянам и, что важно, не смешивал их с варягами.
Имел место такой дорожный случай. Алекс ехал в отпуск на родину, в купе вместе с ним до Кирова в Харламовский район, деревня Варзиге на реке Великая, которая впадает в Вятку, следовала пожилая женщина. Как услышал Алекс название села Варзиге, сразу вспомнилась заполярная Варзуга и песня геологов про реку Варгун на Урале, опять же норвежский Варангер. Во всех наименованиях присутствует слог «вар», что означает «война». Неужели, во всех местах происходили эти самые «вары», а если по-русски свары? Есть над чем подумать.

Призванный на Русь Рюрик, по  мнению некоторых, мог быть и Рюрик Ютландский (других известных не нашли). Рюрик (Рёрик) Ютландский из династии Скъёльдунгов. Он происходил из южного города Хёдебю, но большую часть жизни был правителем прибрежной земли во Фризии (Фрисландии). Он же был правителем Рустриенга и его резиденция находилась на острове Виринген. Ранее он совершал большие походы с группами воинов в Данию, Нидерланды и Германию. Может по этой причине  он оказался в числе призванных в Новгород? В этом случае приглашенными русью  могло быть не племя, а дружина. Ведь не зря хронист ХII века Гельмолд называл фризов рустрами.
 
В XIX веке историки обратили внимание на существование некоего Рюрика (Рорика) на юге Балтике, получившего позднее у исследователей прозвище «Датский» или «Фрисландский». На основании этих свидетельств профессор Ф. Крузе сформулировал идею о датском происхождении летописного Рюрика, отождествив князя Рюрика с викингом Рориком. Он использовал в своей работе более раннюю работу Гольмана, который писал об области Рустрингия в нижнем течении Везера, как о родине русов.
Сторонники датской версии происхождения Рюрика приводили следующие аргументы. Во-первых, Нестор помещал Русь между готами (то есть ютами, если так интерпретировать летописное G-ti) и англами, что соответствует расположению Рустрингии.

Во-вторых, название Рустрингия созвучно с названием Русь. И в третьих, наконец, в Рустрингии встречается имя Рорик, похожее на имя Рюрик.
У Адама Бременского Пруссия граничит с Руссией. Те же данные есть у Титмара Мерзебургского. Пётр Дюсбургский (XIV век) помещал в устье Немана страну Руссию. В Житии св. Ромуальда устье Немана также названо Руссией, а король этой области —Нетимер — королём русов. О том, что даже в XVI веке неманская область называлась Русью, свидетельствует приписка к Житию св. Антония Сийского. Эти источники приводил Н.М. Костомаров, также обращая внимание на то, что «варяжские» имена из договоров с Византией близки к литовским.

Все же Нестор утверждает, что «было две руси: одна рядом с чудью, другая рядом со своими скандинавскими сородичами. Может ими стали готы, ушедшие от гуннов на север  поближе к Приильменью, которые к тому времени приобрели уже новые этнические особенности и стали называться русь. Тем более они могли проживать и на островах: Аландских, Дагё, Эзель (Саарема). Отсюда может и разгадка почему трудно найти место руси в Скандинавии.

Персидский автор начала X века Ибн-Русте описал родину русов как большой остров, (окруженный озером) откуда они на кораблях пребывали в земли славян, грабили их и продавали в рабство хазарам. Остров в три дня пути, там болота, сыро, много влаги. Их занятия: торговля мехами и рабами, нападение на ладьях на славян. Плавают в Хазарское море. Очень подходит Ладожское озеро с его Вааламом.
С другой стороны во многих случаях росов называли скифами и тавроскифами. Арабский автор конца IХ века персидского происхождения Ибн-Хордабеха называл купцов «ар- Рус» (орус), одной из разновидностью славян. Сами себя скифы называли сколотами и были большими охотниками за скальпами врагов. - Ни они ли дошли через Сибирь в Америку? Задавался Алекс. Очень может быть. И те и другие знали толк в золоте и его обработке. А по крови они арийцы, индоевропейцы. Их братья массагеты, сарматы и россомоны (россоланы). От них и пошли русские, алланы,  принявшие по Иловайскому, имя россов.

