Лианозовская история

 Давно уже, в другой эпохе, когда Сталин, высшее человеческое существо на Земле, вдруг умер, обитатели наших бараков не сразу в это поверили, но репродукторы врать не станут. Мы то думали, планета вздрогнет, где то возникнут новые горы, высохнут маловажные моря,  некоторые великие реки потекут чёрт те куда, так должно будет случится, думали мы  но ни чего такого не произошло а краснодеревщик дядя Паша Приезжев, как будто только что умывшись, почти весело сказал.
- К Сатане отправился негодяй. Многие тысячи людей  повалили к Дому союзов,  я же способный к рисованию человек, потерял смысл жизни.
- Зачем жить, если самого красивого человека больше нет. Кого теперь рисовать Аньку Игольникову? Ещё чего. Хотя Коля Мижуев, перезрелый б...ун из нашего барака сказал про неё. что из неё красивая бабёнка вырастит. Между прочим замаскированное слово вполне себе употребимо и востребовано. Не поленитесь посмотрите наши лубки.  За несколько дней до смерти вождя , меня около нашего барака на скамейке, выставив ногу, остановил какой-то не наш, бандит, оскалившись золотой фиксой спросил.
- А меня ты мог бы нарисовать?
 -Конечно, чего тут рисовать то.
- Я не для себя спрашиваю, это же ответственность, мне надо что бы похож был, настоящий что бы Сталин. И Люба тоже что бы похожа была. Ну ты понял?  Сталин как бы смотрит на Любу. Люба это жена Сафоныча, когда ты нарисуеш, это всё будет выколото на его груди. Если ему понравится он тебе ещё и денег даст, хотя тебе лет то сколько?
- Уже тринадцатый пошёл.
 И вдруг такое несчастье, Сталин умер Но жизнь без него не остановилась, в Лианозово всё осталось как было при нём, не понятно только почему меня вдруг  стала сильно напрягать  здоровенная, во всю стену картина, за спиной станционного буфетчика. Навязчиво - эротического свойства, версия картины Хруцкого "Цветы и плоды". Цветы были грубыми и бестыже - пошлыми, а плоды маслянисто похабными. Спустя годы, они мне вспомнились на выставке Машкова на Кузнецком мосту. А на станционной площади в Лианозово, всё радовало глаз и велосипедная мастерская и парикмахерская и ремонт обуви и фотоателье и керосинная лавка, и что то ещё, за железной дорогой..Как что, моя однокласница Ольга, дочка фотожурналиста Тополя, красивая и выше меня. Иза этого я её и не очень жалую. Ну это на той, а на нашей, какой то мужик, пъяный и красивый, в кирзовых сапогах и выцветшей гимнастёрке срывая глотку  громко и хрипло орёт про Сталина.
 -  Ни какой он нам не отец, столько тыщь за него родного, жизнь отдали.  Как скотиной на фронте нами распоряжался,  Он даже заплакал, расстроенный тем, что его не понимают.
- Чего это он разошёлся то? а у него оказывается душа разболелась.
- Ты не очень бы про него, предостерёг его пожилой человек в гражданских брюках и в  офицерской гимнастёрке без погон.
 -Дивизию, как шелуху от семечек со стола смахнул и не только нашу. Плачущего, его кто то повёл к керосинной лавке. Война  уже давно как кончилась,   а инвалиды, безрукие, безногие, безглазые, всё ещё попадались  В велосипедной мастерской пожилой мастер, из сломаных велосипедов, делает почти как новые другие. Потом он их  красит синей краской и вроде бы продаёт. Рядом с ним парикмахерская. Я был в ней много  раз. Сидишь себе в кресле, собой в зеркале любуешься  и что там на улице то же видишь. Ну вот пожалуйста, прямо к парикмахерской, с жутким треском подкатил трёхколёсный мотоциклетный диван а на нём одноногая тётка с маслянистым лицом. Вот бы на таком, подумал я про диван, на рынок или за керосином.
