Евангелие пророка Есенина. Инония

Революция послужила Есенину удобным предлогом для попытки рассказать о своей вере, той, в которую поэт мечтал обратить людей новой эпохи. Это не означает предложение о переходе в иудаизм, ислам, буддизм, это посвящение в веру, основанную на Знании, доступном всем, и при этом, чтобы человек оставался человеком, а не был «овцой», нуждающейся в пастухе.
Библия была настольной книгой Есенина. Вот что он говорил по этому поводу: «Школу я закончил церковно-приходскую и нас там Библией этой как кашей кормили. И какая прекрасная книжица, если ее глазами поэта прочесть! Мне понравилось, что там все так громадно, и ни на что другое в мире не похоже. Было мне лет двенадцать, и я все думал: вот бы стать пророком и говорить такие слова, чтобы было и страшно, и непонятно, и за душу брало. Я из Исайи целые страницы наизусть знал». Есенин начинает «проповедовать» свою религию в ряде поэм, написанных в период с 1918 по 1919 годы.
По большому счету, Есенинскому Евангелию должны быть посвящены отдельные исследования. Чудовищная ошибка, рискну сказать – преступление, что таких вдумчивых и серьезных работ до сих пор нет. Ниже вам представлены мысли автора, в меру скромных возможностей постаравшегося вникнуть в глубину мыслей и идей великого поэта.
И начнем с его   первой и, по сути, основной поэмы.