Имя Олег созвучно с иранским Халег (творец, создатель). Подтверждает версию, что варяги (готы), а точнее россомоны  южного (туранско-скифского) происхождения и  походом на Юг, вернулись на родину предков. Имя Хокон носили многие норвежские короли. Не потому ли, что у тюрков вождями были «Хаганы»? Может отсюдова пошло название и «конунг». Вспомнилось Алексу название залива на Уссури «муин». У норвежцев многие местечки оканчиваются на «муен». А что вы скажете, когда узнаете, что в Норвегии в земле (фюльке) Акерхус есть коммуна Аскер. Административный центр муниципалитета - деревня Аскер. Он был создан как муниципалитет  1 января 1838. Аскер —  с тюркского воин.

Есть мнение, что туранцы и иранцы это один народ. Только туранцы (персы) сохранили веру старым богам (староверы), а иранцы приняли веру Заратуштры (огнепоклонников). Называлась она зороастризм. Туранцы стали главными врагами иранцев. Война между ними продолжалась 236 лет и закончилась победой....Александра Македонского над Персией. Что касается скифов-туранцев, то их он победить так и не смог. Они ушли в Сибирь, на Енисей, а может и на Север. На Енисее нашли «Долину захоронения  царей» и поселок Туран рядом.
Что интересно. В легенде о происхождении скифов говорится, что их матерью была река «Колаксай». От «кулак» («рукав»), «сай» («река»). «Рукав реки», в смысле «приток». Перевод возможно не точен. Скорее всего, «Колаксай», - это  «Солнечная река», а может и «Золотая». Что интересно, у китайцев река «хэ» это и символ гармонии. Владыка Севера — вода. Дух воды у них ведал зимой.

Сами иранцы в своей мифологической генеалогии относятся к туранцам как к старшим братьям. Согласно авестийской традиции, у Трайтаона, пятого царя династии Парадата, было три сына: Тур, Салм и Арий. Царь разделил свое царство на три части: старшему Туру отдал туранскую землю, Салму — Сарматию, а младшему Арию-Иран. И Арий как младший, платил Турану дань. Когда иранцы сменили веру отцов, приняли зороастризм и перестали платить дань, тогда и началась война. Туранца всегда были скотоводами и считали своим тотемом животным быка — тура, тавра.
Туранцы, турки, тюрки. И потом, города Турон, Турку, Туран в Туве. Главное, конечно, реки. Их много под названием Тура (Тула, Тола). Похоже, что скифы, распространились на большой территории и предпочитали жить у воды.

И там, где они присутствовали, появлялись новые племена и народы, в частности, тюрки. Есть мнение, что слово «тюрк» переводится, как «сильный». Возможно. Но есть подозрение, что  оно связано  с реками (водой).
Похоже в Руси есть и иранские корни. Есть они и в Китае. В китайской столице Чаньане жили арабские беженцы, скрывавшиеся от персов и даже их последний царь  Езгеред, внук его стал генералом  при династии Тан. Поэт Ли Бо говорил на персидском. И тогда торговали не китайцы, а арабы, научившиеся этому в общении с Ираном и Византией (Лю Мэй).

Если пофантазировать,то имя Игорь, можно произнести по-китайски Игэ —  число один. Бог у варягов тоже Один. Что еще интересно, многие названия начинаются с «и» Игорь, Ингвар, Инга,  Ивор, Ингель, Ингбог (Бог, награда), Ингеборг, Ингария, Ингрия, Ижора, Ингерманландия, Индра (бог грома и молнии, как Зевс, Перун, Один).  С ними роднятся  наши Иван, Ильмень,  Индигирка, дальневосточный Иман и еще Иран.
Последнее очень интересно. Вероятно персы и арабы, а может хазары-евреи доходили до Ладоги и выше с целью торговли и сбора дани. Валаам, Нево — слова еврейские. А может все от ариев из Индии? Или от скифов, выходцев с Ирана?  Ведь по некоторым данным иранцы называли потомков скифов русами (Фирдуоси, Низами, Джами, Навои)). Скифы они ведь разные были.