-Ну вот вам "полубокс" молодой человек, говорит мне вежливый и старый парикмахер Семён Михайлович Белов, который знает  нашу  семью и всегда всем нашим, передаёт привет.  И вдруг что я вижу..К тётке на диван                                                                                                                                подсаживается преотвратительный тип, с лицом  лошадиного черепа и маленькими глазками под нависающим над ними  похожим на обух лбом. У Босха есть такие типы. Посмотрел я на него и про бидон для керосина вспомнил, забыл в парикмахерской.  Керосинная лавка рядом, площадь перейти. В лавке две приветливых усатых тётки.Там и стёкла для ламп и фитили для керогазов продаются. Там прекрасно пахнет, керосином. А в буфете копчёной колбасой и ливерной.
-А где мы тогда жили?
- В бараках Их же было море, Москва порт пяти морей и вообще жители Советского союза моряки. Но мне  ещё на рынок, он в десяти минутах ходьбы. На рынке, что угодно можно купить даже тетрадки, и варенцу, да что хочешь и книжки и этажерки..Я мечтал о бамбуковой этажерке, такая красота. Но мы живём в бараке Да и вообще ни к чему все эти детские воспоминания. Мелкие, пустяковые. Лучше о другом. Лето прошло без Сталина
   Зимой начиналась моя другая жизнь На катке ЦДКА, я нечаянно сбил с ног одну  девчёнку. Пока мы на животах скользили с ней к скамейке, я успел её рассмотреть вблизи и сразу полюбить. В нашем столкновени виноваты обстоятельства, рассудил я.
 -Давай завтра на трамвайной остановке встретимся, - говорю я ей.
-Давай. Мы оба виноваты, не геройствуй.
- Знаешь, мне кажется, что ты самая красивая девчёнка в Москве, но если завтра к остановке Ты не придёшь, я тебя забуду и стану ездить на другой каток.
- А Если у меня в воскресенье, то есть завтра, день  рождения и я по уважительной причине придти не смогу, ты всё равно поменяешь каток? Когда на скамейке мы сняли коньки и я взялся отряхивать её от снега, она сказала.
- Между прочим меня зовут Светланой и я собиралась пригласить тебя в гости.
 -Собиралась или приглашаешь?
-Приглашаю.
- Ладно, тогда конечно незачем, менять каток, Спасибо приду. Я Спартак.
 - Мог бы между прочим сказать  - "обязательно".
- Не мог, я верю в приметы. Ведь если сказать "обязательно,"значит дать им возможность  сыграть с тобой злую шутку.
- За это ты можешь не понравиться моему дедушке.
 - Почему?
 - Потому что ты сказал глупость . 
- Он у тебя кто?
- Альпинист, а вообще,  профессор Московского университета.
 - Только тебе придёться приехать в Лианозово, там у меня бабушка с дедушкой зимой  и летом живут. У них там свой дом в дачном переулке
 - Кажется мне, мы с твоим дедушкой, не понравимся друг другу. Но таким, что бы ему  понравится, я стараться быть не буду.
- Меня твои предрассудки особо не волнуют.
 -  Зачем ты тогда меня вообще  пригласила?
- Это же я виновата, что мы с тобой столкнулись, а ты повёл себя как настоящий мужчина, сделал вид, что всё произошло из за обстоятельств.   
-Таким  ты ему может быть всё же понравишься. 
-Света Давай  коньки.  Когда мы встали со скамейки я увидел, что она прихрамывает, а на Селезневке совсем расхрамалась.  Я понадеялся, что у меня хватит сил донести её до дома на руках.
- Даже не думай.  Нам ещё далеко.
 - Я попробую.
- Тогда давай коньки мне.
- Я  поднял её и она обняла меня за шею. Сделав  шаг я чуть было не заорал от  дикой боли в коленке.
