C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

9. По ту сторону Бабенок. Верхняя Ослянка

Наша лодка шла по Чусовой от Кровяного Берега вниз. После деревни Бабенки у камня Сосун мы пересекли границу Замултычья и теперь попали в новую страну - Ослянку. Древние песчаники разгладились. За Нижним мысом мы обогнули остров и справа появились первые крыши домов Верхней Ослянки. У съездов на спокойной воде застыли рыбацкие плоскодонки.

Корни деревьев удерживали осыпающийся берег, помнивший времена караванного вала.
Привлёк к себе внимание старообрядческий православный крест с голбцом и рядом - интересный памятник. Он собран из барочных лотов и колёс узкоколейки. Это самодельный памятник Железным караванам, в народе называемый "Колёса", установленный на высоком берегу. Находятся ведь энтузиасты, которые сами делают памятники "железным караванам", как это сделал П.И. Гилёв в селе Сулём. Собирают старые железяки, якоря и барочные лоты... Низкий им поклон!

*** СЕТЬ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ***
В XVIII веке началась эпоха уральских заводов, которая дошла и до этих вогульских мест. Вогулы помогали строить Сеть горнозаводской цивилизации. Судите сами. В 1735 году на горе Благодать вогул Степан Чумпин открыл богатое месторождение железной руды. Горный начальник В.Н. Татищев решает заложить завод на реке Кушве и пристань на Чусовой. В том же году вогул Иван Белов сделал первые "затеси" будущего тракта от Кушвы до Реки Теснин, длиной в 80 вёрст.

В 1735 году на Чусовой была устроена первоначальная Ослянская пристань для Гороблагодатских заводов, располагавшаяся между Верхним Мысом и деревней Ялуниной. Её место Татищеву показал вогул Иван Кучумов из деревни Копчик.
Чтобы отправлять пушки, артиллерийский припас и металл для камских предприятий, потребовалось соединить казенные заводы горного округа с Кунгуром. Кунгурский тракт от Ослянской пристани проложил вогул Пётр Шахманаев в 1738 году.
В 1739 году Сеть была готова, и Кушвинский завод выдал первое железо. Однако на строительство барок и коломенок "железных" караванов требовался лес.

В конце 30-х годов XVIII века Акинфий Демидов хотел строить завод на речке Илим. Горная управа не уступила Демидову эти места. Вместо завода на Илиме возвели плотину с прудом для пильной мельницы, которая поставляла древесину казённым пристаням Ослянка и Сулём. В 1743 году горный инженер Н. Клеопин при посещении стройки заключил: "…речка Илимка явилась для строения пильной мельницы весьма угодна".
Затем выяснилось, что проще строить на Илиме барки и сплавлять их порожними к казённым пристаням, чем отправлять туда лес. Ежегодно с Илимской верфи вниз по Чусовой отправляли свыше ста порожних барок.

В книге "Экскурсия учеников Нижне-Тагильского горнозаводского училища по реке Чусовой в 1908 г." об этом рассказал А. Дмитриев:
"Илимка, или Илимская пристань. Здесь строят суда, сплавляемые за 82 версты вниз к Ослянской пристани, где и грузят продукцией гороблагодатских заводов. Илим - это не пристань, а плотбище, или судоверфь. В Илимке видели судно — барку, приготовленную для прогулки горного начальника Гороблагодатского округа генерала Левицкого. Судно с полной обстановкой: мягкой мебелью, пружинными матрацами, кушетками, кухней".

*** К ИСТОРИИ ВЕРХНЕЙ ОСЛЯНКИ ***
Со временем вариант отправки кушвинского железа по Чусовой стал более важным, чем его доставка в Кунгур. В 1744 году заработала Илимская пильная мельница, казённую Ослянскую пристань перенесли ниже и расположили на правом берегу Чусовой. Впоследствии рядом расположилась заводская Ушковская пристань.

Таким образом, 1744 год  - год основания деревни Ослянская Пристань, он указан в путеводителе-лоции "Река Чусовая" (2010 г., под редакцией Евгения Тамплона).
В Энциклопедии Свердловской области Николая Рундквиста приводится 1775 г., что считаю ошибочным. Железо Кушвинских заводов, прибывшее по Гороблагодатскому тракту, требовалось грузить в готовые илимские барки с правого берега Чусовой. Вряд ли потребовалось целых тридцать лет, чтобы догадаться о переносе Ослянской Пристани. Первоначальное её расположение на левом берегу Чусовой, напротив Кровяного берега, было в основном рассчитано на доставку грузов до Кунгура.

Какая деревня не мечтает стать селом? Для этого нужно церковь строить. А для пристаней "железных караванов" вопрос церкви был первостепенный. Барки и коломенки ожидал смертельный путь мимо бойцов Молокова и Разбойника. Перед "отвалом каравана" служили молебен. Не все возвращались домой. Из-за гибели людей на сплавах на Чусовой был даже изменён обычай поминовения усопших. На Руси это делалось всегда в родительскую субботу, через неделю после Пасхи. Чусовлян стали поминать в Семик перед Троицей. Именно к Семику доходили до пристаней худые вести о том, кого ещё теперь нужно добавить в поминальные молитвы. Одним из наиболее почитаемых святых горнозаводского Урала был праведный Симеон Верхотурский.