~ Инония ~
Поэма посвящена пророку Иеремии. Иеремия – «Бог возвеличил меня» или «Я прославил бога». Он был самым суровым из всех пророков, жестко критиковал порочность духовенства и народных лидеров. Как и предупреждал Иеремия, Бог проявил себя в строгом суде и серьезном наказании Израилю, т.к. Вавилон разрушил Иерусалим, предал Храм огню, население угнано в изгнание. Иеремия принадлежал к наследному роду священников, но вместо служения алтарю призван на служение Слову Божьему. Он посылается глашатаем воли божьей ко всем народам. Иеремия должен был «искоренять, разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать». Разрушать ему предстояло заблуждения и иллюзии, а насаждать – семена истинного богопочитания. На всей жизни Иеремии лежит печать трагичности. Заступник народа, болевший за него душой, он вынужден говорить ему горькую правду, беспощадно ломать укоренившиеся взгляды, предсказывать катастрофы, быть их свидетелем и участником.
Первые его проповеди были направлены против тех, кто слишком полагался на политическое возрождение царства. На власть без бога, т.е. без души и морали. Благословение Божие сохранится, говорил пророк, только при трех условиях: а) если люди покаяться, б) будут свято блюсти законы справедливости, в) станут уповать только на Бога, а не на силу земную.
Слова из Откровения Иоанна: «И увидел я новое небо и новую землю» подарили Есенину название, но пророком в отечестве не он себя назвал – пророческие «полномочия» входят в «набор гения».
«Инония» – «иная страна» – это, конечно же, Россия, взорванная революцией. Россия, в которой начали богостроительство, но без бога. Богом был объявлен пролетариат. Станислав и Сергей Куняевы в своей книге дают следующую трактовку поэмы: «Это не примитивный атеизм или хулиганство, это переосмысление божественной воли, попытка по-новому истолковать само христианство, сделать его ближе и доступнее для человека». Это объяснение удобное, и в чем-то может показаться верным. Но и все же, меньше всего Есенин стремился «истолковывать христианство по-новому», или делать его «ближе и доступнее». Он говорил прямо и откровенно, что, то христианство, которое веками насаждалось миру, отвергается им. Ибо он «иное постиг учение». Ничего полезного ни для себя, ни для людей он, «пророк Есенин Сергей», в этом ложном христианстве не видит! Более того, религия, ради внедрения которой были истреблены миллионы в Европе и треть населения Руси, не могла найти отклика в душе поэта. Пытаясь все-таки разобраться во взаимоотношениях Есенина и Бога, те же авторы напишут: «он не ходил в церковь, справедливо полагая, что церковь – это одно, а душа – другое». Не придерешься. Но эту дипломатичную формулировку можно осмыслить по-разному. Вплоть до того, что Есенин в бога не верил. Но нельзя же, чтоб у березок и без бога!
Есенин в Бога верил. Только не в того, который «по часовням висит в рязанях», безучастно взирая на паству. Бог для Есенина – Высший Свет, Абсолют, Разум, царящий во Вселенной. Неподвластная человеку Высшая Мудрость и Справедливость, Могущественный Строитель Вселенной. Бог Есенина – невидим, у него нет четко обозначенного имени, но его могущество неоспоримо. Это Солнечный Бог. Он в Природе. И потому вокруг все живое, дышащее, чувствующее. Вера – это состояние, в транс которого он может войти только в определенных условиях. А он живет в среде, где медитация малоэффективна. Когда Есенин пишет: «ты прости, что я в бога не верую, я молюсь ему по ночам», он имеет в виду бога, который «внутри нас», а не того, что на «виду». Его бог в той стране, «где тишь и благодать» /«знаю я, что в той стране не будет этих нив, златящихся во мгле, оттого так дороги мне люди, что живут со мною на земле». Страна во мгле – это Космос. В глубинах этого Космоса и существует бог, в которого Есенин верил. Там покой, так необходимый тем, «кто в пути устали».
Много позже, в знаменитом стихотворении «Мне осталась одна забава», он скажет: «… стыдно мне, что я в бога верил/ горько мне, что не верю теперь». Эти строчки будут переиначивать, приспосабливая под «удобное» толкование, чтобы русский поэт не выглядел безбожником. И концовку стихотворения «положите меня в русской рубашке под иконами умирать» зачтут как покаяние. В действительности Есенин говорил о наказании для себя. За «веселие мути и неверие в благодать»! То есть за то, что его личной верой так и не стало «старое инквизиционное православие». За то, что его Евангелие не было прочитано.
Итак, преображение России. Бог подобен крестьянской корове, готовой разродиться. Корова для России не просто домашнее животное. Это первая и главная семейная ценность. Как говорят обычно, желая показать незначительность потери: «Что мы, корову проиграли, что ли?» Корова в прямом смысле кормила всю семью, она была символом жизни, ее гарантией. Самое страшное, что могло случиться, это потеря коровы. Итак, для крестьянина нет ничего дороже коровы; крестьянство – больше половины населения России, вечно угнетаемое сословие. В городах эта роль отведена рабочему классу. Вся власть рабочим и крестьянам – таков лозунг. Но кто главнее: рабочий или крестьянин? Последний, ибо он кормит всю страну, а значит, и рабочего. Крестьянство, крестьянин с его коровой – вот где бог. Это потом прикажут: бога нет, а пока надо завоевать доверие, и потому «крестьянскому богу», т. е. все той же корове, поручено переустройство не только страны, но и мира. В годы совсем близкой коллективизации «корову» отведут на бойню, а пока коровьи «роды» «принимает» все человечество. Инония на одной шестой части суши явит Третий Завет, от которого вздрогнет весь мир.