- Вот уж это ни к чему, подумал я.
 - А далеко это твоё далеко?
 - Минут семнадцать идти.
- Послушай, у нас на двоих,  две здоровые (в смысле не больные) ноги. Попробуем поддерживая друг друга поперемещаться.
- А это твоё словище, понравилось бы моей бабушке. 
-Почему?
 - Потому что она филолог.
 - Ну тогда давай попробуем?
 - Давай, попробуем.  Смотреть на нас со стороны, было  наверно смешно. Расстояние в семнадцать минут, мы преодолевали наверно  полчаса. Их дом выглядел игрушечным. Такие крошечные, я видел потом на Златой  улочке в Праге, только Светланин был двухэтажным, на две семьи. На верху, знаменитый рабочий со своим  семейством жил. В Лианозово, в воскресенье, я стоял прихромавший к дому более красивому и большому  чем тот в семнадцати минутах от катка.   Стоял я перед этим редкостным, в наших местах домом, у нас то всё бараки и бараки, и  сомневался  стоит ли мне минут через семь, в него входить. Они меня не знают и я, кроме Светы, никого из них не знаю а привередливый профессор, мне вообще не по душе. Меня встретит Света, а седой её дедушка, оценивающе будет меня разглядывать, что бы за, что нибудь совсем меня не полюбить. Но встретила меня её бабушка а я нечаянно оцарапал ее еловой веткой с тремя шишками. Пришла нарядная Света и этой ветке обрадовалась.
-Я в окошко увидела, что ты всё ещё прихрамываеш, сочувствую.
- Я поздравляю тебя с днём рождения и вот подкова на счастье, сказал я торжественно. Подарок мой её кажется испугал,  и тогда я решил тем более к ним не идти.
- Света, ты меня извини  сегодня я к тебе, ну ни как,  понимаешь..  Я пойду?  И  сам себя презирая, я пошёл, стараясь не прихрамывать. На этом история со Светланой могла бы и совсем закончится, если бы за спиной строгий голос меня не окликнул
- Молодой человек, остановитесь. Меня догнал, застёгивающий  на ходу пальто  не старый ещё человек и  я догадался, что это Светланин дедушка.
- Спартак,  могу я попросить Вас об одном одолжении.  Я выполняю просьбу Светланы, я её дедушка. Мне поручено узнать, не могли бы Вы, неотложные и важные для вас дела, перенести на завтра, оказывается Светлане и в голову не могло придти, что Вас на её празднике не будет. Да, и подарок ваш, ей показался милым. Именно так она и сказала.  Ну вот что делать?  Конечно по мужски Вы поставили себя в затруднительное положение, я понимаю. Но ведь не пойти на встречу Светлане, по моему, тоже как то не очень, согласитесь. Предлагаю,  вернуться вместе. Спартак, поверьте, это будет мужским поступком. Меня зовут Константином Владимировичем.
- Да, Вы правы, сказал я подумав. С моей стороны это свинство, надо идти вместе. Вернувшись, мы с Констанином Владимировичем поняли, что сделали правильно  вернувшись вдвоём. Прошла замечательная зима. Нет ещё не прошла. В конце февраля у меня тоже был день рождения и вдруг, раньше я за собой такого не замечал, я понял, что мне неловко приглашать Свету в гости. Ну что она увидит? Барак, совсем простую мамку, тесную конуру, дедушку работающего в пожарке, я же не стану ей рассказывать, что в прошлом, он был очень известным в Москве портным. Через минуту я запрезирал себя. Я сам себе был противен. Из почты я позвонил Светлане и сказал.
-Через неделю у меня день рождения. Я приглашаю тебя в гости.
- И если ты даже по самым уважительным причинам..
-То ты поменяешь каток, слышу я её весёлый голос.
-Нет я сказал бы тебе вот что.