Например, пахари себя называли сколотами. Они, по мнению академика В.А. Рыбакова, и есть предки славян.  Колоксай, сколоты. Что-то близкое. Везде присутствует корень «кол» - солнце.
Откуда взялся норвежский бог Один? Есть мнение, что даны (датчане) вышли с Дона и привел их к Балтике Один. С ним пришли алланы (осетины) и многие другие народности, бежавшие от войны. Сам он расселился на одном из датских островов. Шведы по легенде -бывшие датчане. И вот еще. Слово Родина таинственно перекликается с именем Один. Видимо не зря, потому как многие исследователи считатют родиной Русского каганата Придонье, носителями культыры их выступали сармато-алланские племена.

Алекс обратил внимание на древнескандинавское имя Эрик. У восточных людей Эрлик — это злой демон, схожий с чертом или дьяволом. У китайцев с «эр» даются имена вторым сыновьям — Один (первый), Эрик (второй)? В настоящее время Эрик имя святого заступника Швеции.
Есть и другие восточные варианты варяжских имен: «тур, туре, турд». У скандинавов «тур» - бог, у тюрков — крепость, у туранцев — бык. Откуда же пришли варяги в Скандинавию? Известный путешественник Тур Хейрдал предполагал, что Один и его соплеменники в I веке д.н.э проживали в Причерноморье и ушли на Север только по причине опасности со стороны римлян. Может на север пробрались потомки туранцев? Опять же: хакун, акун, якун, хокан (высокий сын).

 У тюрков - каган (правитель). Есть и другие многочисленные схожести как например Гуннар (гун — воин), Алдан, Борич. От волка (Бури) варяги тоже далеко не ушли. Удивило сочетание Хрерик — Рюрик. Не от Хрерика ли пошло на Руси слово Хряк? Все может быть. Может быть от подземного бога Эрлик пошло варяжское имя Эйрик? Им, в частности, был норвежский ярл в конце Х века. И ярл, наверняка, от ярило (солнце, бог плодородия). Вполне возможно, что многие слова (город, гард, гардарик), то есть огороженная земля,  имеют общие индоевропейские корни.
Язычники были более терпимы к новым богам, - принимали их, а потом отказывались. Тем более, что скандинавы имели сходный языческий пантеон богов со славянами и имели сходные с ними религиозные представления и обычаи.

Норвегия, в частности, переводится как путь на Север. Вопрос. Откуда  и как норвежцы пришли на Север? Скорее всего  с кочевых просторов Средней Азии, с Востока, по суше и рекам через территорию славянских или до славянских племен, по той же Волге, Ильменю, Волхову. Путь был один, но не у всех одинаковый: одни ушли на Север, к морю, а  часть остались и решили жить в соседях с чудью и славянами (словенами). Те кто ушли, вернулись (готами) на материк разбойниками (викингами), а затем снова, на этот раз гуннами, были вытеснены на Север, в  места где их никто не мог достать — в родные шхеры. Брожение и хождение говорит о присущей скандинавам  жизни кочевой, походной.

О восточном (индоевропейском) происхождении варягов говорят и обнаруженные богатые срубные погребения (скифы) под курганами. Почти как в Туве. Весьма удивило наличие в захоронениях изображение Бога Одина с воронами. Не с усуньских ли времен? Они почитали воронов.  Не оттуда ли идут варяжские ноги? (Об усунях речь пойдет далее).

Если да, то мы с варягами, как говорил Маугли, одной крови. Только на время наши усадьбы  с ними разделились — они ушли дальше на север, стали одинами, моряками (речниками), корабелами а славяне остались охотничать, добывать мед и копать землю. И государство их по-прежнему называлось Гардарика — государство готов.
По антропологическим характеристикам русским наиболее близки: белорусы, украинцы, латыши, литовцы, поляки, мордва, карелы, шведы, эстонцы, чехи, словаки, финны, немцы, датчане, норвежцы...