Но. Этот образ коровы укладывается в поверхностное прочтение поэмы. Если же вчитаться более внимательно, то станет очевидным, что Есенин говорил не только не столько об обычной корове, лениво жующей сено в хлеву. Если прочесать поэму частым гребнем, обнаружится иная корова, куда более подходящая к космизму «Инонии». Речь идет о Хатхор («дом Гора», то есть «Небо»). В египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, плодородия, веселья и танцев. «Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы». Русская буренка приравнена к Корове Небесной. А вернее, стала ее ипостасью для России.
«Роды» именно этой коровы принесут новую веру, изменят сознание людей, освободят его от закомплексованности и страхов старого мира.
«Говорю вам – вы все погибнете, всех задушит вас веры мох». «Не хочу восприять спасение через муки его и крест / я иное постиг учение / прободающих в вечность звезд». – Здесь: отвержение через нее церковных догматов о Распятии, обещающего человечеству «спасение» от грехов. А также откровенное признание в знакомстве с Учением, о котором прогрессивное человечество вслух заговорит лишь тогда, когда будут найдены и расшифрованы Свитки Мертвого моря. В Катхе Упанишады это звучит так: «Просвещенный ни рождается, ни умирает, он возник откуда-либо, ни стал кем-либо; нерожденный, постоянный, вечный, изначальный, он не убит, когда убивают тело…». Из этого ясно, почему христианские гностики пренебрежительно относились к доктрине искупления через распятие.
«... нового времени я оставлю на земле следы» – т. е. заявляет о себе в качестве проповедника и мессии.
«... и вспашу я черные щеки земли нив твоих новой сохой» – новой верой «перепашу» души.
«... только водью свободной Ладоги / просверлит бытие человек» – возвращение в легендарную Гиперборею. А значит, к изначальной вере, несшей сакральные знания, отобранные пришедшим ей на смену ортодоксальным христианством.
«Прокушу Млечный Путь» – дотянусь до Космоса.
«Я другим тебя, господи, сделаю» – т. е. в рамках новой веры дам новое толкование.
«И тебе говорю, Америка» – Америка – олицетворение индустриальной мощи и прогресса. Но Есенин знал, что эти «достижения цивилизации» получены в ущерб вере и Духовности. И предупреждает: «опасайся по морям безверия железные пускать корабли». У нас – духовность за счет порабощения, у них – цивилизация лишает духовности. Это ясновиденье блестяще подтвердится во время посещения Америки и будет описано в письмах и в «Железном Миргороде».
«... проклевавшись из сердца месяца, кукарекнув, взлетит петух» – в христианской традиции символизм петуха позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Часто петух служит флюгером на церквах, символизируя бдительность по отношению ко всякого рода злу.
Согласно народным поверьям, ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. В романе Булгакова Варенуха спасается от свиты Воланда именно благодаря петуху, возвестившего рассвет. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке.
На символизм петуха наложила отпечаток легенда об отречении от Христа его ученика Петра. Желая предостеречь Петра от предательства, Иисус сказал ему на Тайной Вечере: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Крик петуха отметил окончание той ночи.
Евангелист Марк сообщает, что после третьего отречения Петра «петух запел во второй раз». Это было ранее утро Страстной Пятницы. Поющий петух – напоминание об отречении Петра, но также и символ его раскаянья и службы в качестве первого папы. Надо полагать, Есенин упоминает петуха именно в контексте отречения, продолжая свою мысль о замене догматов веры.
Суть своей веры поэт иллюстрирует образом «незримой лестницы» – одним из ключевых символов эзотерических учений: «не желаю небес без лестницы». Подъем вверх по ступеням лестницы – восхождение к вершине Истинного Знания. Завершение алхимического Великого Делания по совершенствованию Души и поиску Философского Камня. Кроме того, «Санта Скала – Святая Лестница, по которой Иисуса водили на допрос к Пилату».
 Консистенция смысла поэмы – в завершающих строках: «Наша вера в силе, наша сила – в нас». Вера, т. е. «бог», в нас самих. А пророк Есенин Сергей – третий после Иеремии и Иисуса приведет к истинной вере. Он предрекает «новый Назарет» и нового спаса, едущего на кобыле вместо осла. Здесь «Назарет» как имя нарицательное, для обозначения нового места рождения спаса, удобное и общедоступное, чтобы не «изобретать велосипед».
Кардинальный, основополагающий, сердцевинный вопрос в данном случае к автору только один: «Как будет происходить переход человечества к этой общемировой религии?», Ведь вряд ли здесь возможна «бархатная революция». Ни мусульмане, ни иудеи, ни, скажем, индусы, от своих религий так просто не откажутся. Тем более что Есенин ясно пишет, что огнем и мечом насаждение веры его мягко, скажем, не устраивает. Надо признать, что на этот животрепещущий вопрос ясного ответа поэт не дал. По крайней мере, в своей Библии. Но невозможно полагать, что он не думал об этом. У нас есть право на гипотетическое предположение: поэт собирался озвучить свое мнение на этот счет, но трагическая гибель помешала.
Как бы то ни было, «тайный спор с тайной бога» продолжен в «Сельском часослове», «Пантократоре», «Певущем зове», «Кобыльих кораблях».

©По книге Я. Кричевской «Пророк Есенин Сергей». При цитировании ссылка обязательна.


Рецензии
«Как будет происходить переход человечества к этой общемировой религии?». Да очень просто - через мою книгу.

Анатолий Чураков   17.04.2023 00:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.