В 1779 году в селе Кын построили первую деревянную церковь, она упоминается в описи Кыновского завода 1802 года. Та кыновская церковь сгорела в первый день Пасхи 11 апреля 1848 года, во время заутрени. Совпадение или нет, но именно в 1848 году Патриарх Анфим VI в спорах, когда именно следует праздновать пасху, призывал православных не следовать папской реформе и Григорианскому календарю. В 1848 году была возведена вторая кыновская деревянная церковь.
Ей суждено было стать первой ослянской.

С середины XVIII века в России запрещается строить новые деревянные храмы. В 1854 году в Кыну закладывают каменную церковь в честь Святой Троицы.  Каменный храм, заложенный при графе Григории Строганове, достраивается к 1864-1865 году его сыном, графом Сергеем Строгановым. Иконы для Свято-Троицкой церкви писал Павел Иванович Сюзев, в 1872 году назначенный на должность управляющего Кыновским заводом.

По описи 1869 года, в селе Кын насчитывалось четыре часовни и две церкви, построенные на средства Строгановых. Две – много? В том же году деревянную кыновскую церковь разобрали и перевезли в Ослянскую Пристань. В 1871 году однопрестольная церковь была собрана и освящена 8 ноября в честь Святой Живоначальной Троицы. Деревня Ослянская Пристань стала селом!
Ниже по Чусовой есть ещё одна деревня Ослянка – Нижняя. Ослянскую Пристань переименовали в Верхнюю Ослянку. Храм в Верхней Ослянке действовал до 1930-х годов.

Престольный праздник Святой Троицы собирал тысячи людей в селе Кын. Летом проводился крёстный ход с иконой Божией матери от Серебрянской церкви. От села Серебрянка люди шли к Ослянской Пристани, икону встречали в селе Кын у Троицкого храма. Крёстный ход собирал жителей окрестных деревень на всём пути в тридцать вёрст!

В конце XIX века Ослянская Пристань насчитывала 107 дворов и 644 жителя. После революции в Ослянский Совет входили десять чусовских деревень. В каждой из них был организован колхоз. Колхоз "Имени Первого Мая" был в Копчике, а в Ослянкой Пристани - "Имени XVI партсъезда". В Нижней Ослянке был колхоз "Новый путь", а в Бабенках - "Майский". В деревне Ялуниной был колхоз "Красный ударник". В деревне Грязнухе был крепкий большой колхоз "Красный Урал". Поблизости, в деревушке Мезенцевой (в Зимняке) колхоз назвали оригинально - "Имени 4-й большевистской весны"!

В 1928 году в селе Ослянская Пристань жило 500 человек, и было 119 хозяйств, согласно "Списку населённых пунктов Уральской области". Нынче остались "в живых" Верхняя и Нижняя Ослянка, да деревня Бабенки.


В 1950-е годы в Верхней Ослянке было отделение Николо-Павловского совхоза. Оно к 1970-м годам стало самостоятельным мясным совхозом с названием "Чусовской". Совхоз "Чусовской" тогда был известен высокими привесами и эффективным производством мяса.

Летом от пристани действовала паромная переправа через Чусовую к началу Кунгурского тракта. До Нижнего Тагила ходил рейсовый автобус. В память о погибших односельчанах на фронтах Великой Отечественной войны в селе установлен мемориал.

Когда-то в селе работала Ослянская турбаза, на которой заканчивался Всесоюзный маршрут №58 по реке Чусовой от Коуровской турбазы. Теперь турбазы нет, у моста над устьем Гугуевки кто-то строит большие хоромы.
Жителей в Верхней Ослянке остаётся всё меньше, работы нет. По переписи 2010 года в Верхней Ослянке численность сократилась до 191 человека. Разобрали даже детский садик. Есть почта и магазин. Некоторые дома брошены и развалились. Нас порадовал двухэтажный рубленый дом со старинными наличниками, свидетель былых времён. Молодцом, держится!
Есть ещё двухэтажное здание бывшей церковно-приходской школы, дому более ста лет. До сих пор работает "павленковская" библиотека, открытая в 1909 году.

Вернётся ли жизнь в Верхнюю Ослянку? Дорога от Нижнего Тагила до села в 2017 году была отремонтирована, по особому расписанию снова пущен автобус. Говорит Елена Вяткина: "Конечно, через год снова появились ямы и колдобины. Но что было раньше! Дорога была в буквальном смысле непроезжей. Сделано было многое, канавы, поднято дорожное полотно. Для сравнения: до ремонта добирались из Тагила за 3,5 часа, сейчас за 1,5 - 2 часа".
Поживём – увидим. Хотя жителям Нижней Ослянки, например, важнее, чтобы им дали наконец электричество.

Вообще, у нас на Урале можно и "крымские мосты" строить.  Да не один, а два! Уже есть план межрегиональной автодороги Нижний Тагил – Серебрянка – Кын – Кормовище – Березовка – Кунгур.  Речь о капитальной дороге с асфальтовым покрытием и двумя мостами - через реки Серебряная и Чусовая. Дороги нужны давно. Цена вопроса - четыре миллиарда рублей.

Напротив села по левому берегу тянулась мрачная стена Ослянского камня, отливающая синевой.  Местные жители удивлялись лодке с велосипедами. Рыбаки просились "покрутить педали". Мы прошли новенький мост и посмотрели место брода – пригодится знать, где здесь Чусовую переходить!
По правому берегу за мостом вздымались высокие горбатые горы. С них в Чусовую падает речка Ослянка. Она-то и дала название здешним деревням да камушкам.
А откуда такое слово здесь взялось и что оно значит, надо крепко подумать.


Рецензии