В генетике очень сложно. Например, не похожие на себя финны и якуты очень близки, а сходные внешне якуты и монголы — далеки. Русские относятся к лидерам по принадлежности к «арийской» гаплогруппе (53 %). Из славян, больше только у поляков (60%). Сколько у русских, столько же у киргизов (50%). Больше всего у таджиков и пенджабцев — до 80 %.
Алекс вычитал, что варяги  нужны были Новгороду для установления стабильного контроля над водными путями через восточноевропейские земли в богатые южные страны. На этой основе и для защиты от внешних угроз и возникло Русское государство. Обе стороны были заинтересованы друг в друге и взаимопомощи. Может это были и не две стороны, а одна, но разрозненная.




Здесь был Великий князь, министр Витте и священник Щеколдин



В 1870 г. на Русском Севере, у монасьыря Борису и Глебу,  побывал Великий князь Алексей Александрович с русской эскадрой под командованием вице-адмирала К.Н. Посьета. В состав эскадры входил корвет «Варяг», клипер «Жемчуг», шхуна «Секстан». Великого князя сопровождал Архангельский губернатор Н.А. Качалов и знаток Севера М.К. Сидоров.

В древней церкви Бориса и Глеба был отслужен молебен Однако князь был огорчен неблаголепным видом церкви, что по его мнению роняло престиж Российской империи. Офицеры пожертвовали на новый храм 605 рублей, а Синод выделил на строительство 31067 рублей. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1874 году. Великий князь пожертвовал храму иконы, четыре перемены священных облачений и одежд для особых торжественных служб и церемоний. Недалеко от церкви построили дом священника, состоящий из 12 комнат, рядом  баню и гостиницу.  Сейчас этого ничего нет. История начинается с начала, можно сказать с 1870 года.
Читая "Избранные воспоминания" Сергея Юльевича Витте, Алекс узнал, что министр финансов, создатель и первый шеф отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) был тоже в северных пограничных краях, о чем докладывал царю Александру III.

Доклад был составлен в августе 1894 года. На нем царь сделал резолюцию с пометкой о необходимости в Екатерининской гавани строить главный морской опорный пункт, причем гавань должна была быть соединена железной дорогой с одной из ближайших к Петербургу железных дорог. Это решение не состоялось, так как Николая II переубедили, и выбор пал на Либаву, который себя не оправдал. По мнению Витте, данное решение имело важные последствия, и вот почему. «Если бы император Николай - II издал указ о том, что надобно устраивать наш морской базис на Мурмане, то, несомненно, он сам бы увлекся этой мыслью. Тогда вероятно, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага - захвата Порт-Артура и затем не дошли бы мы и до Цусимы".
Вот ведь как бывает!

От одного, на первый взгляд, пустячного решения, зависят судьбы стран и народов, да и конкретных людей. Может быть, и дед Алекса по окончанию военного училища не оказался бы участником китайских и русско-японских событий. Во всем есть связь, вот она нашлась между Дальним Востоком и Заполярьем, и таким образом решение царя коснулось его семьи.
Витте не только просиживал в кабинетах, как часто имеет место ныне в правительственных кругах, но и путешествовал. Вместе с сопровождающими его лицами он на корабле поднялся по Северной Двине и Архангельску, проехал вдоль Мурманского берега, был у церкви Бориса и Глеба и через Норвегию и Стокгольм вернулся в Петербург.

Экспедицию сопровождал С.И Мамонтов, фотограф  и рисовальщик Александр Алексеевич Борисов. В поездке по Мурману Борисов сделал много карандашных зарисовок побережья, особенно гаваней и бухт, вплоть до границы с Норвегией. Наброски и работы маслом хранились у М. Кази, управляющего Балтийским судостроительным заводом в Петербурге, а затем были переданы в министерство финансов. Часть работ вошла в книгу Борисова «У самоедов», большая  - была куплена П.М. Третьяковым. Борисов первым открыл свету красоты заполярного мира. По этому поводу в 1983 г. вышла книга «Художник вечных льдов».
О том, что в заполярных краях был Витте Алекс узнал не только из его книги воспоминаний, но и из материалов заведующей Печенгского районного музея, действительного члена географического общества Вероники Мацак. В ее статье, со ссылкой на журналиста Львова, сопровождающего министра, по этому поводу говорилось следующее:

«... у самого берега министра приветствовали: священник лет 60-ти, Константин Щеколдин, его жена  и группа лопарей и лопарок. Мы очутились перед небольшой, но красивой деревянной церковью. После молебна священник пригласил гостей пить чай в его поместительный и весьма уютный дом с высокими окнами. Выстроенная для лопарей при помощи бывшего российского консула в Варде Д.Н. Островского школа, хорошо обставленная учебными пособиями. После Островского консулом был Розонов, который остался в Норвегии. Его сын - Росанов одно время являлся заместителем министра экономики Норвегии".