- Если раньше ты мне нравилась, как самая красивая девушка Москвы, то сейчас я ищу хороших,  но кроме самых простых слов не нахожу..Ну вобщем. - Если раньше, ты мне просто нравилась, то теперь я тебя просто люблю. Неожиданно для меня и мамка и дедушка Светлане понравились, особенно дедушка.Уже после армии, летом, я со Светланой едва не столкнулся в метро на Маяковке.
-Нормально, подумал я, по другому ни как. Светлана была в хорошем настроении и почти не изменилась.
 -  Столько народу в Москве, а мы с тобой как буд то вчера договорились тут столкнуться и вот  разглядываем друг друга. Ей было весело.
 - Я  по тебе скучал , даже письма писал.
- Но я их не получала .
-  Я их стал колекцинировать. Огромную коробку насобирал. Они мне казались не выразительными по этому не отправлял, не решался. Света, у тебя время есть? Может быть придумаем, что ни будь? Предлагаю пойти в кафе - мороженное. Не слишком самонадеянно с моей стороны?
--Спартак, ты помнишь, тогда на моём дне рождения? Когда ты произвёл на дедушку странное, но хорошее впечатление. Он сказал, что ты не скучный. Мне было приятно. Так что твоё чрезвычайно самонадеянное предложение  принимается? Ты попрежнему тот Спартак?
- Да, я к этому имени привык. 
-Спартак, посмотри мне в глаза.Ты меня видишь? - Вижу, ты всё же другая. Что то произошло?
- Да, ты даже не сделал попытки меня поцеловать.Ты мне не рад?
 - Я к тебе, такой другой, привыкаю.
- А я тебя люблю крепко крепко, вот так.
-Светка, я о твоём поцелуе мечтал в армии, это наш хоть и три тысяч третий я его воспринимаю как первый  уже взрослый и чувственный.
 - Светка,  у меня сердце не на месте,  ну к чему я должен быть готов?  Перед кафе - мороженое, маленькая девочка отдала нам свой воздушный шарик, который я привязал к Светиному стулу, что бы он не мешал нам старательно приобретать ангину. Мы просто сидели и ели мороженое.
--Всё, я больше не могу, сказала она поднимаясь и отодвигая стул.
- Спартак, мой жених на улице, наверное уже в панике, Шарик прощай. Проводив её до того места, где она разрыдалась, я поцеловав её мокрые глаза прошептал.
 - Пока моя любимая, до очередного столкновения? Оглянувшись, я увидел её стоящей  на прежнем месте.
Такая вот короткая история. А два дня назд
  Кривой, приземистый,такой убогий и родной барак, отковылял в историю. Я ещё в  армии получил от мамки письмо, в котором она счастливая сообщала, что у нас теперь  три окна не считая балконного, кухня с газовой колонкой, санузел совмещённый, прихожая с антресолью..Вот бы увидели отец твой с дедушкой, не довелось им так пожитьть. В нашем же доме получили квартиры и Раковы и Межуевы и Игольниковы. Стоит мамка передо мной и плачет. Мам, ну всё же хорошо.А ты посмотри куда я дедушкин "зингер" пристроила А это? Помнишь ты мечтал. Да вот же она красивая бамбуковая
Это приложение к последней истории. Такое было настроени. Следующее столкновение наверное будет уже не скоро. Может быть через жизнь?  Светлана выходит замуж. И всё таки..
Моя история без неё.
И вот после армии, (почти в любой вуз без проблем).  Пять лет учёбы, нудной, ненавистной, безрадостной, без студенческой романтики,  благополучно, хотя всяко было, с получением диплома, закончились. Теперь куда перст ректора укажет. А он указал на Воронеж, город новый, красивый со сталинскими   излишествами. Архитекторы везде нужны, на мой взгляд излишества лучше бараков. Сталинская программа восстановления разрушенных войной городов, была выполнена, во всяком случае в Воронеже. И только там я осознал, что такое архитектор. Он нужный обществу человек. Одним словом в Воронеже я задержался на пять лет.
 Мастерская наша  располагалась тем не менее в довоенном деревянном строении, где всё скрипело и как то по корабельному пахло. Может быть и не по корабельному. Я никогда не был на деревянном корабле, наверно просто деревом. Нет, было там что то. Отдавало одновременно Мелвиловским тесным  китобойцем и раздевалкой на любимом нашем московском катке. Мой стол и кульман были придвинуты к окну. Однажды мне показалось, что маленькому коллективу  из пяти человек, я не нравлюсь. Мне не трудно было  догадаться, что не всем, а  одному из них, простому как веник, плохо постиранному, до блеска выглаженному и вообще в тюбетейке, который с самого начала вызывал во мне желание дав ему почётную грамоту куда - нибудь его выкинуть. Причиной тому была конечно Елизавета, девушка не здешняя, она из мест, где знают, как бывают прекрасны виноватые женские глаза как очаровательны другие их совершенства и их умная ироничность и едва угадываемоё их желание быть ближе. Почему она здесь среди бескрылых  тусклых людей. ей тут плохо.
- Ты тут не к месту, улетай, сказал я ей.
- Хорошо, ты хорошо придумал. Но куда?
-Вон оно что. Этому глаженому в тюбетейке показалось что миловидная Елизавета с её виноватым взглядом, объект моего вожделенного изучения.  И ведь он собака изощрённо наблюдателен, врезать бые ему за "вожделенное изучение" Внутренне я не мог не похвалить сам себя за хороший вкус.  Обезоруживающее простое имя Лиза. Её виноватые глаза виноваты тем,что они прекрасны, так же как и ноги и голос Они не могли не принадлежать ей, жизнелюбивой, стройной, иронично улыбчивой прекрасной девушке, привязыающей скучные пятиэтажки к реально существующим местам, иногда к упразднённым кладбищам.
- Лиза, сказал я громко, стоя перед коллективом, буквально в ладошке, от тюбетейки.
- Моё социалистическое сознание не позволяет мне держать коллектив в неведении  и как мне показалось в нетерпении узнать какие у нас с тобой отношения. и чем подробнее тем лучше.Что бы, если потребуется успеть  переживающему за нас коллективу нам помочь предотвратить... одним совом коллектив считает своим долгом влезть со своими рогами и копытами к нам в постель..
-Давайте попробуйте..
 Я увидел в её глазах искринку, бесинку. Какая молодец
- А  ты про постель не погорячился?
- Да погорячился.
-Так вот, чего уж там, сложив на груди руки, посмотрел я в глаза желающих.  Мы с Лизой от вас уходим, так сказать прощаемся. Отвальный   обед в кафе  мороженное "Одуванчик" Вино будет охлаждённым. Именно по этому, прощанье нас с вами, пройдёт без обниманий и целований. Наш поезд рано утром. Женская часть нашей компании всё таки изловчилась и с нами обнялась и расцеловалась. Девчонки оказывается давно всё поняли. После кафе мы пошли куда глаза глядят. Так наверно подумала Лиза. А мои уже увидели трёх этажный запущенный дом где я снимал угол. Восторга  у Лизы он не вызвал.
-Лиза, мой хозяин уже стар и иногда поскребётся по шкафу, за которым я сплю и без  восторга спросит
- Вы давно хорошего чая не пили? Тогда прошу вас составьте мне компанию. Он провизор на пенсии, умён начитан и очень интересен.как собеседник. Когда я открыл дверь,он вышел нас встретить.
- Я вас в окно увидел, когда поливал свой лимон.Что то случилось? Вы такие радостно- взволнованы.  Есть причина Вацлав Алексанрович.  Мы с Лизой ушли из конторы. Было не просто. Я без лишних слов нарезал колбасы  хлеба, откупорил белоголовой и мы хустально соеденили рюмки. Что было потом пока неизвестно..






 


Рецензии