Далее рассказ в статье шел от имени Вероники Мацак:
«Константин Щеколдин священник Печенгского прихода с 18 февраля 1868 г. до 10 августа 1874 г. С 10 августа Пазрецкий приход выделился из состава Печенгского прихода, где в течение 42 лет, до дня кончины в ноябре 1916 г., отец Константин прослужил священником в звании (сане) протоирея. Новый храм построили в 1874 г. в 30 верстах на запад от Печенгского монастыря. Он был построен для лопарей.
Положительно о деятельности Щеколдина отзывались знатоки Севера, Мурмана и лопарей: Островский, Сиден-Снесер, Розонов, Харузин. Первая школа на Мурмане - это его школа. Ему помогала жена Мария Кузьминична. В 1895 г. ими была создана азбука для лопарских детей.
    
На 1994 год здравствовал его внук сын дочери Екатерины С.В.Ивановский. Он родился  в Пазреке.  Он помнит, что в книге гостей, заведенной дедом, расписывались Амундсен, Нансен, члены семей датских и шведских королей и великих русских князей, в частности Алексея Александровича, пожертвовавшего средства на постройку нового храма,  сохранившегося до наших дней.   Книга исчезла после ареста зятя К.П.Щеколдина, отца С.К.Ивановского.
В те уже давние времена Норвегия и Россия предельно упрощенно оформляли документы для посещения Пазреки, Киркенеса, Варде, Вадсе, Тромсе и соседи часто бывали друг у друга. Дружеские отношения Щеколдина связывали с норвежским епископом Бекманом, пасторами г. Киркенеса Ле Майре, Дитрихсоном. Особенно добрые отношения сложились с доктором Андреа Весселем и его супругой Элисиф Вессель.

За свой самоотверженный труд К.П.Щеколдин был награжден орденами Анны III и II степеней, Владимира IV и III степеней. Скончался он в ноябре 1916 г. в возрасте 70 лет, похоронен возле алтаря древней церкви. В некрологе, посвященном памяти К.П. Щеколдина (Архангельские Епархиальные ведомости 1917 г. № 1) автор относит его к «героям духа, носителям идеи», осуществлению которой он посвятил всю свою жизнь, подавая другим пример самоотвержения. Уже в дни болезни К.П. Щеколдина священником церкви Бориса и Глеба стал Назарий Алексеевич Синцов, приехавший из Кузомени. Во время Зимней войны (1939-1940 гг.) церковь сгорела и ее пришлось восстанавливать.

В 1965-1966 гг. при церкви Бориса и Глеба работала туристическая база. В эти годы с помощью норвежцев строилась Борисоглебская ГЭС и трест «Печенганикельстрой»  вместе с пограничниками и работниками «Интуриста» соорудили пункт безвизового посещения этого участка границы и территории СССР. Туристическая база «Борисоглебск» функционировала в течение двух лет. Здание бара было сооружено из бывшей казармы пограничников, там был маленький кинозал. Одна молодая пара из Дании проживала в гостинице несколько дней, проводя там свой медовый месяц. Норвегии не нравилось, что на базу допускались только скандинавы, как было определено соглашением, и базу, с окончанием строительства, закрыли, хотя она приносила неплохие деньги.

В июле 1991 г, внук и правнучка Константина Прокопьевича Щеколдина Ирина Сергеевна посетили Пазреку, поклонились родной могиле».
И вот снова посещение церкви. Участники богослужения 15 мая от поселка до плотины через реку Пасвик шли пешком, а затем ползли по сугробам до храма. Трудно себе представить, но так именно и бывает на Севере - на дворе май, а снега выше крыши. Ох, и размял господь косточки никельским бабулькам! Оказалось, что в храм можно попасть, только пройдя участок норвежской территории.


Рецензии